Программа по развитию навыков самообслуживания «Я сам»
Программа по формированию навыков самообслуживания « Я сам»
Пояснительная записка.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
Цель программы:
формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Основные задачи
: Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, зависимости от окружающих людей.
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.
Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества
Содержание программы:
Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально-бытовой осведомленности.
Методическая работа воспитателя:
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели. 2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда. 3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха. 4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.
Формы работы:
– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
– групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). Успешность обучения детей зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей.
В процессе обучения детей навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:
• Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.
• Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия.
• Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.
• Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.
Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы работы:
1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
2. Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия);
4. Совместные действия воспитателя с ребенком;
5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого;
6. Самостоятельные действия ребенка.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Большинство поручений становятся групповыми, т.е. принимают коллективный характер. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.
Перед заданиями важно:
• рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
• перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Ты сегодня дежурный, что же нужно сделать? Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям;
• выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей;
• обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
Программа рассчитана на 6 месяцев. Продолжительность одного группового занятия– 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность индивидуального занятия 10-20 минут. Частота занятий зависит от сформированности навыков.
Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем развития воспитанников:
Уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Обладать навыками: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. Уметь накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду. Различать и называть части тела, знать предметы санитарии и гигиены. Иметь представление о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Знать и выполнять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании складывать в определенной последовательности одежду. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своего стола принадлежности; убирать на место игры и игрушки. Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения, заправлять кровать, проводить смену постельного белья. Уметь различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Уметь одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь. Уметь различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Уметь правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; уметь пользоваться носовым платком, стирать мелкие предметы одежды. Помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Уметь пропускать друг друга в помещениях приюта, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении и интерната и на улице не сорить, не кричать.
Тематическое планирование групповых занятий.
№ | Тема занятия | |
1 | Знакомство с курсом «Формирование навыков самообслуживания» Внешнее строение тела человека. | |
2 | Что такое режим дня. Соблюдение режима дня. | |
3 | Сон и его значение. Заправка кровати. Практическая работа. | |
4 | Нос — орган обоняния. Уход за носом. Формирование эталонов поведения — использование носового платка. Практическая работа. | |
5 | Борьба с пылью. Виды уборки. Правила проведения уборки. | |
6 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | |
7 | Пищеварительная система. Режим питания. Полезные и вредные продукты | |
8 | Закрепление культурно-гигиенических навыков. Правильное мытье рук перед едой, мытье фруктов и овощей. | |
9 | Посуда. Разнообразие и назначение. Сервировка стола. Практическая работа. | |
10 | Культура приема пищи. Правила поведения за столом. | |
11 | Волосы. Уход за волосами. Практическая работа. Расчесывание волос. Мытьё головы. | |
12 | Название одежды. Виды одежды по сезонам. Хранение одежды. Правила опрятности. |
Тематическое планирование индивидуальной занятий.
№ | Тема занятия |
1 | Учить детей мыть руки последовательно, следуя алгоритму умывания. |
2 | Формирование навыков использования ложки при приёме пищи. |
3 | Формирование навыков опрятности: приучение к горшку. |
4 | Гигиена полости рта. Практическая работа. |
5 | Расчесывание волос. Мытьё головы. |
6 | Самостоятельное раздевание. Алгоритм раздевания. |
7 | Самостоятельное одевание. Алгоритм одевания. |
8 | Застёгивание сандалей. Шнуровка ботинок. |
9 | Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки |
10 | Складывание и вешание одежды в шкафчик. Практическая работа. |
11 | Уход за носом. Формирование эталонов поведения — использование носового платка. Практическая работа. |
12 | Заправка кровати. Практическая работа |
13 | Самостоятельно наводить порядок в группе, убирать игрушки и вещи на свои места. |
14 | Смена постельного белья. Практическая работа. |
15 | Удаление пыли. Подметание пола. Практическая работа. |
16 | Уход за комнатными растениями. Формирование навыков. |
17 | Уборка посуды со стола. Мытье посуды. Практическая работа |
18 | Практическая работа. Стирка носков. |
19 | Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. |
Литература :
- Бейкер, Брюс Л. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. – М. : 1997.
- Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
- Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие / А. Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2000.
- Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. – М. : Теревинф, 2006.
- Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.,1997.
- Новосёлова, Н. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Н. А. Новосёлова, А. А. Шлыкова. – Екатеринбург : Учебная книга, 2004.
- Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – Спб. : Дидактика Плюс, 2002.
- Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье — М., 2009 — 212 с.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.- 124 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной. – С.- Пб., 2001 г.
ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Гнездышко» в Зеленодольском муниципальном районе» УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГКУ СПДиП «Гнездышко» в ЗМР _____ Ибрагимова О.А. Программа по формированию навыков самообслуживания детей дошкольного возраста «Я сам» Автор программы: Воспитатель- Абдулхакова Венера Рашитовна
2019 год