Как рассказать детям о Великой Войне: идеи для учебы и творчества


С чего начать непростой разговор с ребенком о войне?

Торжественный клич «Победа!» прозвучал более 70 лет назад. С тех пор утекло много воды, ветеранов в живых уже практически не осталось. Если родители, воспитатели и учителя не станут рассказывать ребятам о ВОВ, подвиги наших прадедов забудутся и растворятся в воздухе, как пшик, словно их никогда не было. Такого нельзя допустить.
Для беседы на такую «взрослую» тему нужно выбрать подходящий момент. Лучше всего завести разговор накануне 9 мая. Тем более увидев, как в городе украшают улицы и репетируют парад, дошкольник и сам может начать задавать вопросы. Не открещивайтесь в этот раз от маленького почемучки: отвлекитесь от дел, сядьте рядом и расскажите о том, где родились его прабабушки и прадедушки, как они росли и как пошли на фронт, чтобы защищать свою родину.

Также полезно будет почитать с ребенком стихотворения о войне, в которых рассказывается о мужестве, доблести и героизме предков. Вот большая подборка, ориентированная на ребят разных возрастов – от дошколят до старшеклассников, в которой также можно найти трогательные строчки для поздравления ветеранов:

  • стихи на 9 мая (и второй вариант — здесь);
  • стихи о войне для школьников;
  • стихи о неизвестном солдате;
  • стихи про блокаду Ленинграда.

Еще сильнее прочувствовать масштаб совершенных подвигов и проникнуться гордостью за своих прадедов помогут песни. Следующие композиции ребята могут не только послушать, но и исполнить на праздничном концерте:

  • песни на 9 мая;
  • песни Великой Победы;
  • военные песни.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей» (для детей 6 -7 лет)

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

(для детей 6 -7 лет)

Воспитатель Высшей квалификационной категории Катакова Марина Юрьевна.

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край.

И как на землю падали солдаты убитыми…

Живой, не забывай!

Цель
проекта:
формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

Задачи проекта:

Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная война». Дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины.

— Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами — героями, со знаменем Победы, с георгиевской ленточкой и орденом Святого Георгия.

— Расширить представления о разных видах деятельности людей во время войны на фронте и в тылу.

— Познакомить со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.

— Привести примеры мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города.

— Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

— Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

Развитие творческих способностей детей, умение использовать полученные знания в рассказах, рисунках.

— Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки.

— Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

— Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

— Воспитывать желание у детей расти сильными, храбрыми и мужественными, благородными защитниками своей Родины.

— Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, что Россия стремиться к сохранению мира на Земле.

— Привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великая Отечественная Война.

Продолжительность проекта

: январь – май 2022 года.

Участники проекта:

воспитатели, музыкальный работник, инструктор по ФИЗО, краеведческий музей, родители воспитанников, дети.

Основные формы реализации проекта

: экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей.

Активизация словаря:

фронт, тыл, партизанский отряд, блокада, герой, подвиг, орден, георгиевская ленточка, Великая Отечественная война, ветераны, обелиск, вечный огонь, памятник, фашистская Германия, победа, парад.

Обеспечение:

Материально — техническое:

автобус для экскурсии, презентации по теме: «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, проектор, фотоаппарат, магнитофон.

Учебно-методическое:

Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников» – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.

Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» – учебная литература, 2008. – 160 с.

Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2006г. — 192 с

Нечаева В.Г., Макарова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду»– М.: Просвещение, 1984г. – 272 с.

Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда. — М., Дрофа. 2003г.

Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л.. Баруздин С. «Рассказы об армии». – Стрекоза. 2010г.

Бахревский В.А. «Героическая азбука». Московия. 2009г.

Дерягина Л. Наглядное пособие «Этот День Победы». – СПб. Политиздат ТМ. 2010г.

Джалиль М. «Стихи». М., Художественная литература. 1966г.

Коллектив авторов. «Пионеры – герои». М., Малыш. 1979г.

Кондратьев В., Политов З. «Говорят погибшие герои». – М., Политиздат. 1979г.

Митяев А. «Рассказы о Великой Отечественной Войне». – М., Дрофа – плюс. 2010г.

Персесов Я., Волков В. «Война народная». – М., Белый город. 2009г.

Печерская А. «Дети – герои». – М., Дрофа – плюс. 2010г.

Чуйков В., Рябов С. «Великая Отечественная». – М., Планета.1985г.

Аудиозаписи:

«Поклонимся великим тем годам» сл. М.Львов, муз. А. Пахмутова.

«Так бывает в дни войны» сл. М. Матусовский, муз. А.Петров

Запись выступления Ю.Левитана по Советскому радио 22.06.1941 года.

Слайд – шоу фотографий военных лет.

Подготовительный этап:

1.Сбор и анализ литературы по данной теме, беседа с детьми «Что я знаю о Великой отечественной войне?».

2. Составление плана работы.

3.Разработка содержания проекта.

Введение:

Патриотизм

– одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее; готовность к защите Родины.

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю страны, трудно переоценить значение патриотического воспитания детей, укрепления связей поколений. Эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, прямо противоположный эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста мы решили реализовать проект, посвященный памятной дате — 73-летию Великой Победы. Хотелось «зажечь» в сердцах детей огонёк желания узнавать о событиях Великой Отечественной Войны из книг, кинофильмов, рассказов взрослых, членов семьи.

Актуальность проекта:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Великая Отечественная – это важнейшая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру силу духа и несгибаемость советского народа. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко ( лишь в канун праздника Победы ) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. А оставшиеся в живых, из-за возраста и болезней, к сожалению, всё реже и реже встречаются с детьми.

Современное поколение часто упрекают в том, что оно не знает прошлого нашей страны, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Для многих нынешних детей и подростков эта война и в самом деле далекая история… В ходе беседы с детьми подготовительной группы, выяснилось, что они имеют ничтожно малое представление о Великой Отечественной войне, либо, не имеют его вообще. Но самое страшное – большинство, из них, не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.

Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира – Великой Отечественной войне.

Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, она, память, является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам, воспитателям, не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших воспитанников, а ныне являющимися их бабушками и дедушками. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт у заводского станка, у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее, шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос.

Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно привить человеку лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Это можно сделать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своего народа.

Этапы реализации проекта:

Великая Победа… Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что та­кое Великая Отечественная вой­на, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?

Конечно же, мы обрати­лись к тому материалу, что хра­нит воспоминания о прошлом. А это: песни, книги, картины, музеи, встречи, общение с очевидцами событий.

Проведение с детьми дошкольного возраста тематических занятий, бесед:

«Великая Отечественная война», «Что такое героизм», «Подвиг на войне», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «История георгиевской ленточки», «Г. К. Жуков — великом полководец», «Оборона Брестской крепости в 1941 году».

В группе был организован уголок книг

«Детям о вой­не». Ребята просят прочитать их снова и снова, стараясь представить себе те далёкие события. Серьезные детские лица, внимательные взгляды… Затаив дыха­ние, дети слушают рассказ воспитателя о подвигах юных героев, павших в годы войны: Лени Голикова, Зины Портновой, Володи Дубинина, Толи Шумова и многих других.

Коллективное чтение и обсуждение стихов и рассказов

на военную тематику.

Мини-выставка

репродукций картин, фотографии военных лет, документальные хроники помогают детям представить себе героизм и мужество наших солдат во время сражений, понять опасность фронтовой жизни, почувст­вовать момент радости и ликования, когда над рейхстагом взвился флаг Победы.

Посещение дошкольниками краеведческого музея

, где целый зал посвящён боевой славе нашего народа, что усиливает наглядное и эмо­циональное восприятие событий Великой Оте­чественной.

Создать презентации на темы:

«Как это было», «Брестская крепость», «Блокада Ленинграда», «Города-герои», «Поклонимся великим тем годам»,
«
Юные герои войны», «Знамя Победы», «Символы Победы — ордена, медали и знамена».

Просмотр

фронтовых фотографий и писем, документальных хроник и художественных фильмов о Великой отечественной войне, выступление Ю. Левитана о нападении фашистской Германии.

Выставка детских рисунков на тему:

«Чтобы помнили…». Всем известно, что одно из любимых заня­тий детей — рисование. В детском рисунке все: впечатления, эмоции, пожелания. Рисунки напол­нены детской искренностью, непосредствен­ностью и необычной для этого возраста серь­езностью.

«Военные реликвии»

— мини-музей, создан­ный в группе с помощью родителей. В глазах детей — удивление и восторг: вот они какие — военные фотографии, письма- треугольники, медали и орде­на прадедушек и прабабушек.

Музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили»:

«Священная война» сл. В. Лебедева — Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, В. Алкина «Прощание славянки», «Три танкиста», «Синенький скромный платочек», К.Симонов «Жди меня», «Вечный огонь» муз. Филимонова, «Наследники Победы» муз. Зарицкой, сл. Шумилина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, «Катюша» Муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «Реквием» Р. Рождественский.

Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности

— военно-спортивная игра «Зарничка»,

Физкультурный досуг:

«Соревнования сильнейших», «Спортивным рекордам ваши славные имена». (С участием мальчиков подготовительных групп).

Организация детского конкурса рисунка на асфальте на территории ДОУ «

Мы помним — мы гордимся! »; «Миру – мир!».

Организация фотовыставки:

«Вязьма в годы Великой Отечественной войны», « Женщины в годы Великой Отечественной войны», «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!».

Организация торжественных встреч с ветеранами:

«Не забудем их подвиг великий! » с приглашением ветеранов фронта и тыла, беседа с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах.

Экскурсии к местам боевой славы.

Наш город хранит память о том трудном времени. Понять и осознать это помогает нашим детям экскурсия к памятнику генерал — лейтенанта Ефремова, к обелиску Марины Расковой, нашей землячке, к вечному огню, возложение цветов, аллее Славы.
Экскурсия
к Вечному огню, возложение цветов к Мемориалу Славы воинам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны.

В ослепительно белых нарядах цве­тущие сады. В воздухе легкий сиреневый аро­мат. Мы преклоняем колено пред памятью павших, и ложатся на гранитные плиты алые тюльпаны. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, произносят: «Поклонимся великим тем годам…».

Чтение художественной литературы:

С.Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е.Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А.Митяев «Мешок овсянки», «Письмо с фронта», А.Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы».

Организация фотовыставки:

«Вязьма в годы Великой Отечественной войны», « Женщины в годы Великой Отечественной войны», «Никто не забыт и нечто не забыто», «Слава героям-землякам!».

Вернисаж детского творчества:

«Салют над городом в честь праздника Победы», «Мы голосуем за мир! », посвященного 73-летию Победы.

Изготовление поздравительных открыток:

«Спасибо за Мир!» ветеранам ВОВ, детям войны, труженикам тыла.

История моей семьи.

Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. (Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ).

Консультация для родителей

: «Как рассказать ребёнку о войне?»

В центрах детского развития, в уголках для родителей оформить тематические выставки: «

Никто не забыт и нечто не забыто»,
«
Слава героям-землякам!»,
«
Летопись военных лет»,
«
9 мая день Победы».
Оформление тематических альбомов:
«Города-герои», «Награды ВОВ», «Оружие и техника ВОВ», «Блокада Ленинграда и дорога жизни», «Летопись военных лет».

Создание «Книги памяти»

с рассказами детей, семейными фотографиями, фотоматериалами по теме: «Герои –вязьмичи», с рассказами, почему мы помним о них. (Майор М. М. Раскова, М.Г Ефремов).

Рассматривание картин:

А. В. Кочевин «До Берлина», А.В. Кочевин «Бой», иллюстраций «Хроника военных лет».

Дидактическая игра

для старшего возраста «Великая Отечественная война. Победа!». Игра состоит из разрезных картинок. Необходимо собрать картинки по темам: «Вещи войны», «Оружие победы».

Игра «Найди по описанию», «Отгадай загадку, найди отгадку», «Проследи путь »

Игра «Военная фуражка». Ребята стоят в кругу. Выбирают водящего. Ведущая даёт кому-то из игроков военный головной убор (фуражку, пилотку, берет), и дети начинают под музыку передавать его друг другу. Как только музыка остановится, тот из детей, у кого в этот момент оказалась фуражка, надевает её на себя и проходит по кругу военным маршем, как солдат, под дружное хлопанье ладошками игроков.

Разучивание

пословиц о Родине
.
Конкурс стихов,

посвящённый 73 годовщине Великой Победы.
Презентация проекта
– интегрированное занятие «Великая Отечественная Война глазами детей».

Планирование мероприятий

занятия месяц количество занятий
1 «22 июня, ровно в 4 часа…»

Цель

: Знакомство с Великой Отечественной Войной, как с величайшим историческим событием в истории нашей Родины. Чтение «Героической азбуки».

январь 2 занятия
2 «Брестская крепость»

Цель

: Рассказать детям о подвиге защитников Брестской крепости. Рассмотреть фотографии: «Мемориал – Брестская крепость». Чтение «Героической азбуки».

февраль 1

2 занятие

3 «Песни военных лет»

Цель:

Прослушивание песен времён войны. Беседа.

февраль 1 занятие
4 «Хатынь»

Цель:

Рассказать детям о трагедии белорусской деревни. Чтение «Героической азбуки». Виртуальная экскурсия по мемориалу «Хатынь»

(Интернет источники).

март 2 занятия
5 Цикл занятий «Пионеры — герои»

Цель

: Рассказать о подвиге пионеров – героев. Чтение книг из одноимённой серии. Прослушивание песен военных лет.

март 3 занятия
6 «Ленинград. Блокада. Подвиг»

Цель

: Рассказать детям о подвиге ленинградцев. Объяснить значение слова «блокада». Чтение «Дневника Тани Савичевой». Просмотр документальных хроник блокадного Ленинграда.

апрель 3 занятия
7 «Вязьма — город – герой »

Цель:

Рассказать детям о героической обороне нашего города. Чтение книг о Вязьме. Прослушивание песен военных лет.

май 2 занятия
8 Экскурсия в краеведческий музей. Зал Боевой Славы.

Цель

: Встреча и беседа детей с ветераном ВОВ …. Рассматривание «находок» времен Великой Отечественной Войны.

апрель 1 занятие
9 Конкурс стихов, посвящённый 65-летию Победы

Цель:

Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Вызвать желание выражать свои чувства в стихах о ВОВ.

апрель 1 занятие
10 «Город – герой Сталинград»

Цель:

Рассказать детям о героической обороне Сталинграда. Рассказ об участнике Сталинградской битвы Кузовникове П.М. Рассматривание наград, военных хроник. Прослушивание песен военных лет.

апрель 2 занятия
11 Конкурс рисунков

Цель:

Привлечь родителей с детьми к участию в конкурсе «Чтобы помнили…».

апрель 1 занятие
12 Экскурсия в Мемориальный парк

Цель:

Продолжать воспитывать чувство уважения и благодарности к старшим поколениям, отстоявшим независимость нашей Родины. Возложение цветов.

май 1 занятие
13 Презентация проекта «Великая Отечественная Война глазами детей» май

Ожидаемые результаты:

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.

Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти».

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления.

Продукт проектной деятельности

«Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, выставка рисунков «Мир глазами детей». Презентация проекта.

Итог:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение — не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти… И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Патриотизм и другие нравственные качества вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, воспитатели, можем многое сделать для формирования интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно – интереса к прошлому своей Родины, своей семьи, своих близких людей, их участию в событиях такого масштаба, каким является Великая Отечественная война. Вести такую работу нужно постоянно, а не только к юбилейным датам. Считаем, что наш проект «Великая Отечественная Война глазами детей» стал важным шагом на пути к этой цели.

Мы уверены, что отныне ребята знают, какой ценой были полу­чены боевые награды, какое уважение они, дети, должны оказывать пожилым людям, ве­теранам войны и труда.

Презентация проекта

«Великая Отечественная Война глазами детей»

Зал оформлен плакатами, посвященными 73–летию Великой Победы, расположена выставка книг и картин на военную тематику.

Воспитатель:

Давайте поздороваемся с гостями.

Дети:

Здравствуйте.

Воспитатель:

(подзывает ребят к себе) Ребята, посмотрите, как много книг на нашей выставке.

— Они вам знакомы? (ответы детей)

— О чём они? (ответы детей)

— Верно. Садитесь поудобнее на стулья. Именно о ней, о Великой Отечественной Войне, пойдёт сегодня речь.

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» (припев) сл. М.Львов, муз. А. Пахмутова.

Воспитатель:

О чём эта песня? Каким годам мы должны поклониться?

(ответы детей)

— А когда была эта война? (ответы детей)

— Что же случилось 22 июня 1941 года? (ответы детей)

— А что значит – обманом? (ответы детей)

Воспитатель

: Наша страна огромна, но люди быстро узнали о начале войны. Как? Каким образом? (предположительные ответы детей про Ю.Левитана)

Да, ребята, Юрий Борисович Левитан был знаменитый диктор, который первым известил всю страну о начале войны и в течение 4-х лет передавал важные сообщения по радио.

— А давайте послушаем, как это было?!

Включается запись голоса Ю.Левитана.

Да, фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину и вся страна, все от мала до велика встали на защиту Отечества. Наравне со взрослыми с немецкими захватчиками сражались и дети.

А вы знаете детей-героев? (ответы детей)

Кто хочет рассказать о ком-нибудь из них?

Дети выходят к доске и рассказывают о юных героях.

(магнитная доска, на ней расположены звёздочки, на обратной стороне которых написаны имена детей-героев)

Воспитатель

: А сегодня, откуда мы с вами узнаём о событиях тех лет? (ответы детей)

Воспитатель:

Верно, из книг. Давайте подойдём к нашей выставке и рассмотрим иллюстрации.

— Посмотрите, что изображено вот на этой картине?

— А на этой?

— А вот здесь, посмотрите! (ответы детей)

Воспитатель:

О войне мы узнаём из литературы. О событиях тех лет были написаны повести, рассказы, стихи. Садитесь поудобнее, а я прочитаю вам одно из стихотворений.

Муса Джалиль «Волки»

Воспитатель:

В этом стихотворении мы увидели, насколько жестоки, беспощадны фашисты. Ведь даже волки не тронули раненого бойца, а немецкие захватчики отняли у беззащитного солдата самое дорогое — жизнь.

Включается запись песни «Так бывает в дни войны» (отрывок) сл. М. Матусовский, муз. А.Петров

— А вы ведь тоже знаете стихи о войне. Давайте, их почитаем.

Дети читают стихи.

Воспитатель

: За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистами, звание героя присваивалось не только людям, но и городам.

— Сколько городов было удостоено этого почётного звания? (ответы детей)

— А вы знаете их? Дети называют города-герои.

— Ребята, а кто из вас помнит, что пережил Ленинград и его жители в эти суровые годы?

Воспитатель:

Я много раз видала рукопашный,

Не наяву, а только лишь — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Мы знаем, что ныне лежит на весах, И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Включается запись звуков боя.

Сценка «На поле боя»

Воспитатель:

О Великой Отечественной войне было написано множество песен. А какие песни военных лет вам знакомы? (ответы детей)

— А давайте споём одну из них?!

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Дети исполняют песню «Пора в путь дорогу» сл. С. Фогельсон, муз. В.Соловьёв-Седой

Воспитатель:

Важным, переломным моментом в войне стала Сталинградская битва. Я хочу вам рассказать об одном из участников этого сражения.

«Это мой дед – Кузовников Павел Матвеевич. Он ушёл на фронт в 1942 году и сразу же попал под Сталинград. Он рассказывал, что это было жесточайшее сражение, победу в котором одержали мужественные Советские солдаты. Под Сталинградом мой дед был тяжело ранен, лечился в госпитале, а затем вновь ушёл на фронт. В последствие он получил ещё 4 ранения, 2 из которых были тяжёлыми. Мой дед, Павел Матвеевич, вернулся с войны живым, прожил много лет и не раз праздновал День Победы. К сожалению, его сейчас нет в живых, но я горжусь своим дедом, и память о нём навсегда останется в моём сердце» (после рассказа закрепляет фотографию на магнитной доске)

Я знаю, что сегодня некоторые из вас принесли фотографии своих близких и тоже хотели бы рассказать о них.

Дети выходят

, рассказывают о своих родных и прикрепляют на доску их фотографии.

Воспитатель

: Тяжёлые потери понесла наша страна, но Советская Армия выстояла и победила.

— Почему наша Армия победила, ведь в первые годы войны немецкая армия была сильнее ?

— А когда закончилась война? (ответы детей)

Воспитатель:

Давайте, в честь тех, кому мы обязаны жизнью, зажжём «свечу памяти» и почтим их подвиг минутой молчания (зажигает свечу). Звучит музыка Шуман «Грезы»

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда–то,

А превратились в белых журавлей.

Просмотр слайд-шоу фотографий военных лет.

Воспитатель:

9 мая стал днём памяти воинов, Днём Победы нашего народа над страшным и жестоким врагом – фашистской Германией.

Если в этот день вы встретите на улицах города ветеранов, не забудьте поздравить их с праздником и поблагодарить за Победу! А чтобы вы всегда помнили и гордились их подвигом, я хочу вам подарить «Георгиевские ленточки» (воспитатель прикрепляет на грудь каждому ребенку «Георгиевскую ленту»).

Включается запись песни «Поклонимся великим тем годам» сл. М.Львов, муз. А.Пахмутова.

Как объяснить детям, почему началась война?

В детстве все кажется таким простым: скрестить мизинцы, сказать волшебные слова «мирись, мирись и больше не дерись» — и снова друзья навек. Вот только во взрослом мире все гораздо сложнее и запутаннее. Так и надо объяснять ребенку, ничего не придумывая: правители разных стран завидуют соседям, которые живут лучше, и затевают войны, чтобы захватить чужие богатства и природные ресурсы. Что касается Второй мировой, то можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер считал, что его нация – лучшая, а чтобы доказать это всему миру, решил установить фашистский режим и превратить другие народы в своих рабов.

Что рассказать о войне школьнику?

Знать о событиях 1941-1945 гг. должен каждый образованный человек, поэтому изучение Великой Отечественной Войны входит в школьную программу за 9-11 класс. Чтобы ребята не устали, мы предлагаем усваивать информацию дозированно. В этом помогут короткие, но емкие статьи:

  1. Причины, итоги и ключевые события ВОВ.
  2. Роль партизанского движения.
  3. Суть фашизма и нацизма.
  4. Как Советский Союз готовился к войне.
  5. Потери во Второй мировой.
  6. СССР в послевоенные годы.

А чтобы было не скучно, учебный процесс можно и нужно разбавлять пословицами. В них нашла отражение вековая народная мудрость, чувства людей, их боль утраты и радость победы. Так что эти изречения помогут понять, как человек пережил те страшные события, а заодно обогатить речь:

  1. Пословицы и поговорки о войне.
  2. Пословицы и поговорки о мире.
  3. Пословицы и поговорки о патриотизме.
  4. Пословицы и поговорки о защитниках Отечества.
  5. «Мир строит, а война разрушает» — смысл пословицы.

После изучения темы наступает пора показать, как хорошо она усвоена. Поэтому всем старшеклассникам будет полезна подборка сочинений. Это только примеры, но их можно взять за основу при написании своего текста:

  • сочинения на тему Дня Победы;
  • сочинения о войне;
  • сочинения о подвиге;
  • сочинение о героизме;
  • сочинение о детях-героях.

Зачем рассказывать детям о войне

Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.

Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945 годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.

Интересные книги и аудиорассказы о войне

Ребятам постарше, которые учатся в школе, и так задают читать тематическую литературу. Очень часто их отпугивает «многабукв», но канун 9 мая — самое время наверстать упущенное. Вы удивитесь, но художественные произведения, основанные на событиях ВОВ, действительно интересны. В них — эпичные сражения, динамичные сюжеты, они держат в напряжении еще похлеще боевиков. Как вариант, прочитайте краткие пересказы — после этого станет так интересно, что захочется взяться и за оригинал:

  1. Василий Теркин — поэма о фронтовой жизни солдата.
  2. А зори здесь тихие… — история о пяти самоотверженных девушках-зенитчицах.
  3. Повесть о настоящем человеке — о подвиге советского летчика, сбитого фашистским самолетом. Сюжет основан на реальных событиях.
  4. Три девочки — о жизни одной коммунальной квартиры во время блокады Ленинграда.

Альтернативный вариант — аудиокниги для детей о Великой Отечественной Войне. Большой плюс таких произведений в том, что их можно слушать в любом месте, занимаясь другими делами. Вот несколько книг в интересной озвучке:

  1. Сын полка — повесть, показывающая войну глазами ребенка.
  2. Кукла — проникновенный рассказ о жестокости и равнодушии в послевоенном мире.
  3. Судьба человека — о мужчине потрясающей силы духа. Он пережил ужасы войны, прошел через концлагерь, но сохранил доброе сердце и после возвращения с фронта «усыновил» беспризорного мальчишку.
  4. Ночевала тучка золотая — о непростой жизни детей-сирот в военные годы.

Пионеры-герои

Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.

Детское творчество ко Дню Победы

Рассказывая детям о 9 мая, нужно давать им небольшую передышку, чтобы переварить информацию. В это время как нельзя кстати придутся праздничные идеи для творчества. Ребята проявят свои таланты, проникнутся атмосферой праздника и даже смогут подготовить подарки ветеранам.

Вот сколько интересных вещиц можно сделать своими руками из подручных материалов:

  • поделки к 9 мая;
  • меч из бумаги;
  • крутой пистолет;
  • бумажный сюрикен;
  • военные самолеты.

Также любой ребенок может создать красивую подарочную картину. Как, спросите вы? Очень просто: в помощь — раскраски. Чтобы превратиться в художника, понадобятся только цветные карандаши или фломастеры. А малышам это увлекательное времяпрепровождение также поможет развить мелкую моторику.

Вот какие контурные картинки мы для вас подготовили:

  • раскраски ко Дню победы;
  • раскраски танков;
  • раскраски самолетов;
  • раскраски кораблей.

Советы родителям

В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.

Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.

На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности военной направленности. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.

Загадки и викторины к Девятому мая

Какой бы тяжелой ни была предыстория праздника, наши прадеды выгрызали зубами Победу не для того чтобы их потомки грустили. Для радости и улыбок детей — эта подборка увлекательных игр, которые заодно помогут проверить знания:

  • военные загадки;
  • загадки про самолет;
  • военная викторина.

Надеемся, наша подборка поможет детям проникнуться атмосферой праздника, расширить кругозор и стать истинными патриотами. Развивайте творческие способности, гордитесь своей историей, получайте отличные отметки по русскому и литературе. С Днем Победы!

Небольшие и трогательные до слез стихи о ВОВ для детей

Песни фронтовые, Награды боевые, Красные тюльпаны, Встречи ветеранов И салют в полнеба, Огромный, как Победа.

В. Шефнер

Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту чёрную войну! Только хочет он или не хочет, А своё получит от войны: Скоро даже дни, не только ночи, Станут, станут для него черны!

Салют и слава годовщине Навеки памятного дня! Салют Победе, что в Берлине Огнём попрала мощь огня! Салют её большим и малым Творцам, что шли путём одним, Её бойцам и генералам, Героям павшим и живым, Салют!

Письмо я старался Писать без помарок: «Пожалуйста, сделайте Деду подарок…»

Был долго в пути Музыкальный привет.

Но вот подошёл И обнял меня дед – Пришла к нему в праздник

9 Мая Любимая песня его Фронтовая.

Погибшим – Быть бессменно на посту, Им жить в названьях улиц и в былинах. Их подвигов святую красоту Отобразят художники в картинах. Живым – Героев чтить, не забывать, Их имена хранить в бессмертных списках, Об их отваге всем напоминать И класть цветы к подножьям обелисков!

В. Шефнер, 1941

Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет, А своё получит от войны: Скоро даже дни, не только ночи, Станут, станут для него черны!

Ветеран – боец бывалый, Повидал за жизнь немало. Он с отвагою в бою Защищал страну свою!

В День Победы засверкали На груди его медали. На груди его — медали! Мы с сестрой их сосчитали.

В. Туров

Бабушка надела ордена И сейчас красивая такая! День Победы празднует она, О войне великой вспоминая. Грустное у бабушки лицо. На столе солдатский треугольник. Дедушкино с фронта письмецо Ей читать и нынче очень больно. Смотрим мы на дедушкин портрет И разводим ручками с братишкой: — Ну какой, какой же это дед? Он же ведь совсем ещё мальчишка!

В. Берестов

Нет, слово «мир» останется едва ли, Когда войны не будут люди знать. Ведь то, что раньше миром называли, Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого, Играющие весело в войну, Набегавшись, припомнят это слово, С которым умирали в старину.

В. Шильцын

Дороги военные в песнях воспетые, Дождями омытые, снегом одетые, Земля, что разбита ногами, копытами, Прошедшими здесь и давно позабытыми. В узлы сплетены, проторёны и пройдены, Как вены набухшие раненой Родины. Все силы на битву великую брошены. Дороги — полны, а вот травы – не кошены.

Много лет тому назад Был великий День победы. День победы помнят деды Знает каждый из внучат. Светлый праздник День победы Отмечает вся страна. Наши бабушки и деды Надевают ордена. Мы про первый День победы Любим слушать их рассказ Как сражались наши деды За весь мир и за всех нас.

Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда!

Н. Найденова

Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города… Мир нужен на земле всегда!

День памяти — Победы праздник, Несут венков Живую вязь, Тепло букетов Красок разных, Чтоб не терялась С прошлым связь. И плиты скорбные согреты Цветов дыханьем полевым. Прими, боец, Как дар, всё это Ведь это нужно Нам, Живым.

Застыли ели в карауле, Синь неба мирного ясна. Идут года. В тревожном гуле Осталась далеко война. Но здесь, у граней обелиска, В молчанье голову склонив, Мы слышим грохот танков близко И рвущий душу бомб разрыв. Мы видим их — солдат России, Что в тот далёкий грозный час Своею жизнью заплатили За счастье светлое для нас…

Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось, И голод, и холод, и ужас — Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете, Пусть дети не знают войны, Пусть яркое солнышко светит! Мы дружной семьёй быть должны!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]