Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста — важность трудового воспитания для развития детей


Важность трудового воспитания для развития детей

Существуют и объективные проблемы, осложняющие воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста:

  • Экономический кризис, усиливающийся распад семей, миграция детей из дошкольных учреждений;
  • Снижение внимания родителей и воспитателей к формированию трудолюбия (по сравнению с физическим, умственным, эстетическим развитием личности);
  • Стремление дошкольников к самореализации в сообществе детей с малым социальным опытом.

Таким образом, возникли противоречия:

  • Между социальной значимостью воспитания трудолюбия и недостаточной реализацией этой педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
  • Между необходимостью подготовки педагога, воспитателя дошкольного учреждения к формированию трудолюбия у детей и отсутствием теоретических основ и организационно-педагогических условий для развития этого фундаментального качества ребенка.

В психологии и педагогике труда, как и в любом другом деле, есть еще неиспользованные резервы в образовательном процессе. Педагогические коллективы и социологи работают над их раскрытием. В этой связи особую роль играет наука психология. В психологическом знании уже признаны психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка в разном возрасте в разных видах деятельности (игра, обучение, труд), обобщены существенные взаимосвязи в области педагогических и психологических явлений.

При организации детского труда следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе работы осуществляется эстетическое и физическое. Такую организацию работы должен обеспечить преподаватель. Он должен быть образцом для подражания, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать мероприятия и многое другое.

Психологический аспект деятельности педагога в воспитании через труд заключается в воздействии личным примером, контроле влияния среды на личность и контроле своей трудовой деятельности. Учитель должен согласовывать содержание и формы работы с педагогическими целями, направлять трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления определенных качеств, оценивать эффективность воспитательных воздействий.

Роль педагога также заключается в том, чтобы помочь ученику повысить свой авторитет среди сверстников. Многие учащиеся показывают лучшие результаты в профессиональном обучении, чем в общеобразовательных предметах. Поэтому у ребенка есть потребность в признании. Когда он добивается повышения своего авторитета, его активность в других видах деятельности возрастает. Одна из главных задач учителя — формировать и направлять эту деятельность.

Учет роли ребенка в формировании его личности также необходим, поскольку у него есть свои потребности, желания и интересы. Несоответствие между планами взрослых и детей объясняет трудности в образовании. Поэтому главная задача учителя — сделать роль самообразования в образовании как можно больше.

Формирование жизненно важных навыков у детей дошкольного возраста связано с деятельностью, направленной в значительной степени на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей младшего возраста начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут быть включены в содержание трудового воспитания лишь в ограниченной степени, но большое воспитательное значение и жизненная важность навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, делают его одним из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми процедурами, что облегчает выполнение действий по умыванию и одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе ежедневный труд по самообслуживанию, по сравнению со всеми другими видами труда, создает наиболее благоприятные условия для активного усвоения ребенком необходимых навыков, приобретения практического опыта самостоятельности в поведении. Это одна из причин более широкого использования данного вида работы в младших группах детских садов.

Оценивая воспитательную ценность самообслуживания, мы должны прежде всего отметить его важнейшее значение для удовлетворения повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематической работе. Дети начинают понимать, что у каждого человека есть задачи, связанные с ежедневными жизненными потребностями.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Выбор профессии занимает важное место в жизненном и профессиональном становлении человека. От правильного выбора профессии зависит благополучное и гармоничное становление личности в обществе.

Подготовка к выбору профессии очень важна, так как связанна с системой учебно-воспитательного процесса, и является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста подражают старшим, испытывают удовлетворение и радость от трудовых действий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущих профессий:

  • закладываются представления о труде взрослых, их профессий
  • дети учатся ценить труд
  • воспитывается чувство уважения к труду взрослых
  • проявляются стремления к трудовой деятельности
  • формируются такие личностные качества как, трудолюбие, настойчивость, исполнительность и т.д.

В.И. Логинова пишет: «Знание о труде, отношение к труду взрослых, мотивах, направленности труда, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, предметам созданными людьми. Отсюда знания о труде и профессии должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада …».

ФГОС ДО установил 5 образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. А так же, формирование позитивных установок к различным видам труда через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и к результатам трудовой деятельности
  • формирование представлений о труде взрослых, его роли в жизни человека и в обществе в целом.

ФГОС ДО выделяет основную цель трудового воспитания – это практическая и нравственно-психологическая подготовка детей к труду, формирование позитивного отношения к труду.

Системные знания о труде способствуют развитию речи. Называя предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики – увеличивается и обогащается словарный запас. Устойчивый интерес к труду, желание учиться трудовым процессам взрослых, обеспечивается системными знаниями о труде. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать. Можно сказать, что основу для освоения детьми трудовых процессов, подготавливается за счет формирования системных знаний о труде.

Первой ступенью в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых – это формирование знаний о результате труда. Знания о результатах труда позволяют показать своеобразие труда, как деятельности, так как получение результатов, предназначено для удовлетворения потребностей человека. Это отличительная особенность от всякой другой деятельности. Показателем правильно организованного трудового процесса – является получение задуманного результата труда.

Многими учеными были исследованы средства и пути формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Ученые выделяют, что формирование представлений и знаний о социальной значимости труда, благотворно влияют на отношение детей к труду и в дальнейшем способствует выбору будущей профессии. В.И. Логинова в своих работах рассматривает необходимость формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о различных профессиях, которые значительно перестраивают их собственную трудовую деятельность и существенно повышают ее производительность.

Ребенок узнает о значении труда взрослых, с помощью непосредственных наблюдений, словесных объяснений, которые дает воспитатель. За счет этого у дошкольников очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, дети начинают стремиться подражать взрослому в своей деятельности. Представление о важности труда, его полезности, приобретает действенный характер, если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада – это перерастает в трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.

Знакомство с профессиями — является одним из путей формирования у дошкольников представления о социальной значимости труда. Это элементарные знания о труде людей из близкого окружения ребенка, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве и т.д.

Центральным звеном знаний о социальной действительности, являются знания о трудовой деятельности. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека в отдельности. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, развитие интереса и уважения к трудящимся людям, положительное отношение к трудовой деятельности других людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.

Дети дошкольного возраста обладают высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинают интересоваться трудовой деятельностью людей. Ребенок растет и воспитывается в определенной социальной среде, в которой ежедневно дошкольник имеет возможность наблюдать за трудом взрослых, накапливать впечатления, а в дальнейшем, в играх и в быту стремится подражать взрослым. Первостепенное значение имеет поддерживание и поощрение интереса к труду взрослых, создание условий для получения максимального объема знаний и наиболее эффективное ее усвоение, утоление жажды знаний о труде взрослых.

Вычленение результатов труда является более сложной задачей. Дети в основном смешивают процесс труда и его результат (учитель – учит детей, врач – лечит людей и т.д.). Ребенку трудно самостоятельно дифференцировать эти компоненты, особенно в тех профессиях, где результат труда наглядно не представлен. Представления о социальной значимости труда, являются наиболее значимыми в процессе формирования представлений у детей о труде взрослых. Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно понимают социальную значимость результатов труда различных профессий, знают, зачем нужна работа воспитателя, врача, строителя или шофера.

На основе конкретных представлений о результатах труда отдельных профессий, можно формировать общие представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Няня вымыла пол – пол чистый; накрыла на стол к обеду – можно есть; приготовила кровати — детям можно ложиться спать и т.д., следовательно, няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы дети были сыты.

Огромную роль в правильном формировании представлений о труде взрослых играет семья. Наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей создается именно в семье. Родители и другие члены семьи служат для ребенка примером, дети видят, как в семье проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают полезными советами. А.С. Макаренко писал, что дети, которые не получили в семье никакого трудового опыта, не могут определиться с профессиями и получить хорошую квалификацию, они зачастую бывают плохими работниками.

Анализируя психолого-педагогические исследования можно сделать вывод, что мир взрослых – это особая социальная среда развития дошкольников. Эта среда включает в себя родителей, воспитателей и людей из близкого окружения, с которыми ребенок взаимодействует. Дошкольник ориентируется на них как на образец, выстраивает свою деятельность и поведение.

Следующая >

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание является важной частью воспитания подрастающего поколения. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучать детей с раннего возраста к простейшим видам доступного им труда, отмечая, что таким образом они знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с различными инструментами. В работе дети проявляют активность, изобретательность, настойчивость, стремление к результату, у них развивается желание оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовая деятельность дошкольников характеризуется их интересом к реальному процессу действия. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова; положив на стол ложку для каждого растения, он начинает выкладывать вторую ложку. Если нет достаточного руководства для детей, то трудовая деятельность продолжается долгое время на уровне действий, которые интересны самому ребенку. Под влиянием учителя у детей постепенно развивается умение ставить цели, заранее планировать и организовывать свою деятельность (готовить все необходимое, определять порядок действий), доводить дело до результата.

На работе дети приобретают разнообразные навыки и умения, которые необходимы в повседневной жизни: в самообслуживании, ведении домашнего хозяйства и т.д. Совершенствование навыков и умений не означает, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. Он развивает уверенность в себе, способность преодолевать трудности, способность прилагать волевые усилия. Это приносит ему радость и желание осваивать новые навыки.

В процессе работы дети практически изучают свойства окружающих их вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомятся с условиями их обитания и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, пытаются сами найти ответ на бесконечные «почему». Они развивают свою любознательность и познавательные интересы. Труд становится важным средством интеллектуального развития детей.

Работа физически нагружает детей, поскольку они выполняют множество действий на открытом воздухе (копают грядку, приносят воду, разгребают снег и т.д.). Дети становятся способными проявлять силу, преодолевать трудности.

Трудовая деятельность имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Выполняя простые задания, связанные с сервировкой стола и приготовлением всего необходимого для уроков, дети учатся быть полезными другим. Это делает их готовыми прийти на помощь тем, кто в них нуждается, охотно выполняет посильные трудовые задания, формирует ответственное отношение к делу, трудолюбие и внимательность.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

  • Знакомство с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
  • Обучение элементарным трудовым навыкам и умениям;
  • Поощрение интереса к работе, трудолюбия и независимости;
  • Поощрение социально ориентированных трудовых мотивов и способности работать в группе и для коллектива.

В детском саду, в семье, в социальной среде — везде ребенок сталкивается с работой взрослых, использует их результаты. Первоначально внимание детей привлекают только внешние моменты: процесс трудовой деятельности, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада помогает сформировать у них понимание характера и смысла трудовой деятельности, объяснить им на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его социальную значимость. Педагог объясняет детям, каким должен быть старательный человек (который добросовестно работает и заботится о завершении работы), что значит хорошо работать, заботиться об окружающих, и читает им произведения о труде, которые передают его смысл и красоту в ясной и эмоциональной форме. Воспитывая в детях уважение к рабочему человеку, желание быть похожим на него, учитель поощряет в них бережное отношение к результатам своего труда.

Знания, которые имеют дошкольники о труде взрослых, должны оказать большое влияние на формирование правильного отношения к труду, но оно может остаться формальным, если знакомство с трудовой деятельностью не сочетать с детским трудом.

Методы ознакомления детей с трудом взрослых.

Автор: Бертова Олеся Викторовна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №76

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Методы ознакомления детей с трудом взрослых.

Раздел библиотеки: Статьи

В теории и практике дошкольного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Это возможно лишь при условии, если воспитатели научат детей видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата, выделять результат труда.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации.

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время, каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы, мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

— понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

— уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

— познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

— был готов трудиться сам, и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

— учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», — пишет В.И.Логинова.

Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.

Детей вначале привлекает внешняя сторона труда — видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что-то сделать. В условиях детского сада значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому воспитатели ищут пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском саду.

Здесь возможны разные пути.

Первый путь широко практикуется в детском саду – это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших в выполнении трудовых заданий. Второй путь — непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций между детьми и взрослыми. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому рекомендовано решать задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их с применением таких методов как:

наблюдения за трудом взрослых; экскурсии и встречи с представителями различных профессий; беседы; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; играть в дидактические игры и в сюжетно-ролевые игры; занятия по овладению определёнными умениями, элементами трудовой деятельности и прочее. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых. На детей младшего возраста сильное влияние оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (врач, сестра). Это труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личностных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. Для старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.д. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении.

Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.

Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом. В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака — пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С.Михалкова — дяди Степы-милиционера. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых.

Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение кругозора детей, указывала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка, равноценно в образовательном плане. Поэтому, с педагогической точки зрения, очень важно сделать правильный выбор объектов, о которых нужно рассказывать детям.

Далее, роль непосредственного окружения была подчеркнута в работах R.O. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова и др. экспериментально доказали.

Формированию положительного отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В.А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения укрепляются в сознании детей только тогда, когда ребенок своими руками создает что-то нужное и полезное для народа, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за приумножение богатств отечества.

В работах Р.С. Буре, Г.Н. Годиной основным компонентом трудовой деятельности является социально значимая мотивация, в связи с чем методика вовлечения детей в трудовую деятельность обосновывается демонстрацией важности и ценности процесса и результата труда. В исследовании Д.В. Сергеевой систематически показана методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании дошкольников. В дошкольной педагогике выделяется научная школа, которая показывает роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка-дошкольника.

В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой знакомство с трудом взрослых строится на основе причинно-следственных связей: Преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт.

В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой показана роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования личностных качеств: Усердие, забота, внимание и т.д., раскрывается метод формирования идей. Сюда входят этические беседы, рассматривание картинок, создание проблемных ситуаций и т.д. Эти ученые подчеркивают роль выездных экскурсий, которые наглядно показывают возможность ознакомления детей с профессиями.

В работе А.М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживать и развивать интерес ребенка к труду взрослых. Для этого организуются выездные экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. С помощью конкретных наглядных примеров важно донести до детей понимание существующих понятий (всякий труд достоин почета; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; труд уважаем; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также как можно больше вовлекать самого младшего члена семьи в дела взрослых.

Очевидно, что работа воспитателей детских садов по ознакомлению детей с работой взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей разъяснительной работы с родителями. Важно донести до родителей, что знакомство ребенка с их трудом является фактором большого воспитательного значения, что ребенок, зная, кем работают отец и мать, проникается к ним особым уважением, что вместе с этим возрастает и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект работы возрастает, когда ребенок проявляет к ней интерес. Знакомство ребенка с трудом взрослых — один из источников воспитания в нем бережного отношения к общему благу.

По мнению Т.А. Марковой, Р.С. Буре, бережливость формируется из правильного отношения к труду других людей. Важно, чтобы ребенок на собственном опыте убедился в величайшей пользе работы для других. Макаренко сказал: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, поэтому его ценность в этом обществе, его ценность как гражданина будет полностью зависеть от того, как он сможет участвовать в общественной работе, как он будет подготовлен к этой работе.

Введение

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.

Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи: Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.

Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике ДОУ определили выбор исследования.

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.

Объект исследования – трудовое воспитание младших дошкольников.

Предмет исследования – процесс развития представлений о труде взрослых у детей младших школьников

Гипотеза. Развитие представлений о труде взрослых – важное направление личностного становления дошкольников. Процесс развития таких представлений будет успешным, если:

— осуществлять его во взаимосвязи воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельно – практическую сферы личности;

— создавать положительно-эмоциональный фон через использование художественной литературы и занимательных заданий;

-осуществлять целенаправленную работу по отражению полученных впечатлений в изобразительной и игровой деятельности.

Задачи исследования.

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Теоретическая база исследования: трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]