Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»


Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»

  • 28 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).

Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– практики игрового взаимодействия,

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

  • «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
  • «Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики
Виды Содержание
– Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

– свободные практики детской деятельности,

– коммуникативные практики,

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Надувание мыльных пузырей»,
  • «Морской бой»,
  • «Запираем воздух в шарик»,
  • «Движение воздуха»,
  • «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,
  • «У воды нет вкуса и запаха»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Пар тоже вода»,
  • «Вода без формы»,
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
  • «Как убедиться что вода прозрачная»
  • «Бумага и вода»,
  • «Сравнение бумаги»,
  • «Может ли бумага быть опасной»
  • «Лёгкий – тяжёлый»
  • Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

  • «Умный нос»,
  • «Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  • Игра – опыт со снежинками

Исследование:

  • «Что в коробке?», «Что в пакете?»
  • «Прокати шарик»
  • Эксперимент «Послушный ветерок»

Речевое развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– коммуникативные практики,

– познания мира и самопознания

Беседы:
  • «Волшебный воздух»
  • «Что ты знаешь о себе»
  • «Зачем нужна вода?»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «О значении света»

Чтение:

  • стихотворение «Воздух»
  • Пермяк Е. «Про нос и язык».
  • Бойко Т.«Солнышко»
  • Сказка «В гостях у солнышка»
  • Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
  • К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

  • «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
  • «В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– познания мира и – самопознания,

– свободные практики детской деятельности

Теневой театр
  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Раскрасим радугу»
  • «Волшебная кисточка»
  • «Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– здорового образа жизни,

– практики игрового взаимодействия

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

  • «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
  • Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко».

Взаимодействие с родителями

Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

  • проводят дома с детьми простые опыты.
  • изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Распределение деятельности по центрам активности

Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Результаты реализации проекта (итог):

Расширилось содержание культурных практик детей:

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень литературы:

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка». 2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов» 3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001. 4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей». 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999. 6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. 7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995. 8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова — доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г 10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998 11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Рекомендации родителям

Автор: Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.

«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость… всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы и поэтому в этом ему помогают педагоги. Перед воспитателями стоит задача уже в младшем дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает технология проектирования

, позволяющая расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Проектная деятельность

– это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания. В настоящее время метод проектов даже в младшем дошкольном возрасте актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мы с моими детьми очень часто занимаемся проектной деятельностью на различные темы, участвуем с ними в конкурсах. Дети получают большое удовольствие.

Проектная деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности. Той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении детей является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группе. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: в младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.

. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]