- 4065
- 20-03-2019
- Автор: Команда Mysekret
- 0
В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:
- Развитие личности;
- Подготовка к школе.
Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.
Смотрите еще…
✅ Тонкости и секреты семейного воспитания детей
✅ Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет
✅ Как мальчика воспитать настоящим мужчиной советы
✅ Воспитание детей от 0 до 3 лет советы
Психологические особенности
В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.
Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:
- Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
- Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.
Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:
- Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
- Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
- Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.
Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:
- Раннее развитие ответственности;
- Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
- Ребёнок проявляет инициативу;
- Оказывается более подготовленным к жизни.
Минусов у индукции несколько:
- Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
- В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
- Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.
Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:
- Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
- Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
- На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.
Минусов несколько, но они достаточно губительны:
- Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
- Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.
Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.
Основные правила
Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.
Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:
- Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
- Контролировать, но давать свободу выбора;
- С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
- Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
- Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
- Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
- Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
- Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
- Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
- Избегать запретов и ложных обещаний;
- Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
- Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.
Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.
Методы
Воспитательные методы — это те способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное влияние взрослого (родителя, воспитателя, педагога, родственника, психолога) на сознание и поведение детей.
Выбор методов воспитания во многом зависит от возраста. Например, для организации деятельности дошкольников целесообразнее применять иллюстрации, а более старших — инструктаж.
Области развития ребёнка дошкольного возраста
Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:
- Физическое воспитание;
- Интеллектуальное;
- Нравственное;
- Социальное;
- Трудовое.
Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.
Физическое воспитание
Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:
- Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
- Начинать день с зарядки и физических упражнений;
- Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
- Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
- Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.
Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.
Интеллектуальное
Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.
В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:
- 1-3 года;
- 4-6 лет;
- 6-7 лет.
В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.
К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.
После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.
Нравственное
Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:
- До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
- До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
- Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
- Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
- После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.
Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.
Социальное
Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.
Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.
Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.
Трудовое
Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:
- Помощь в определении трудовой цели;
- Обсуждение трудового процесса;
- Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
- Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
- Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
- Обсуждение результатов;
- Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
- Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
- Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
- Подача правильного ответственного примера;
- Помощь советом или делом;
- Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.
Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.
Определения
Педагогика и психология детского воспитания представлена самыми многочисленными системами и школами. И в каждой из них сформулировано своё определение данного процесса в зависимости от того, какие идеи они в него закладывают.
Чаще всего используется определение русско-советского учёного и физиолога Ивана Петровича Павлова. Оно соответствует историко-философскому подходу в педагогике и психологии и политически нейтрально по сравнению со многими остальными. По его мнению, воспитание ребёнка — это целенаправленное и протяжённое во времени формирование общественно-необходимых отношений к целому ряду формаций и субстанций окружающего мира: природе, стране, людям и самому себе.
Отсутствует политизация и в термине всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Его определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения. Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином.
Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.
Для западных психолого-педагогических концепций взросление — не прогресс, а регресс, потому что ребёнок приобщается к порочному миру наркотиков, насилия, социального неравноправия и зла. Взрослый изначально воспринимается как грешник, который не имеет права воспитывать чистых и невинных маленьких «ангелочков». Он способен только обучать. Этим, собственно, и занимаются педагоги в многочисленных кружках, секциях, студиях и, конечно, школе.
Сколько концепций — столько и точек зрения на то, что такое правильное воспитание. Данное понятие менялось в течение тысячелетий и во многом зависит от общества, культуры, страны, политики. И всё-таки некоторые общие моменты психологи и педагоги выделяют.
Авторские методики воспитания
В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:
- Метод Никитиных — воспитание здоровых и умных детей. Педагоги-классики Борис и Елена Никитины рекомендуют начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их правильного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в нужных местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
- Метод Монтессори — всестороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует вначале учить письму, а затем уже счету и чтению. Метод Монтессори направлен на познавательное, трудовое, нравственное и социальное развитие;
- Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно недавно, но уже набравший огромную популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы растить самостоятельных детей, с детства развивая в них навыки познания, понимания и поиска решений. Метод крайне простой и эффективный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
- Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и предназначена для формирования умственных способностей с раннего возраста и до семи лет. Он основывается на уверенности в том, что дети могут бесконечно усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом знаменитые карточки Домана, а также упражнения для раннего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.
Существует огромное количество подобных методик, однако у каждого родителя свой характер и стиль поведения, поэтому редко кто становится приверженцем исключительно одной методики. Гораздо более частым и наиболее оптимальным вариантом считается принцип «отовсюду» — когда из каждой системы берётся самое лучшее и самое важное.
Формы
Чтобы воспитать ребёнка полноценной и успешной личностью, его нужно развивать многосторонне. Если, например, делать основной акцент на трудотерапии, то в стороне останутся нравственный, умственный, патриотический и многие другие аспекты. Поэтому изначально в занятия с малых лет нужно включать разные формы воспитания.
Воспитатели в детских садах и педагоги в школах стараются использовать разные формы воспитания для развития многосторонней личности. Однако каждой из них в равной мере должны уделять внимание и родители дома.
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:
- Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
- Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
- Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
- Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.
В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.
Поделись с друзьями!
more
Читайте нас в Дзен канале
Воспитательные системы
На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):
- Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
- Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
- Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
- Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.
Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:
Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.
Побудительная сфера
Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?
Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.
Кроме того, выделим и такие мотивы:
Быть лучше ровесников, соревновательный элемент. Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми
Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям. Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их. Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.. Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить
Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение
Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.
Сон
То, как малыш спит в обед, во многом будет влиять на его поведение и настроение в течение всего дня. Детские капризы, нередко, вовсе не показатель вредности ребенка, возможно он просто не смог отдохнуть днем. Следует выяснить регулярно ли спит в обед ваша кроха. Если нет, то почему. Причиной нездорового дневного сна могут быть как физические помехи (шум, активность других детей, холод, жара) так и эмоциональная тревожность. В таком случае стоит обязательно выяснить, что беспокоит малыша и как ему помочь.
Сон важен для всех
Литература
Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:
- Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
- М. Ибука «После трёх уже поздно».
- О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.
Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.
Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.
Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.
Стили
Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.
Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)
Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.
Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)
Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.
Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)
Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.
Хаотический (непоследовательный)
Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.
Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)
Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.
Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.