Тема: звук и буква А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.
Образовательные: — Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие: — Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику — Развивать фонематическое восприятие и представление. — Формировать звукослоговой анализ и синтез. — Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений. — Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза. — Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами. — Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности). — Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.
Коррекционно-воспитательные: — Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии. — Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.
Оборудование: Демонстрационный материал: ПК, презентация РР. Раздаточный материал: Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.
Ход занятия:
1. Организационный момент Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.
2. Артикуляционная гимнастика Приготовим наши язычки к работе.
3. Пальцевая гимнастика Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.
4. Работа в тетради в клеточку Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.
5. Повторение пройденного Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.
6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец. Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.
7. Работа с артикуляционным профилем Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.
8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах. Если есть [А] в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком — Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март. Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.
9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.
10. Рассказ тетушки Совы о букве А Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.
11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди) Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.
12. Физ. пауза о/р Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту) Полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать.
13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради). Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.
14. Итог занятия
«Звук и буква А». Занятие по обучению грамоте
Программное содержание:
— познакомить со звуком и буквой А;
— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;
— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.
ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?
(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).
II. Сообщение темы занятия.
— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.
(Выставляется символ звука А).
— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.
III. Знакомство с символом звука А.
— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.
(Совместное рассматривание альбома с детьми)
— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.
IV. Сопряженная гимнастика.
— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».
а) «Гнездо»;
б) «Птенчики».
V. Характеристика звука А перед зеркалом.
(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).
— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.
— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.
VI. Звукоподражания.
— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)
VII. Развитие фонематического слуха.
а) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:
— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.
— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.
б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:
— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.
— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.
VIII. Знакомство с буквой А.
а) анализ внешнего вида буквы:
— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.
(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):
«А» шалашик, посмотри,
И скамеечка внутри.
б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:
— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.
— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.
в) узнавание буквы А на сюжетной картине:
— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.
(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).
— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.
IX. Итог занятия.
(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)
— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?
— Как называется домик звука А?
— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?
— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?
Автор: Андронова Наталья Андреевна учитель-логопед, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня» Россия, Иркутская область, г. Иркутск.
Статья размещена в авторской редакции.
Фонетическая разминка со звуком А
Очень полезным упражнением является отработка фонетики по специальным аудиофайлам. Запись делается с использованием одного единственного звука А в разных конфигурациях. Данное упражнение помогает контролировать слуховое восприятие.
Например, А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА ААААААААА А АА АААААААА
Попробуйте повторить за диктором следующие композиции.
Сказка-азбука «Гараж из буквы А»
— Я хочу познакомить тебя сегодня с буквой А, сынок.
— Я не хочу учить буквы, не хочу учить алфавит, я хочу играть в гараж.
— Но ведь буква А тоже может поиграть с тобой. Ты только познакомься с ней.
— Я буква А. И я могу стать твоим гаражом.
— Какой из тебя гараж может быть. Ты же буква.
— Ты посмотри на меня повнимательнее. Под моей перекладинкой ты можешь поставить свою машинку.
— Да, а на перекладинку я положу запасное колесо к своей машинке.
— Конечно, можешь. А на самый кончик ты можешь повесить фонарик, чтобы твоей машинке в гараже было светло.
— Вот как замечательно мы играем. — сказала буква А и улыбнулась своей перекладинкой.
Постановка и автоматизация звука [А]
Так как звук [А] считается среднерядным нижнего подъёма, то он имеет свои особенности звучания.
Артикуляция изолированного звука [А] в норме
Когда у человека (любого возраста) нет никаких дефектов и нарушений речи, то во время произнесения звука [А] (одного, не в слоге, не в слове, а просто А) губы должны быть в расслабленном состоянии, свободны.
Они не коим образом не изменяют своё положение (пассивны).
Рот открыт.
Резцы находятся в 2 см верхние от нижних.
Язык также в свободном положении без движений на самом дне ротовой полости.
Только кончик языка возле нижних резцов, спинка языка в положении нижнего подъёма.
Небо слегка приподнято, нёбная занавеска соприкасается с задней стенкой глотки, закрывая собой проход в носовую полость.
Звук [А] является ротовым.
Голосовые связки смыкаются и голос начинает вибрировать, образовывается голосовое звучание.
Если наблюдать процесс в зеркало, то чётко видно положение губ, кончики резцов, немного просматривается, в каком положении находится язык.
Во время произнесения звука [А] зеркальце запотевает.
Приложив ладонь к гортани, чувствуется, как она вибрирует. Также ощущается небольшая вибрация в области грудины.
Это показатели нормального звукопроизношения [А].
Устранение неправильной артикуляции А
Если же есть какие-то нарушения, то необходимо начинать работу именно для постановки правильной артикуляции.
Взрослый показывает все положения ротовых органов на картинке, на себе и контролирует положение обучаемых на их зеркалах.
После того, как положение органов закреплено, идут следующие этапы работы:
- Подобрать ряд слов, в которых звук [А] находится в ударном положении.
- Дать образец правильного произношения. Обучаемый должен воспринимать слово, т.е. должно быть поставлено слухо-зрительное восприятие. Используется наглядность — зрительная и слуховая.
- Сделать слова, разбив на слоги.
- Деление на звуки, работая со звуком изолированно.
- Затем проводится фонетическая гимнастика (ритмика) — работа с дыханием, постановка языка около нижних резцов, работа с голосом.
Создание буквы А
Финикияне не сами придумали букву А. Это был народ мореплавателей. Они переносили с собой изо всех стран, где бывали, самое лучшее и прогрессивное.
Они заимствовали даже буквы.
Раньше каждую мысль жители Востока отмечали в виде значка. Коротко и понятно. Знак с очертаниями А понравился им, и тоже был занесен в список общеупотребляемых знаков.
А так как буква фактически лежала на боку, то она запросто сошла за иероглиф.
Это уже позднее букву перевернули и поставили на ноги. В таком уже виде она дошла и до наших краев и кириллических алфавитов. До настоящего времени не известно, откуда же прибыла буква А.
Но точно уверены, что если бы она когда-то не была заимствована темы древними мореплавателями, то возможно, мы сейчас в качестве алфавита использовали иероглифы, как все нормальные древнеегипетские и китайские люди.
История происхождения буквы А
Финикийцы были первыми, кто начали употреблять букву А. Их алфавит начинался именно с «алеф».
Выводилась она почти как наша буква А. Вот только положение у неё было лежачее налево.
А перекладинка была немного ближе к верхушке треугольника.
Такое очертание напоминало как бы бычью голову. Быков финикийцы почитали за святое животное.
Сам же звук, который начинал алфавит и передавался этой буквой звучал как гортанный согласный.
Да и гласным он у финикийцев вовсе не был.
На кириллице же буква А сразу писалась так же, как мы пишем сейчас маленькую «а». Посмотрите на картинки.
Речевая игра «Лесенка»
Цель: научить определять место звука А в слове.
Оборудование: нарисованная лесенка и игрушка.
Если играют двое и больше участников, то игрушки раздаются всем, а слов подбирается побольше.
Ход игры: называются слова (для большего количества игроков слов заготовить побольше), а игроки должны переставлять игрушки на определённое количество ступенек вверх.
- Если звук А в начале слова, то поднимается на одну ступеньку.
- В середине — на две ступеньки.
- В конце — на три ступеньки.
- Если в слове два звука А — на четыре ступеньки.
Слова называются по очереди каждому игроку.
Побеждает тот, кто назвал положение звука правильно во всех словах и поднялся выше всех по ступенькам.
Чтобы все были в равных условиях, то на каждого игрока подготавливается свой набор слов с одинаковыми позициями А.
Если ответ дан неправильный на любое слово, то игрушка опускается на одну ступеньку вниз.
Играть можно долго, пока игроки не устанут, а у ведущего не закончатся слова.
Можно придумывать их на ходу.
Возможные дефекты
- А=Э (мэмэ). Иногда бывает, что ребёнок алфавит, но не может произнести даже вот такой вот простой звук [А]. Возможно спинка языка у него занимает слишком приподнятое положение, а рот недостаточно открывается, из-за чего резцы находятся очень близко друг с другом.
- А=И. Работая у зеркала, стараться удерживать язык плоским и не оттягивать внутрь рта. Если у ребёнка не получается это сделать, взять шпатель и слегка нажимать на спинку языка.
- А=Ы (мымы) — углублённый звук. Кончик язычка слишком утянут внутрь, язык складывается комочком. Коррекция такая же, как при А=Э. Если сложно удаётся, то предложить приблизить кончик языка к резцам и в таком положении попробовать произнести [А].
- А=О. Этот дефект вызывается неправильным положением губ. Коррекция: только многоразовое подражание и артикуляционные упражнения.
- Открытая гнусавость появляется при опущенной нёбной занавеске. В этом случае голос не участвует, работают только губы. Чтобы устранить такое нарушение, нужно, прежде всего, объяснить, что ребёнок делает не правильно. Поможет подражание и упражнения на твёрдую атаку (говорим отрывисто, артикуляция напряжена). Эффекта можно добиваться, используя метод дирижирования. Тогда нёбная занавеска поднимется рефлекторно. Постепенно переходим к протяжному А, А, А… .