Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста


Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.

Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготит к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами (по Леонтьеву А. Н.) являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции).

По мнению авторов, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешней (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности является безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта предпосылка может развиваться в качество личности, называемое познавательной активностью только при определенных условиях. Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительный фон обучения.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Ребенку, который имеет различные познавательные интересы присуща познавательная активность, но ее мера и направленность не одинаковы. Поэтому, чтобы определить меру познавательной активности Щербакова Е. И. выделяет у дошкольников ее проявления в соответствии с тем, как ребенок организует и регулирует процесс своего знакомства с окружающим.

Она считает, что эти положения показывают: познавательную активность нельзя рассматривать как действие волевое целенаправленное, где цель выходит за рамки непосредственной ситуации. Щербакова Е. И. подчеркивает, что в таком случае познавательная активность – это мобилизация интеллектуальных, нравственно – волевых и физических сил на достижение конкретных целей обучения. Она исходит из положения, что активность в процессе обучения определяется не моторной деятельностью, не степенью занятости, а уровнем мыслительной активности, которая несет в себе элементы творчества.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

7. Качество знаний и умений.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Выделить и охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит, определить уровень ее развития. Годовикова Д. Б. предполагает для этого, во-первых, определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисков.

Годовиковой Д. Б., которая считает, что познавательная активность это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность, по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации.

Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4-м показателям:

1. Внимание и особый интерес к предметам;

2. Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);

3. Действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно качество действий, прежде всего их разнообразие и смена одних типов другими, паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете.

4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

Таким образом, Годовикова Д. Б. Выделяет проявления познавательной активности в соответствии с тем, как ребенок осуществляет процесс своего знакомства с окружающим, что, по ее мнению, свидетельствует о готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к распознанию сути предмета.

Таким образом, познавательная активность на протяжении дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простых ориентировок, которые вызваны новизной предмета, к стремлению разрешить противоречие между сложившимися знаниями и навыками, которые возникают в процессе деятельности детей.

Чтобы развивать познавательную активность ребенку потребуется в идеале определить типичные установки – развитие знаний и когнитивных схем; защиту имеющихся знаний и когнитивных схем; степень включения в учебную деятельность/

В дошкольной педагогике неоднократно рассматривали познавательную активность с точки зрения познавательного интереса (Нечаева В. Г., Захаревич Л.Ф., Маневщева М. М., Постникова Н. К.) и математических способностей (Крутецкий В. А.) или развития мышления (Поддъяков Н. И., Проскурова Е. В.), качества обучаемости в целом (Непомнящая Н. И., Вяткина Л. А., Грачева З. А.).

Существует и другой подход к определению проявлений познавательной активности. Е.И. Щербакова на основе психолого-педагогической литературы, а конкретнее, подходов к проблеме оптимизации познавательной активности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова и др.) выделяет следующие проявления познавательной активности:

1. Умение видеть и самостоятельно ставить познавательную задачу.

2. Составлять план и отбирать способы решения задачи с использованием возможно более надёжных и эффективных приёмов.

3. Достигнуть результатов и понять необходимость их проверки.

Таким образом, Е.И. Щербакова выделяет проявления познавательной активности в соответствии с тем, как ребёнок организует и регулирует процесс своего знакомства с окружающим. Она считает, что эти положения показывают: познавательную активность нельзя рассматривать как действие волевое, целенаправленное, где цель выходит за рамки непосредственной ситуации. Е. Щербакова подчеркивает, что в таком случае познавательная активность – это мобилизация интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил на достижение конкретных целей обучения. Она исходит из положения, что активность в процессе обучения определяется не моторной деятельностью, не степенью занятости, а уровнем мыслительной активности, которая несёт в себе элементы творчества.

Такое разнообразие подходов к определению сути, содержания познавательной активности вызывает некоторую сложность в точном её выделении из общей деятельности ребёнка. Известно, что познавательная деятельность начинается с живого созерцания в широком смысле – с ощущений и восприятия. Так, в обучении детей элементам математики это связано с конкретными практическими и познавательными действиями: дети наблюдают, слушают, рассматривают, накладывают, прикладывают, считают, измеряют и др.

Уже этот этап обучения характеризуется активностью. Однако в этих случаях, опираясь на позицию Е.И. Щербаковой, правильнее будет говорить об общей умственной активности. В.К. Котырло и Т.В. Дуткевич предлагают судить о познавательной активности детей по способности к преобразованиям ситуации, что выражается в том, что у старших дошкольников получает большое развитие “реакция на новизну”, она превращается в способность видеть и отмечать известное и неизвестное, знаемое и новое, обыденное и необычное. В.К. Котырло и Т.В. Дуткевич отмечают, что одну и ту же ситуацию дети с различной познавательной активностью могут квалифицировать как знакомую или выделять специфику её конкретных условий.

Они подчеркивают, что даже в обычных условиях познавательно активный ребёнок благодаря своему воображению, заинтересованности преобразует окружающее, раскрывая его новые стороны и нюансы, обогащая свой познавательный опыт. Преобразования выражаются в изменении условий ситуации, внесении новых элементов и нахождении их новых сочетаний либо непривычных возможностей функционирования.

Данный достаточно важный показатель познавательной активности следует принимать во внимание наряду с показателями познавательной активности, предложенными Е.И. Щербаковой:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игр, совместной познавательной деятельности со взрослыми).

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществлении контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, конструктивной)

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательные интересы.

7. Качество знаний и умений. В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Исследователи отмечают, что каждому ребёнку присуща познавательная активность, но её мера и направленность неодинакова. Выделить и охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит, определить уровень её развития. Д.Б. Годовикова предлагает для этого, во-первых, определить область объектов, на которую она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой активности ребёнка в трудной для него познавательной ситуации.

На основе этого Д.Б Годовикова выделяет три уровня познавательной активности:

1. Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а так же к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда и др.); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом).

2. Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование функциональных свойств; выражено стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям (уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого).

3. Его суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые, внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в большей степени – внутренние, понятийные образования. Активность направляется целью – достичь желаемого результата. Цель может быть и недостигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Поведение направляется собственным намерением.

Сочетание всех признаков поведения не всегда так четко единообразно, подчеркивает Д.Б. Годовикова, но достаточно характерно и устойчиво, чтобы служить нормой.

Таким образом, познавательная активность на протяжении дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простых ориентировочных реакций, которые вызваны новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между сложившимися знаниями и новыми познавательными задачами, которые возникают в практической деятельности детей.

Какие же факторы обеспечивают переход с одного уровня развития познавательной активности на более высокий, что же является источником формирования и проявления познавательной активности? Современные исследования, изучающие особенности познавательной деятельности, однозначного ответа на этот вопрос не дают.

М.С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

П.А. Побирченко обращает внимание на то, что активность заметна особенно ярко тогда, когда существует возможность исследовать, преобразовывать, включаться в новые связи и отношения, ставить новые проблемы, открывать новое.

Л.И. Божович отмечает, что нельзя ожидать проявления активности у ребёнка, который лишен самостоятельности.

А.М. Матюшкин полагает, что основу развития познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека. Именно поэтому, по мнению А.М. Матюшкина, наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Таким образом, решающее значение при развитии познавательной активности он отводит ведущему виду деятельности и общению с взрослыми.

С точки зрения М.И. Лисиной, главным фактором развития и формирования познавательной активности следует считать общение ребёнка с взрослым человеком, в процессе которого ребёнок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам, с другой стороны – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях.

Е.И. Щербакова указывает на то, что предпосылку, физиологическую основу познавательной активности составляет ориентировочный рефлекс “Что такое?”. Но эта предпосылка может развиться в качество, именуемое познавательная активность, только при благоприятных условиях. Главная задача педагогики, по её мнению, состоит в том, чтобы создать такие условия.

Условия, способствующие активизации и развитию познавательной активности, предложенные Т.И. Бабаевой, на наш взгляд, в общем виде учитывают особенности познавательной активности дошкольников:

1. Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действий быстро вызывает скуку и снижает активность.

3. Следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным. Слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся опытом дошкольников, тем интереснее он для них.

6. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия стимулирует познавательную активность детей.

Таким образом, мы видим, что познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует её формированию. Н.Н. Поддъяков полагает, что основой такой деятельности должно стать положение о том, чтобы одновременно с формированием ясных отчетливых знаний оставалась зона неопределенных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов детей, чтобы удовлетворение новыми полученными знаниями в конце очередного занятия сочеталось с нетерпением узнать, что же будет на следующем, чтобы дети не ждали разъяснений взрослых, а сами уточняли то, что им неясно, прогнозировали, строили догадки.

Именно своеобразная проблемность в форме неопределенности знаний и является мощным стимулом познавательной активности детей. Исходя из этого положения, в середине 80-х годов была разработана основная стратегия проблемного обучения детей дошкольного возраста. Исследования А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова убедительно раскрывают то, что проблемное обучение должно строиться как самостоятельный творческий поиск, тогда только обучение не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. При этом, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в то же время влияет на качество этой деятельности, выступая как средство и условие достижения цели.

Познание – обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека. Результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно – воспитательного процесса.

Умственное развитие – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно – ситорическим условиям, в которых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Познавательное развитие дошкольника подразумевает – овладение средствами познания, овладение средствами и способами описания окружающего мира, развитие интеллектуальных эмоций, знакомство с различными сферами действительности, расширение познавательной активности и самостоятельности.

Средства познания – эталоны, модели, речь и т.д.

Способы познания – наблюдение, обследование, сравнение, классификация, сериация, анализ, синтез, умозаключение, оценка,экспериментирование.

Понятия любознательность и познавательный интерес имеет общую основу – познавательное отношение к окружающему. Различия в объеме и глубине этого отношения, в степени активности и самостоятельности

Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений.

Познавательный интерес проявляется в стремление выяснить непонятное о предметах явлениях, в желании вникнуть в сущность, найти связи отношения. Основа познавательных интересов – активная мыслительная деятельность.

Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Отражается в рисунках рассказах, играх и других видах творческой деятельности.

Познавательный интерес направлен чаще всего на определенную сторону жизни, на то или иное явление, предмет. Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевыми усилиями. Характерные черты познавательного интереса: многостороннесть, глубина, устойчивость, динамичность, действенность.

Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. 3 уровня – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие познавательной активности дошкольников. Из опыта работы.

Как только ребенок появляется на свет и немного в нем адаптируется, его начинает интересовать этот мир, который его окружает. А уж ребенок дошкольного возраста – настоящий природный исследователь. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, наблюдений, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — писал Лев Семенович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Этот вопрос стоит в педагогике уже не мало лет. А в современных условиях переизбытка информации (телевидение, компьютерные игры, методики раннего обучения, обилие игрушек, журналов и книг) стоит особенно остро.

Современное дошкольное образование в свете ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Одним из принципов ФГОС ДО является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1. 4. (7)). Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» (п. 4. 7). Кроме того, познавательная активность и познавательный интерес — это основа успешной учебной деятельности (А. П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.)

Под познавательной активностью дошкольников я понимаю стремление к познанию предметов и явлений окружающего мира. Она выражается в:

  • любознательности (ребенок задает много вопросов, заинтересован в принятии информации)
  • самостоятельности (сам выбирает интересующий объект, умении получать информацию, используя доступные источники, самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы)
  • инициативности (ребенок проявляет желание уточнить, углубить свои знания, предлагает различные виды деятельности, у него есть желание поделиться своими знаниями с другими).

Поэтому я перед собой поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для мотивации детей к различным видам деятельности.
  2. Формировать у детей исследовательские навыки: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить простой эксперимент, определять признаки и свойства объектов окружающего мира, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  3. Развивать у детей инициативу, самостоятельность, любознательность, воспитывать личностные качества.

Исследовательские навыки детей я решила формировать в процессе таких видов деятельности как: наблюдение, элементарное экспериментирование, собирание коллекций, экскурсии и детская проектная деятельность.

Эффективным инструментом, позволяющим сделать все эти виды деятельности не только необычными, увлекательными, интересными для детей, но и сформировать основы системного мышления и целостной картины мира для меня стала технология ТРИЗ- ОТСМ, адаптированная для дошкольников Т.А. Сидорчук (кандидат педагогических наук, автор более 200 публикаций по использованию ОТСМ — ТРИЗ в педагогике, г.Ульяновск).

Через уголок «Познавайкин мир » я познакомила детей с 5 анализаторами, которыми пользуется человек, исследуя окружающий мир, и с 14 признаками, которые можно выделить у любого объекта при помощи этих анализаторов. Я ставила перед детьми задачу — уметь назвать имя признака, определить значение признака у конкретного объекта и знать обозначение значка признака. Все эти навыки помогают ребенку усвоить способ исследования любого объекта и поддерживают познавательный интерес к разным видам деятельности.

Наблюдение я чаще всего организую на прогулке. Обучение детей наблюдению осуществляю при помощи «Кольца наблюдения». Дети, глядя в кольцо, выбирают объект и выделяют как можно больше признаков этого объекта при помощи известных им анализаторов. В старшей группе ставлю перед детьми задачу — заметить изменение объекта или признака во времени (например: в начале прогулки солнце светило ярко, а в конце прогулки — спряталось за тучи; в начале прогулки мужчина стоит на балконе соседнего дома, а в конце прогулки- его нет; на утренней прогулке одуванчики были открыты, а на вечерней — они закрылись). В подготовительной группе дети учатся фиксировать результаты своих наблюдений в альбоме при помощи значков-схем, а также анализировать результаты своих наблюдений и устанавливать причинно-следственные связи (одуванчик закрылся, потому что спряталось солнце- значит, на раскрытие цветка влияет солнечный свет; облако переместилось, потому что подул ветер- значит, движение облаков происходит из-за силы ветра).

Повысить мотивацию к познавательной деятельности, вызвать в детях желание познавать мир, задавать вопросы я решила с помощью метода детского экспериментирования.

Для меня экспериментирование стало тем методом обучения, который:

  • позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.;
  • вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни общества, и, конечно, стимулирует познавательную активность и любознательность детей;
  • задействует все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), что обеспечивает усвоение материала не только на ментальном, но и на сенсорном уровне.

Обучение элементарному экспериментированию провожу по методике проведения опытов- экспериментов (исследования состояния и превращения вещества, движение воздуха и воды, свойства почвы и минералов, условий жизни растений и т.д.) О.В. Дыбиной (доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ). Также использую интернет-ресурсы.

Для начала этой работы мне необходимо было создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе, а именно уголок для экспериментирования или мини- лабораторию.

Было выделено специальное место в группе и начата работа по сбору оборудования и материалов. В этом участвовали все: дети, родители, персонал ДОУ. В результате появилась наша «Солнечная лаборатория». Где у нас собраны природные материалы (шишки, семена, камешки, ракушки, спилы деревьев); предметы из металла, дерева, пластмассы; разные виды бумаги и ткани и многое другое.

Имеется необходимое оборудование: микроскоп, лупы, магниты, зеркала, различные виды весов и часов, баночки, колбочки, пинцеты, пипетки и др.

Так же в нашей лаборатории есть коллекции минералов, ракушек, пуговиц, фантиков.

Главной педагогической проблемой для меня стало то обстоятельство, что лаборатория, не смотря на богатое наполнение, эстетический вид и кажущуюся доступность не вызвала у детей ожидаемого интереса. Вся деятельность ограничивалась рассматриванием коллекций и некоторых предметов. Анализируя сложившуюся ситуацию, я поняла, что детская опытническая деятельность должна быть особенным образом организована, она должна быть доступна не столько предметно, сколько технологически, ребенку должен быть понятен алгоритм действий в лаборатории.

Так главной особенностью нашей лаборатории стала работа на подносах по карточкам- схемам, которые мы создавали совместно с детьми. Для меня очень важно, чтобы те эксперименты, которые мы делаем с ребятами в совместной деятельности, впоследствии они захотели и смогли повторить самостоятельно. Для этого я специальным образом организовала самостоятельную деятельность детей в лаборатории. Каждый опыт в виде алгоритма действий при помощи значков схематично изображается на карточке. Все это проделывается совместно с детьми, на их глазах с учетом их предложений после демонстрации опыта воспитателем. На отдельном подносе находится оборудование для опыта и туда помещается карточка -схема. Начиная со средней группы, дети работают с приготовленным воспитателем набором, а к подготовительной группе у детей есть возможность самостоятельно, опираясь на карточку, приготовить оборудование и материалы и провести опыт. В настоящее время в арсенале нашей лаборатории есть карты-схемы для проведения опытов: «Извержение вулкана», «Поверхностное натяжение воды», «Изготовление фильтра, очищение воды», «Тонет — не тонет», «Исследование свойств бумаги и ткани», «Оптические иллюзии с зеркалом и увеличительным стеклом», и многие другие.

Помимо лаборатории мы создали в группе книжный уголок «Книжкин домик», с постоянной сменяемостью материала в зависимости от темы. Дети могут использовать игры по методикам ТРИЗ — ОТСМ ( «Да-нет-ка» по сказкам, «Угадай сказочного героя»). Книги в постоянной доступности для детей, можно рассматривать иллюстрации, энциклопедии, в которых дети могут найти нужную информацию, альбомы. Есть «Книжкина больничка» и дети могут сами «полечить» пострадавшую книжку.

Создали замечательный творческий центр» Маленькие художники», где в повседневной доступности для детей находятся все материалы для лепки, рисования, изготовления аппликаций, трафареты, альбомы с детскими рисунками, коллекция открыток и т.д.

Коллекционирование так же повышает интерес детей к окружающему миру, учит ориентироваться в многообразии объектов и их признаков, позволяет развить классификационные навыки. Именно такую задачу я ставлю перед детьми при сборе коллекций. Для меня важно, чтобы ребенок мог не только собрать какие-то экспонаты, но и систематизировать свою коллекцию: разложить экспонаты по определенному признаку и дать им названия. Например, коллекцию животных систематизируем по признаку место (природные зоны); коллекция чая по признаку цвет или запах. При создании музея часов дети классифицировали часы по признаку время (старинные, современные); по признаку части (с кукушкой, с дверцей, с подставкой и т.п.); по форме, размеру и т.д.

Такой подход способствует поддержке познавательного интереса не только у инициативных детей, но и повышает познавательную активность у остальных ребят. Побуждает их к детальному обследованию экспонатов, участию в сборе общих коллекций (принести свои экспонаты) или даже к собиранию своей коллекции.

Все перечисленные виды детской познавательной активности зачастую являются составляющими проектов и проектной деятельности. Проект «Музей часов». Мы создавали в группе мини-музей часов, в ходе которого дети учились искать информацию в разных источниках, систематизировать ее. Собирать экспонаты, и создавать коллекцию. Развивали коммуникативные навыки, учились выступать в роли экскурсоводов, рассказывая о мини-музее. Познакомились с понятием музей, получили представление о функции такого предмета, как часы. Узнали об истории возникновения и развития часов. Дети узнали о существовании часовых поясов на Земле, некоторые научились «узнавать» (понимать) сколько сейчас времени. Работали над развитием чувства времени (1 минута — это много или мало: просидеть неподвижно и молча 1 минуту- это много, а поиграть -это очень мало).

Проект «Мое солнышко» мы проводили во второй младшей группе, с целью сплочения коллектива родителей и детей, на первом этапе существования группы. Родителям и детям нужно было придумать и создать образ по номинациям: будущая профессия, сказочный герой, мое увлечение. Дети учились презентовать свой «образ», узнали о предпочтениях и увлечениях друг друга. Проект помог развивать в детях инициативность, так как основная идея по созданию образа, шла от ребенка.

Проект «Расписные чудеса» помог обогатить РППС в группе. Благодаря ему у нас в группе появились изделия, выполненные в различных видах народного декоративно-прикладного искусства. Дети познакомились с такими видами как: Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, Дымковская и Филимоновская игрушка. Мы учились подбирать информацию об истории возникновения и развития промыслов, отвечать на возникающие вопросы. Благодаря помощи родителей нам удалось создать атмосферу тех лет и в группе, и в приемной, и в холле возле группы. Нами была создана «Славянская слобода», воссоздан быт русской избы. С детьми изготовили различные работы в стиле этих росписей.

Еще один познавательный проект «Путешествие вокруг Земли» закружил нас по разным уголкам Земли. С помощью пособия «Компас путешественников» мы с детьми «побывали» в различных природных зонах: от Арктики и Антарктики до джунглей и пустынь. Дети с помощью родителей активно искали различную информацию, каждый день у нас возникал «вопрос дня», который мы помещали на стенд «Горячие новости группы» для того чтобы родители были в курсе наших новостей, и могли помочь ребенку, и просто лучше его понять, когда он делится информацией, впечатлениями, приобретенным опытом. Помимо этого, мы с детьми создали макеты различных природных зон, собрали коллекцию животных. Наша картотека опытов пополнилась опытами –экспериментами «Соленая и пресная вода», «Из чего горы-из чего пустыни», «Искусственный снег», «Что такое Айсберг», «Прямые и косые солнечные лучи» и др.

Проект «Чайный домик» позволил совершенствовать работу по такому виду деятельности как коллекционирование (сбор экспонатов, поиск информации из разных источников, классификация по разным признакам).

Еще одним способом развития познавательного интереса у детей для меня стали экскурсии. Этому способствуют те условия, что наше учреждение имеет возможность на собственном автобусе организовывать различные поездки. Начиная со средней группы мы с детьми побывали в театре «Оперы и Балета» г. Новосибирска, в «Музее Природы» г. Новосибирска, в Новосибирском Планетарии, в «Ботаническом саду» Академгородка, на шоколадной фабрике, в пожарной части №11 г. Бердска, в Бердском «Историко- художественном музее», на спортивных площадках г.Бердска: ЛДС, СК»Кристалл», СК»Вега». СК»Зима-Лето», Лыжная база «Метелица».

Наш детский сад расположен в лесной зоне, поэтому несколько раз в год (в различные сезоны), мы с ребятами отправляемся на экскурсию в лес для ознакомления с сезонными изменениями. С целью формирования представлений о родном городе, устройстве улиц, систематизации знаний о ПДД и безопасного поведения на улице совершаем экскурсии по микрорайону «Молодежный». Эти поездки и походы имеют большое значение как для развития любознательности и расширения кругозора, так и для успешной социализации детей.

Сотрудничество со спортивными объектами города (тренировки 2 раза в неделю по футболу для мальчиков, по художественной гимнастике для девочек) обеспечивает двигательную активность, помогает воспитывать в детях целеустремленность, самостоятельность.

В плане воспитания самостоятельности я поняла, что самое главное — доступность среды: каждому ребенку все можно, есть свобода выбора и свобода действий, но есть и определённые правила для всех.

Исключительно большую роль в развитии познавательной активности детей я отвожу родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном этой работы.

Поэтому в начале учебного года первое родительское собрание мы провели на большой лесной поляне в Бердской зоне отдыха. Это был настоящий квэст с заданиями «Пять загадок осени», в ходе которых ребята исследовали лесные секреты, отгадывали загадки, играли в подвижные игры, искали самого маленького обитателя леса. Родители тоже не оставались в стороне, участвовали в эстафете, строились и летали «клином журавлей» и многое другое. Но главное, родители ощутили важность формирования познавательных действий и познавательных интересов детей, учились прививать детям наблюдательность, умение видеть маленькие чудеса вокруг себя. В конце средней группы я провела родительское собрание, на котором дети продемонстрировали умение ставить элементарные опыты, действовать по алгоритму, комментировать свою деятельность, делать выводы, читать условно-схематичные изображения. Эта форма работы в виде презентации эффективная, т.к. сразу появилась ответная реакция, обсуждения между родителями, заинтересованность, но не может проводиться часто, а родителям важно понимать, как поддержать инициативу ребенка, когда он хочет повторить опыт, или поделиться информацией с родными. С этой целью использую информационную доску «Горячие новости группы», где ежедневно размещается информация о том, чем сегодня занимались дети, какую информацию получили, алгоритм проведения эксперимента или описание правил игры, проблемный вопрос или загадка дня. Этот прием помогает родителям не только иметь более полное представление о жизни детей и работе воспитателя в детском саду, но и более информативно составить беседу с ребенком о прожитом дне. Современной формой работы с родителями в нашем ДОУ является новостная полоса ВКонтакте, где мы с ребятами имеем возможность делиться событиями из нашей жизни.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]