Ольга Медоварова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЦКМ
Тема : «Природа и пирамиды»
.
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в природе между ее обитателями, условиями их существования.
Подводить детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Задачи :
Познакомить детей с «экологическими «пирамидами.
Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Развивать умственные способности детей : умение рассуждать, сравнивать, делать выводы
Воспитывать разумное поведение по отношению к природе.
Словарная работа : хищники, травоядные, пирамида, равновесие, природа.
Предварительная работа : беседы о жизни диких животных, чтение книг экологической тематики, наблюдения в природе, изготовление пособий в форме пирамид по временам года и сообществам : лес, луг, болото, водоем, занятия
экологической направленности.
Материал. Письмо Незнайки, конверт, ножницы, пирамидка-игрушка, 2 макета пирамид, 2 таблицы с изображением зубастой пасти и травы.
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 20
- Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
- Д/и «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту», «Кому нужен…?»
- Рассматривание картин «Строим дом» и «Дети играют в кубики».
- С/р игра «Магазин» (спец. одежду, весы, товары, сумки, деньги и т.д.)
- Беседа «Как трудятся мои родители».
- Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту.
- Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду — пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
«История и достопримечательности моего города» (предметное окружение).
М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.88
- Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
- Познакомить с историей названия города.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
- Обогащать и активизировать словарь.
- Беседа о родном городе.
- Словесная игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ).
- С/р игра «В гостях у хозяйки Медной горы».
- Беседа «Достопримечательности родного города».
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток о городе.
- Д/и «Народные узоры», «Орнаменты народов Южного Урала».
- Фотографии с видами города.
- Аудиозапись песен о городе.
«Режим дня» (социальное окружение).
Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье».
Приложение 2.
- Сформировать представление о режиме дня, умении отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья.
- Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.
- Учить соотносить разные части суток с собственной деятельностью.
- Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.
- Чтение и рассматривание книги «Тело человека».
- Д/и «Витаминка», «Разложи по порядку».
- Чтение стихотворения Л. Воронковой «Маша – растеряша».
- Картинки – схемы мытья рук, чистки зубов.
- «Режим дня» в форме круглых часов со стрелками.
- Материал для аппликации.
«Как звери готовятся к зиме» (природное окружение).
М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.49
- Систематизировать знания детей о жизни диких животных.
- Уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу кто?
- Работать над развитием словарного запаса.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Отгадывание загадок.
- Д/и « Закончи предложения, «Кто где живет», «Собери фигуру животного».
- Чтение рассказа Г. Скребицкого «Исчезли на зиму».
- С/р игра «Путешествие в лес».
- Картинки с изображением диких животных.
Декабрь
«Зимние явления в природе» (природное окружение).
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 57
- Расширять представления детей о зимних изменениях в природе.
- Закреплять знания о зимних месяцах.
- Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь).
- Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.
- Развивать познавательную активность, творчество.
- Наблюдения за зимней погодой.
- Рисование на темы «Зимний пейзаж».
- Чтение художественной литературы «Двенадцать месяцев», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. Никитин «Встреча зимы», М. Пожарова «Заклинание зимы».
- Д/и «Придумай слово», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Отгадай животное».
- Рассматривание иллюстраций и картин «Зима», «Опасность на дороге», «Как вести себя на прогулке», «Зимние развлечения».
- Настольный театр «Снегурочка и лиса».
- Проведение опытов «Для чего нужен снег?»: что хорошего и что плохого (ТРИЗ).
- Резиновый мяч. Резиновый мяч.
- Розетки со снегом.
- Маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков.
- Баночки с водой (на каждого ребенка).
- Соль.
- Ложечка, поднос.
- Синие бумажные шестигранники.
- Белые гуашевые краски.
- Кисти № 4.
- Салфетки
«Русские народные игрушки» (предметное окружение).
Приложение 3.
- Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
- Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
- Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
- Игровое задание «Скажи пословицу».
- Физкуль.
- Д/и «Найди элемент росписи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек.
- Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце».
- Игра — путешествие «Гуляем по городу» (театры города (фото).
- Карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты.
- Игрушки — матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая.
- Иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.
«Новый год у ворот»
(предметное окружение).
М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр. 146
- Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения.
- Соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни.
- Расширять представления детей о культуре своего народа.
- Обогащать словарный запас.
- Создание мини – музея «Новогодние игрушки».
- Д/и «Угадай, что в мешочке», «Найди игрушку на елке по словесным подсказкам».
- Физкуль.
- Чтение произведения К. Зубарева «Зимние праздники», «Новый год в России, или Особенности национального Рождества», «Новогодняя елка».
- Рассматривание картины «Зимние забавы».
- Иллюстрации с изображением новогодней елки.
- Новогодние игрушки.
Новогодний утренник.
- Формировать у дошкольников представление о Новом годе как о веселом и добром празднике, как начале календарного года.
- Формировать умения доставлять радость близким людям и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.
- Вызывать эмоционально положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью.
- Чтение стихотворений А. Барто «Наступили холода», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье».
- Рисование «Здравствуй праздник Новогодний!».
- Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка для семьи».
- Экскурсия по детскому саду «Как украшен Новогодний детский сад».
- Новогодние костюмы, атрибуты.
Январь
«В гостях у сказки» (предметное окружение).
Приложение 4.
- Закрепление у детей знания о сказках, воспитание любви к устному народному творчеству.
- Развивать у детей творческое мышление, фантазию, внимание; речь детей, инициативу.
- Воспитывать любовь и интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость.
- Чтение, рассказывание русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Просмотр мультфильмов по теме: «Русские народные сказки».
- Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?».
- Разгадывание загадок.
- Перфокарта.
- Аудиозапись.
- Игрушки – персонажи сказок.
- Картинки с изображением сказочных героев.
- Разрезные сюжетные картинки «Сказки».
- Мяч.
«Уроки этикета» (социальное окружение).
Приложение 5.
- Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
- Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.
- Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
- Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо».
- Беседа по книге Е. Черенковой «Уроки этикета и вежливости».
- Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик»; В. Осеева «Волшебное слово»; С. Маршак «Жадина».
- Просмотр мультфильмов.
- Сюжетные картинки цветочка с лепестками.
- Магнит, сигналы с лицами разной мимики.
- Мяч.
- Листочки с цифрами от 1 до 7.
- Карандаши.
«Моя семья» (социальное окружение).
ФКЦМ подготовительная группа
Перспективный план по ФЦКМ для детей подготовительной группы
Сентябрь | 2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Правила поведения в лесу» | Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. Стр. 24. |
Цель: | Формировать представление о крымском лесе как доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой. Уточнить знания о правилах поведения в лесу. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «К дедушке на ферму» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. №18, Стр. 56 | |
Цель: | Познакомить детей с новой профессией – фермера. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Лесостепи: расположение и климат» | Шорыгина, Т.А. Беседы о степи и лесостепи. Стр. 4 | |
Цель: | Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне. Рассказать о постепенном переходе леса в степь. тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить полным ответам на вопросы, развивать умение мыслить логически. Способствовать развитию интереса к окружающему миру. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Степи: расположение климат» | Шорыгина, Т.А. Беседы о степи и лесостепи. Стр. 7 | |
Цель: | Сформировать представление о расположении и климате степей. Познакомить с такими понятиям, как «засуха», «ветер-суховей», «лесозащитные полосы». Рассказать о почве в степях и культурных растениях, которые выращивают земледельцы и садоводы в степной зоне. Учить отгадывать загадки, играть в слова, отвечать на вопросы. | |||
Октябрь | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением « Путешествие в крымский лес» | Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. Стр. 30. |
Цель: | Продолжать обогащать и уточнять знание детей о растениях, деревьях, травах, грибах, цветах. Закрепить знания о лекарственных травах, умение читать карту. Познакомить с Красной книгой. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Что такое планета Земля» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 31 , Стр. 218 | |
Цель: | Формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов. Задачи: обогащать первоначальные представления о планете Земля, людях, её населяющих, их равноправии; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля, формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Всемирные праздники» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 32 , Стр. 225 | |
Цель: | Формирование осознанного, социально ценностного отношения к всемирным праздникам. Задачи: обогащать первоначальные представления о планете Земля, об общих праздниках людей, её населяющих, событиях, которыми прославились страны на весь мир; стимулировать познавательный интерес к явлениям планеты Земля; формировать навыки практического применения информации и игровой деятельности. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Государственные символы» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 29 , Стр. 206 | |
Цель: | Формирование уважительного отношения к государственным символам. Задачи: обогащать первоначальные представления о символике России; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
Ноябрь | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Космос» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 16, Стр. 53 |
Цель: | Расширить представление детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Жители России» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 30 , Стр. 212 | |
Цель: | Формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов. Задачи: обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны; формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Как хорошо у нас в саду» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 4, Стр. 33 | |
Цель: | Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса» | Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Стр. 18 | |
Цель: | Формировать у детей представление о том, какие бывают леса. Учить детей называть обитателей леса, растения. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением Как устроен лес? | Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Стр. 12 | |
Цель: | Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширять знания о растениях леса. Закреплять знание об «этажах» леса; умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие животные и растения родного края. | |||
Декабрь | 2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением Как звери к зиме готовятся | Конспект из опыта работы. |
Цель: | Расширять представления о диких животных. Рассказать: -почему звери линяют; -Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места; -как люди помогают животным, подкармливая их. Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Традиции русской семьи» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 38 , Стр. 261 | |
Цель: | Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей. Задачи: обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье; воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа; формировать способы самостоятельного применения знаний в игровой, речевой деятельности. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Откуда ёлка в гости пришла». | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение. Рассказать: об обычае украшения елки, откуда он пришел; о традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу Познакомить с различными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Рождество» | Малова, В.В. № 18, Стр. 198 | |
Цель: | Поговорить о празднике Рождества Христова, об обычаях празднования Рождества в русской деревне. Знакомство с вертепным театром. Рождественское представление. | |||
Январь | 1 неделя | Каникулы | ||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Зимующие птицы нашего города» | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Знакомить с зимующими птицами. Изучать их особенности. Воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами. Словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Что мы называем севером?» | Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере. Стр.5 | |
Цель: | Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России. Закрепить знание характерных признаков зимы, сравнить их с природой северных регионов. Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить аргументировано отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас. Способствовать развитию интереса к окружающему миру. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Какие животные обитают в Арктике?» | Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере. Стр.32 | |
Цель: | Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже. Рассказать об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям Крайнего Севера. Учить сравнивать (например, образ жизни и внешний вид белого медведей), давать полные ответы на вопросы. Учить отгадывать загадки и объяснять загадки и объяснять. какие слова помогли найти отгадку. | |||
Февраль | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «О любви и дружбе» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 6 , Стр.73 |
Цель: | Формирование дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола. Задачи: обогащать обобщённые представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними; способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Генералиссимус А.В. Суворов» | Колобанова, А. И. Проект «Герои дней воинской славы» Стр.25 | |
Цель: | Познакомить детей с великим русским полководцем А.И. Суворовым; помочь детям осознать главное: чтобы стать мастером своего дела ( в данном случае – военным командиром), надо много над собой работать; воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность Родине. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Защитники Родины» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 12, Стр. 46 | |
Цель: | Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дружная семья» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 2, Стр. 29 | |
Цель: | Обобщать и систематизировать представлении детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Знатоки» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 13, Стр. 47 | |
Цель: | Закреплять представление детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира. | |||
Март | 2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дымковская игрушка». | Конспект из опыта работы. |
Цель: | Познакомить с историей дымковской игрушки. Формировать знание об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Сине-голубая гжель». | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Продолжить знакомство с русскими народными промыслами. Познакомить с гжельской и скопинской керамикой. Учить определять их сходство и различие. Формировать представление о глине, как основе гончарного производства; Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая во влажном);Обогатить представления детей об использовании глины человеком; Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию. Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением Декоративно-прикладное искусство Крыма». | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Продолжать воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству Крыма и желание их изучать. Познакомить с разнообразием и особенностями декоративно-прикладному искусства Крыма. Воспитывать чувство патриотизма. Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Экскурсия в музей». | Конспект из опыта работы | |
Цель: | Познакомить с понятием «музей» и его назначением. Дать представление о профессии людей, которые работают в музее. Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещений музея. Воспитывать активность, любознательность. Имеет представление о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи. | |||
Апрель | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Земля заботу любит» | Малова, В.В. № 30, Стр. 218 |
Цель: | Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык». | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Царство растений: травы» | Конспект из опыта работы | |
Цель: | Закрепить знание о травах и цветках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Рассказать: -о многообразии трав и ихпользе; -многообразии цветов — дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моё Отечество Россия» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 14, Стр. 49 | |
Цель: | Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Достопримечательности нашего города» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 25 , Стр.185 | |
Цель: | Воспитание чувства любви к родному городу. Задачи: систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе, природе родного края; вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу; обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности. | |||
Май | 1 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Не перевелись на Руси богатыри» | Малова, В.В. № 33, Стр. 222 |
Цель: | Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Вспомнить известных полководцев. Знакомство со «Сказкой о пяти сыновьях – молодых соколах» Е. Благининой, с песней Великой Отечественной войны, с картинами русских художников на военную тему. | |||
2 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Школа» | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. № 6, Стр. 36 | |
Цель: | Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (даёт знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передаёт ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе. | |||
3 неделя | Тема: | Ознакомление с предметным и социальным окружением «Права человека» | Коломийченко, Л.В. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию. № 21 , Стр.165 | |
Цель: | Формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей. Задачи: конкретизировать представления о правах человека; расширять представления детей о международных документах по правам человека; развивать чувство собственного достоинства; способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. | |||
4 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Природа и здоровье» | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Учить: -видеть эмоциональное и физическое состояние взрослых и детей; -понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; -проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае | |||
5 неделя | Тема: | Ознакомление с природным окружением «Здравствуй, лето красное» | Конспект из опыта работы. | |
Цель: | Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке. Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния -22 июня |
Литература:
1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением Подготовительная к школе группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-Стр. 80
2. Шорыгина, Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- С.96
3. Коломийченко, Л.В., Чугуева, Г.И., Югова, Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С.320
4. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников /В.В. Малова. – М.: Владос, 2010
5. Колобанова, А.И. Проект «Герой дней воинской славы». Старший дошкольный возраст –Волгоград: Учитель, 2013.- С. 63
6. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму / Учебное пособие.- Симферополь: Крымское государственное учебно — педагогическое издательство, 1995.-С. 65
7. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2009.- С. 64
8. Шорыгина, Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2010.- С. 96
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 22
- Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи.
- Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе.
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.
- Физкуль
- Д/и «Назови отчество», «Профессия моих родителей».
- Чтение и заучивание стихотворений по выбору детей С. Михалков «А что у вас?», М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине».
- Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».
- С/р игры «Семья путешествует», «Дом», «Мама на работе».
- Отгадывание загадок по теме.
- Сюжетные картинки по теме.
Февраль
«Игры во дворе» (социальное окружение).
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 32
- Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.
- Знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
- Физкуль.
- Чтение рассказа Т.А. Шорыгина «Марта и Чичи в парке».
- Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций в детском саду, на улице и в семье.
- С/р игры «Поликлиника», «Служба спасения».
- Д/и «Знаки на дорогах», «Зелёная аптека».
- Картинки с изображением подвижных игр.
«Природный материал-песок, глина, камни». (природное окружение).
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 74
- Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
- Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд.
- Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
- Развивать познавательный интерес.
- Игры с песком.
- Беседа о рабочих специальностях.
- Д/и «Предметы, требующие осторожного обращения», «Что произойдет на дороге, если… пойдет дождь, снег, будет сильный ветер?».
- Игры — экспериментирование с магнитом и увеличительным стеклом.
- Ноутбук, проектор.
- Презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», «Как человек может использовать камни в своей жизни».
Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки (на каждою ребенка).
Занятие
«Российская армия» (социальное окружение).
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 38
- Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров.
- Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Раасказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.
- Физкуль.
- Рассматривание альбома «В небесах, на земле и на море».
- Чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович».
- С/р игры «Госпиталь», «Мы санитары», «Готовим обед для солдата».
- Лото «Профессии».
- Иллюстрации с изображением представителей военных профессий.
«Витамины и здоровый организм» (социальное окружение).
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность». Приложение 6.
- Закрепить знания детей о правильном питании, о значении витаминов для здоровья человека; закрепить умение различать витаминосодержащие продукты.
- Развивать активный и пассивный словарь.
- Воспитывать желание заботиться о своем организме.
- Чтение И. Семенов «Как стать Неболейкой».
- Рассматривание альбомов «Безопасность», «Чистота – залог здоровья».
- Д/и «Передай витамин».
- Д/и «Кому, что нужно для работы», «Кто что делает», «Вредно-полезно».
- Игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
- Ноутбук, проектор.
- Магнитофон.
- Презентация, наглядный материал (картинки витаминосодержащих продуктов).
- Столы, подносы желтого, красного, синего, зелёного цвета.
- Шапочки-маски витаминов.
- Тарелки с нарезанными фруктами и овощами.
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (социальное окружение).
М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.231
- Дать представление о значимости матери для каждого человека.
- Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме.
- Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать.
- Чтение А. Барто «В мамин день», «Мама поёт»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Колыбельная для мамы», Л. Давыдова «Я маму люблю».
- Д/и «Ищем мамины украшения», «Что сначала, что потом».
- С/р игра «Семья».
- Иллюстрации, изображающие мать с ребенком.
«Миром правит доброта» (социальное окружение).
Приложение 7.
- Расширение представлений о важности добрых поступков. Учить быть сдержанными и доброжелательными.
- Развивать связную речь и активизировать словарь по теме «Доброта».
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности.
- Д/и «Доскажи словечко», «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
- Физминутка «Волшебная мирилка».
- Чтение рассказа В. Осеева «Просто старушка».
- С/р игры «Скорая помощь», «Семья».
- Сюжетные картинки.
- Очки.
- Предметы (семена подсолнечника, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка).
- Открытки «Добринки».
«Весенняя страда»
(природное окружение).
О.А. Соломенников
а «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 73
- Закреплять знания о весенних изменениях и природе.
- Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
- Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.).
- Развивать любознательность, творчество, инициативу.
- Изготовление гербария «Стадии развития пшеницы».
- Беседа-рассуждение «Что помогает нам быть здоровыми весной?».
- Иллюстрации с изображением весенних пейзажей и труда людей.
- Репродукции картин: «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Вешние воды» И. Левитан.
- Фотоальбомы: «Времена года», «Первоцветы», «Весна», «Птицы прилетели».
- Д/и «Мой организм», «Витамины», «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен».
- Проектор, ноутбук
- Презентация «Весенняя страда».
- Куклы Хрюша и Степашка.
- Гербарий «Стадии развития пшеницы».
- Зерна пшеницы и ржи.
- Картинки из журналов и газет для коллажа.
- Клей-карандаш, ножницы; салфетки.
Бумага формата АЗ.
Солнце, воздух и вода—наши верные друзья
(Прохождение экологической тропы) (природное окружение).
О.А. Соломенников
а «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77
- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
- Показать влияние природных факторов на здоровье человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.
- Наблюдения за растениями в природе.
- Д/и «Кто быстрее найдет дерево».
- Рисование «Цветут сады». «Красивые цветы».
- Чтение и заучивание наизусть стих А. Майкова «Весна»
- Рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей и труда людей.
- Объекты природы на участке детского сада: клумба, пень, деревья, кустарники и скворечник.
- Костюм Деда Природоведа.
- Цветочная рассада.
Апрель
«Профессия – артист» (социальное окружение).
Перспективное планирование ООД по разделу «Социальный мир» в подготовительной группе
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по разделу «Социальный мир»
сентябрь
1 неделя
1
ООД «Посещение школьной линейки»(патриотич. воспитание)
Развивать интерес к обучению, воспитывать гордость за свой город, свою страну.
( Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной.стр.172)
2 неделя
2
ООД «Швейная фабрика»
(знакомство с трудом взрослых
С
истематизировать и обобщить знания о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), развивать умение устанавливать причинно — следственные связи между строением и назначением предмета; определять их особенности; формировать представления о характере труда на швейной фабрике; воспитывать уважение к труду взрослых, чувство индивидуальной и групповой ответственности
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.106)
3
ООД ) Разноцветные люди»(ребенок входит в мир социальных отношений)»
Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, развивать коммуникативные навыки, расширять представления об окружающем мире.
(Н.Г.Зеленова. Мы живем в России стр.21)
3неделя
4
ООД» История возникновения родного города»( Патриотическое воспитание)
. Закрепить знания детей об истории возникновения родного города.Дать некоторые знания об истории России.
(Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр.172)
4 неделя
5
ООД» Пешеходы и транспорт» (безопасное поведение в быту на улице в жизни)
Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.117)
6
ООД «Школа пожарников»(Безо пасное поведение)
Формировать представления детей о профессии пожарного, учить принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, воспитывать чувство ответственности.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.135)
5 неделя
7
НОД «Человек трудился всегда» (знакомство с трудом взрослых)
углубить представления детей о ближайших родственниках, о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения); воспитывать чувство заботы, любви, уважения к близким людям.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.109)
октябрь
1 неделя
8
ООД «Родственные связи»(ребенок входит в мир социальных отношений)
Углубить представления о ближайших родственниках, о способах поддержания родственных связей, воспитывать чувство заботы, любви к ближним людям.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.108)
9
ООД «Русский костюм»( Патриотическое воспитание
Прививать интерес к истории русского костюма.
(Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр. 176)
2 неделя
10
ООД» Когда тебе грозит опасность» (безопасное поведение в быту)
Расширить представление детей об опасности, которая может возникнуть дома, на улице в транспорте, воспитывать у детей правила обращения с электроприборами и другими предметами, правила общения с незнакомыми людьми.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.148)
3 неделя
11
ООД «Для чего нужны дома?»( знакомство с трудом взрослых)
Углубить знания о конструкциях домов; познакомить с различными строительными материалами: бетоном,его качествами, со способом его изготовления, деревом, черепицей и др.; воспитывать уважение к человеку труда
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.124)
12
ООД «Я выбираю сам(А)»(ребенок входит в мир социальных отношений.)
Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора, формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.139)
4 неделя
13
ООД «Хлеб-богатство страны» (патриотическое воспитание)
Закрепить знания детей о том, что хлеб -богатство страны, воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
(Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр.177)
ноябрь
1 неделя
14
ООД «Внешность человека может быть обманчива»(безопасное поведение в быту)
Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива, не всегда означает его добрые намерения.
(4. Н.Н. Авдеева. Безопасность 40)
2 неделя
15
ООД «Специальный транспорт»(знакомство с трудом взрослых)
Формировать представления детей о специальном транспорте, его назначении и важности в жизни человека; развивать познавательный интерес, уважение к труду взрослых.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.141)
3 неделя
16
ООД «Эмоциональное состояние людей» (ребенок входит в мир соц. отношений)
Углубить представление о различных эмоциональных состояниях взрослых, детей, зависимости настроения человека от обстоятельств.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.111)
17
ООД «Москва -Столица России» (патриотическое воспитание)
Закрепить знания детей о том, что такое столица, объяснить символику герба, воспитывать чувство любви и привязанности к столице нашей Родины.
( Н.В.Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной стр.183)
4 неделя
18
ООД «Ребенок и его старшие приятели»(безопасное поведение в быту)
Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытался вовлечь его в опасную ситуацию.
(Н.Н. Авдеева. Безопасность стр.52)
5 неделя
19
ООД «Я посещаю библиотеку»( знакомство с трудом взрослых)
Познакомить детей с историей происхождения и возникновения книги, профессией библиотекаря.
( О.Ф.Горбатенко. Комплексные занятия стр.113)
20
ООД»Как жили славяне»(ребенок входит в мир социальных отношений)
Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «Предки», понимание того, что Россия страна с большой многовековой историей.
( Н.Г.Зеленова. Мы живем в России стр.26)