Картотека физкультминутки для подготовительной группы.картотека по физкультуре (подготовительная группа) на тему


Детские физминутки

Физминутка — небольшой комплекс упражнений, проводимый в игровой форме для снятия мышечной усталости и восстановления работоспособности детей.Физкультминутка поможет расслабиться, снять напряжение, улучшить кровообращение.
Само название включает длительность динамической паузы: 1-2 минуты, за которые дети имеют возможность поменять положение тела, подвигаться, получить заряд бодрости, что благотворно отражается на развитии нервной системы.

Детские физкультминутки как правило сопровождаются короткими стишками или небольшими тематическими рассказами, призывающими к выполнению движения. Тематические физминутки с умело подобранным текстом способствуют повышению интереса к занятию.

Предлагаемые движения не должны быть сложными, чтобы каждый ребенок с легкостью и удовольствием справиться с предложенной игрой.

Существует множество форм проведения физминуток:

  • подвижная игра
  • игра-подражание
  • танцевальные движения
  • обще-развивающие упражнения
  • мимические упражнения
  • гимнастика для глаз
  • гимнастика для отдельных частей тела

Смотрите также

Детский самомассаж — здоровьесберегающие технологии Профилактика плоскостопия — здоровьесберегающие технологии Релаксация на физкультурных занятиях — здоровьесберегающие технологии

ПРИМЕРЫ ФИЗМИНУТОК

Физминутка «Улыбка»

А теперь все вместе всталиРуки дружно вверх поднялиРуки в стороны, впередА теперь наоборотВлево-вправо повернулисьИ друг другу улыбнулисьТихо сели и опять будем

Дело продолжать (домик рисовать, наш рассказ читать…)

Физминутка «Отправляемся в полет»

Мы сегодня с вами детиПолетаем на ракетеРуки вверх и подтянисьМчит ракета прямо ввысьА быть может самолетВсех детей умчит в полет?Взмах крыла на раз, два, триДруг на друга посмотриПолетали и опять

Будем вместе рисовать (сочинять, считать…)

Физминутка «Непоседа»

Непоседа потянулсяВлево-вправо повернулсяРуки вытянул, согнул

И тихонько сел на стул

Физминутка «Если мы чуть-чуть устанем»

Если мы чуть-чуть устанемВсе тихонько вместе встанемИ похлопаем в ладошиРаз два три четыре пятьС каждым разом будем вышеНаши ручки подниматьИ потопаем ногамиРаз два три четыре пятьС каждым разом будем с вамиНиже, ниже приседатьЗакружились наши ножкиРаз два три четыре пятьМы теперь готовы снова

Все задания выполнять.

Физминутка «Мячики»

Все девочки и мальчикиПрыгают как мячикиРаз, два, три, четыре, пятьВыше голову держать.Чтобы руки не устали

Мы на пояс их поставим

Физминутка «Отдохнуть нам очень нужно»

Мы похлопаем в ладошиМы потопаем немножкоПокачаем головойНам не стоит уныватьБудем руки подниматьА теперь присядем дружноОтдохнуть нам очень нужноМы похлопаем в ладоши

И потопаем немножко

Физминутка «Очень дружно мы живем»

Очень дружно мы живем (показывают большой палец)Мы по улице идем (маршируют на месте)Если очень мы спешим, вместе быстро побежим,(бег на месте)Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны)Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)

Значит можно продолжать нам задание выполнять (садятся)

Физминутка «Не ленитесь, потрудитесь»

Вместе руки на бочокНе сжимайте кулачокРуки вверх вы поднимайтесьКулачки теперь сжимайтеРазжимайте и сжимайтеБыстро-быстро выполняйтеНа носочки надо встатьНаши ножки всем размятьОпускайтесь, поднимайтесьВместе дружно наклоняйтесьНе ленитесь, потрудитесьСнова прямо становитесьВместе руки на бочок

Не сжимайте кулачок

Физминутка «Хорошее настроение»

Ровно встали все ребятаМаршируем, как солдатыРуки вверх и руки внизНа носочки поднимисьПоднимись еще разокУлыбнись, ка всем, дружокИ с хорошим настроением

Ты за стол опять садись

Физминутка «Птенец»

Птичка крыльями взмахнула (взмах руками)Раз- головку повернула (поворот головы влево-вправо)Два- нагнулась за пшеном (наклон вперед до пола)Три- вернулась птичка в дом (руки над головой «крыша»)В доме ждал ее птенецГолосистый удалец,

Пи-пи-пи (произносят хором)

Физкуль

Возвращались три туристаПо по тропинке не спеша (ходьба на месте)Солнце в небе ярко светит, (поднять руки вверх)И погода хороша (круговые движения руками)За пригорком, возле лесаЧто не низок не высок (присесть, встать)Услыхали три туристаНезнакомый голосок ( руки к ушам)Кто кричал в лесу узнаешь

Если голос угадаешь (кто-то из детей издает звук, остальные отгадывают)

Физкуль

Я открою свой альбом (широко разводят руки)Сколько же рисунков в нем!Это зайка (дети прыгают)Это гном (дети присаживаются)Это мой красивый дом (ставят руки треугольником над головой)Вот в альбоме самолет (руки в стороны)Отправляется в полет (круговые движения руками «моторчик»)Я закрою свой альбом (хлопают руками)

Посмотрю его потом.

Физкуль

Под окошком возле садаКлены выстроились в ряд (встают)Ветер кленами играет (махи поднятыми руками)Клены листьями шуршат (круговые движения руками)Ветер не кончается

Клены наклоняются (наклоны вперед)

Физкуль

Дрыг да скок, прыг да скокПрыгнул зайка на пенекНа полянке возле зайкиЗвери собрались в кружокСосчитав всех по порядкуЗайка предложил зарядкуРаз! Все прыгают на местеДва! Ушами машут вместеТри! Все вместе приседаютИ хвостами все виляютНа четыре всем опять

Упражнения выполнять

Физкуль

Раз присядка, два присядкаВот звериная зарядкаВсе зверята, как проснутсяЛюбят сладко потянуться (потягиваются)И хвостами повилять (движение бедрами)И за ушком почесать (имитация)Спинку вытянуть, прогнуться (наклон с выпрямлением)И три раза повернуться (повороты вокруг себя)Ну а если будет мало

Можно все начать сначала.

Источник: https://fizinstruktor.ru/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8/

Картотека физкультминуток в старшей группе детского сада в возрасте 5-6 лет с целями по ФГОС

Движение имеет огромное значение для полноценного физического и умственного развития детей. При недостатке двигательной активности у малышей наблюдаются проблемы с речью, а также замедляются процессы психического развития.

В детском саду уделяется большое внимание формированию навыков движения. Основным средством в этой работе служат занятия физической культурой.

При этом динамический компонент различных видов деятельности увеличивается ещё и за счёт физкультминуток во время занятий, игр и в процессе прогулки.

Значение проведения физкультминуток в старшей группе ДОУ

Кратковременные паузы в форме лёгких физических нагрузок устраиваются в перерывах между разными видами занятости воспитанников детского сада, а также в процессе работы, подразумевающей интеллектуальное сосредоточение, например, занятий по развитию речи, окружающему миру, математике, изобразительному искусству и пр. Длительность физкультминутки обычно составляет 1,5–3 минуты. Как правило, она включает в себя комплекс из 3–4 упражнений, повторяемых несколько раз и направленных на активизацию дыхания и кровообращения.

. В некоторых источниках физкультминутки называются физкультурными паузами, однако это несколько отличные понятия. Так, время проведения пауз несколько дольше, чем минуток, и включает от 5 до 8 упражнений.

О необходимости перерывов свидетельствует и то, что иногда на занятиях ребёнок начинает ёрзать на стуле, стремясь изменить позу. Такое поведение является свидетельством умственной утомлённости, а значит, и снижения внимания. Если вид деятельности не сменить, то у ребёнка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение и в результате появляются нарушения осанки.

Если дошкольники утомились, они начинают отвлекаться

Цели

Целями проведения активных перерывов в старшей группе являются:

  • повышение или стабилизация работоспособности воспитанников в период занятий;
  • обеспечение кратковременного отдыха, особенно для органов зрения и слуха, претерпевающих большую нагрузку;
  • создание условий для расслабления мышц спины, туловища, кистей рук.

. По данным исследований психологов, педиатров и педагогов, для полноценного развития ребёнка смена видов деятельности должна происходить каждые 20 минут.

Задачи

В качестве задач физкультминуток с детьми 5–6 лет можно выделить:

  • улучшение осанки;
  • усиление метаболизма;
  • развитие внимания и памяти;
  • тренировка способности сосредотачиваться;
  • получение сенсорных впечатлений;
  • восстановление эмоционального фона.

Физкультминутки являются отличным средством профилактики утомления старших дошкольников

Приёмы проведения

Для реализации поставленных целей и задач используются следующие приёмы:

  • стишки, потешки, иллюстрирующие движения разминки;
  • наглядность (картинки, плакаты), показывающие порядок выполнения действий;
  • сочетание различных видов физической нагрузки (задания на работу над мышцами рук, ног, туловища, для стимуляции работы системы кровообращения и т. д.).

Для физкультминуток уместно сочетать:

  • 3–5 упражнений для мышц рук, ног, плечевого пояса, туловища;
  • гимнастику для кистей и пальчиков рук (жесты, работа со специальными массажными мячиками, орехами и т. д.);
  • ходьбу, подскоки.

В физкультминутке сочетаются движения руками, пальчиками, туловищем и т. д

Виды и формы физкультминуток в старшей группе детского сада

Кратковременные перерывы для активизации двигательных навыков можно сгруппировать в несколько видов.

Их цель — переключение внимания воспитанников с одного вида деятельности на другой. Так не только повышается качество усвоения материала, но и снижается давление на организм ребёнка. К этому виду перерывов относятся:

  • потягивания и выпрямления позвоночника;
  • бег;
  • ходьба на месте;
  • приседания;
  • подскоки;
  • наклоны в стороны и махи руками.

Такие задания выполняются в сопровождении потешек, героями которых выступают мышки, хомячки, зайки, медведи и пр. Например:

  • Мишка вылез из берлоги,Огляделся на пороге. (Выполняют повороты влево и вправо)Чтоб скорей набраться сил,Головой медведь крутил. (Вращают головой)Наклонился взад-вперёд,Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад)К турнику я подхожу,Перекладину беру,Мышцы дружно напрягаю,Стройным, крепким быть желаю!Чтобы сильным стать и ловким,
    Приступайте к тренировкам!
  • Хомка, Хомка, Хомячок, (Круговые движения по животу)Полосатенький бочок. (Прямые движения по бокам)Хомка рано встаёт, (Потягиваются)Шейку моет, (Имитируют мытьё шеи)Щёчки трёт. (Трут щёки кулачками)Убирает Хомка хатку (Имитируют подметание)И выходит на зарядку: (Шагают на месте)Раз, два, три, четыре, пять (Руки вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз)
    Хомка сильным хочет стать. (Показывают, какой Хома сильный).
  • Зайке холодно сидеть,Нужно лапочки погреть.Лапки вверх, лапки вниз,На носочках подтянись,Лапки ставим на бочок,На носочках скок-скок-скок.А затем вприсядку,Чтоб не мёрзли лапки.Прыгать заинька горазд,
    Он подпрыгнул десять раз. (Дети имитируют все движения, описанные в стихотворении).

Дошкольники лучше воспринимают сюжетные физкультминутки

Физкультминутки для пальчиков и кистей рук

Такие физкультминутки проводятся для расслабления мышц после продолжительной работы с карандашами, ручками. Они часто используются на занятиях письмом или рисованием. В набор упражнений входят задания на:

  • сгибание/разгибание кистей рук;
  • движения запястьями по кругу;
  • напряжение и расслабление кулачков.

К этому виду разминок относится, например, разминка «Алые цветы»:

  • Наши красные цветкиОткрывают лепестки. (Разжимают пальцы)Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет. (Шевелят пальчиками)Наши красные цветкиЗакрывают лепестки. (Пальцы сжимают в кулачок)Головой качают,
    Тихо засыпают. (Покачивают кулачками).

Гимнастика для пальчиков активизирует работу речевых центров

Используются для стимуляции интереса дошкольников к выполнению знакомых упражнений, но в необычной стихотворной или игровой форме. По сути, это тот же набор, что и для первого типа физкультминуток, проводимых во второй половине занятий, но только по форме. же соотносится с тематикой зарядки. Примеры упражнений этого вида:

  • Буратино потянулся, (Руки поднимают через стороны вверх, потягиваются, поднявшись на носочки)Раз — нагнулся,Два — нагнулся, (Наклоны корпуса вперёд)Руки в сторону развёл, (Руки разводят в стороны)Ключик, видно, не нашёл. (Повороты вправо и влево)Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать. (Руки на поясе, поднимаются на носочки).
  • Ветер тихо клён качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,
    Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища вправо и влево).
  • Загудел паровоз «Ту-ту» (Кладут руки на плечи впереди стоящему ребёнку)И вагончики повёз.Чу-чу-чу, чу-чу-чу («Паровозы» едут по кругу)Далеко их укачу.Паровоз кричит:«Ду-ду-ду,Я иду, иду, иду».А колёса стучат,А колёса говорят:
    «Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперёд, согнутыми руками делают движения вперёд-назад).

Сюжетные физкультминутки включаются в комплекс упражнений для зарядки

Формы проведения перерывов

физкультминуток должно быть облечено в подходящую форму, чтобы ребятам было интересно выполнять физические упражнения. Это:

  • Задания для общего развития. Включают 3–4 упражнения на все группы мышц, завершаются пробежкой в умеренном темпе на месте или быстрой ходьбой.
  • Подвижные игры. Выбирать лучше забавы средней подвижности, без требования больших свободных площадей и соблюдения объективно несложных правил.
  • Дидактическая игра. Подходит для проведения на занятиях по речевому развитию.
  • Танцевальные па. Проводятся в середине занятия под музыку с умеренным ритмом.
  • Движения, сопровождающие сюжет стихотворения (загадки, потешки или считалки). Тексты необходимо подбирать с чёткой рифмой и понятным содержанием, перекликающимся с темой занятия.
    В основе большинства пальчиковых игр лежит текст потешки или стихотворения
  • Движения-иллюстрации, например, отгадывание загадок не словесно, а имитацией двигательной активности: конькобежец (характерно отставляет ноги), боксёр (махи кулаками) и пр.

Методика проведения физкультминуток в старшей группе

Как правило, признаки утомления у воспитанников старших групп проявляются на 12–15 минуте занятия. В этих временных рамках и проводятся физкультминутки.

. Совсем маленькие участники образовательного процесса в детском саду начинают уставать на 7–9 минуте занятия, а ребята средней группы — на 10–12 минуте.

Правила проведения

Для того чтобы каждый методический компонент выполнял свою роль, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Перед выполнением задания нужно обсудить с ребятами, о чём идёт речь в физкультминутке, в замедленном темпе выполнить все движения.
  • Суть задания должна быть проста и понятна детям.
  • Выполнять все движения (в том числе и подпевать) нужно параллельно с воспитанниками, проявляя при этом увлечённость процессом.
    Сначала педагог показывает все движения физкультминутки в замедленном темпе, а дети повторяют
  • Текст физкультминутки должен звучать выразительно, сначала опережая действия, а затем иллюстрируя их.
  • За выполнение всех этапов подготовки дошкольников нужно хвалить, причём даже если они по неопытности делают ошибки.
  • перерывов варьируется в зависимости от тематики занятия, на котором выполняется физкультминутка.
  • Если ребята чем-то увлечены, то отвлекать их не нужно, иначе вернуться в рабочий ритм им будет непросто. Лучше дать возможность закончить начатое, а затем сделать перерыв.

Таблица: картотека тематических физкультминуток (составлено по материалам открытого доступа)

В качестве атрибутов физкультминуток могут выступать мячи, султанчики и другой инвентарь

Картотека физкультминуток. для детей 4-5 лет. по теме «Осень»

Транскрипт

1 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 29» г. Сергиев Посад Картотека физкультминуток для детей 4-5 лет по теме «Осень» Автор: Чуйкина Татьяна Михайловна

2 «Рыжий лес» Рыжий, рыжий, рыжий лес (плавные движения кистей рук Осыпает листья. сверху вниз (падающие листья) Он диковинки свои держит на виду! Осень по лесу идет Вкрадчиво, по-лисьи, («лисий» шаг: А за нею по пятам осторожные шаги на носках Тихо я иду. в ритме стихотворения.) «Осень». Летят высоко журавли Над опустевшими полями.(дети имитируют полет птиц) И рощи сонные, пустые Им машут голыми ветвями.(машут вверху руками) Лесам, где лето провели, Они кричат: «Летите с нами!»(бег врассыпную) Кружатся листья золотые — «До свиданья, до свиданья!»(кружатся, руки в стороны)

3 «Осенние листочки» Мы, листики осенние, на веточках сидели.(руки вверх) Дунул ветер — полетели.(наклоны вправо-влево) Мы летели, мы летели и на землю сели.(руки вниз, сели на корточки) Ветер снова набежал и листочки все поднял.(встали, руки вверх) Повертел их, покрутил И на землю опустил.(покружились и присели) «Осень» Между елок, между сосен Осторожно бродит осень. (Спокойная ходьба) Осень, рыжая лиса, Красит в рыжий цвет леса.( Плавные движения кистью правой руки ) Но зеленого убора Не покрасить ей у бора: Для лисы остры и колки Леса хвойного иголки.(пальцы обеих рук в стороны и напрячь)

4 «Осенний лес» Заходи в осенний лес!(дети выполняют ходьбу на месте). Много разных здесь чудес!( Руки в стороны и оглядываются вокруг). Вот берёзки золотые стоят,(поднимают руки вверх). Под берёзками грибочки. (Приседают и выполняют упражнение» Грибок»). На нас глядят — в корзинку прыгнуть хотят. (Встают и подпрыгивают на месте) «Осенний дождик» Вдруг закрыли небо тучи. (Поднимаемся на носки, вверху- перекрещенные руки.) Начал капать дождь колючий. (Прыжки на носках,руки на поясе.) Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть. (Приседаем,руки на поясе.) Грязь и лужи на дороге — Поднимай повыше ноги! ( Идём по кругу с высоким подниманием колен.)

5 «Солнце спит». Солнце спит, солнце спит, (Положить голову на сомкнутые ладони) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, (Поднять руки вверх) Всем лучи свои послало. (Руками описать круг над головой) Вдруг поднялся ветерок, (Помахать руками, поднятыми вверх) Небо тучей заволок (Круговые вращения руками над головой) И деревья раскачал. (Раскачивание туловища из стороны в сторону) Дождь по крышам застучал. (Хлопки в ладоши) «Лужи» (проводится с обручем). Любим прыгать мы по лужам. (Прыгать в обручи-лужи, лежащие на полу) И с дождем мы тоже дружим. Под зонтом гулять пойдем И все лужи обойдем.(ходьба друг за другом, обходя обручи-лужи)

6 «Гриша шел» Гриша шел шел шел, (Ходьба на месте) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши) Раз грибок, (Наклон вперед) Два грибок, (Наклон вперед) Три грибок. (Наклон вперед) Положил их в кузовок. (Ходьба на месте) «По грибы». Утром дети в лес пошли (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги) И в лесу грибы нашли. (Размеренные приседания) Наклонялись, собирали, (Наклоны вперед с разведением рук в стороны) По дороге растеряли. (Руки на голову, качания головой)

7 «Листопад» Дружно по лесу гуляем (Ходьба врассыпную) И листочки собираем. (Наклоны вперед) Собирать их каждый рад — Просто чудный листопад! (Прыжки на месте с хлопками в ладоши) «Осенние листья» Мы дорожки подметаем, (Имитация движений) Листья в кучи собираем. (Наклониться, имитировать действие) Чтоб гуляя, малыши веселились от души! (Подскоки на месте) Ох, устали,(«обтереть пот со лба») Отдохнем. (Присесть) И домой скорей пойдем. (Ходьба на месте) *-

8 «Осень пришла» Стояла корзинка на полке без дела.(присесть, округлить руки изобразить корзину) Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы вправо-влево) Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, изобразить ветви деревьев) Настала пора собирать урожай. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев) Корзинка довольна. (Руки округлить перед собой, кивать головой) Она удивилась, (Развести руки)что так много фруктов в саду уродилось! (Подняться на носки, показать руками большой круг) «Осенний дождь» Вдруг закрыли небо тучи, (Подняться на носки, руки вверх) Начал капать дождь колючий.(руки вниз ритмичными движениями) Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. (Присесть, руки на поясе) Грязь и лужи на дороге. Поднимай повыше ноги! (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

9 «Осень «По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носки и похлопывают себя руками по плечам) В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой руками) Листья около березы (Медленно приседают) Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой ) В лужах лед прозрачно-синий, (Встают, плавно разводя руки в стороны) На листочках белый иней. (Поднимаются на носки, руки вверх) «Осень» Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх) Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони «смотрят» вниз) Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку гриба) Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами) Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]