Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

  • Когда начинать развивать?
  • 6 советов по развитию эстетического вкуса
  • Как рисование развивает эстетический вкус

Что такое эстетическое восприятие — умение понимать искусство, тяга к красивым вещам, умение гармонично сочетать цвета? Этим вопросом задаются многие родители. Однозначного ответа нет, но одно ясно точно: эстетическое восприятие предполагает эмоциональный отклик на прекрасное. В художественной школе для детей развитие такого отклика является одной из задач программы, но важно развивать его и в домашней среде.

Когда начинать развивать?

С самого рождения ребенок учится различать прекрасное и некрасивое. Яркие, красочные и блестящие предметы вызывают у него интерес, он тянется к красивым игрушкам, внимательно слушает музыку, которую включают родители, на прогулке разглядывает небо и деревья. Родители обращают внимание малыша: «смотри, какое красивое облако», «какой яркий цветочек» — и этим закладывают базу для формирования эстетического мышления в будущем.

Первый отклик на прекрасное у детей идет безотчетно, интуитивно. Однако в дальнейшем эстетическое восприятие нужно развивать. В детских центрах его включают в программы комплексного развития.

Эстетическое восприятие мира связано с чувством радости, вдохновения, душевного подъема, это сильное чувство глубокого приобщения к прекрасному. Люди, в которых воспитали такое чувство, тоньше чувствуют искусство. В них нет разрушительного желания испортить, погубить чужой труд. Они восхищаются красотой природы и искусства, а значит, относятся к ним бережнее.

Содержание эстетического воспитания

Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие полноценной личности, наделенной необходимыми эстетическими навыками и компетенциями. В связи с чем, эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми иными видами воспитания (трудовое, нравственное, умственное и т.д.).

Основные задачи эстетического воспитания:

  1. Формирование и развитие у ребенка эстетического восприятия произведений искусства и окружающей действительности.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ряда иных эстетических эмоций при созерцании прекрасного или безобразного.
  3. Развитие творческих способностей личности, а также творческих задатков, заложенных в ней от рождения.
  4. Развитие эстетического вкуса и эстетической культуры.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Организация процесса эстетического воспитания требует соблюдения ряда принципов:

  • Принцип комплексного подхода к воспитанию.
  • Принцип взаимосвязи эстетической деятельности с повседневной жизнью.
  • Принцип соблюдения единства общего психического и художественного развития.
  • Принцип соблюдения эстетики в повседневной жизни.
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
  • Принцип полифонизма деятельностных средств.
  • Принцип высокохудожественной направленности.
  • Принцип взаимосвязи процесса эстетического воспитания с национальными традициями и культурой.

Основными средствами эстетического воспитания выступают:

  • разнообразные виды деятельности;
  • окружающая среда и природа;
  • произведения искусства;

Как рисование развивает эстетический вкус

Один из лучших способов развить эстетический вкус у ребенка — отдать его на курсы рисования для детей. В процессе обучения ребенок учится не только воспроизводить на бумаге или холсте реальные образы, но и видеть суть, характер, настроение создаваемой картины. Кроме того, восстанавливается контакт со своими собственными чувствами и эмоциями. Он может проявлять их через рисунки и безопасно проживать их в своем творчестве.

А еще на занятиях педагог знакомит учеников с произведениями классиков и современных художников. Сравнивая, находя похожее, формируя свои предпочтения, ребенок глубже проникает в искусство, пробуждает любовь к прекрасному в своей душе.

Обучение рисованию для детей в Детском Продюсерском построено таким образом, чтобы раскрыть художественный талант в каждом ученике, сформировать образное мышление, развить мелкую моторику и развить эстетическое отношение к окружающему миру.

Мы ждем ваших детей в «Имена Продакшн»!

Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Формирование эстетических чувств у дошкольников является актуальной проблемой. Ребенок, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд или общение. Наиболее эффективно данную задачу можно решать в старшем дошкольном возрасте. В современных условиях содержание и методика развития эстетических чувств должна обновляться. Следует искать новые подходы, которые не только будут способствовать развитию чувства прекрасного в повседневной деятельности, но и сделают дошкольника в целом более чувствительным к красоте, готовым видеть, слышать и чувствовать красоту вокруг себя. Одним из действенных, но мало изученных средств являются произведения анималистического жанра.

Выдающиеся зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина, Н.Б. Венгер считали, что формирование эстетических чувств составляет фундамент общего развития ребёнка-дошкольника. Формирование эстетических чувств у детей способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства.

По мнению Н.А. Ветлугиной, глубокие художественно-эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Она отмечает, что данный процесс должен носить целенаправленный, организованный и контролируемый характер.

Сущность анималистического жанра, его ценность в социально- эстетическом плане, отражены в работах Ю.М. Кирцева, Н.П.Костерина, В.С.Кузина, А.Е.Терентьева, и других.

Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствует тот факт, что современных исследований в данной области становится всё больше, однако они не в полной мере используются в практике дошкольных образовательных организаций. Воспитатели недооценивают возможности использования анималистического жанра в образовательной деятельности и редко используют при формировании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Тема исследования:«Анималистический жанр как средство формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования:выявить возможности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами анималистического жанра.

Объект исследования:формирование эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: анималистический жанр как средство формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание эстетических чувств у старших дошкольников будет проходить успешно, если

— выявить особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста;

— осуществить отбор произведений анималистического жанра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста;

— на занятиях систематически, целенаправленно использовать картины анималистического жанра и применять различные методы, и приёмы воспитания эстетических чувств.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить процесс воспитания эстетических чувств у старших дошкольников и выявить его особенности.

3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы воспитания эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

4. Апробировать серию занятий по формированию эстетических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с анималистическим жанром.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, систематизация информации, сравнение, обобщение);

— эмпирический (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);

— статистический (обработка данных).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа на производственной практике и молодыми воспитателями в профессиональной деятельности.

База опытно-практической работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Глава I. Теоретические основы формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного средствами анималистического жанра

Особенности формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Эстетическое чувство – это непосредственное эмоциональное переживание человеком способности отношение к выразительным проявлениям действительности и закрепления этой способности в различных видах эстетической деятельности.

Представления о сущности эстетических чувств, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-иматериалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетических чувств.

Формирование эстетических чувств – это процесс целенаправленный, систематический влияния на личность ребенка для целенаправленного развития у него способность видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [3, с. 45].

Взрослые и дети ежедневно сталкиваются с художественными и эстетическими процессами. Существенную роль в повседневном труде, в быту, в межличностном общении оказывают во всем окружающем мире прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Красота приносит эстетическое удовольствие, развивает трудовую деятельность, делает приятными встречи с людьми, и напротив безобразное отторгает от себя, трагизм учит состраданию, комизм – помощь в борьбе недостатками.

Формирование эстетических чувств происходит у детей на всех «стадиях его природно-культурной деятельности и во всех видах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми» [25, с. 142].

В работах А.И. Бурова, В.Е. Дружинина, Б.Т. Лихачева, С.Н. Наумова, В.А. Сухомлинского, Г.Х. Шингарова к эстетическим чувствам были отнесены: удовлетворение, бескорыстное эстетическое наслаждение, эстетическая радость, чувства прекрасного, эстетическое восприятие, созерцание, переживание, фантазия. Они считали, что эстетические чувства служат стимулом для совершенствования положительных качеств личности, социальных черт, таких как сопереживание, сочувствие, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, порождают в человеке способность наслаждаться трудом, познанием, тонизируют психофизиологические функции, активизируют социально значимую деятельность, объединяют и обогащают человека.

Эстетические чувства у дошкольников включают: положительную эмоциональную отзывчивость, радость от своих достижений и по поводу успехов других детей, чувство прекрасного и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетические чувства параллельно вносят вклад и в их всестороннее развитие. Эстетические чувства способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе [5, с. 14].

Дошкольные образовательные организации решают конкретные задачи, направленные на формирование эстетических чувств детей: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира. Все эти задачи могут успешно решаться лишь при условии формирования у детей эстетических чувств к окружающей действительности. Формирование эстетических чувств и представлений детей, приобщение к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства [13, с.12].

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе формирования эстетических чувств происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетических чувств, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве [36, с. 135].

В современной эстетико-педагогической литературе определены способности, необходимые для создания художественного образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание. Выявлены условия формирования данных способностей: самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств (согласно замыслу); гармоничность цветового решения в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи формирования эстетических чувств:

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Формировать художественно-творческие способности детей [30, c. 54].

Основная задача формирования эстетических чувств в старшем дошкольном возрасте состоит в формировании творческого отношения к действительности. Формирование эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

Решение задач по формированию эстетических чувств тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Встреча с прекрасным в искусстве при грамотно организованной работе вызывает у детей эстетическое чувство. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе формирования эстетических чувств, ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим.

Изучением проблем формирования эстетических чувств детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Так, эстетические чувства как психологическая категория были рассмотрены такими психологами, как Г.С. Абрамов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн. А.М. Виноградова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова рассматривали вопросы формирования эстетических чувств через художественную деятельность детей.

Так, в процессе формирования и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Формируя художественные способности детей, их эстетические чувства, эстетическое отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Б.Т. Лихачев отмечает, что формирование «эстетических чувств – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности». В.И. Логинова отмечала, что эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию – к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находится в единстве с интеллектом человека [41, с. 26].

Эстетическое чувство характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. А. С. Макаренко превосходно показал, как он формировал у детей желание «видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте». Дошкольник увлеченно отдается этим переживаниям, стремится действовать, если вызвать у него эту «музыкально настроенную энергию».

Процесс формирования эстетических чувств играет большую роль в развитии личности ребенка. Главными помощниками в этом трудоемком процессе выступают взрослые – педагоги, родители. От них зависит, сформируются ли у детей основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явлений жизни.

В работе с детьми, по формированию эстетических чувств необходимы следующие задачи: формировать восприятие прекрасного, эстетические чувства; приобщать детей к деятельности; вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления; развивать художественно-творческие способности [19, с. 56].

Категория прекрасного – это основная эстетическая категория. Она отражает не только эстетическую оценку, но и нравственную. Формирование знаний, о красивом происходит через предметы быта, которые отражают детей, например, игрушки или произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту приходит изучение прекрасного в явлениях природы, жизни, оценивание деятельности людей и поступков.

В данном возрасте дошкольники дают оценку поступкам, какие из них прекрасные, а какие безобразные. В них воспитывают то, что человек, который трудится это прекрасно, а лениться – это безобразно. У детей формируют красоту условий труда, и учат их к бережному отношению результату данных трудов через разные виды искусств: стихотворная деятельность, песенное творчество, музыкальная деятельность, изобразительное искусство. «Дошкольникам дают знания о прекрасном, и они могут давать эстетическую оценку: красивое или некрасивое, уродливое или безобразное.

Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. Формирование эстетической потребности, которая определяется как потребность человека в красоте и в действительности по законам красоты. Педагогам особое внимание следует обратить, первое, на широту эстетических потребностей, т.е. «эстетические способности личности относиться к возможно большему кругу явлений действительности; второе, на качество эстетической потребности, выявляющая в уровне художественного вкуса и идеала; третье, на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, которая касается не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Данные признаки можно считать критерием эстетических чувств личности» [36].

В детском саду занятия по формированию эстетических чувств связаны со всеми сторонами воспитательного процесса, так как разнообразие форм этому благоприятно влияют, и результаты видны в самых разных видах деятельности [38, с. 123].

Занятия предусматривают:

— формирование эстетических чувств по средствам искусства;

— формирование и развитие эстетического отношения к окружающему миру через знакомство с социальными и природными явлениями в бытовой деятельности, в трудовой деятельности, игровой деятельности.

Следующее важно условие – присутствие в быту произведений искусства, таких как художественная литература, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптура, картины, эстампы, музыкальные произведения и т.д. С самого раннего детства ребенка нужно окружать подлинными произведениями искусства.

Третьим условием является деятельность самих детей, в связи с тем, что создание эстетической среды еще не определяет успех сформированности эстетических чувств у ребенка. Совместная работа педагога и ребенка по формированию у дошкольника творческих способностей к принятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности лежит в основе методики эстетического воспитания [15].

Разнообразие методов формирования эстетических чувств зависят много условий, таких как объем и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, которые способствуют формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, который направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, которые устремлены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, которые побуждают к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному.

Дошкольник, который наблюдает за эстетическими явлениями в жизни, не только развивается эстетически, но и духовно. Но при этом ребенок не «осознает эстетическую сущность предметов, для него это является развлечением и без вмешательства взрослого у ребенка могут сложиться неправильные представления о ценностях и идеалах» [21].

«В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий фактор и творческий. Ребенок не может творить, если не научится воспроизводить, репродуцировать, тот и другой фактор необходимы и взаимосвязаны». Первое и главное условие для формирования эстетических чувств – это воспитание способности воспринимать, правильно понимать, давать оценку и создавать прекрасное в жизни и искусстве. Процесс формирования эстетических представлений у детей охватывает две важные группы задач. Первая группа задача, которая направлена на формирование эстетических представлений об окружающем мире. Это умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа связана с «представлениями об образности художественного языка разных искусств: обучение детей лепке, рисованию, движениям под музыку, конструированию; пению; формирование словесного творчества» [18].

Исходя из этого, общее понятие эстетические чувства связано со способностью к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В данную способность входят следующие элементы: художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению, элементы эстетической воспитанности – эстетический идеал, эстетическая развитость и эстетическая образованность [18].

В дошкольном возрасте мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Воспитателю необходимо знать особенности формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста [19, c. 54]

Рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании. Эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей. Ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.

Таким образом, старший дошкольный возраст – это особенный возраст для формирования эстетических чувств, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетических чувств заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Этапы эстетического воспитания

Этапы эстетического воспитания принято разделять в зависимости от возраста ребенка и в зависимости от усвоения эстетических знаний, умений и навыков.

Возрастные этапы эстетического воспитания ребенка:

  1. Этап (2-3 года). Ребенок эмоционально реагирует на красочные изображения, веселую музыку, а также на знакомые предметы, картинки и т.д. В этом возрасте мотив оценки предметов и действий не имеет эстетической направленности, так как у ребенка еще нет такого опыта. Реакция ребенка обусловлена житейским характером. Например, ребенок выбирает книжку, потому что ему дома такую читают, и она для него просто знакома. Либо выбор может определяться яркостью оформления обложки, изображением любого героя и т.д.
  2. Этап (4-5 лет). На данном этапе ребенок уже не просто видит, но и начинает осознавать элементарные эстетические качества произведения. То есть он видит в картинке не просто что-то знакомое, а эстетически привлекательное. В этом возрасте дети начинают испытывать элементарные эстетические чувства, которые основаны на первом эстетическом опыте. Например, во время рассматривания картины дети способны получить элементарное эстетическое удовольствие от сочетания цвета, значительно реже от формы и в целом от композиционных приемов.
  3. Этап (6-7 лет). Дети уже способны воспринимать больше, чем заложено во внешнем изображении. То есть, эстетическое осознание смысла произведения, замысла автора. Например, при прослушивании музыкального произведения дети не просто испытывают удовольствие от гармоничного звучания музыкальных инструментов, но и могут мысленно представить картину, действия или сюжет, которые «рисует» музыка. Они «видят» эстетический смысл музыкального произведения, который в него заложил композитор.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Эстетическое воспитание: этапы и основные уровни развития 430 ₽ Реферат Эстетическое воспитание: этапы и основные уровни развития 240 ₽ Контрольная работа Эстетическое воспитание: этапы и основные уровни развития 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Этапы эстетического воспитания в зависимости от усвоения эстетических знаний, умений и навыков:

  • Воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
  • Формирование эстетических суждений, оценок и понятий.
  • Воспитание эстетической культуры и эстетических чувств.
  • Воспитание эстетической активности ребенка.
  • Развитие творческих способностей, в соответствии с эстетическими интересами ребенка (музыка, рисование, лепка и т.д.).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]