Задания с буквой Р для дошкольников и учеников 1 класса
Автор: Дарья Герасимова «Азбука превращений»
Буква Р в виде робота. Автор https://ninapushkova.blogspot.com
Материал на странице расположен от простого к сложному. Сначала размещены задания на изучение буквы и звука Р для самых маленьких. В основном — это буквари, где ребенку даются ассоциации с буквой и звуком [Р]. Например, это буква Р, с которой начинается слово РАК. Найди в этих словах букву Р. Здесь ребёнок опираясь на образец (большую синею букву) ищет такую же букву в словах.
Буква Р карточки с картинками для изучения (сыр, крокодил, рюкзак, редиска, расчёска, кукуруза, шорты, ручка).
Для лучшего запоминания буквы Р используем все каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (пальчиком проводим по букве). Далее буквы можно раскрасить, а можно и заштриховать, тем самым подготавливаем руку ребенка к письму. Продолжаем работу над развитием мелкой моторики и запоминанием буквы — прописываем печатные буквы Р по образцу.
Упражнение на звуковой анализ подготавливает детей к обучению грамоте. Ниже надо определить позицию звука [Р] в словах (картинна, рыба забор). Взрослый произносит звук Р утрированно (каррррртина), ребенок на слух определяет место звука в слове (в начале — самый первый, в середине, в конце — звук самый последний) и графически обозначает его в схеме синим карандашом (твердый согласный звук).
Раскраска с буквой Р
Это любимое занятие детей всех возрастов. Необходимо найти все звуки Р на картинке и раскрасить их. Упражнение очень мотивирует детей даже самые ленивые и ничего не желающие дети выполняют его с удовольствием.
Далее можно попросить детей назвать все предметы, изображенные на картинке, со звуком Р (тигр, дрессировщик, цилиндр, шерсть, руки, рот, пирамида и так далее). Затем определяем позицию звука в словах, с этими словами составляем предложения, а по картинке — рассказ.
Рассмотри рисунок, назови, что ты видишь. Найди на картинке все буквы Р, раскрась их синим цветом.
Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»
Цветной букварь-пропись для дошкольников. При помощи его дети познакомятся с буквой и звуком [Р], будут развивать мелкую моторику, внимание, писать и читать слоги и слова.
«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.
Автор: И.И. Пилат, В.А. Кныш «УЧИМ БУКВЫ ИГРАЯ»
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный. Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
- Увулярный. Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
- Носовой. Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
- Двугубный. В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
- Щелевой. Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
- Межзубный. Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Читаем с буквой Р задания для дошкольников и учеников первого класса
Источник: Людмила Одновол «Скоро в школу. Читаем от А до Я»
Задания на обучение грамоте картинки на звук Р для дошкольников и младших школьников. Работа ведется со словами на букву Р в начале, в середине и в конце слова для детей в картинках.
Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»
Развивающие задания с буквой Р для дошкольников. Здесь дети находят сходство и различия (развитие внимания, мышления), находят в картинке спрятанные буквы Р, называют перечеркнутые буква (зрительный гнозис), раскрашивают ромашки с правильно написанной буквой Р.
Светлана Яковлева «Узнаю буквы — 1»
Почему возникает неправильное произношение
Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.
Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:
- закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
- дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
- гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
- неправильного восприятия речи, снижения слуха;
- логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
- неправильное расположение зубов.
Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.
Пропись с заглавной и строчной буквой Р
Пропись с заглавной буквой Р
Пропись со строчной буквой Р
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Изучаем буквы в действии!: Буква П
Буква П — 17 буква русского алфавита. Обозначает согласный глухой звук: твёрдый «П» и мягкий «ПЬ». Слова на букву П: пингвин, пельмень, пугало, почта, паста, поезд, паровоз, попугай, подорожник, паук, пыль, плита, плот, порт, пюре, парта, парус, пальма, пижама, платье, повар, помидор, почта, пушка, пятно,
Буква П в середине слов: шапка, топор, выпускной, запах, капуста, копыто, лапа, липа, лопата, лопух, лупа, опыт, запуск, ропот, сапог, супы, топор, хлопок, дупло, спор, спорт, толпа,
Слова, оканчивающиеся на букву П: стоп, скрип, храп, хрип, суп, трап, Остап, штамп, кетчуп, гороскоп, логотип, кодоскоп, телескоп,
Несколько букв П в слове: потоп, грипп, епископ
Стихотворения про букву П (здесь) Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. — Ну-ка, милый, не ленись, Подойди, да подтянись.
На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле.
Дома букву П найдём, Заглянув в дверной проём.
П — проворная пчела Мишке мёду принесла. Он пчелу благодарил, Сладким чаем напоил.
Петя, Петя, Петушок, С буквой П знакомится, Чтобы ПАПА прочитать, Букву П всем надо знать.
Зарядку делать кот привык На букве П, ведь П — турник!
Загадки про букву П (здесь) Попугайчик, попугай, Папу с мамой не пугай. Не ищи жучка в крупе, А найди нам букву …
Чистоговорки (здесь, здесь)
Ап-ап-ап — раздаётся храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый пол. По-по-по, по-по-по — наш трамвай идёт в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп, яп-яп-яп — ты не делай всё тяп-тяп.
Па-па-па — упала шляпа. По-по-по — я еду в Лимпопо. Пу-пу-пу — перебери крупу. Пы-пы-пы — на поле снопы. Пи-пи-пи — место уступи. Пе-пе-пе — ранка на стопе. Пя-пя-пя — говоришь сопя. Пю-пю-пю — куклу куплю.
Скороговорки про букву П (здесь) Петя пилил пилой пень.
Пётр Петру пёк пироги.
Парад Победы порадовал после победы. После победы рады Параду победы.
Пишет Пушкин о пушках и пышках, А о пышках из пушек не Пушкин пишет.
Повар Пётр, повар Павел. Пётр плавал, Павел плавал.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Говорит попугай попугаю: — Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: — Попугай, попугай, попугай!
— Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про такие про покупки. — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала — Полосатой речка стала.
Изображение буквы П и слова на букву П (здесь)
Слова с буквой П:
Сегодня ты услышишь сказку про букву «П». Это была самая печальная буква Алфавита. Потому что у неё была очень строгая работа. Она ставила печати на документах. И всё-всё проверяла. У неё был в рабочем кабинете целый шкаф с самыми разными печатями. И когда буква «А» что-то решала, то это сразу писали на бумаге и приносили сначала снова к букве «А» на подпись, а потом к букве «П» за печатью.
Ещё буква «П» запечатывала все письма, которые писали буквы для ребят. Вот сколько работы было у буквы «П».
Однажды буква «П» пошла гулять, – так ей надоело печатать, – а она ещё всё печатала на компьютере. Только она одна умела так хорошо печатать, поэтому все буквы её просили всегда что-то нужное напечатать.
Так вот, пошла однажды буква «П» гулять пешком, по пешеходной дорожке. Шла она, шла, вся такая печальная, и вдруг увидела, как на улице продают со столов вкусные пирожные и пирожки. И те, кто их покупал, ели их и радовались. Сразу такие счастливые и довольные становились.
И подумала буква «П»: «Может от моей печали помогут мне эти пирожные?» Купила она пирожных, сладких пирожков, поставила себе на спину и пошла. А буква «П» была очень похожа на стол. И на спине ей было очень удобно всё носить.
– Вот, – думает, – приду домой, поем пирожных, порадуюсь…
Шла она, шла, и решила немного отдохнуть, да и уснула, солнышко её разогрело, разморило. А тут зайчик мимо бежал, увидел стол и пирожки на нём с пирожными. Ну, взял зайчик пирожок, спасибо сказал и поскакал дальше.
А буква «П» спит, не слышит.
Потом белочка спустилась с сосны, тоже пирожное взяла, спсибо сказала и ускакала.
А буква «П» спит, не слышит.
А потом петушок пробегал, остановился, увидел пирожки вкусные, тоже взял, поклевал, и побежал дальше. «Спасибо» прокукарекал, и только тут проснулась буква «П». Только хвост у петушка увидела. Посмотрела она себе на спину, а она могла это делать, и увидела, что там лежало всего одно единственное пирожное.
Опечалилась тут буква «П», и по привычке стала плакать. Плакала, плакала, целую лужу наплакала. Пролетали в это время мимо птички, посмотрели сверху и удивились:
– Ой, что же это? Может новое озеро появилось, а мы и не знали?
Опустились птички на землю и увидели печальную и плачущую букву «П».
– Что же ты плачешь, буква «П»?
– Как же мне не плакать, все мои пирожки и пирожные кто-то съел, пока я спала.
– Ну, этому горю легко помочь!
Птички тут же полетели к хозяину леса, медведю, и рассказали ему всю историю. Тогда медведь позвал всех зверей и спросил:
– Кто из вас букву «П» обидел? Кто съел её пирожки, пусть теперь идёт и извиняется, успокаивает её. Даже если он и не знал, что это её пирожки, и думал, что они ничьи.
Тут зайчик, белочка и петушок прибежали быстро к букве «П». А она уже такую большую лужу наплакала, что там даже лягушки стали плавать. Зайчик ей и говорит:
– Прости меня, буква «П», я тебя ведь не заметил, и съел твой пирожок. Но зато я подарю тебе вкусную морковку! Вот! – и он положил на спину букве «П» морковку.
– И меня прости! – сказала белочка. – Пирожное было такое вкусное! Но я тебе взамен принесла орешков, они ещё вкуснее и полезнее! – и она положила орешки букве «П» на спину.
– И меня, петушка, прости! Прости! – прокукарекал петушок.
– Я тебя со столом перепутал, думал, что это просто так, ничьи пирожки лежат. А я тебе вместо этого принёс вкусных зёрнышек! – и он положил зёрнышки на спину букве «П».
И тут буква «П» перестала плакать. Она увидела, что они действительно не хотели её обидеть. Они подарили ей свои подарки и очень хотели, чтобы буква «П» их простила. И она им сказала:
– Прощаю я вас! Всех! И плакать больше не буду! И вы меня простите, что столько тут наплакала и такой переполох в лесу устроила.
– Ура! – закричали зверюшки. – А ты попробуй-ка наши подарки!
И буква «П» поела морковку, поела орешков, поела зёрнышек, а напоследок съела и одно уцелевшее пирожное. И, действительно, подарки оказались гораздо вкуснее пирожного!
И тут буква «П» заулыбалась! А зверятки ей сказали:
– Ты приходи к нам в лес! И мы будем с тобой дружить! Будешь с нами отдыхать от своей работы печатной.
И потом они играли, буква «П» катала на спине всех по очереди и они дурачились и смеялись! И им всем было очень весело и радостно без всяких пирожных. И печаль буквы «П» растаяла, как дым… И с тех пор буква «П» больше не печалилась и не плакала.
Как только ей становилось грустно, она шла к друзьям, и они так веселились, что плакать было не из-за чего совсем.
Такая вот история про букву «П». А ты, если вдруг запечалишься и захочешь поплакать, то прочитай эту сказку и иди к своим друзьям, они обязательно тебя порадуют! И печаль сразу же убежит от тебя далеко-далеко, и никогда не вернётся.
Автор — Дарья Луч
*****
Другую сказку почитайте здесь.
alfavit-v-podelkah.blogspot.com
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри». Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
- «Мельница». Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
- «Гуси». Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
- «Воздушный шар». Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
- «Ежик». Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.