Дифференциация звуков Ж-Ш для дошкольников. Речевой материал
Дифференциация звуков Ш-Ж у дошкольников.
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ш-Ж в своей речи,употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Уважаемые коллеги предлагаю вам в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ш-Ж. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Пальчиковая игра «Пальчики-колечки» Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд! Пальцы в колечки будем сгибать,
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
Будут пальцы помогать
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Слова и слоги называть!
В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.
ША-ЖА-ША
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ШАРИК-ЖАБА-И ЛАПША,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
Жа-ШИ-ЖА,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
ЖАР-МАШИНА-И МЕЖА,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
УШИ-ЛЫЖИ-МАЛЫШИ,
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
ШИ-ЖИ-ШИ,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.
НОЖИК-ШИНА-ЭТАЖИ.
Делаем аналогично с пальцами левой руки.
«Угадай-ка»
Взрослый предлагает ребенку отгадать какой звук слышится в слове — Ж или Ш. Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву — Ж или Ш. Если ребенок еще не знает букв, то их можно заменить на картинки Змейки (Ш) и Жука (Ж).
Слушай внимательно и угадай! Правильно звуки ты выделяй! — животное, школа, мороженное, машина, шар, жаба, прибежали, лыжи, швея, бабушка, нашел, желтый, положил, лежал, Шура, журавль, мышка, жирный. «Закончи слово в предложении»
Необходимо добавить слог ШИ или ЖИ в конце предложения.
В садик ходят малы… (ШИ). У мамы острые но… (ЖИ). В лесу бегают е… (ЖИ). От дождя на дорогах лу… (ЖИ). У зайца длинные у… (ШИ). В подвале живут мы… (ШИ). Мы зимой берем санки и лы… (ЖИ). У башен красивые кры… (ШИ).
Необходимо добавить слог ШУ или ЖУ в конце предложения.
Я быстро хо… (ЖУ). Я на дереве си… (ЖУ). Я свет ту… (ШУ). Я листики в саду нахо… (ЖУ). Я письмо пи… (ШУ). Я птицу на дереве ви… (ЖУ). Я утром братика бу… (ЖУ). Я маме рукой ма… (ШУ). «Отгадай загадки» Ищет в лесу шишки Косолапый ….
(мишка)
Он на дереве сидит, «Жу-жу-жу» всегда твердит …..
(жук)
Кошку боится, В норку стремится Серенький зверек. Угадать его ты смог?
(мышка)
Бежит колючий клубок, Колючками на елку он похож. Ну, конечно, это — …
(еж)
Хвост с узорами, Ноги со шпорами, Борода и гребешок. Кто же это?
(петушок)
Длинные ноги, длинная шея, Мы не видали зверя длиннее, Ходит он, голову сильно задрав, С длинною шеей пятнистый ….
(жираф)
Живет на болоте зверушка, Кругленькое брюшко. Съест зверушка И комара, и мушку …..
(лягушка, жаба)
Пальчиковая игра «День рождения Наташи» Женя, Жанна, Маша, Даша —
Загибают пальчики на одной руке.
Поздравляли все Наташу. Женин подарок — большущая книжка,
Загибаем пальчики на другой руке при назывании подарков.
Жаннин подарок — смешная мартышка, Машин подарок — большой медвежонок, Дашин подарок — рыжий котенок. Как же рада наша Наташа Подаркам Жени, Жанны, Маши и Даши! Пальчиковая игра «»Грибы» Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики «идут» по столу.
Миша гриб нашел.
Имитируем гриб — ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Белый гриб на толстой ножке Миша положил в лукошко.
Изображаем лукошко полусогнутыми пальчиками ладошки; имитируем как кладем гриб в лукошко.
Миша шел, шел, шел,
Указательный и средний пальчики «идут» по столу.
Снова гриб нашел.
Имитируем гриб — ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки.
Красная шляпка в белый горошек,
Делаем хмурое лицо.
Миша раздавит этот гриб ножкой.
Имитирует, как «раздавит» — давим указательным пальчиком по столу.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Конспект подгруппового логопедического занятия
Для детей старшего дошкольного возраста
Ход занятия:
1. Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята! На стульчик тихо сядет тот, кого мой голос позовёт! (Логопед называет детей по очереди, дети садятся на стульчики.)
На интерактивной доске появляется изображение двух девочек и письма (слайд 2).
— Жанне и Шуре пришло письмо от их друга Звуковичка (логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит девочек ему их найти. Давайте вместе с Жанной и Шурой поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в путь!
2. Введение в тему.
— Прежде всего, нам нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале имени Жанна. Какой же это звук? (Звук [Ж].) Действительно, этот звук один из любимых звуков Жанны, поэтому она решила, что будет искать именно этот звук.
— Второй же звук живёт в начале имени Шура. Какой это звук? (Звук [Ш].) Этот звук – один из любимых звуков Шуры, поэтому она будет искать именно его.
3. Артикуляционная гимнастика. На интерактивной доске появляется следующее изображение.
— Вышли мы вместе во двор – перед нами заборчик (упражнение «Заборчик»). (Слайд 3.)
Во дворе за заборчиком мы увидели качели, решили покачаться на них (упражнение «Качели»). (Слайд 4.)
Затем покружились на карусели (облизываем губы по кругу). (Слайд 5.)
Устали, захотели попить сок из трубочки (упражнение «Трубочка»). (Слайд 6.)
4. Характеристика звуков.
— Решили Жанна и Шура вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Шура позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», — сказала Шура, — «Это согласный твёрдый звук!» Жанна тоже начала звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки её тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я поняла!» — воскликнула Жанна, — «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый!».
«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» — сказала Шура.
— Ребята, давайте подскажем девочкам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] – глухой.) Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] – звонкий.)
— Правильно! Теперь Жанна и Шура знают, что звук [Ж] — звонкий, а звук [Ш] – глухой.
5. Дидактическая игра «Путаница». В путешествие с собой Жанна и Шура взяли предметы со своими любимыми звуками, но эти предметы перепутались в рюкзаке. Давайте поможем им разобраться. Презентация на дифференциацию (слайды 7-13).
6. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» Давайте придумаем словосочетания с этими словами, но придуманное нами слово тоже должно содержать звуки [Ш] или [Ж], например: жёлтая груша (слайд 14 из презентации).
7. Упражнение на развитие мелкой моторики.
— Шура мне рассказала такую разминочку, интересную про её воздушный шарик. Повторяйте за мной.
Воздушный шар.
Шар воздушный, шар воздушный. Сгибание-разгибание кистей рук
Шаловливый, непослушный. «Колечки»
Вместе с ветром убежал. «Замок»
А куда? Не сказал. 3 хлопка, руки за спину.
(Ф. Бобылев.)
8. Отработка чёткого произношения звуков и развитие интонационной выразительности речи. (Слайд 15.)
— На улице яркое летнее солнышко, которое сопровождает нас в пути.
Послушайте стишок:
Протянуло солнышко жёлтые ладошки,
Побежало солнышко в поле по дорожке.
— Послушайте, какие звуки выделены голосом? Назовите их.
— Обратите внимание, как правильно произносятся звуки [Ш] [Ж].
— Произнесите эти звуки, четко артикулируя (по одному, по двое, вместе).
— В каких словах услышали звук [Ш] [Ж].
— Вот мы и нашли потерянные звуки [Ш] [Ж].
— Произнесите стишок, отхлопывая ритм;
— весело и громко, тихо и грустно;
— делая ударение на слово солнышко;
— с вопросительной интонацией, ставя вопрос от слова жёлтые.
(Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие.)
8. Итог занятия.
Вот и подошли к концу наши приключения. Мы нашли звуки, которые пропали у Звуковичка! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Жанна и Шура от души благодарят вас, ребята, потому что вы им очень помогли, без вас бы они не справились!
К работе прилагается презентация.