Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки т, ть и буква т»


Звук и буква Т. Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Батыр» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект
открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе« Звук и буква Т»
Воспитатель первой квалификационной категории: Кашапова Г.С.

2015г. Цель: закрепить артикуляцию и характеристику звука
«Т»;развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко — буквенном анализе и синтезе слов. Познакомить с буквой«Т»,читать слоги.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Стране знаний». Но сначала давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале. (А- арбуз, У-утка, О-очки, М-мама, С-сом, Х-леб, Р-рак, Ш-шарик, Ы- дым, Л-лимон, Н-носорог, К-кот)

  • А теперь скажите, на какие группы делятся все буквы и звуки?
  • (Гласные и согласные,твердые и мягкие).

Итак, отправляемся в путь. Музыка (Мы едем,едем….)

  • Первая остановка называется «Звуковая»
  • Какой звук повторяется в словах: кот,топот,парта,торт (Звук «Т»)
  • Давайте произнесем звук «Т»
  • Что делает наш язык, когда мы произносим звук «Т» (стучит по бугоркам)
  • Вы чувствуете,как прорывается наружу воздушная струя?
  • Давайте попробуем спеть звук «Т» (не поется)
  • Значит, какой звук «Т»? (согласный)

Игра «Пассажиры»

— У Вас на столах лежат картинки, они спешат на поезд,посадите их в соответствующие вагоны: 1-ый вагон -звук Т в начале слова; 2-ой вагон -звук Т в середине слова; 3-ей вагон звук Т в конце слова.
Физкультминутка
Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот,наклон,прыжок, Улыбнись,давай дружок, Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И в автобус ты садись..

  • Едем по стране знаний дальше . Музыка

Остановка «Знакомство с буквой Т» Вывешиваю на доску букву «Т».

  • Из каких элементов состоит звук Т. Давайте выложим букву «Т» из палочек.
  • На что он похож?

Молоток стучит : «Тук-Тук!» Букве Т я старый друг. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку Чтобы меньше уставать А потом они в тетрадке Будут буковки писать Графический диктант : 6 клеточек вверх,2 клеточки влево, 1 клеточка вверх,5 клеточек вправо, 1 клеточка вниз,2 клеточки влево, 6 клеточек вниз,1 клеточка влево. Поехали дальше Музыка. Остановка «Волшебные часы». Воспитатель. Прочитайте слоги, на которых остановилась стрелка: ат, ут, от, уат, та,ту, то; Слова: тут,том,там,тот,пот,Тома. Игра «Умницы и умники» Проговаривание чистоговорок: Та-та-та — у нас в доме чистота. Ты-ты-ты — сметану съели всю коты. То-то-то — стали мы играть в лото. Ат-ат-ат- берем с собою самокат. Ать-ать-ать- мы идем гулять. Вы,ребята молодцы!Отлично сегодня провели время,а самое главное с пользой.

  • С каким звуком познакомились на занятии?
  • На что похожа буква?

Занятие закончилось

Цель.

Уточнить артикуляцию звуков [т—т’], упражнять в их дифференциации; закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах; расширять словарь детей словами-антонимами; работать над обобщенным значением слов; ознакомить детей с образом буквы Тт; закреплять образы букв; готовить руку к письму.

Оборудование.

Зеркала, схема для разбора артикуляционных звуков, набор картинок, звуковые домики, панно букв, листы бумаги с изображением двойных линий, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. — Сегодня мы познакомимся с двумя мальчиками. Их зовут Тим и Том. Давайте определим, сколько слогов и какие звуки звучат в их именах.

Тим — О. первый звук [т’], второй — [и], гласный, третий — [м], согласный, твердый.

Том — О, первый звук [т], второй — [о], гласный, третий — [м], согласный, твердый.

Педагог просит повторить первые звуки в именах мальчиков ([т1] и [т]).

— С этими звуками мы сегодня и будем знакомиться.

II. 1. Артикуляция звуков.

Анализ по схеме.

Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка при произнесении звука [т] смыкается с верхними зубами, при произнесении звука [т’] кончик языка опущен и упирается в нижние зубы, голосовые связки не вибрируют.

Характеристика звуков.

Звуки [т—т’] — согласные, бывают мягкие и твердые.

III. 1. Дифференциация звуков [т—т’] в игре «Замени звук».

Тим любил слова с мягким звуком [т’], а Том — с твердым звуком [т]. Стоит одному произнести слово с твердым звуком [т], как другой тут же заменял его на мягкий [т’]. И наоборот. Например: брат


брать.
Какое слово произнес Тим, а какое Том? Почему вы так думаете?

Том сказал шест,

а Тим — …
(шесть).
Тим сказал жесть,

а Том — …
(жест).
Педагог обращает внимание, что с изменением звука меняется значение слов. Просит объяснить значение слов и составить с ними предложения.

Игра «Было-стало» на употребление слов-антонимов.

— Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был

тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажете, каким он стал сейчас.

Тополь был тонким,

стал … (толстым); был
низким,
стал …
(высоким);
был
молодым,
стал … (старым). Веток было
мало,
стало … (много). Ветки были
короткие,
стали …
(длинные).
Кора была
гладкая,
стала
… (шероховатая).
Листья были
маленькие,
стали
… (большие),
были
мокрые,
стали … (сухие), были
светлые,
стали …
(темные).
4. Работа над обобщенным значением слов (транспорт).

— Том и Тим жили в большом городе. Они знали весь городской транспорт. А слово транспорт

особенно нравилось Тому. Почему? (Какой первый и последний звуки в этом слове?)

Дети, какой городской транспорт вы знаете? (Трамвай, троллейбус, такси, автобус, метро)

Педагог просит определить место звука [т] во всех словах.

— Кому из мальчиков нравились все эти слова? (Тому. Во всех словах звук [т] — твердый)

IV. 1. Знакомство с буквой Тт.

Звуки [т—т’] на письме обозначаются буквой Тт, которая живет по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева).

2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).

V. Упражнение «Трамвай» на подготовку руки к письму. Упражнять в проведении линий (слева направо), стараясь не отрывать руки от листа и не выходить за намеченный контур.

На всей площади листа изображены двойные извилистые линии (рельсы трамвая). Линии непрерывные.

— Эти линии — рельсы трамвая. Вы пройдете весь маршрут, ведя карандашом линию внутри рельсов. И вы не должны заходить за контуры линий.

Трамвай должен быстро доставить пассажиров из города (условное изображение — домик) в парк (условное изображение — елочка). Поэтому вашим трамваям разрешается не делать остановки. Но если ваша рука устанет, то вы сделаете остановку и пометите ее кружком.

Примечание.

Анализ выполнения данного задания поможет воспитателям установить индивидуальные различия в мышечной выносливости руки детей. В соответствии с полученным результатом педагоги намечают индивидуальную работу с детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]