Отчет по самообразованию воспитателя Григорьян Нины Владимировны за 2022 -2020 учебный год


Отчет по самообразованию воспитателя Григорьян Нины Владимировны за 2022 -2020 учебный год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

Отчет по самообразованию воспитателя

Григорьян Нины Владимировны

за 2022 -2020 учебный год

г. Березники

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Ведущая цель формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;

уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

развитие крупной и мелкой моторики рук;

способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

А для этого необходимо внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2022 г.г. инженерное образование является приоритетным направлением в системе развития современного общества.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования.

Конструирование и робототехника как нельзя лучше способствует, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.

Тема:
«Конструктивно-модельная деятельность как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника».
Цель:
изучение влияния конструктивно-модельной деятельности дошкольников на всестороннее развития личности.
Задачи:

Изучить и обобщить учебную и методическую литературу по теме самообразования;

Создать картотеку методической литературы и дидактических игр;

Перенять передовой опыт педагогов. Участие в работе проблемной группы «LECO – конструирование и робототехника в ДОУ – одно из условий приобщения дошкольников к техническому творчеству»;

Пополнить РППС группы для конструктивно-модельной деятельности;

Выявить влияние конструктивно-модельной деятельности дошкольников на всестороннее развития личности;

Вовлекать родителей в единое образовательное пространство детского развития.

В отчетный период работала с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

По итогам мониторинга «Конструктивно-модельная деятельность»

Критерии:

Умеет устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что он видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.), умеет выделять основные части и характерные детали конструкций.

Умеет заменять одни детали другими.

Умеет создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

На начало отчетного периода было выявлено:

низкий уровень

– 100% (20детей)

ниже среднего

– 0%

средний уровень

– 0%

высокий уровень

– 0%

На основании чего обозначила проблему: низкий уровень умений конструктивно-модельной деятельности дошкольников.

Изучив, учебную и методическую литературу по теме самообразования

Бедфорд А. «Большая книга LEGO» — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский , 2002- 192 с.

Фешина Е.В. «Лего — конструирование в детском саду» — М.: Творческий , 2012 г.

И обозначив проблему; я приняла для себя решение обратить особое внимание в воспитательно – образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста на развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников и создание условий для всестороннего развития личности дошкольников.

В течении всего учебного года пополняла РППС группы. В ноябре 2019 года был составлен паспорт уголка конструирования в старшей группе. Составляла картотеку методической литературы:

Сборник познавательных задач технической направленности для дошкольников (из опыта работы ДОО Пермского края)/ Институт развития образования Пермского края. – Пермь: 2022. – 53 стр.

Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) / авт.-сост.: Н.О. Лелявина, Б.Б. – Корвет, 1993. – 46 стр.

Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2022. – 98 стр.

Играю и развиваюсь с конструктором Лего. Методический сборник игр с конструктором Лего для дошкольников.

Картотеку дидактических игр («Леготека») и внедряла в работу с детьми.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO — технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой.

В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. В ходе деятельности дети становятся строителями. Вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.

Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда — это определенный последовательный процесс. Основная идея подхода: предложить детям создавать объекты. Создание определенных объектов является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания нужно:

— изучить технологию создания объекта – т. е. выполнить роль исследователя;

— принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить – моделировать технологические процессы;

— встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования;

— выполнить роль успешного инженера, презентующего созданный объект.

Также за прошедший период была проведена такая работа с детьми:

КОП «Бусы для ёлочки». На этой практике дети украсили новогоднюю елочку бусами — логическими фигурами, при этом научились «читать схему», закрепили порядковый счёт.

Проекты: «Мама – солнышко моё», «Мастерская Деда Мороза», где детям была предоставлена возможность творческой самореализации. Воспитанники смогли проявить свою творческую активность и воображение, желание включаться в творческую деятельность; совершенствовали коммуникативные навыки.

Также я проводила работу с родителями:

Проведены консультации: «Детское конструирование. Что это такое?», «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста».

Индивидуальные беседы по теме: «Какой приобрести конструктор ребёнку?».

Составлен буклет для родителей. «Значение конструирования в развитии ребенка».

Провела анкетирование «Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка», что позволило обозначить тему родительского собрания.

Родительское собрание «От кубиков к роботу», на котором с помощью слайд презентации дала определение приоритетным направлениям государственной политики в области развития образования; детское техническое творчество. Рассказала и показала виды конструкторов.

Дети совместно с детьми приняли участие в заочном творческом конкурсе «LEGO- город» и стали призёрами.

Также приняли активное участие в семейном конкурсе творческих работ внутри группы «До чего дошёл прогресс».

В конце года по итогам мониторинга

выявления уровня сформированности умений «Конструктивно-модельная деятельность»

было выявлено:

низкий уровень

– 0%

ниже среднего

– 10% (2 реб.)

средний уровень

– 45% (9 детей)

высокий уровень

– 45 % (9 детей)

Таким образом,

в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы сформировалось положительное отношение к конструированию, они самостоятельно могут собрать все модели, которые даны в комплекте заданий. С интересом придумывают и создают свои модели, обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они учатся работать в команде, распределять обязанности и договариваться.

Поставленная цель и задачи выполнены мной в полном объёме.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию

было написание отчета с кратким анализом и описанием форм и мест отчётов проделанной работы в 2019-2020 году:

1. Открытое занятие для воспитателей ДОУ по конструированию «Мост для Буратино».

2. Выступление на педагогическом совете «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях реализации ФГОС».

3. Участие в работе проблемной группы «LECO – конструирование и робототехника в ДОУ – одно из условий приобщения дошкольников к техническому творчеству» детский сад № 71. Предоставление материалов в электронном виде для создания педагогического кейса: Опыт работы по конструктивной деятельности.

— Родительское собрание на тему: «От кубиков к роботу». Слайд презентация «Детское техническое творчество. Виды конструктора».

— «Леготека». Картотека игр с использованием Лего-конструктора или его аналогом.

4. Педагогические чтения «Мое самообразование» презентация картотек дидактических игр с конструктором Лего и дидактических игр.

Перспективы работы по теме:

Я продолжу работать по данной теме в период 2022 -2021 года, но с уклоном на LEGO-конструирование и образовательную робототехнику.

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога — обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Предварительный просмотр:

Как составить план по самообразованию воспитателя ДОУ

Что такое самообразование и для чего оно нужно? Под этим процессом понимают специально организованную, систематическую и самодеятельную познавательную деятельность педагога, которая направлена на достижение определённых общественно и личностно значимых целей. Для чего же оно нужно и для чего составляется план по самообразованию воспитателя ДОУ? Самообразование тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть — в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.

Примерный план по самообразованию воспитателя ДОУ

Темы для самообразования выбираются самим педагогом. Порекомендовать их может также и старший воспитатель. Срок, в рамках которого изучается тема, может быть от года до трёх лет. Выделяют следующие этапы:

*Диагностический. Содержание работы: анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы.

*Прогностический. Его сущность: определение целей, задач, разработка оптимальной системы и возможных мер, направленных на решение стоящей проблемы, прогнозирование возможных результатов.

*Практический. Работа: внедрение и распространение передового педагогического опыта, а так же системы мер, направленных на решение стоящей проблемы, чёткое формирование методкомплекса, отслеживание всего процесса работы, её текущих и промежуточных результатов, корректировка работы.

*Обобщающий. Работа: подведение итогов, оформление полученных

результатов собственного исследования по выбранной теме, предоставление материалов.

* Внедренческий. Сущность этапа: использование приобретенного нового опыта педагогом в процессе своей дальнейшей работы, распространение полученного опыта.

Формы представления результатов.

По истечении каждого этапа работы педагог оформляет и представляет свои

результаты. Формы, в которых он это может сделать, также включены в план

по самообразованию воспитателя ДОУ. Они могут быть следующими: -собеседование с руководителем методического объединения или со старшим воспитателем; — выступление на заседании методического объединения или на педагогическом совете; — открытые занятия; — реферат, презентация или индивидуальный творческий проект. Стоит отметить, что в начале учебного года, после того как педагоги определились с темами, должен быть составлен общий план самообразования старшего воспитателя ДОУ.

Любая работа должна иметь чёткую структуру, предлагаем вам один из вариантов оформления, как может выглядеть план по самообразованию воспитателя ДОУ. Вначале указывается название работы, например: «Индивидуальный план самообразования» (указываем год). Далее указывается свою должность. Стоит отметить, что в оформлении план самообразования воспитателя младшей группы, средней или старшей, принципиально один от другого отличаться не будут. Далее указывается Ф.И.О. педагога, его образование, а также курсы повышения квалификации. Затем следует указать тему по самообразованию, проблемы, над которыми предстоит работать, сроки, а также задачи и цели.

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель группы продленного дня составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Как выбрать тему? Советы воспитателям

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос — выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами — важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]