Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством


Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство.

Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

— Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.

— Различать виды и жанры изобразительного искусства.

— Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.

— Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.

— Формировать интерес к музеям, к выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

— Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Формы работы:

— посещение выставок;

— занятия по ознакомлению детей с искусством;

— занятия по рисованию, лепке, аппликации.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй половины года организовываются выставки, где дети могут сравнивать произведения этого художника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства — графику, скульптуру малых форм, узнают знакомые образы, называют художников, учатся определять образы животных — реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои главные и второстепенные, их одежда и пр.).

Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажей, определять их характер, настроение и как это передал художник, скульптор, народный мастер.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста производятся не менее одного раза в месяц. Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

Один из видов изобразительного искусства — это графика. Это рисунок выполненный художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров.

Задачи занятий по графики.

Учить детей:

— понимать содержание книги и узнавать персонажей, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;

— узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям содержания образа;

— выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).

Скульптура — один из видов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

2. Различать скульптуру малой формы и монументальную.

3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.

4. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, выражение лица, характер и настроение образов, выразительность материалов (дерево, керамика, фарфор и пр.).

5. Познакомить с работой скульптора.

Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:

— Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экскурсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями.

— Узнать где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи.

— Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где можно было бы познакомить детей с творчеством скульптора.

— Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения.

Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры.

Необходимо подобрать и изучить литературу о скульптуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульптуры, её специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказывать обо всём этом детям.

Формы организации работы:

1. Выставки.

2. Занятия по знакомству со скульптурой малой формы и монументальной скульптурой.

3. Занятия по изобразительной деятельности, на которых будет продолжена работа по знакомству со скульптурой.

Знакомство со скульптурой является частью занятия по рисованию, лепке, аппликации. Для занятий подбираются такие образы, которые затем находят отражение к заданию по рисованию (лепке, аппликации).

Скульптура может быть использована в начале занятия для создания интереса к заданию — показ предмета в разных видах изобразительного искусства (графике, скульптуре, народной игрушке), чтобы выделить общее, присущее данному образу.

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

— Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

— Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

— Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

— Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

— Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

— Выделить узорность оград домов, мостов.

— Знакомить садово–парковой архитектурой.

— Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

— Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Все работы производятся в двух направлениях:

1. Знакомство с архитектурой:

1.1. Экскурсии, прогулки по улицам города, посёлка.

Цель: рассмотреть здания разного назначения.

1.2. Рассмотреть здания на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и т. д.

Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе.

1.3. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий.

Цель: показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений. Определить элементы сказочности

1.4. Использование художественного слова, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

1.5. Рассказ воспитателя.

1.6. Вопросы.

1.7. Слушание музыки для создания определенного образа здания.

2. Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях.

В каждом детском саду содержание работ будет различным и это зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес.

Воспитателю необходимо изучить архитектурные особенности зданий, домов своего города, района, улицы. Чтобы выбрать наиболее интересные объекты, которые были бы доступны для изображения их детьми дошкольного возраста.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Знания изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты.

Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста рассматривают с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование, лепка, аппликация детей являются средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге в плане, эти образы складываются в сознании ребенка.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Литература:

1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 112 с.

2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с.

5. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

6. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315 с.: илл.

7. Ознакомление дошкольников с архитектурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.

8. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.

9. Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.

10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Сфера, 2011. — 128 с.

Дик Брюна: Миффи в музее

Это раньше в музеях детям было скучно и неинтересно, сплошные «нельзя», «не трогай руками», «не шуми»… К счастью ситуация меняется. Музейные работники стараются не отставать от западных коллег и перенимают передовой опыт в организации увлекательных музейных квестов, интерактивных игр, лекций, семинаров и прочих «художественно-образовательных примочек», которые постепенно возвращают музеям утраченную популярность среди подрастающего поколения.

Родителям тоже стоит немного помочь малышам. Чувство прекрасного присуще им с рождения. Между художником и ребенком много общего. Нужно просто почаще оставлять их наедине…

Малышам книга про Миффи будет интересна. Вместе с маленькой крольчихой Миффи мы окажемся в музее. Почему бы не исследовать разные предметы искусства?

«Мальчик, который укусил Пикассо» (издательство «Арка», 2016)


icanread.ru

Достаточно информативный текст, яркие цветные страницы, много иллюстраций, игра со шрифтами. Книгу приятно держать в руках и рассматривать. Много фотографий и сделанных специально для этого издания детских рисунков.


www.labirint.ru

Однажды Пикассо укусил мальчик, а Пикасcо … укусил его в ответ. Этим мальчиком был Энтони Пенроуз, автор книги. Семья Энтони дружила с Пикассо, поэтому Тони захотелось рассказать о своем удивительном взрослом друге, который мог и умел делать много интересных вещей.


www.labirint.ru

Мы видим великого Пабло Пикассо глазами ребенка, совершенно иначе начинаем смотреть на его картины, скульптуры, страница за страницей погружаемся в удивительный мир. Узнаем о семье художника, о его окружении, увлечениях. То, что казалось странным и нелепым начинает оживать, наполняться смыслом. Мы начинаем понимать художника, восхищаемся тем, как он умел видеть интересное и загадочное в простых вещах. В разбитом горшке он увидел чудную маленькую детку, для которой позже придумал еще и маму с коляской. Машинка стала мордочкой обезьянки.

Писатель с такой теплотой и любовью рассказывает о своем друге, что просто невозможно не полюбить Пикассо.

«Долгие-долгие годы Пикассо продолжал творить. Когда он умер — а ему уже исполнился 91 год, — то оставил почти ДВЕ ТЫСЯЧИ картин, более СЕМИ ТЫСЯЧ рисунков, больше ТЫСЯЧИ скульптур и многое-многое другое. Сегодня его считают одним из самых знаменитых художников в мире… но для меня он навсегда останется моим самым удивительным другом, и я надеюсь, что теперь он стал другом и для вас».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]