Произвольное внимание – это процесс сосредоточения внимания на определенном объекте с применением волевых усилий. Уже из определения понятно, что для дошкольника это очень непростая задача, требующая значительного напряжения. Произвольное внимание задействует волевую сферу, которая в данном возрасте еще только складывается. Однако все школьное обучение строится на произвольности познавательных процессов. Поэтому произвольное внимание необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста.
Психологические характеристики старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство — очень своеобразный период развития человека. Границы периода — от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый — этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), а второй — этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
В этом возрасте перестраивается вся душевная жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте формируется внутренняя жизнь души и внутренняя поведенческая регуляция.
В дошкольном возрасте, под влиянием обучения и воспитания, происходит интенсивное развитие всех когнитивных психических процессов.
Память. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный возраст для развития памяти. Память становится доминирующей функцией. Ребенок с легкостью запоминает разнообразные материалы.
Развитие памяти переходит от недобровольного и непосредственного к добровольному и опосредованному отзыву и напоминанию. В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) начинает формироваться добровольная память.
Память, которая все больше и больше связывается с речью и мыслью, становится интеллектуальной, формируются элементы вербально-логической памяти.
Думаю. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом от зрительно-актуального к зрительно-воображающему и в конце периода к вербальному мышлению. Тем не менее, основной тип мышления — визуально-воображающий. Дошкольник мыслит образно, но еще не овладел логикой мышления взрослого человека. Он/она решает мыслительные задачи в представлении, и его/ее мышление становится экстра-ситуативным. Формируются условия для таких психических качеств, как независимость, гибкость и любознательность. Появляются попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы являются индикаторами развития любопытства.
Адрес. В семилетнем возрасте язык становится для ребенка средством общения и мышления, а также объектом сознательного обучения, так как обучение чтению и письму начинается в процессе подготовки к школе. По мнению психологов, язык действительно становится родным для ребенка.
Развивается фонетическая сторона языка. Младшие дошкольники узнают об идиосинкразиях своего произношения. К концу дошкольного возраста процесс развития фонемы завершен. Словарный запас ребенка интенсивно растет. Развивается грамматическая структура языка. Дети изучают тончайшие закономерности морфологического порядка (структура слова) и синтаксиса (структура предложения). Ребенок учится грамматическим формам речи и активно расширяет словарный запас, что позволяет ему перейти к контекстной речи по окончании дошкольного учреждения. Он может пересказать прочитанную историю или сказку, описать картину, передать свои впечатления от увиденного.
Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте теряет свой первоначальный аффективный характер: различаются восприятие и эмоциональные процессы. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и аналитическим. В нем назначаются добровольные действия — наблюдение, рассмотрение, поиск. Существенное влияние на развитие восприятия в это время оказывает язык — ребенок начинает активно использовать названия качеств, характеристик, состояний различных объектов и отношений между ними.
Особенности развития младших школьников
При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.
Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.
Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:
- Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
- Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
- Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
- Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
- Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
- Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
- Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.
Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.
Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.
Внимание, его типы, функции и свойства
Внимание — это внимание. Это связано с интересами и талантами ребенка, от таких качеств зависят его свойства: Наблюдение, способность замечать в объектах и явлениях тонкие, но значимые черты. Внимание является одним из основных условий успешного приема
доступность для него объема знаний, навыков и установления контакта со взрослым. При отсутствии внимания ребенок не может ни научиться подражать действиям взрослого, ни действовать по модели, ни выполнять словесные инструкции. Развитие внимания тесно переплетается с развитием памяти.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и действиям, совершаемым с ними. Ребенок фокусируется на предмете или действии только до тех пор, пока его интерес к этому предмету или действию не ослабнет. Появление нового субъекта вызывает смещение внимания, так что дети редко занимаются одной и той же деятельностью в течение длительного времени.
Основными видами внимания являются: естественное и социально обусловленное внимание, прямое и опосредованное внимание, сенсорное и интеллектуальное внимание, непроизвольное, добровольное и постпроцедурное внимание.
Естественное внимание уделяется человеку с рождения как врожденной способности избирательно реагировать на конкретные внешние или внутренние раздражители, несущие элементы информационной новизны. Основной механизм, позволяющий такому вниманию к функции, называется ориентационным рефлексом. Социально обусловленное внимание формируется в течение жизни через обучение и воспитание и связано с волевой регуляцией поведения, с селективной сознательной реакцией на объекты.
Прямое внимание не контролируется ничем, кроме объекта, на который оно направлено и который соответствует фактическим интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание контролируется конкретными средствами, например, жестами, словами, подсказками, объектами.
Чувственное внимание связано с эмоциями и селективной работой органов чувств, интеллектуальное — с концентрацией и направлением мыслей. При чувственном внимании в центре сознания находится чувственное впечатление, а при интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Добровольное (умышленное) внимание — это внимание, которое сознательно направляется и регулируется. Это связано с волевыми усилиями и, как правило, зависит от конкретной поставленной цели.
Речь как главное средство развития произвольного внимания
Слово выступает средством организации внимания. Дошкольник выслушивает просьбу или инструкцию взрослого и выполняет соответствующие действия. В данном случае стопроцентно задействуется именно произвольная функция внимания. В первую очередь ребенку приходится прислушаться к тому, что ему говорят, а затем перенаправить внимание непосредственно на действия и объекты («принеси синюю чашку», «сначала расставь большие кубики, а на них – поменьше» и т.п.).
Речь – самое действенное средство, направляющее внимание дошкольника. В младшем дошкольном возрасте слова, которые произносит взрослый, по сути, служат инструкцией ребенку, куда нужно посмотреть, к чему прислушаться, как повернуться и пр. И на первых порах они имеют простейшие формы: «смотри, как я делаю», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки у елочки».
Но с каждым годом дошкольник все больше может охватывать вниманием. Поэтому ему посильны для усвоения многошаговые инструкции и распоряжения. Например, воспитатель обучает ребенка рисованию акварелью: «Каждый раз окунай кисточку в воду, а затем в краску – так краска будет лучше ложиться на лист. И обязательно нужно вымыть кисть перед тем, как использовать краску другого цвета.» Это уже алгоритм, который следует использовать постоянно при рисовании. И ребенок с этим справляется.
Чем полнее дошкольник сам осваивает речь, тем больше расширяются его возможности волевого выбора объектов, которым он по очереди будет уделять внимание. Многие дети охотно проговаривают, как они сначала сделают одно, затем посмотрят другое и т.д. Это значит, что они самостоятельно используют слово для управления вниманием.
Взрослым следует побуждать ребенка к тому, чтобы он рассказывал, чем он занимается, что хочет нарисовать или построить. Такой простой метод позволит дошкольнику не отвлекаться и довести свое маленькое дело до конца.
Речевые навыки старших дошкольников позволяют им целенаправленно уделять пристальное внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, мимолетно заинтересовавшись чем-то. Однако полученный ответ может пробудить дальнейший интерес, и дошкольники сосредотачивают внимание, чтобы узнать еще больше.
Характеристики добровольного внимания
Основой добровольного внимания является управление предполагаемой целью. Этот вид внимания немыслим без определенного усилия воли со стороны индивида и его формирования в процессе деятельности. От этого возникло второе название — добровольное внимание (активное, умышленное).
Когда человек решает заняться определенным видом деятельности, он реализует это намерение, сознательно направляя свое внимание на то, что может его не заинтересовать. Тем не менее, для достижения этой цели необходимо участвовать в ней. Основной функцией волевого внимания является высокоактивное направление хода психологических процессов.
Соответственно, детерминантами добровольного внимания являются не биологические, а социальные показатели. Этот вид внимания не формируется в организме ребенка, а развивается в процессе взаимодействия со взрослыми. Несмотря на явные отличия от непроизвольного внимания, добровольное внимание невозможно без эмоций, интересов и жизненного опыта.
Независимо от разницы между добровольным и недобровольным вниманием, их не нужно разделять и противопоставлять. Непроизвольное внимание развивается из непроизвольного, и нельзя просто развивать добровольное внимание. Основа его формирования включает в себя следующие компоненты:
- Интересы,
- желания ребенка,
- хобби.
Руководящая функция добровольного внимания представлена активной регуляцией хода психических процессов. Исследователи сконцентрировали внимание на феномене добровольного внимания как деятельности, направленной на регулирование поведения, поддержание стабильной селективной активности.
Особенности добровольного внимания
Для дошкольного возраста наиболее важным является целеустремленность внимания. Она определяется задачами, которые человек начинает ставить перед собой в той или иной деятельности. Это также организованный характер деятельности, когда дошкольник выражает желание уделить внимание конкретному предмету.
Ребенок сознательно ставит цели и активизирует умственные процессы, необходимые для их достижения. Он начинает поддерживать свое внимание в течение длительного периода времени и определяет деятельность по задачам или плану, через который он выражает свои намерения.
Причины, определяющие произвольное внимание:
- Интересы ребенка, которые мотивируют его к участию в данной деятельности;
- Понятие долга и обязанности, которое претендует на необходимость как можно более эффективного выполнения определенного вида деятельности;
- Формирование добровольного внимания, отражающего ориентацию интересов личности и обозначающего ее личностные и волевые качества.
Уже А.А. Ухтомский писал, что непроизвольным вниманием «управляют» (распоряжаются) объекты внешнего мира, а «хозяином» добровольного внимания является личность взрослого или ребенка.