Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста МКДОУ 3 «Радуга» г.Кирс Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста. — презентация


Картотека игр-бесед с детьми по гендерному воспитанию

Транскрипт

1 Картотека игр-бесед с детьми по гендерному воспитанию «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злится, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит, стирает белье и т. д. После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: -Чем похожи наши мамы (папы)? -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? -Какие внешние признаки их объединяют? -Какие качества присущи всем мамам (папам)? -Кем вы будете, когда вырастете? Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них. «Волшебный цветок» 1) вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая колдунья поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу. 2) вариант «Как я дома помогаю?» Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

2 Материал: цветок из разноцветного картона (лепестки съемные, вставляются в серединку). Дети по очереди отрывают лепестки от цветка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы. 3)вариант «Кто я в семье?» Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.) Материал: цветок из разноцветного картона (лепестки съемные, вставляются в серединку). С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? «Дом добрых дел» (со средней группы) Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям. Материал: конструктор Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом построили. Сколько добрых дел можно сделать! «Давайте говорить друг другу комплименты» Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка — в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой). К детям в гости пришли куклы. — Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех

3 девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше тоже понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если кто-то окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям. «Пожелания» Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка) Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…» «Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помочь девочке перенести тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д. Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д. «Ушки на макушке» Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

4 Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним». Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима. «Отгадай профессию» (со старшей группы) Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач). После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т. д.) работают врачами? Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему? «Собираемся в гости» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными. Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски, сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки). Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости. Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться. Остальные дети наблюдают за своими друзьями. «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

5 Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злится, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит, стирает белье и т. д. После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: -Чем похожи наши мамы (папы)? -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? -Какие внешние признаки их объединяют? -Какие качества присущи всем мамам (папам)? -Кем вы будете, когда вырастете? Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них. «Волшебный цветок» 1) вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая колдунья поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу. 2)вариант «Как я дома помогаю?» Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал: цветок из разноцветного картона (лепестки съемные, вставляются в серединку). Дети по очереди отрывают лепестки от цветка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

6 3)вариант «Кто я в семье?» Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.) Материал: цветок из разноцветного картона (лепестки съемные, вставляются в серединку). С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? «Дом добрых дел» (со средней группы) Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям. Материал: конструктор Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом построили. Сколько добрых дел можно сделать! «Давайте говорить друг другу комплименты» Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка — в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой). К детям в гости пришли куклы. — Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше тоже понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если кто-то окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям. «Пожелания» Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

7 Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…» «Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помочь девочке перенести тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д. Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д. «Ушки на макушке» Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним». Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима. «Отгадай профессию» (со старшей группы) Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

8 Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач). После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т. д.) работают врачами? Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему? «Собираемся в гости» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными. Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски, сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки). Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости. Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться. Остальные дети наблюдают за своими друзьями.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного возраста

 В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при вступлении во взрослую жизнь. Описываются формы и методы гендерного воспитания, апробированные на практике.

Ключевые слова: дошкольный возраст, гендерное воспитание, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерная самоидентификация, гендерная принадлежность

Формирование личности во многом зависит от того, сколь успешно проходит гендерное воспитание, включающее создание представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить их в своем поведении, а также предпочтений и интересов, специфичных для того или другого пола. Это уверенность в себе, определенность личностных установок и, в конечном счете, эффективность общения с детьми противоположного пола. Важно в ранние годы заложить основы женственности и мужественности. Это определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в ходе воспитания и обучения мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки настолько несхожи, что требуют существенных различий в воспитании. С момента рождения мальчики и девочки по-разному воспринимают мир.

Общение мальчиков и девочек предстает как особая модель социального поведения, которая отражает систему представлений о своем образе, проявляющуюся в разных ситуациях, в деятельности, в формах взаимоотношений мальчиков и девочек, обусловленных гендерными эталонами.

Анализ показывает, что в системе общего образования, несмотря на прогресс в области применения гендерного подхода в воспитании, в ряде аспектов общее образование по-прежнему остается «мужским», т. е. ориентированным на специфику развития воспитуемых мужского пола, на достижение более высокого социального статуса.

Отсюда проистекает несоответствие между учебными успехами девочек и их карьерными достижениями во взрослой жизни. Гендерная асимметрия в образовании сказывается на планах современных девочек — они снижают уровень своих социальных и профессиональных притязаний. При этом отмечается, что преобладание женщин среди учителей (женщины составляют 85,7 % их общего числа) в немалом числе случаев препятствует выработке у девочек ориентации на важную социальную роль женщин, на карьеру, и направляет на патриархальные ценности — выполнение ролей супруги, матери семейства, домохозяйки. Это случается по той причине, что личность женщины-учителя тоже представляет собой результат гендерной социализации, и большинство из них не отдает себе отчета в предвзятом отношении общества к судьбе девочек и к социальным функциям женщин.

Пол — черта биологического строения человека. Гендер – социокультурная «надстройка» над анатомией и физиологией. Гендерные различия создаются через систему социализации воспитывающую неодинаковые навыки и личностные черты у девочек и мальчиков, гендерно-ориентированное разделение труда, принятые в социуме культурные нормы, статусные и позиционные роли, гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, устойчивые для данного социума в данный культурно-исторический период понятия о нормативном поведении мужчин и женщин, набор расхожих представлений о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы возникают на жизненном пути ребенка с момента рождения. Форма и цвет одежды, игрушки и игры, которые предлагаются детям, различаются в зависимости от пола и формируют неодинаковые черты характера у девочек и мальчиков. Всё это сопровождается комментариями: «Не реви, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления у мальчиков эмоциональности; «Будь послушной и тихой, ты же девочка!», что формирует у девочек покорность. Тот факт, что гендерные стереотипы различаются в разных культурах, часто не находит должного понимания. Упомянутые стереотипы, будучи устойчивыми, продолжают сохраняться и тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин исторически изменяется.

Гендерная идентичность — это глубинное ощущение принадлежности к тому либо другому биологическому полу и социокультурному гендеру, самосознание представителя этого пола в социальном окружении.

Гендерная идентичность, в отличие от биологического пола, не наследуется биогенетически. Она формируется у ребенка во взаимодействии с родными людьми и с более широким окружением. Возникновение гендерной идентичности происходит в 3 этапа:

1) дитя получает сведения о том, что есть два пола,

2) дитя относит себя к одному из них;

3) на базе самоопределения дитя организует свое поведение, избирая и предпочитая определенные его формы.

Определение гендерной принадлежности берет свое начало на втором году жизни и прочно закрепляется на третьем. К трем годам ребенок четко различает и усваивает свою гендерную специфику и, кроме того, вполне отчетливо идентифицирует пол окружающих.

К концу дошкольного периода формирование гендерной идентичности обычно завершается, но в ее основе часто лежат внешние признаки: мальчики не носят платья и коротко стригутся; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трехлетка не исключает возможности смены пола путем изменения стрижки или одежды.

Дошкольник может не понимать, в чем состоят основные различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Более значимые половые признаки (такие, как эмоциональная привязанность, гендерно-маркированные черты характера, интересы, деятельность, физиологические свойства) большинству (70-ти процентам) детей этого возраста неведомы.

В науке нашей эпохи различаются конституциональные и социокультурные аспекты мужского и женского начал. Гендер находится под постоянным влиянием культурных норм, которые устанавливают, что должны делать мужчины, а что — женщины, и информационного воздействия — внушения того, насколько велики различия женщин и мужчин.

Гендерная принадлежность ребенка — существенный фактор его развития и общественного поведения.

Всякий субъект эволюционирует как представитель того или другого пола. Родившись мальчиком или девочкой, ребенок в ходе социализации интериоризует систему правил, норм, моделей поведения, приближающих его к кодифицированным в данном социуме паттернам мужского или женского, определяет развитие соответствующих личностных свойств. Таким путем ребенок приобретает принадлежность к своему гендеру.

Самой важной стадией для гендерной социализации является дошкольный возраст, т. к. в этой стадии возникают и развиваются наиболее существенные качества личности. По данным нейрофизиологии и нейропсихологии, различия в строении и функционировании головного мозга детерминируют специфику психологического развития воспитуемых разных полов. Мозг мальчиков и девочек эволюционирует в разном темпе, в разные сроки и в разной последовательности.

Те зоны левого полушария, которые ответственны за речь и логическое мышление, у девочек развиваются раньше, чем у мальчиков. Из-за этого у них до достижения возраста юности превалирует образно-чувственная область.

В научной литературе отмечаются следующие зоны различий между девочками и мальчиками: в когнитивных стратегиях и путях формирования когнитивных функций, скорости и методов обработки и усвоения поступающей информации; в управлении вниманием; в формах активизации эмоций; в мотивах деятельности; в используемых критериях оценки достигнутого; в поведенческих паттернах.

Приведем данные нашей практической деятельности по гендерному воспитанию детей, относящихся к возрастной группе старших дошкольников. Материал, представленный в статье, может применяться воспитателями детских садов в гендерном воспитании детей указанного возрастного периода.

Формирование гендерной культуры детей начинается со шкафчиков: на шкафах мальчиков и девочек размещаются неодинаковые картинки. Большое внимание мы уделяем селекции игрового материала и аксессуаров игровых занятий мальчиков и девочек. Интерьер, в котором дошкольники проводят время, начиная со стен, мебели и кончая игрушками, становится для них своего рода окном в мир.

С девочками мы обсуждаем особенности интерьера в игровом уголке и решаем, где они намерены хранить белье, наряды, посуду, «пищевые продукты» и прочие предметы-заместители.

Для дошкольниц используются такие игры, как «Домино для девочек», «Рукодельница», «Модельер-стилист»; девочки играют в них с большим удовольствием.

Работая с мальчишеским контингентом, мы обсуждаем игрушечный «автопарк» и набор игрушечных инструментов для юных «автомехаников». Во многих семьях есть автомобили, поэтому мальчики охотно манипулируют игрушечным полицейским жезлом.

Для игровой деятельности детей мы обновляем и пополняем сюжетно-ролевые игры «Больница», «Ателье», «Парикмахерская», «Магазин».

Взрослые зачастую не одобряют шумные игры мальчиков. Однако мы принимаем во внимание, что мальчикам требуется обширное игровое пространство, что, играя, они физически развиваются, тренируются в регулировке своей силы, расходуют физическую энергию. По этой причине мы не препятствуем этим играм, а только направляем их правильное русло. Мы приобрели дротики, боксерские перчатки, игровые наборы с правилами, рассчитанными на развитие ловкости и меткости (такие игры, как «Домино для мальчиков», «Лото для мальчиков», «Юный рыболов»). Обретению практического опыта гендерно-ориентированного поведения в хозяйственно-бытовой сфере помогают трудовые задания, тоже распределяемые сообразно полу — мальчики выполняют поручения, связанные с использованием физической силы, а девочки — с прилежанием и аккуратностью.

Особенно пристальное внимание мы уделяем детской литературе. Во многих книгах для детей фигурируют образы деда, бабки, отца, матери, сына, дочери. Юные героини сказок характеризуются наличием ума, настойчивости, находчивости, а юные герои народных сказок — это, как правило, рачительные и прилежные помощники взрослых в хозяйстве и в быту.

Постичь сущность женского и мужского начал можно, если тщательно проанализировать «женские» и «мужские» сказки. Так, для девочек важны сказки «Морозко», «Золушка», «Лебеди» и др., в которых героине даются определенные поручения — перебрать крупу, испечь хлеб, сшить платье, навести порядок в избе и т. п. — требующих от нее ловкости, умений, интеллекта, но не применения физической силы.

Информирование детей ориентировано на снабжение дошкольников знаниями о противоположном поле, о мужских и женских профессиях, о бытовой и этической культуре, о традициях народного воспитания.

Мы принимаем во внимание, что девочки обычно более восприимчивы к стимулам, ориентированным на аудиальное восприятие, тогда как мальчики не столь хорошо воспринимают информацию на слух; для них предпочтительно использование визуальных средств. Поэтому в ходе обучения мы не только вербально воздействуем на детей, но и активно применяем наглядную демонстрацию, а также задействуем тактильный канал восприятия, позволяя детям трогать и держать предметы в руках, и сочетаем информирование с движением.

Занятия рисованием способствуют эволюции гендерной самоидентификации у ребенка, управляют его эмоционально- смысловым поведением.

Ориентация на соответствие своему гендеру оказывает воздействие на тематику детских рисунков: мальчики изображают шоссе с гоночными машинами, летящие в небе самолеты и вертолеты, плывущие по морю корабли, строительство зданий, боевые действия. Что касается девочек, они изображают нарядно одетых принцесс, букеты цветов, цветущие сады, разного рода узоры, мам с колясками.

Завершая описание, отметим, что на основе изложенных принципов нами был составлен перспективный план работы по гендерному воспитанию старших дошкольников, в котором сформулированы задачи и методы работы с дошкольниками; к числу форм работы относятся беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение вслух детской литературы, дидактические игры, изобразительное творчество детей.

Формирование у детей гендерной самоидентификации и привитие правильных гендерных стереотипов способствует их успешной социализации при вступлении во взрослую жизнь.

Литература:

  1. Климина Л. В. Гендерный подход к образованию дошкольников // Дошкольная педагогика. № 3. 2012. С. 24–32.
  2. Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе // Дошкольная педагогика. № 2. 2012. С. 39–45.
  3. От рождения до школы: примерная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 48 с.
  4. Радзивиллова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. № 4 (2). 2013. С. 453–456.
  5. Соколова С. Е. Гендерные различия в речи детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. № 2. 2013. С. 14–20.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013. № 1155.

Формирование гендерной, семейной, гражданской

Принадлежности

Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, выделяя помимо формирования семейной и гражданской принадлежности вопросы тендерного воспитания дошкольников. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.

НаправленияСодержаниеМетодические приемы
Сентябрь
Гендерная принадлежностьЗакрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского садаЭкскурсия по детскому саду. Беседы: «Наш детский сад», «Любимые занятия в детском саду», «В детском саду много девочек и мальчиков». Чтение: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махотин «Старшая группа», «Наши полотенца». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника». Продуктивная деятельность «Игры девочек и мальчиков»
Семейная принадлежностьЯ и моя семья — закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослымРассматривание семейных фотографий. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Чтение: потешка «Каку нас семья большая…», Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном», С. Махотин «Воскресенье». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой»
Гражданская принадлежностьУлица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения: жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазинРассматривание иллюстраций зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Чтение: пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Дидактические игры: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое и нежилое». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Построим разные дома»
1 сентября — День знаний. Школьники начинают учиться. День города, история возникновения городаЦелевая прогулка к зданию школы. Рассматривание иллюстраций. Чтение: 3. Александрова «В школу», А. Барто «В школу», «Я выросла», «Первоклассница», В. Берестов «Читалочка», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Маршак «Первый день календаря». Дидактические игры: «Школьные принадлежности», «Собери портфель». Сюжетно-ролевая игра «Магазин канцтоваров». Продуктивная деятельность: «Дети идут в школу», «Подарки первоклассникам, выпускникам детского сада», «Построим школу, детский сад»
Октябрь
Гендерная принадлежностьОдежда девочек и мальчиковРассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Дидактические игры: «Одень Машу (Сашу) на прогулку по сезону», «Отбери, что носят только мальчики (девочки)». Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Показ моделей одежды». Продуктивная деятельность: «Узор для платья», атрибуты для игры «Ателье»
Семейная принадлежностьМоя большая семьяРассматривание семейных фотографий. Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники». Чтение: Я. Аким «Кто кому кто?», И. Ищук «У деда Вани», Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», Р. Рождественский «Моя бабушка». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Портреты»
Гражданская принадлежностьРазные виды городских зданий, их назначение, сооружения культуры и досуга в городе и районеЭкскурсии и целевые прогулки по улице. Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом», 3. Еремина «В Москве стадионов немало». Дидактические игры: «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по району». Продуктивная деятельность: «Мое любимое место отдыха», «Построим город»
Жизнь людей в деревне: особенности, отличие от городской жизни, занятия людейРассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы о летнем отдыхе в деревне. Чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек», Б. Житков «Белый домик», Ю. Мориц «Домик с трубой». Дидактические игры: «Где кто живет и что делает», «Кто где живет» (домашние животные). Продуктивная деятельность: «Деревенский дом», «Как мы отдыхали летом»
Ноябрь
Гендерная принадлежностьПоведение девочек и мальчиковБеседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: А. Барто «Вовка — добрая душа», «Любочка», В. Драгунский «Денискины рассказы». Сюжетно-ролевые игры. Продуктивная деятельность «Портрет девочки (мальчика), который мне нравится»
Семейная принадлежностьМоя родословная — родственные связиРассматривание семейных фотографий. Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения). Беседа «Моя родословная». Чтение: Я. Аким «Кто кому кто?», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: подарки родным
Гражданская принадлежностьГород Москва, ее достопримечательности: Красная площадь, Большой театр, МГУ, цирк, кукольный театр, Тверская улицаРассматривание иллюстраций. Беседы: «Мы живем в столице», «Что есть в Москве для детей». Чтение: И. Векшегонов «Москва», М. Исаковский «Москва», Н. Колпакова «Моя Москва», Л. Кондрыкинская «Мы идем, шагаем по Москве», Л. Куцакова «Москва златоглавая», Е. Осетров «Твой Кремль», Г. Юрмин «Царь-башня». Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». Продуктивная деятельность: «Кремлевские башни», «Город древний, город славный», «Храмы Москвы»
Праздник День народного единстваЦелевая прогулка по украшенной к празднику улице. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя
Декабрь
Гендерная принадлежностьЛюбимые игры мальчиков и девочекРассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы: «Почему девочки не играют в разбойников», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек». Дидактические игры: «Я знаю пять игр девочек (мальчиков)», «Я назову пять игрушек девочек (мальчиков)». Продуктивная деятельность «Моя любимая игрушка»
Семейная принадлежностьСемейные традиции — проведение праздников, отдыха, занятия любимым деломРассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа «Традиции вашей семьи». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник», «Мое любимое занятие дома»
Гражданская принадлежностьЗащитники Москвы, памятники героям, прославившим город и странуЭкскурсия по Красной площади (по иллюстрациям или слайдам). Просмотр видеофильмов, слайдов. Слушание гимна Москвы. Рассматривание иллюстраций памятников героям Великой Отечественной войны. Рассказ воспитателя о защитниках Москвы. Беседы: «Что я видел в Москве», «О чем бы я рассказал другу». Чтение: Е. Карасев «Город-герой». Продуктивная деятельность: «Книга о Москве – рисунки другу», оформление фотостенда о прогулках с родителями по Москве
Новый год в России и других странахРассказ воспитателя о встрече Нового года. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Семья — встреча Нового года в разных странах». Продуктивная деятельность: «Новогодние пожелания», «Дед Мороз и Снегурочка», игрушки-самоделки на елку
Январь
Гендерная принадлежностьКакими хотят стать девочки и мальчикиРассматривание фотографий родителей (в детстве и в настоящее время). Беседа «Кем я буду и каким я буду». Чтение: русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко»
Семейная принадлежностьНаш детский сад — большая семьяРассматривание фотографий из архива детского сада (здание, участок, выпускники, праздники, фотографии детей, начиная с младшей группы). Рассказ воспитателя. Беседы: «Большая семья», «Что мы внесем в историю детского сада». Сюжетно-ролевая игра «Семья — встреча Нового года». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада
Гражданская принадлежностьМы живем в России: разнообразие природы, животного мира, национальностейРассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России». Чтение: 3. Александрова «Родина», С. Баруздин «Страна, где мы живем», Н. Виноградова «Моя страна Россия», Н. Забила «Наш край», «Север», «Юг», Т, Коти «Родина Россия», Л. Некрасов «Это наша Родина». Слушание песни: В. Баснер, М. Матусовский «С чего начинается Родина?». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». Продуктивная деятельность «Моя Родина»
Рождественские праздники, народные традиции и культура РоссииРассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад — новогодний праздник». Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка»
Февраль
Гендерная принадлежностьКто служит в армииБеседа «Будем в армии служить». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам
Семейная принадлежностьЗаботливое и внимательное отношение к малышамПосещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «Забота о младших — почетная обязанность старших». Чтение: М. Бородицкая «Ждем брата», «Привезли», «Наблюдение», «Открытие». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад». Продуктивная деятельность «Подарки малышам»
Гражданская принадлежностьГосударственные символы России: флаг, герб, гимнРассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг»
День защитника Отечества: служба в армии — трудная и почетная обязанность; защита Родины от нападения врагов, особенности службы в мирное времяПриглашение воинов Российской армии, приглашение пап с рассказами о службе в армии. Целевые прогулки к памятникам героям войны. Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша армия родная бережет наш мирный труд», «Что такое героизм». Чтение: Я. Аким «Земля», А. Гайдар «Поход», С. Маршак «Наша армия», С. Михалков «Быль для детей». Слушание военных песен и маршей: А. Филиппенко «Вечный огонь», В. Агапкин «Прощание славянки». Сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Моряки», «Военные учения». Продуктивная деятельность: подарки папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества, «Будем в армии служить»
Март
Гендерная принадлежностьПраздник девочекБеседа «Мы любим наших девочек». Продуктивная деятельность: подарки девочкам
Семейная принадлежностьМама- главный человек в нашей семьеРассматривание иллюстраций о труде мам дома и на работе, открыток к женскому дню 8 Марта. Беседы: «Как мы помогаем бабушке и маме», «Моя мама», «Моя бабушка». Чтение: Е.. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Е. Григорьева «Ссора», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», ненецкая сказка «Кукушка». Сюжетно-ролевая игра «Семья — 8 Марта». Продуктивная деятельность: открытки и подарки мамам и бабушкам «Вот какая красивая моя мама», «Моя милая бабуля»
Гражданская принадлежностьМеждународный женский день
Знаменитые россияне, прославившие Родину: Ю. Долгорукий, А, Пушкин, Л. Толстой, П. Чайковский, И. Левитан и др.Рассматривание портретов, картин. Слушание музыкальных произведений. Рассказ воспитателя. Беседа «Они прославили Россию». Чтение литературных произведений, слушание музыки. Продуктивная деятельность по мотивам литературных и музыкальных произведений
Апрель
Гендерная принадлежностьЯ и мое имя — история происхождения некоторых имен, отчеств и фамилийРассказ воспитателя. Чтение: М. Яснов «Вот как я семью нарисовал». Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)», «Назови имя по-другому» (ласкательные имена), «Если папу зовут…, то отчество сына — …». Продуктивная деятельность: «Мы похожи — я и папа», «Я на маму так похожа…»
Семейная принадлежность
Гражданская принадлежностьЗемля — наш общий дом: элементарное представление о строении Солнечной системы. День космонавтики: первый полет человека в космосНаблюдение за Солнцем, Луной, звездами. Рассматривание глобуса. Рассказ воспитателя. Беседы: «Первый человек в космосе», «Наши космонавты». Чтение: В. Баруздин «Первый в космосе», Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», А. Леонов «Шаги над планетой». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Продуктивная деятельность: «Космос», «Лунный пейзаж»
Май
Гендерная принадлежностьКультура речевого общения в детском саду и дома, речевой этикетБеседы: «Судари и сударыни», «Как мы разговариваем друг с другом и со взрослыми», «Доброе слово и кошке приятно». Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку», «Как попросить извинения». Сюжетно-ролевые игры
Семейная принадлежность
Гражданская принадлежностьДень Победы, героические защитники страны в годы Великой Отечественной войныВстреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первый ночной таран», Т. Белозеров «Майский праздник — День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», А. Твардовский «Рассказ танкиста». Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении». Продуктивная деятельность: подарки ветеранам, «Наша армия сильна, охраняет мир она»
Чем славится родной город, район (заводы, промыслы, научные и культурные центры)Рассматривание иллюстраций, фотографий. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем городе»
Июнь-август
Гендерная принадлежностьЗакрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде.Беседы: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Наш участок летом», «Мои друзья», «Папа на работе»
Семейная принадлежность
Гражданская принадлежностьНародное творчество, народная культура (фольклор, прикладное искусство), Россия в творчестве писателей, поэтов, художников и музыкантовРассматривание предметов народного прикладного искусства России (русского, башкирского и др.). Рассматривание репродукций пейзажей русских художников. Рассказ воспитателя о людях творческого труда — писателях, художниках, композиторах. Чтение народных сказок, потешек, поговорок. Слушание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Назови художника». Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Экскурсия в Третьяковскую галерею». Продуктивная деятельность по мотивам произведений художественной литературы, «Широка страна родная»

Образовательная область «Познание»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]