Статья План культурно-досуговой деятельности с детьми второй группы ясельного возраста на 2019-2020 учебный год.. Автор: Прокопенко Элла Геннадьевна


Примеры организации досугов и развлечений в детском саду

Представленные далее варианты организации культурно-досуговой деятельности дошкольников позволят педагогам перенять успешный опыт коллег, а родителям воспитанников — подготовиться к запланированным мероприятиям.

Видео: день музыки в детском саду

Видео: спортивный праздник в детском саду

Видео: музыкально-театральный досуг «Экологическая сказка»

Видео: забавы на прогулке, посвящённой празднованию Масленицы

Видео: викторина «Весёлая математика»

Видео: творческий досуг «Этих дней не смолкнет слава»

Видео: литературный праздник «Дни летят»

Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.

Проведение досуга и развлечений в ДОУ

Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.

Обсуждение героев и сюжетов русских народных сказок стимулирует интерес детей к творческой деятельности

Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности

Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:

  • изучение наглядного материала: рассматривание тематических плакатов,
  • картинок,
  • репродукций,
  • иллюстраций в книгах,
  • макетов,
  • мини-выставки в уголке познания,
  • проведение познавательных и эвристических бесед,
  • создание сюрпризных моментов,
  • проведение дидактических и подвижных игр, включение в игровую ситуацию:
      посещение группы сказочным персонажем,
  • воображаемое путешествие в фантастическую страну,
  • перенос в сказку (для исполнения игры-драматизации),
  • зачитывание стихотворений, рассказов, малых фольклорных форм (частушки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки),
  • использование ИКТ: просмотр презентаций с фото- и видеоматериалами, музыкальным сопровождением.
  • Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников — игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия для разных тем

    Тема занятияВариант мотивирующего начала
    «Путешествие в страну сказок» (досуг-развлечение)
    1. Создание сюрпризного момента. В группу голубь приносит письмо из волшебной страны, в нём Василиса Премудрая рассказывает, что её похитил Кощей Бессмертный и держит под стражей в высокой башне. Василиса просит у ребят помощи и к письму прилагает карту Тридевятого царства.
    2. Включение в игровую ситуацию. Ребята соглашаются помочь Василисе. Педагог просит воспитанников взяться за руки, встать в хоровод и произнести вместе с ним заклинание, которое перенесёт всех в Тридевятое царство. Так ребята оказываются в сказочном дремучем лесу, где им предстоит выполнить много увлекательных заданий на ловкость и смекалку от волшебных персонажей.
    «В гостях у русской народной сказки» (театрализованный досуг)
    1. Изучение наглядного материала. Воспитатель показывает детям в библиотечном уголке большую красивую книгу — сборник русских народных сказок. Ребятам предлагается рассмотреть красочную обложку книги:
      • Каких сказочных героев вы узнали?
      • Из каких они сказок?

    2. Что изобразил иллюстратор в дремучем лесу? (Избушку на курьих ножках, домик трёх медведей, теремок, ручей с живой водой и др.)
    3. Какие волшебные предметы вы заметили на обложке? (Ступа Бабы Яги, яйцо с Кащеевой смертью, молодильные яблоки, лягушачья шкурка.)
    4. Создание проблемной ситуации. Воспитатель спрашивает, какую сказку хотели бы послушать дети. Получив ответ, он раскрывает книгу, ребята видят, что все страницы сборника пустые. Между страниц дети находят записку от Чуда-Юда: оно украло все сказки, чтобы их вернуть в книгу, нужно выполнить задание — показать, что сказки не забываются, а живы и любимы ребятами. Воспитанники привлекаются к участию в игре-драматизации по сказочному сюжету.
    «Австралия! Австралия! Прекрасный материк» (спортивный досуг)Изучение наглядного материала и проведение познавательной беседы. Ребятам предлагается изучить карту Австралии, на которой изображены представители флоры и фауны, и ответить на вопросы:
    • Что окружает Австралию? (Вода, океан).
    • Каким вы представляете австралийский климат? (Солнечным, жарким).
    • Каких животных вы увидели на карте, обитающих в Австралии? (Коала, кенгуру, дикая собака динго, птица киви, страус, вомбат, ехидна, поссум).
    • Можете ли вы рассказать об особенностях некоторых австралийских животных? (У кенгуру сильные ноги и хвост, они прыгучие, детёнышей носят в сумке на животе. Коалы похожи на плюшевых медвежат, у них длинные острые когти для лазания по деревьям, питаются эвкалиптовыми листьями, детёнышей носят на спине. Страус — самая большая птица, он не умеет летать, при грозящей опасности прячет голову в песок, быстро бегает, люди разводят страусов на фермах).

    Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх.

    «Радостные краски зимы» (музыкальный досуг)
    1. Создание проблемной ситуации. Ребята находят в музыкальном зале письмо от Снежной Королевы, воспитатель зачитывает: хозяйка снежного царства жалуется, что в её владениях нерадостно и скучно, зимой всё белое и холодное, а хочется веселья. Воспитатель предлагает детям развеселить Снежную Королеву и показать, что зимой тоже может быть радостно.
    2. Прослушивание песни «Вот зима, кругом бело».
    3. Проведение беседы.
        Ребята, про какую зимнюю забаву была эта песенка? (Про катание на санках с горы).
    4. Чем ещё можно заниматься на улице зимой? (Кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежную крепость).
    5. Какие вы знаете праздничные забавы зимой? (Новогодние и рождественские гуляния, хороводы и карусели, колядование, запуск фейерверков).

    Планирование мероприятий

    Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).

    Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты — 2–3 раза в год.

    Проводить большие праздники рекомендуется несколько раз в течение учебного года

    Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.

    Приобщение к народным традициям — важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

    Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

    Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения

    Таблица: картотека тем культурных мероприятий

    Тематическая направленность культурно-досуговой деятельностиДосугиПраздники
    Спортивные
    • Досуги в группе: «Сколько игр с мячом вы знаете?»,
    • «Спорт в жизни человека»,
    • «Олимпийские игры».
    • Досуги на прогулках:
      • «Катание с горки»,
      • «Игры со скакалочкой»,
      • «Турнир по игре в городки».
    • «Всемирный день гимнастики»,
    • «День физкультурника»,
    • «Взятие снежной крепости»,
    • «Мама, папа, я — спортивная семья».
    Творческие (музыкальные, театрализованные)
    • Досуги: «День сюрпризов»,
    • «День красоты»,
    • «Путешествие в Тридевятое царство»,
    • «Краски музыки»,
    • «Нарисуем осень»,
    • «В гостях у сказки»,
    • «Театр теней».
    • Игры-драматизации:
      • «Теремок»,
      • «Три поросёнка»,
      • «Серая шейка»,
      • «В гостях у сказки».
    • «День музыки»,
    • «Большой концерт»,
    • «Фабрика звёзд нашего детского сада»,
    • «Экологическая сказка».
    Литературные
    • Досуги, посвящённые творчеству писателей: А. С. Пушкина,
    • А. Барто,
    • Н. Носова,
    • Г.-Х. Андерсена,
    • братьев Гримм и др.
    • Вечера чтения стихотворений:
      • «Нам не холодно зимой»,
      • «Игрушки на витрине»,
      • «Весна, весна на улице!».
    • Литературно-музыкальные концерты: «Сказки Пушкина»,
    • «Есенинская Россия».
    • Драматизация литературных сюжетов:
      • «Басни Крылова»,
      • «Федорино горе»,
      • «Чук и Гек».
    Познавательные
    • Дидактические игры: «Страна знаний»,
    • «Мир витаминов».
    • Викторины:
      • «Овощи»,
      • «Мебель»,
      • «Человек»,
      • «Деревья»,
      • «Фрукты».
    • Тематические досуги:
      • «Чайные традиции в мире»,
      • «Какой бывает хлеб».
    • Познавательно-развлекательные квесты: «Первобытные люди»,
    • «Мир космоса»,
    • «Загадки планеты Земля».
    • Соревнования на смекалку:
      • «Весёлый КВН»,
      • «Поле чудес».
    Социальные
    • Досуги в группе: «Дружба»,
    • «День рождения»,
    • «Права ребёнка»,
    • «В кругу семьи».
    • Посещение городских объектов и выставок:
      • «Неделя безопасности»,
      • «Автогородок»,
      • «Сохраним планету чистой».
    • «День знаний»,
    • «День пожилого человека»,
    • «День матери»,
    • «День народного единства»,
    • «День ребёнка»,
    • «День полиции»,
    • «Женский день»,
    • «День независимости России»,
    • «День Победы».
    Народные, христианские
    • Тематические досуги в группе: «Хэллоуин»,
    • «Народные приметы»,
    • «Пасхальный стол»,
    • «Обычаи нашей страны»,
    • «Троицын день»,
    • «Медовый Спас».
    • Досуги на прогулке:
      • «Проводы зимы»,
      • «Дерево желаний»,
      • «Веснянки»,
      • «Игры на Ивана Купалу».
    • «Фольклорный праздник» (по малым жанрам УНТ),
    • «Пришла коляда»,
    • «Весёлая ярмарка»,
    • «Праздник русских народных игр».

    Таблица: пример конспекта культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе

    АвторЖилина Е. В., МДОУ Д/с «Василёк» р. п. Мулловка, Ульяновская область.
    Название«Путешествие по сказкам»
    Программное содержание
    • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и иллюстрациям, ключевым словам.
    • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
    • Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.
    • Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев.
    • Воспитывать активный интерес к сказкам.
    Предварительная работа
    • Чтение сказок,
    • рассматривание иллюстраций,
    • обыгрывание фрагментов сказок.
    Материал
    • Музыкальное сопровождение,
    • иллюстрации к сказкам,
    • лепестки цветка разных цветов.
    Ход занятияЗвучит мелодия «Приходите в гости к нам» из сказки «Там, на неведомых дорожках». Ведущая: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Её щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кащей Бессмертный, Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолёте, через моря и океаны, леса и степи. Вот он спускается всё ниже и ниже, и перед нами первая сказочная остановка. Вот и чьё-то письмо, а кто его прислал, вы узнаете, отгадав загадку.
    • Он носит вместо шапки Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь С ребячий башмачок. С фонариком и с песней Идёт в лесу ночном. Не ошибёшься, если Ты скажешь: — Это … (Гном).

    Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.) Вы молодцы! Справились с заданием и получаете волшебный лепесток. (Даёт детям лепесток красного цвета). Ну что же, полетели дальше. Путешествие продолжается. (Звучит музыка). А вот и следующая остановка. Отгадайте, кто это:

    • Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка).

    От Красной шапочки станция называется «Угадай-ка». Я буду читать вам отрывки из известных вам сказок, а вы должны угадывать их названия.

    • Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас!» И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист! («Мойдодыр»).
    • Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, Хочу лису посечи, Слезай, лиса, с печи, Поди, лиса, вон! («Заюшкина избушка»).
    • — Тепло ли тебе, девица? — Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. («Морозко»).
    • А потом позвонили цапли: — Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись! («Телефон»).
    • Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. («По щучьему веленью»).

    Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка). Ведущая: А вот и следующая станция: загадок-заморочек. Отгадайте, да быстро отвечайте! Загадки:

    • Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?
    • От кого ушёл Колобок?
    • Как звали самую маленькую девочку?
    • Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
    • Какая девушка на балу потеряла туфельку?
    • Чем кормила лиса журавля?
    • Какими словами обычно начинаются русские сказки? (Даёт лепесток.)

    Ведущая: Вижу, и впрямь много о сказках знаете. Молодцы! А сейчас отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка). Конкурс «Доскажи словечко». Ведущая: У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить. В этом конкурсе участвуют сразу две команды, кто быстрее ответит, тот и побеждает в этом конкурсе. Начинаем!

    • Мальчик… (с пальчик).
    • Соловей… (Разбойник).
    • Сестрица… (Алёнушка).
    • Лиса… (Патрикеевна).
    • Аленький… (Цветочек).
    • Гуси… (лебеди).
    • Крошечка… (Хаврошечка).
    • Братец… (Иванушка).
    • Баба… (Яга).
    • Сивка… (Бурка).
    • Красная… (Шапочка).
    • Спящая… (Красавица).
    • Заюшкина… (Избушка).
    • Винни… (Пух).

    Ведущая: С заданием справились, отправляемся дальше. (Звучит музыка). А здесь нас ждёт волшебный сундучок, посмотрим, что же в нём. (В сундучке маски для обыгрывания сказки «Теремок»). А сейчас скажем волшебные слова:

    • Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись И в детском саду очутись!

    (Звучит песня «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского). Ведущая: Вот мы опять в нашем детском саду. А из лепесточков у нас получился волшебный цветок. Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Было интересно? Весело? (Ответы детей).

    Временной план занятия по культурно-досуговой деятельности

    Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

    Длительность досугов:

    • в младших и средней группах — 25–30 минут,
    • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.

    Длительность праздников:

    • в первой младшей группе — 20–30 минут,
    • во второй младшей группе — 30–35 минут,
    • в средней группе — 45–50 минут,
    • в старшей группе — 60 минут,
    • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

    Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников

    Длительность уличных забав и народных гуляний:

    • в младших и средней группах — не более 1 часа,
    • в старшей и подготовительной группах — до 1 часа 30 минут.

    Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.

    Фольклорно-физкультурный досуг «Делу — время, потехе — час» в старшей группе

    1. Организационный момент — 2 минуты.
    2. Сюрпризный момент — 5 минут.
    3. Подвижная игра «Лошадка» — 7 минут.
    4. Игровые упражнения «Отгадай-ка» — 10 минут.
    5. Подвижная игра «Кот и птички» — 6 минут.
    6. Хоровод «Солнышко» — 4 минуты.
    7. Спортивная игра «Поймай мяч» — 8 минут.
    8. Подведение итогов досуга — 3 минуты.

    Музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе

    1. Приветствие гостей праздника — 2 минуты.
    2. Исполнение песни «Защитники Отечества» — 3 минуты.
    3. Чтение стихотворений — 5 минут.
    4. Исполнение песни «Будем в армии служить» — 3 минуты.
    5. Интеллектуальная разминка для команды мальчиков и команды пап — 8 минут.
    6. Танец «Моряки и морячки» — 4 минуты.
    7. Конкурс для взрослых и детей «Силачи» — 6 минут.
    8. Чтение стихотворений — 5 минут.
    9. Исполнение песни «Наши папы» — 3 минуты.
    10. Игра для детей и гостей «Бутерброды» — 7 минут.
    11. Стихотворное поздравление мальчикам от девочек группы — 5 минут.
    12. Игра «Препятствие» — 7 минут.
    13. Музыкальный конкурс — 8 минут.
    14. Музыкальная игра «Девочки хи-хи, мальчики ха-ха» — 7 минут.
    15. Танец «Звёзды» —3 минуты.
    16. Поздравительные слова от ведущего праздника, вручение открыток и подарков — 7 минут.

    Досуг с участием родителей «Масленица» в средней группе

    1. Организационный момент — 3 минуты.
    2. Экскурсия в прошлое (использование ИКТ: познавательное слайд-шоу) — 10 минут.
    3. Конкурс «Всезнайка» — 5 минут.
    4. Конкурс «Отгадай-ка» — 5 минут.
    5. Конкурс «Народные игры» — 5 минут.
    6. Конкурс «Скачки с препятствиями» — 4 минуты.
    7. Конкурс «Кулачные бои» — 4 минуты.
    8. Музыкальный конкурс — 8 минут.
    9. Подведение итогов соревнования, приглашение на чаепитие с блинами — 4 минуты.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]