Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Аккуратные ребята»
Цель проекта:
Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта:
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Не все дети пришедшие в детский сад из дома имеют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: некоторые не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их индивидуальным полотенцем, другие нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого во время одевания, раздевания, потому важно развивать гигиеническую культуру младших дошкольников. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Задачи проекта:
1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными, аккуратными.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены.
3. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)
4. Формировать правила поведения за столом.
5. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» и др., фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
6. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
7. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Участники проекта:
• воспитатели,
• дети младшей группы,
• родители.
Сроки проекта: 6.11.2017- 19.11.17гг.
Предполагаемый результат.
Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания полотенцем). Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Привлечь родителей в реализации проекта.
Ход проекта.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Чтение худ. лит: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Бягковская «Юля-Чистюля», Александрова «Купание», чтение потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», «Ладушки, ладушки», «Наша Маша маленькая».
Словесная игра: «Полезно — вредно». Цель: дать представление, что вредно, а что полезно для здоровья.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Игра с куклой».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Беседы: «Перед едой мой руки с мылом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом», «Чистота и здоровье», «Кто опрятен тот приятен».
Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
Разучивание потешки «Водичка — водичка».
Отгадывание загадок.
Д/и «Угостим кукол чаем», «Моем чисто руки и лицо».
Цель: закрепить последовательность умывания, «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол». Цель: учить правильно, ставить посуду на стол (последовательность).
Игровая ситуация: «Купание куклы». Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Образовательная область: «Социально — коммуникативное развитие»
Сюжетно ролевая игра «В гости кукла к нам пришла».
Цель: Учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Закрепить последовательность умывания.
Сюжетно ролевая игра «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
Цель: Учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.
Сюжетно- ролевая игра «Катя заболела».
Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Сюжетно – ролевая игра: «Больница». Цель: познакомить с профессией врача; учить брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры.
Опыты «Вода бесцветная и прозрачная», «Вода может изменить свой цвет».
Образовательная область: «Художественно — эстетическое развитие»
НОД «Предметы гигиены».
Рисование «Платье для куклы Тани».
Лепка «Слепи мыло для лисят».
Разукрашивание капельки. Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены; учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.
Образовательная область: «Физическое развитие»
П/И «Беги к тому, что назову».
П/И «Дождик и солнце».
П/И «Зайка белый умывается».
Цель: активизировать двигательную активность детей. Заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции.
Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
Итоговое мероприятие:
- Экскурсия: В прачечную детского сада.
- Изготовление карточек для родителей по воспитанию КГН в младшей группе.
Работа с родителями
- Изготовление папки-передвижки «Культурно-гигиенические навыки в младшей группе».
- Консультации для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию», «Как правильно одеть ребенка осенью».
- Собрать иллюстрации к стихам и потешкам по теме.
Итоги проекта:
В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем. Большинство детей научились держать ложку правильно, есть самостоятельно или при небольшой помощи взрослых. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом.
Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составила: Романова Т. А.
Срок реалиизации: одна неделя. Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор по физкультуре, медсестра детского сада, прачка. Цель проекта: Развивать культурно-гигиенические навыки. Актуальность проекта: Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку.
Задачи проекта:
- Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома. Предполагаемый результат:
- Развитие культурно-гигиенических навыков.
- Сформирована привычка следить за своим внешним видом,
- Умение детей правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
- Дети умеют вести себя за столом: пользуются правильно столовыми приборами, салфеткой; не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают за столом.
- Пополнены знания о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
- У детей возникла потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Соблюдение культурно-гигиенических навыков дома и развитие навыков личной гигиены в домашних условиях.
Виды деятельности:
НОД: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Путешествие в здоровейку», «Музыка здоровья» и др.
Экскурсия: В прачечную детского сада.
Чтение худ. лит: г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С. Бягковская «Юля-Чистюля», Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», Шуржик «Вода и мыло», Демьянов «Замарашка», Яснов «Я мою руки». Беседы: «Чистота и здоровье», «Кукла Катя пришла в гости», «Хорошо у нас в детском саду», «Кукла идет на прогулку», «Катя заболела», «Не ходи в мокрой одежде», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом», «Не балуйся за столом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом». Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Кому что нужно», «Разложи картинки по порядку», «Уложи Машу спать», «Угостим кукол чаем», «Кукла идет гулять», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Почистим зубы», «Оденем куклу на прогулку», «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Водичка, водичка», «Умывалочка».
Творческие игры: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Мы в гостях».
Продуктивная деятельность: «Постираем» платочки и полотенца», «Мойдодыр».
Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
Работа с родителями. Собрать иллюстрации к стихам и потешкам по теме.
Консультации на тему: «Правила гигиены», «Как правильно одеть ребенка весной», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
Презентация материалов проекта.
Выступление на круглом столе.
Выставка детских работ.
Оформление фотогазеты.
Оформление книги с иллюстрациями к стихам и потешкам по теме
Следующая > |
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект по формированию
культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей раннего возраста
«МОЙДОДЫР»
Автор: Алиева А.В.
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
- АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.
Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Участники проекта
: воспитатели, дети, родители.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
- СИСТЕМА РАБОТЫ
Тип проекта
: долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта
: сентябрь 2022 – май 2022г.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
- здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
- социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства
:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
- ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- Игровые ситуации;
- Проблемные ситуации;
- Дидактические игры и упражнения;
- Беседа;
- Чтение;
- Познавательная деятельность;
- Алгоритмы.
- ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Анкетирование;
- Родительские собрания.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
:
1 этап. Аналитическийй
: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Практический
: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный
: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.
- СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – аналитический | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. | Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют. |
2 этап – практический | |
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему: Организует игры, беседы. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. | Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений. |
3 этап — заключительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Проводит диагностику. | Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры. |
- Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Сентябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | «Да здравствует мыло душистое» Цель: Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом умывания) | «Три золотых правила мытья рук»: а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная. | Д/И «Умоем куклу Катю» Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела. | Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша». Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода. |
Питание | «Полезные и вредные продукты» Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно. | «Правила поведения за столом» Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой | «Правила поведения за столом». Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком | Ситуация «Мы готовимся к обеду» Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда |
Одевание | «Для чего нужна одежда?» Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания. | Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой. Цель: знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком; | «Порядок в шкафчиках». Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок. | Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку». Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться. |
Октябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Д/И «Какая вода». Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная. | Д/И «Как мы купали Хрюшу». Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце. | «Тетушка Зубная щетка». Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? | «Мыльные перчатки». Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки. |
Питание | Потешка «Глубоко-не мелко». Глубоко-не мелко корабли в тарелках. Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот. Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно. | «Будем кашу варить, будем Ваню кормить». Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно. | Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы». Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой. | Д/И «Вилки-ложки». Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки. |
Одевание | Загадки про одежду. Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.) | Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд». Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания. | Д/И «Оденем куклу на прогулку». Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания | Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье». Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию. |
Ноябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. | Д/И «Полотенце пушистое». Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо | Д/И «Чистоплотные дети». Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. | Потешка «Водичка, водичка». Водичка, водичка, Умой мое личико — Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза). |
Питание | Игра «Напоим куклу Аню чаем» Цель: учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.) формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними; развивать ласковое, заботливое отношение к кукле. | «Волшебное слово – «спасибо». Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите. Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. | Художественное-слово – напоминание перед принятием пищи. Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился. Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. | Д/И «Красивые салфетки для трех поросят». Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками. |
Одевание | «Мы проснулись, потянулись» Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду | Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять». Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек. | Д/И «Постираем кукле платье». Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность. | Стихотворение Е. Благиной «Как у нашей Ирки». Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке.Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой Натке. Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным. |
Декабрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Д/И «Чем я моюсь». Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время. | Д/И «Как Хрюша пошел умываться». Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо. | Разучивание потешки. Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться. Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки. | Д/И «Какое полотенце». Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, личное, ножное, кухонное, расширять словарный запас. |
Питание | Потешка «Кашка из гречки». Кашка из гречки, где варилась?- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки! Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой. | Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития). | Д/И «Хрюша за столом» Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. | Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки. |
Одевание | Беседа «Моя одежда». Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик. | «Дружные сандалики». Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку. | Д/И «Кукла Маша проснулась». Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке. | Д/И «Маша — неряша». Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом. |
Январь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Художественное слово. Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой. Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова. | Д/И «Умоем куклу». Цель: Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем. | Разучивание потешки: «Чистая водичка». Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке – ладошки, Пальчики – Антошке. Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам. | Стихотворение – шутка В. Орлов «Чистюли» Маленькие мушки И большие мушки Умывают лапками И глаза, и ушки. Чистые, умытые, Утром, на заре Завтракают весело В мусорном ведре. Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость. |
Питание | Экскурсия на кухню. Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды; дать представление детям о профессии повара; развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых | Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка». Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка). | «Наша посуда» Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению). | Наблюдение «Няня моет посуду». Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях. |
Одевание | Дидактическая игра «Подберем куклам одежду» Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. | Рассматривание иллюстраций «Шапки». Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она может состоять, какие шапочки бывают (зимние, панамки и т.д.) | Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда». Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит. | Д/И «Кукла Катя идет в гости». Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом. |
Февраль | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Повторить потешку «Чистая водичка» (см. январь 3 неделя). Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память. | «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки». Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам. | Д/И «Помой руки своей дочке». Цель: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур. | «Мое полотенце». Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем |
Питание | Игровая ситуация «Кукла Катя обедает» Цель: Закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений. Развивать речь детей, память. | Д/И «Катино угощение». Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов. | Сказка «Три медведя». Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини). | Беседа «Столовые приборы». Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка. |
Одевание | Д/И «Топ, топ — сапожок». Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.) | Сюжетная игра «Погладим Кате платье». Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид. | Рассматривание картины «Дети на прогулке». Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей. | Д/И «Подбери куклам одежду». Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. |
Март | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Беседа «Берегите воду». Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. | «Рано утром, на рассвете умываются котята». Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все. | Д/И «Вымой кукле руки». Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» — после прогулки, после туалета и перед едой. | Чтение стихотворения «Мальчик Петя». Мальчик Петя поздно встал Просыпаться тяжко Умываться он не стал Он ведь замарашка? Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему? |
Питание | Д/И «Готовим обед для кукол». Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды. | Сюжетная игра «День рождения». Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. | Поручения дежурным. «Научи чебурашку накрывать на стол». Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов. | Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом». Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему? |
Одевание | Потешка «Раз, два, три, четыре, пять». Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Ну, а Петеньке на ножки Надеваем мы сапожки. Чтобы детки поиграли На участке погуляли. Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания. | Беседа «Что такое быть опрятным?» Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно? | «Мой шкафчик». Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках. | Дидактическая игра «Коля в гостях у детей» Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки. |
Апрель | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин». Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце). | «Умывание холодной водой». Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно. | Д/И «Что нужно кукле для купания». Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур. | Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться». Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания. |
Питание | Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки». Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре. | «Что мы кушаем на обед». Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд | Профессия «Повар». Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. | Ситуация «Мы готовимся к обеду». Цель: Закреплять умения подготовки к обеду (мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение. |
Одевание | Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу». Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность. | Ситуация «Если я промочил одежду?» Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь. | «Одежда весной» Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия. | «Постираем носовые платочки». Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность. |
Май | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Умывание | Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением. | Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость. | Беседа «Чистота — та же красота» Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. | Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести. |
Питание | Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду». Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память. | Загадка «Мухомор». Точки белые на красном Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор Не срывайте… (мухомор). Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть. | Игра « Накормим куклу Катю обедом » Цель: учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли; учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом; | Сюжетная игра «Чай для кукол» Цель: закреплять навыки пользования чашкой — держать чашку за ручку; обогащать игровые действия — научить кукол пить чай из чашки; закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку. |
Одевание | Игра-путешествие «Наша раздевалка». Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей. | Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история» Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи. | Д/И «Как я могу помочь другу». Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. | Беседа: «Моя любимая одежда». Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет. |
- Взаимодействие с родителями.
Сентябрь | Анкетирование родителей Беседы с родителями на темы: «Одежда детей в группе и на улице! », «Маркировка одежды», «Живём по режиму! ». |
Октябрь | Консультация «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет» Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
Ноябрь | Консультация «Роль фольклора в формировании культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» |
Декабрь | Папка передвижка: «Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка» Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом». Фотовыставка: «Как я помогаю маме» |
Январь | Консультация «Развитие навыков самообслуживания и КГН у детей раннего возраста (2 – 3 года)» Просьба к родителям: просмотр вместе с детьми м/ф «Мойдодыр» |
Февраль | Консультация: «Как научить малыша мыть руки (одеваться)» Оформление фотовыставки «Любим, любим умываться по утрам и вечерам!» |
Март | Беседа: «Как привить и воспитать у детей самостоятельность» Оформление альбома «Культурно — гигиенические навыки в домашних условиях». |
Апрель | Консультация «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно — гигиенических навыков» Папка — передвижка в уголке здоровья «Одежда по сезону» Беседа: Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке. |
Май | Анкетирование родителей «Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу года», сравнение результатов анкеты №1 Мониторинг освоения КГН. |
- ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Во 2 младшей группе продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы на начало учебного года
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформированности |
Таблица 2. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей
1 младшей группы на конец учебного года
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании | Уровень сформированности |
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: — Мыть лицо, руки; -Закатать рукава; — Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло; — Сухо вытереть руки; -Пользоваться расческой; -Пользоваться носовым платком.
- Навыки опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; -Не крошить хлеб; — Пережевывать пищу с закрытым ртом; — Не разговаривать с полным ртом; -Тихо выходить по окончании еды из-за стола; — Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок; -Снять платье (рубашку, шорты); -Аккуратно повесить; -Снять обувь; -Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
- правильно выполненное действие ребенок получает — «3»;
- действие, выполненное с небольшими неточностями — «2»;
- неумение выполнять действие — «1».
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
уровень | низкий | средний | высокий |
баллы | 0 – 27 баллов | 28 – 40 баллов |
|
Результат уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
низкий | средний | высокий | |
Начало года | 25 % | 75% | 0% |
Конец года | 6% | 63% | 31% |
- УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.
Технические условия: магнитофон, телевизор.
Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.
- ВЫВОДЫ
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей;
- Систематическое использование игр и упражнений на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности;
- Взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика — Синтез, 2007 г.
- Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий — 2010г.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика — Синтез», 2006 г.
- Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно — гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.
22