Перспективный план работы по познавательному развитию (расширение кругозора)

Ольга Медоварова

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе

Конспект занятия по ФЦКМ

Тема : «Природа и пирамиды»

.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в природе между ее обитателями, условиями их существования.

Подводить детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Задачи :

Познакомить детей с «экологическими «пирамидами.

Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Развивать умственные способности детей : умение рассуждать, сравнивать, делать выводы

Воспитывать разумное поведение по отношению к природе.

Словарная работа : хищники, травоядные, пирамида, равновесие, природа.

Предварительная работа : беседы о жизни диких животных, чтение книг экологической тематики, наблюдения в природе, изготовление пособий в форме пирамид по временам года и сообществам : лес, луг, болото, водоем, занятия

экологической направленности.

Материал. Письмо Незнайки, конверт, ножницы, пирамидка-игрушка, 2 макета пирамид, 2 таблицы с изображением зубастой пасти и травы.

О.В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 20

  • Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
  • Д/и «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту», «Кому нужен…?»
  • Рассматривание картин «Строим дом» и «Дети играют в кубики».
  • С/р игра «Магазин» (спец. одежду, весы, товары, сумки, деньги и т.д.)
  • Беседа «Как трудятся мои родители».
  • Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту.
  • Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду — пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

«История и достопримечательности моего города» (предметное окружение).

М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.88

  • Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
  • Познакомить с историей названия города.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
  • Обогащать и активизировать словарь.
  • Беседа о родном городе.
  • Словесная игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ).
  • С/р игра «В гостях у хозяйки Медной горы».
  • Беседа «Достопримечательности родного города».
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток о городе.
  • Д/и «Народные узоры», «Орнаменты народов Южного Урала».
  • Фотографии с видами города.
  • Аудиозапись песен о городе.

«Режим дня» (социальное окружение).

Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье».

Приложение 2.

  • Сформировать представление о режиме дня, умении отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья.
  • Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.
  • Учить соотносить разные части суток с собственной деятельностью.
  • Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.
  • Чтение и рассматривание книги «Тело человека».
  • Д/и «Витаминка», «Разложи по порядку».
  • Чтение стихотворения Л. Воронковой «Маша – растеряша».
  • Картинки – схемы мытья рук, чистки зубов.
  • «Режим дня» в форме круглых часов со стрелками.
  • Материал для аппликации.

«Как звери готовятся к зиме» (природное окружение).

М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.49

  • Систематизировать знания детей о жизни диких животных.
  • Уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу кто?
  • Работать над развитием словарного запаса.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Отгадывание загадок.
  • Д/и « Закончи предложения, «Кто где живет», «Собери фигуру животного».
  • Чтение рассказа Г. Скребицкого «Исчезли на зиму».
  • С/р игра «Путешествие в лес».
  • Картинки с изображением диких животных.

Декабрь

«Зимние явления в природе» (природное окружение).

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 57

  • Расширять представления детей о зимних изменениях в природе.
  • Закреплять знания о зимних месяцах.
  • Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь).
  • Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.
  • Развивать познавательную активность, творчество.
  • Наблюдения за зимней погодой.
  • Рисование на темы «Зимний пейзаж».
  • Чтение художественной литературы «Двенадцать месяцев», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. Никитин «Встреча зимы», М. Пожарова «Заклинание зимы».
  • Д/и «Придумай слово», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Отгадай животное».
  • Рассматривание иллюстраций и картин «Зима», «Опасность на дороге», «Как вести себя на прогулке», «Зимние развлечения».
  • Настольный театр «Снегурочка и лиса».
  • Проведение опытов «Для чего нужен снег?»: что хорошего и что плохого (ТРИЗ).
  • Резиновый мяч. Резиновый мяч.
  • Розетки со снегом.
  • Маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков.
  • Баночки с водой (на каждого ребенка).
  • Соль.
  • Ложечка, поднос.
  • Синие бумажные шестигранники.
  • Белые гуашевые краски.
  • Кисти № 4.
  • Салфетки

«Русские народные игрушки» (предметное окружение).

Приложение 3.

  • Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
  • Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
  • Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
  • Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
  • Игровое задание «Скажи пословицу».
  • Физкуль.
  • Д/и «Найди элемент росписи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек.
  • Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце».
  • Игра — путешествие «Гуляем по городу» (театры города (фото).
  • Карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты.
  • Игрушки — матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая.
  • Иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

«Новый год у ворот»

(предметное окружение).

М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр. 146

  • Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения.
  • Соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни.
  • Расширять представления детей о культуре своего народа.
  • Обогащать словарный запас.
  • Создание мини – музея «Новогодние игрушки».
  • Д/и «Угадай, что в мешочке», «Найди игрушку на елке по словесным подсказкам».
  • Физкуль.
  • Чтение произведения К. Зубарева «Зимние праздники», «Новый год в России, или Особенности национального Рождества», «Новогодняя елка».
  • Рассматривание картины «Зимние забавы».
  • Иллюстрации с изображением новогодней елки.
  • Новогодние игрушки.

Новогодний утренник.

  • Формировать у дошкольников представление о Новом годе как о веселом и добром празднике, как начале календарного года.
  • Формировать умения доставлять радость близким людям и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
  • Вызывать эмоционально положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью.
  • Чтение стихотворений А. Барто «Наступили холода», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье».
  • Рисование «Здравствуй праздник Новогодний!».
  • Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка для семьи».
  • Экскурсия по детскому саду «Как украшен Новогодний детский сад».
  • Новогодние костюмы, атрибуты.

Январь

«В гостях у сказки» (предметное окружение).

Приложение 4.

  • Закрепление у детей знания о сказках, воспитание любви к устному народному творчеству.
  • Развивать у детей творческое мышление, фантазию, внимание; речь детей, инициативу.
  • Воспитывать любовь и интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость.
  • Чтение, рассказывание русских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Просмотр мультфильмов по теме: «Русские народные сказки».
  • Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?».
  • Разгадывание загадок.
  • Перфокарта.
  • Аудиозапись.
  • Игрушки – персонажи сказок.
  • Картинки с изображением сказочных героев.
  • Разрезные сюжетные картинки «Сказки».
  • Мяч.

«Уроки этикета» (социальное окружение).

Приложение 5.

  • Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
  • Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.
  • Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
  • Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо».
  • Беседа по книге Е. Черенковой «Уроки этикета и вежливости».
  • Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»; В. Осеева «Волшебное слово»; С. Маршак «Жадина».
  • Просмотр мультфильмов.
  • Сюжетные картинки цветочка с лепестками.
  • Магнит, сигналы с лицами разной мимики.
  • Мяч.
  • Листочки с цифрами от 1 до 7.
  • Карандаши.

«Моя семья» (социальное окружение).

ФКЦМ подготовительная группа

Перспективный план по ФЦКМ для детей подготовительной группы

Сентябрь 2 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Правила поведения в лесу»

Экологическое воспитание дошкольников в Крыму.

Стр. 24.

Цель: Формировать представление о крымском лесе как доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой. Уточнить знания о правилах поведения в лесу.
3 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«К дедушке на ферму»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№18, Стр. 56

Цель: Познакомить детей с новой профессией – фермера. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.
4 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Лесостепи: расположение и климат»

Шорыгина, Т.А. Беседы о степи и лесостепи.

Стр. 4

Цель: Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне. Рассказать о постепенном переходе леса в степь. тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить полным ответам на вопросы, развивать умение мыслить логически. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.
5 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Степи: расположение климат»

Шорыгина, Т.А. Беседы о степи и лесостепи.

Стр. 7

Цель: Сформировать представление о расположении и климате степей. Познакомить с такими понятиям, как «засуха», «ветер-суховей», «лесозащитные полосы». Рассказать о почве в степях и культурных растениях, которые выращивают земледельцы и садоводы в степной зоне. Учить отгадывать загадки, играть в слова, отвечать на вопросы.
Октябрь 1 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«

Путешествие в крымский лес»

Экологическое воспитание дошкольников в Крыму.

Стр. 30.

Цель: Продолжать обогащать и уточнять знание детей о растениях, деревьях, травах, грибах, цветах. Закрепить знания о лекарственных травах, умение читать карту. Познакомить с Красной книгой.
2 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Что такое планета Земля»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 31 , Стр. 218

Цель: Формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов.

Задачи:

обогащать первоначальные представления о планете Земля, людях, её населяющих, их равноправии; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля, формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

3

неделя

Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Всемирные праздники»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 32 , Стр. 225

Цель: Формирование осознанного, социально ценностного отношения к всемирным праздникам.

Задачи:

обогащать первоначальные представления о планете Земля, об общих праздниках людей, её населяющих, событиях, которыми прославились страны на весь мир; стимулировать познавательный интерес к явлениям планеты Земля; формировать навыки практического применения информации и игровой деятельности.

4 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Государственные символы»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 29 , Стр. 206

Цель: Формирование уважительного отношения к государственным символам.

Задачи:

обогащать первоначальные представления о символике России; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Ноябрь 1 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Космос»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 16, Стр. 53

Цель: Расширить представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
2 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Жители России»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 30 , Стр. 212

Цель: Формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов.

Задачи:

обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

3

неделя

Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Как хорошо у нас в саду»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 4, Стр. 33

Цель: Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.
4 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса»

Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе.

Стр. 18

Цель: Формировать у детей представление о том, какие бывают леса. Учить детей называть обитателей леса, растения. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.
5 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

Как устроен лес?

Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе.

Стр. 12

Цель: Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширять знания о растениях леса. Закреплять знание об «этажах» леса;

умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие животные и растения родного края.

Декабрь 2 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

Как звери к зиме готовятся

Конспект из опыта работы.
Цель: Расширять представления о диких животных. Рассказать:

-почему звери линяют;

-Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места;

-как люди помогают животным, подкармливая их.

Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме.

3 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Традиции русской семьи»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 38 , Стр. 261

Цель: Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.

Задачи:

обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье; воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа; формировать способы самостоятельного применения знаний в игровой, речевой деятельности.

4

неделя

Тема: Ознакомление с природным окружением

«Откуда ёлка в гости пришла».

Конспект из опыта работы.
Цель: Познакомить с древними русскими праздниками: Рож­деством и Святками, объяснить их происхождение и на­значение. Рассказать: об обычае украшения елки, откуда он пришел; о традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь

к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу

Познакомить с различными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

5 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Рождество»

Малова, В.В.

№ 18, Стр. 198

Цель: Поговорить о празднике Рождества Христова, об обычаях празднования Рождества в русской деревне. Знакомство с вертепным театром. Рождественское представление.
Январь 1 неделя Каникулы
2 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Зимующие птицы нашего города»

Конспект из опыта работы.
Цель: Знакомить с зимующими птицами.

Изучать их особенности. Воспитывать любовь к природе.

Развивать интерес к наблюдению за птицами. Словарь:

зимующие, перелетные птицы, кормушка

3 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Что мы называем севером?»

Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере.

Стр.5

Цель: Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России. Закрепить знание характерных признаков зимы, сравнить их с природой северных регионов. Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить аргументировано отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.
4

неделя

Тема: Ознакомление с природным окружением

«Какие животные обитают в Арктике?»

Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере.

Стр.32

Цель: Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже. Рассказать об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям Крайнего Севера. Учить сравнивать (например, образ жизни и внешний вид белого медведей), давать полные ответы на вопросы. Учить отгадывать загадки и объяснять загадки и объяснять. какие слова помогли найти отгадку.
Февраль 1 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«О любви и дружбе»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 6 , Стр.73

Цель: Формирование дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола.

Задачи: обогащать обобщённые представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними; способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

2 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Генералиссимус А.В. Суворов»

Колобанова, А. И. Проект

«Герои дней воинской славы»

Стр.25

Цель: Познакомить детей с великим русским полководцем А.И. Суворовым; помочь детям осознать главное: чтобы стать мастером своего дела ( в данном случае – военным командиром), надо много над собой работать; воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность Родине.
3 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Защитники Родины»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 12, Стр. 46

Цель: Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.
4

неделя

Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Дружная семья»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 2, Стр. 29

Цель: Обобщать и систематизировать представлении детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
5 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Знатоки»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 13, Стр. 47

Цель: Закреплять представление детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира.
Март 2 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Дымковская игрушка».

Конспект из опыта работы.
Цель: Познакомить с историей дымковской игрушки. Формировать знание об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево.
3 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Сине-голубая гжель».

Конспект из опыта работы.
Цель: Продолжить знакомство с русскими народными промыслами. Познакомить с гжельской и скопинской керамикой. Учить определять их сходство и различие. Формировать представление о глине, как основе гончарного производства; Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая во влажном);Обогатить представления детей об использовании глины человеком; Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию. Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
4

неделя

Тема: Ознакомление с природным окружением

Декоративно-прикладное искусство Крыма».

Конспект из опыта работы.
Цель: Продолжать воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству Крыма и желание их изучать. Познакомить с разнообразием и особенностями декоративно-прикладному искусства Крыма. Воспитывать чувство патриотизма. Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.
5

неделя

Тема: Ознакомление с природным окружением

«Экскурсия в музей».

Конспект из опыта работы
Цель: Познакомить с понятием «музей» и его назначением. Дать представление о профессии людей, которые работают в музее. Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещений музея. Воспитывать активность, любознательность. Имеет представление о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи.
Апрель 1 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Земля заботу любит»

Малова, В.В.

№ 30, Стр. 218

Цель: Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык».
2 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Царство растений: травы»

Конспект из опыта работы
Цель: Закрепить знание о травах и цветках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Рассказать:

-о многообразии трав и ихпользе;

-многообразии цветов — дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

3

неделя

Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Моё Отечество Россия»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 14, Стр. 49

Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
4 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Достопримечательности нашего города»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 25 , Стр.185

Цель: Воспитание чувства любви к родному городу.

Задачи:

систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе, природе родного края; вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу; обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности.

Май 1 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Не перевелись на Руси богатыри»

Малова, В.В.

№ 33, Стр. 222

Цель: Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Вспомнить известных полководцев. Знакомство со «Сказкой о пяти сыновьях – молодых соколах» Е. Благининой, с песней Великой Отечественной войны, с картинами русских художников на военную тему.
2 неделя Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Школа»

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

№ 6, Стр. 36

Цель: Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (даёт знания по русскому языку, математике и многим

другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передаёт ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

3

неделя

Тема: Ознакомление с предметным и социальным окружением

«Права человека»

Коломийченко, Л.В.

Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию.

№ 21 , Стр.165

Цель: Формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей.

Задачи:

конкретизировать представления о правах человека; расширять представления детей о международных документах по правам человека; развивать чувство собственного достоинства; способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

4 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Природа и здоровье»

Конспект из опыта работы.
Цель: Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни.

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Учить:

-видеть эмоциональное и физическое состояние взрослых и детей;

-понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком;

-проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае

5 неделя Тема: Ознакомление с природным окружением

«Здравствуй, лето красное»

Конспект из опыта работы.
Цель: Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке.

Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, ри­сунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния -22 июня

Литература:

1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением Подготовительная к школе группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-Стр. 80

2. Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- С.96

3. Коломийченко, Л.В., Чугуева, Г.И., Югова, Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С.320

4. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников /В.В. Малова. – М.: Владос, 2010

5. Колобанова, А.И. Проект «Герой дней воинской славы». Старший дошкольный возраст –Волгоград: Учитель, 2013.- С. 63

6. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму / Учебное пособие.- Симферополь: Крымское государственное учебно — педагогическое издательство, 1995.-С. 65

7. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2009.- С. 64

8. Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2010.- С. 96

О.В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 22

  • Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи.
  • Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе.
  • Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.
  • Физкуль
  • Д/и «Назови отчество», «Профессия моих родителей».
  • Чтение и заучивание стихотворений по выбору детей С. Михалков «А что у вас?», М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине».
  • Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».
  • С/р игры «Семья путешествует», «Дом», «Мама на работе».
  • Отгадывание загадок по теме.
  • Сюжетные картинки по теме.

Февраль

«Игры во дворе» (социальное окружение).

О.В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 32

  • Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.
  • Знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
  • Физкуль.
  • Чтение рассказа Т.А. Шорыгина «Марта и Чичи в парке».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций в детском саду, на улице и в семье.
  • С/р игры «Поликлиника», «Служба спасения».
  • Д/и «Знаки на дорогах», «Зелёная аптека».
  • Картинки с изображением подвижных игр.

«Природный материал-песок, глина, камни». (природное окружение).

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 74

  • Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
  • Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд.
  • Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Игры с песком.
  • Беседа о рабочих специальностях.
  • Д/и «Предметы, требующие осторожного обращения», «Что произойдет на дороге, если… пойдет дождь, снег, будет сильный ветер?».
  • Игры — экспериментирование с магнитом и увеличительным стеклом.
  • Ноутбук, проектор.
  • Презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», «Как человек может использовать камни в своей жизни».

Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки (на каждою ребенка).

Занятие

«Российская армия» (социальное окружение).

О.В. Дыбина

«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 38

  • Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров.
  • Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Раасказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.
  • Физкуль.
  • Рассматривание альбома «В небесах, на земле и на море».
  • Чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович».
  • С/р игры «Госпиталь», «Мы санитары», «Готовим обед для солдата».
  • Лото «Профессии».
  • Иллюстрации с изображением представителей военных профессий.

«Витамины и здоровый организм» (социальное окружение).

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность». Приложение 6.

  • Закрепить знания детей о правильном питании, о значении витаминов для здоровья человека; закрепить умение различать витаминосодержащие продукты.
  • Развивать активный и пассивный словарь.
  • Воспитывать желание заботиться о своем организме.
  • Чтение И. Семенов «Как стать Неболейкой».
  • Рассматривание альбомов «Безопасность», «Чистота – залог здоровья».
  • Д/и «Передай витамин».
  • Д/и «Кому, что нужно для работы», «Кто что делает», «Вредно-полезно».
  • Игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
  • Ноутбук, проектор.
  • Магнитофон.
  • Презентация, наглядный материал (картинки витаминосодержащих продуктов).
  • Столы, подносы желтого, красного, синего, зелёного цвета.
  • Шапочки-маски витаминов.
  • Тарелки с нарезанными фруктами и овощами.

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (социальное окружение).

М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.231

  • Дать представление о значимости матери для каждого человека.
  • Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме.
  • Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать.
  • Чтение А. Барто «В мамин день», «Мама поёт»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Колыбельная для мамы», Л. Давыдова «Я маму люблю».
  • Д/и «Ищем мамины украшения», «Что сначала, что потом».
  • С/р игра «Семья».
  • Иллюстрации, изображающие мать с ребенком.

«Миром правит доброта» (социальное окружение).

Приложение 7.

  • Расширение представлений о важности добрых поступков. Учить быть сдержанными и доброжелательными.
  • Развивать связную речь и активизировать словарь по теме «Доброта».
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности.
  • Д/и «Доскажи словечко», «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
  • Физминутка «Волшебная мирилка».
  • Чтение рассказа В. Осеева «Просто старушка».
  • С/р игры «Скорая помощь», «Семья».
  • Сюжетные картинки.
  • Очки.
  • Предметы (семена подсолнечника, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка).
  • Открытки «Добринки».

«Весенняя страда»

(природное окружение).

О.А. Соломенников

а «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 73

  • Закреплять знания о весенних изменениях и природе.
  • Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
  • Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.).
  • Развивать любознательность, творчество, инициативу.
  • Изготовление гербария «Стадии развития пшеницы».
  • Беседа-рассуждение «Что помогает нам быть здоровыми весной?».
  • Иллюстрации с изображением весенних пейзажей и труда людей.
  • Репродукции картин: «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Вешние воды» И. Левитан.
  • Фотоальбомы: «Времена года», «Первоцветы», «Весна», «Птицы прилетели».
  • Д/и «Мой организм», «Витамины», «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен».
  • Проектор, ноутбук
  • Презентация «Весенняя страда».
  • Куклы Хрюша и Степашка.
  • Гербарий «Стадии развития пшеницы».
  • Зерна пшеницы и ржи.
  • Картинки из журналов и газет для коллажа.
  • Клей-карандаш, ножницы; салфетки.

Бумага формата АЗ.

Солнце, воздух и вода—наши верные друзья

(Прохождение экологической тропы) (природное окружение).

О.А. Соломенников

а «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77

  • Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Показать влияние природных факторов на здоровье человека.
  • Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.
  • Наблюдения за растениями в природе.
  • Д/и «Кто быстрее найдет дерево».
  • Рисование «Цветут сады». «Красивые цветы».
  • Чтение и заучивание наизусть стих А. Майкова «Весна»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей и труда людей.
  • Объекты природы на участке детского сада: клумба, пень, деревья, кустарники и скворечник.
  • Костюм Деда Природоведа.
  • Цветочная рассада.

Апрель

«Профессия – артист» (социальное окружение).

Перспективное планирование ООД по разделу «Социальный мир» в подготовительной группе

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по разделу «Социальный мир»

сентябрь

1 неделя

1

ООД «Посещение школьной линейки»(патриотич. воспитание)

Развивать интерес к обучению, воспитывать гордость за свой город, свою страну.

( Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной.стр.172)

2 неделя

2

ООД «Швейная фабрика»

(знакомство с трудом взрослых

С

истематизировать и обобщить знания о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), развивать умение устанавливать причинно — следственные связи между строением и назначением предмета; определять их особенности; формировать представления о характере труда на швейной фабрике; воспитывать уважение к труду взрослых, чувство индивидуальной и групповой ответственности

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.106)

3

ООД ) Разноцветные люди»(ребенок входит в мир социальных отношений)»

Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, развивать коммуникативные навыки, расширять представления об окружающем мире.

(Н.Г.Зеленова. Мы живем в России стр.21)

3неделя

4

ООД» История возникновения родного города»( Патриотическое воспитание)

. Закрепить знания детей об истории возникновения родного города.Дать некоторые знания об истории России.

(Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр.172)

4 неделя

5

ООД» Пешеходы и транспорт» (безопасное поведение в быту на улице в жизни)

Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.117)

6

ООД «Школа пожарников»(Безо пасное поведение)

Формировать представления детей о профессии пожарного, учить принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, воспитывать чувство ответственности.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.135)

5 неделя

7

НОД «Человек трудился всегда» (знакомство с трудом взрослых)

углубить представления детей о ближайших родственниках, о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения); воспитывать чувство заботы, любви, уважения к близким людям.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.109)

октябрь

1 неделя

8

ООД «Родственные связи»(ребенок входит в мир социальных отношений)

Углубить представления о ближайших родственниках, о способах поддержания родственных связей, воспитывать чувство заботы, любви к ближним людям.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.108)

9

ООД «Русский костюм»( Патриотическое воспитание

Прививать интерес к истории русского костюма.

(Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр. 176)

2 неделя

10

ООД» Когда тебе грозит опасность» (безопасное поведение в быту)

Расширить представление детей об опасности, которая может возникнуть дома, на улице в транспорте, воспитывать у детей правила обращения с электроприборами и другими предметами, правила общения с незнакомыми людьми.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.148)

3 неделя

11

ООД «Для чего нужны дома?»( знакомство с трудом взрослых)

Углубить знания о конструкциях домов; познакомить с различными строительными материалами: бетоном,его качествами, со способом его изготовления, деревом, черепицей и др.; воспитывать уважение к человеку труда

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.124)

12

ООД «Я выбираю сам(А)»(ребенок входит в мир социальных отношений.)

Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора, формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.139)

4 неделя

13

ООД «Хлеб-богатство страны» (патриотическое воспитание)

Закрепить знания детей о том, что хлеб -богатство страны, воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

(Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр.177)

ноябрь

1 неделя

14

ООД «Внешность человека может быть обманчива»(безопасное поведение в быту)

Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива, не всегда означает его добрые намерения.

(4. Н.Н. Авдеева. Безопасность 40)

2 неделя

15

ООД «Специальный транспорт»(знакомство с трудом взрослых)

Формировать представления детей о специальном транспорте, его назначении и важности в жизни человека; развивать познавательный интерес, уважение к труду взрослых.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.141)

3 неделя

16

ООД «Эмоциональное состояние людей» (ребенок входит в мир соц. отношений)

Углубить представление о различных эмоциональных состояниях взрослых, детей, зависимости настроения человека от обстоятельств.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.111)

17

ООД «Москва -Столица России» (патриотическое воспитание)

Закрепить знания детей о том, что такое столица, объяснить символику герба, воспитывать чувство любви и привязанности к столице нашей Родины.

( Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр.183)

4 неделя

18

ООД «Ребенок и его старшие приятели»(безопасное поведение в быту)

Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытался вовлечь его в опасную ситуацию.

(Н.Н. Авдеева. Безопасность стр.52)

5 неделя

19

ООД «Я посещаю библиотеку»( знакомство с трудом взрослых)

Познакомить детей с историей происхождения и возникновения книги, профессией библиотекаря.

( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.113)

20

ООД»Как жили славяне»(ребенок входит в мир социальных отношений)

Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «Предки», понимание того, что Россия страна с большой многовековой историей.

( Н.Г.Зеленова. Мы живем в России стр.26)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]