Сказки о звуках и буквах.материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему


Путешествие с Говорушкой в страну Гласных звуков

Автор: Наталья Летошко

Содержание:
  • Вступление
  • Часть 1. Волшебное заклинание
  • Часть 2. Интересная встреча
  • Часть 3. Говорушка
  • Часть 4. Игра Отгадай-ка
  • Примечание к части 4. Развитие слухового внимания
  • Часть 5. Звук А
  • Примечание к части 5. Звук А — артикуляция, игры
  • Часть 6. Фея зеркального озера
  • Часть 7. Почему гласные так называются
  • Часть 8. Беззаботные жители Гласной страны
  • Часть 9. Звук У
  • Часть 10. Дедушка Иней
  • Часть 11. Звук И
  • Часть 12. Плачущее Облако
  • Часть 13. Звук О
  • Часть 14. Дед Эхо
  • Часть 15. Звук Э
  • Часть 16. Обиженный медведь
  • Часть 17. Звук Ы
Вступление

За окном было темно. Мелкий дождь моросил по стеклу. В сумраке комнаты тени рисовали на стенах, как будто карандашом, удивительных героев. В углу комнаты около кровати было тепло и уютно, там горел светильник, и его ясные, золотистые лучики прогоняли тень, оставляя светлые солнечные картинки. В кровати, укрывшись теплым шерстяным одеялом, лежала маленькая девочка. Рядом с ней на краешке кровати сидела женщина.

— Мама, расскажи мне, пожалуйста, сказку, – попросила её девочка.

— Аня, а давай мы вместе с тобой сочиним волшебную историю об удивительных жителях и их приключениях? — с улыбкой ответила ей мама.

Так на свет появилась сказочная история о гласных звуках.

Часть 1. Волшебное заклинание

С давних времен в одной замечательной стране живут волшебники. Они очень любят говорить, но не так, как обычно разговариваем мы, нет, каждый из них может произнести только свое имя, состоящее из одного звука. И поэтому, чтобы общаться, один за другим, по порядку, каждый из них поет своё имя, создавая невероятное чудо — Слово.

Наверно, ты подумала: «О, что за волшебство, это может каждый!» А знаешь ли ты, что для того, чтобы на свет появилось Слово, нужно по порядку и правильно произносить все Звуки?

— Я хочу отправиться в гости к удивительным жителям сказочной страны и попрошу их научить меня волшебству Слова, — сказала девочка.

В тот же миг Аня оказалась в красивой сказочной стране…

Часть 2. Интересная встреча

По дороге медленно шла маленькая девочка. Справа и слева от нее шелестел листвой лес. Вокруг не было ни души.

— Кто мне подскажет, куда ведет эта дорожка? — задумчиво глядя перед собой, произнесла девочка.

Вдруг рядом с ней послышался тоненький голосочек:

— Как тебя зовут, куда ты направляешься одна?

Девочка осмотрелась и никого не заметила.

— Аня, — представилась она робко. – Я ищу страну Знаний. Там живут добрые волшебники. Я попрошу их научить меня своему мастерству.

Голосочек совсем рядом воскликнул:

— Я тоже хочу путешествовать!

Девочка не могла понять, что за чудеса, кто с ней разговаривает!

Но откуда-то сверху голосочек продолжал просить:

— Я умею летать, и поэтому с высоты мне видно и слышно много интересного, удивительного. Хочешь, я поделюсь с тобой своими знаниями? Возьми меня с собой!

Девочка подняла глаза вверх и увидела маленькую птичку.

— Говорящая птичка! — воскликнула девочка. – Этого не может быть!

Часть 3. Говорушка

Аня никогда в жизни не слышала, чтобы птицы разговаривали. И когда перед собой она увидела птичку с глазками-пуговками, в странной шапочке, изогнутой как листик дерева, от неожиданности не поверила своим глазам. Та дружелюбно помахала Ане крылышками.

— Невероятно! – протянула девочка, разглядывая Незнакомку.

— Возьми меня с собой, и я познакомлю тебя с жителями этой страны, расскажу об интересных и волшебных превращениях, а также вместе со мной ты узнаешь много нового, познавательного! – предложила свою помощь птичка.

Девочке было немного страшно, впереди ее ожидало что-то невероятно чудесное и в тоже время неизвестное. Если честно, она обрадовалась говорливой собеседнице.

— Хорошо, — сказала девочка. — Но, если мы будем вместе путешествовать, мне надо знать твое имя!

— У меня нет имени, я просто везде летаю и люблю узнавать новое, — ответила птичка.

— У всех есть имя, давай я буду звать тебя Говорушка? – спросила Аня.

— Мне нравится! Спасибо, теперь у меня есть свое красивое имя! – обрадовалась Незнакомка. — Поспешим в дорогу, впереди нас ждут интересные приключения!

Часть 4. Игра Отгадай-ка

— Чтобы нам было интересно путешествовать, давай поиграем! Закрой глаза, прислушайся к звукам вокруг тебя, что ты слышишь? – сказала Говорушка.

Аня закрыла глаза и задумалась. Все было обычно, как и всегда. Но, немного погодя, она стала различать, как журчит ручеек, шелестят листочки деревьев, щебечут птички и еще много разных звуков, которые дарит нам природа.

— Как это я раньше не замечала, что мир так богат звуками! — подумала девочка.

Говорушка ждала и, когда Аня открыла глаза, сказала ей, что приготовила для нее коробочки с сюрпризами.

— Возьми любую коробочку, потряси её, внимательно послушай звук, который доносится изнутри и расскажи, что он тебе напоминает, — сказала она.

Птичка взмахнула несколько раз крылышками, и из воздуха на земле перед Аней появились несколько коробочек. Девочка стала брать каждую в руки, и та звучала единственным неповторимым звуком.

Примечание к части 4. Развитие слухового внимания

Игры на развитие слухового внимания ребенка:

1. Попросите ребенка внимательно послушать различные звуки вокруг, рассказать, что он слышит. Например, в доме – как звучат работающие кухонные приборы, на улице – различные звуки природы. Помогите ему наводящими вопросами, подскажите, если он затрудняется в отгадке звука. По желанию, ребенок может закрыть во время игры глаза.

2. Возьмите любые небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, оболочки от киндер-сюрпризов, самодельные емкости из картона, все, что может придумать ваша фантазия. Внутрь емкостей необходимо поместить предметы, издающие разные звуки. Варианты: бисер, фасоль, пластиковая пробка из-под бутылки, колокольчик и т.д. Если вы будете использовать сыпучие крупы, помните, что они портятся. Картонные емкости желательно обклеить бумагой, чтобы содержимое не рассыпалось. Бумагу лучше взять цветную. Вместе с ребенком прослушайте каждый предмет и обсудите с ним, на что похожи звуки, «живущие» внутри. Затем ребенок пусть попробует самостоятельно отгадать, на что похож каждый звук.

3. Чтобы разнообразить игровые моменты, в качестве дополнительного материала могут быть использованы детские погремушки, бубен, барабан, детское пианино, дудочка, деревянные ложки и т.д. За небольшой ширмой вы производите выбранным предметом звук и просите ребенка отгадать, какому предмету он принадлежит.

Часть 5. Звук А

— Я расскажу тебе о звуке «А», — пропела птичка. — Жил бы на свете Звук. Он очень любил детей и поэтому часто вместе с мамами качал в колыбели, успокаивая песней, малышей, а чтобы его было слышно, он напевал «А-А-А». Вместе с мамами он убаюкивал крошек на руках и в колясках, успокаивая своей песенкой.

Давай с тобой поиграем с ним:

Мы со звуком «А» играем, Рот как птенчик открываем, Язычок лежит спокойно, Ветерок летает вольно

Изо рта, да на свободу, По свободному проходу. Зубки, губки не мешают, Песню «А» не нарушают.

Так собеседники не заметили, как вдалеке показалась водная голубая гладь.

Примечание к части 5. Звук А — артикуляция, игры

1. Артикуляция звука «А» для детей:

Мы со звуком «А» играем, Рот как птенчик открываем, Язычок лежит спокойно, Ветерок летает вольно

Изо рта, да на свободу, По свободному проходу. Зубки, губки не мешают, Песню «А» не нарушают.

2. Игры со звуком «А»:

А) «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»»: Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук «А».

Б) Игра «Волшебный мешочек». Его можно сшить своими руками или взять готовый магазинный мешочек из ткани. Положите в него карточки с изображением предметов на звук «А». Попросите ребенка достать картинку и назвать, что изображено на ней, выделяя голосом звук «А».

В) Если ребенок маленький, можно поиграть с ним в игру «Покачаем куклу Аню». Попросите его успокоить плачущую девочку, покачать, напевая песенку: «А-А-А». Объясните, что для этого надо широко раскрыть рот и негромко спеть вслед за вами, а затем и самостоятельно.

Часть 6. Фея зеркального озера

Играя с птичкой, девочка не заметила, как оказалась на берегу большого красивого озера. Его поверхность напоминала зеркало. Чтобы продолжить путь, Ане нужно было перебраться на другой берег, но лодки нигде не было. Наклонившись над водой, чтобы умыться, она увидела в отражении себя и рядом прекрасную фею. Та спросила девочку, как её зовут и куда она направляется.

— Я помогу тебе, девочка, переправиться на другой берег, — произнесла Волшебница. – Но сначала послушай мою песенку-загадку и скажи, о чем она.

В зеркальном отражении холодном Плывут по небу облака, Для рыбок дом родной в краю подводном, Вокруг – каёмкой берега. А если стужа зимняя подует, То заискрится коркой льда. Мороз-художник сказку нарисует И заиграет серебром вода.

— Озеро! – вскричала радостно Аня. Загадка была очень трудной, но перед девочкой была подсказка, и она, конечно, сразу догадалась.

Как только девочка произнесла отгадку, фея взмахнула волшебной палочкой, и перед Аней чудесным образом возникла лодка. Она покачивалась плавно на волнах, словно приглашая отправиться в путь.

— Возьми с собой от меня подарок, – произнесла Фея и протянула девочке Зеркальце…

Часть 7. Почему гласные так называются

Взглянув в Зеркальце, подаренное доброй феей, Аня увидела незнакомое улыбающееся лицо. Это было не её отражение, а чужое. На нее смотрели внимательные глаза. У Зеркала был носик и ротик.

— Здравствуй, Аня, — сказал голос из Зеркала. – Садись скорее в лодочку, она перевезет тебя на другой берег.

Девочка попрощалась с феей и села в лодку, которая сразу же отплыла от берега. Легкий ветерок подталкивал лодочку, и та, повинуясь невидимой воле, плавно скользила по озерной глади.

— Аня, добрые жители этой страны называются Гласными звуками. Они с радостью поделятся с тобой своими волшебными песнями, – пропело Зеркальце.

— А почему они так называются, Гласные? – заинтересовалась Аня.

— Гласные – от слова «Глас», что в очень давние времена в речи означало «Голос» — объяснило ей Личико в Зеркале. — Жители этой страны голосистые, поющие. Вот поэтому их так называют — Гласные.

Часть 8. Беззаботные жители Гласной страны

По озерной глади медленно плыла лодка с девочкой. До берега было еще далеко, и, чтобы не скучать, Аня разговаривала с подаренным ей феей волшебным Зеркальцем.

— Расскажи мне что-нибудь интересное о жителях этой страны, — попросила девочка Зеркальце.

– Жизнь этих жителей беззаботна. Целый день они поют. И знаешь, это не простые песенки, а волшебные имена удивительных жителей. Их называют Гласные звуки, — начал свой рассказ голос из Зеркальца. – Давай с тобой вместе споем их чудесные песенки. Посмотри внимательно — когда мы открываем рот, ветерок свободно пролетает около язычка наружу, ему ничего не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Поднеси ладошку ко рту, когда будешь петь – ты почувствуешь маленький ветерок.

— Повторяй за мной, – учило, показывая, как правильно произносить, Личико из Зеркала. – А, О, У, И, Ы, Э… Вслед за ним Ане без труда удалось спеть эти песенки.

— Мне очень нравятся песенки жителей этой страны, — сказала девочка, — я с удовольствием буду с ними дружить.

— Мы обязательно познакомимся с каждым из этих звуков поближе и попросим их научить нас своему волшебству, – поддержало её Зеркальце.

Лодочка плавно подплыла к берегу, и Аня вместе с Зеркальцем сошла на берег. В тот же миг лодка исчезла. Рядом с водой росло небольшое дерево, на котором сидела Говорушка. Она радостно приветствовала девочку, помахав ей крылышком.

Часть 9. Звук У

Ярко светило солнышко. Говорушка, которая внимательно наблюдала за девочкой, вспорхнула с ветки дерева, облетела вокруг Ани и села на ее пути. В клюве она держала колечко, которое положила перед девочкой.

— Возьми мой подарок, он тебе пригодится в пути, — сказала птичка и улетела.

— Красивое, — подумала девочка, подняла кольцо и положила его в кармашек.

Вдруг Аня услышала странный звук, который доносился из-за деревьев, что росли впереди. Путь девочки как раз пролегал через лес, поэтому ей ничего не оставалось делать, как пойти посмотреть, кто это так поет.

Девочка увидела сидящего среди деревьев грустного волка. Подняв морду вверх, он выл:

— УУУ…

— Что случилось, — спросила его девочка. — Кто тебя обидел?

Волк посмотрел на Аню и сказал, что он просто одинок.

— Давай с тобой дружить, — предложила девочка.

— Согласен, — обрадовался Серый.

В кармашке у Ани Зеркальце забеспокоилось и попросило показать, с кем девочка общается. Увидев волка, оно успокоилось:

— Волк добрый!

— Давай учиться произносить этот звук! – попросила нового знакомого Аня.

А зеркальце тем временем запело:

С звуком «У» мы поиграем, Погудим, созорничаем — Губки трубочкой поют, Ветерку летать дают. Язычок нам не мешает, Он лежит и отдыхает.

Волк вытянул морду трубочкой и с удовольствием запел:

— УУУ…

Аня за ним повторила.

Зеркальце в руках у Ани подбадривало и хвалило обоих.

У волка еще никогда не было друзей, он на прощание подарил Ане Игрушку, которую недавно нашел в лесу.

Попрощавшись с девочкой, он убежал. Ане понравился подарок. Это была маленькая птичка Иволга. Волк не знал, что она живая, её околдовала злая Стужа.

Часть 10. Дедушка Иней

Аня завернула птичку в платочек, что нашла в кармашке, и прижала к себе.

— Какая милая, как живая, — произнесла девочка.

— Это не игрушка, Аня, живая птичка. Она заколдована, – произнесло волшебное зеркальце.

Аня попыталась отогреть птичку теплом ладоней, подышала на нее теплым воздухом, но все напрасно. Птичка оставалась неподвижной.

— Что же делать? — подумала девочка.

— Я помогу тебе, Аня, — с ветки дерева произнесла прилетевшая Говорушка. – В лесу есть белая поляна. Когда вокруг лето, цветут цветы, поют птички, там зима, кругом снег. Посередине поляны стоит Избушка. В ней живет дедушка Иней. Он поможет снять чары злой Стужи. Я покажу тебе туда дорогу…

Часть 11. Звук И

Аня спешила по лесной тропе за Говорушкой. Чтобы помочь околдованной Иволге, ей надо было попасть к доброму волшебнику — дедушке Инею.

Когда перед ней появилась снежная полянка посреди зеленого леса, девочка ахнула. Кругом зеленели травы, шелестели зелеными листочками деревья, было тепло и по-летнему весело, а на поляне царила настоящая зима. Серебрился снежок, и было холодно.

— Вот так чудеса! – воскликнула Аня.

На её голос из Избушки, что стояла посередине поляны, вышел седой старичок.

— Здравствуй, девочка, что привело тебя к моему дому? – спросил он.

— Дедушка, помоги мне, пожалуйста, расколдовать Иволгу, — расстроено попросила его девочка. – Её заколдовала злая стужа.

— Это несложно, улыбнулся старичок. – Тебе просто надо спеть песенку про звук «И». С него начинается имя птички. Повторяй за мной слова.

Улыбнемся широко, Песню мы споем легко, Голосок звучит игриво, «И» выводит он красиво. Губки, зубки не мешают, Песню «И» не нарушают.

Как только Аня пропела песенку звука «И», птичка ожила. Поблагодарив старичка за помощь, девочка продолжила свой путь, а иволга, как только они покинули сказочную полянку, улетела к своим братьям и сестрам, помахав на прощание девочке крылышком.

Часть 12. Плачущее Облако

Деревья становились все реже и реже. Аня вышла на освещенную солнцем ровную каменистую поверхность. Перед ней был обрыв.

— Как же мне перебраться на ту сторону? – вслух произнесла она. – Я столько прошла, и вот теперь мне надо возвращаться обратно?

— Не расстраивайся, над обрывом есть мост, но только он спрятан от глаз Плачущим Облаком, – произнесла Говорушка, которая летела за девочкой. – Поговори с Облаком, попроси его показать, где находится мост.

Над обрывом висело белое облачко. Небольшой дождик лил из его грустных глаз. Капли падали вниз, в речку, и от этого та становилась неспокойной, бурлящей.

— Почему ты висишь над обрывом и не улетаешь? – спросила грустное облачко Аня. – Из-за чего ты плачешь?

— Я играло со своими друзьями над этим обрывом, такими же облаками, как и я, и не заметило, как потеряло колечко. Оно упало в речку как раз над этим местом. Вот поэтому я не улетаю, а грущу и от этого становлюсь таким плаксивым…

Часть 13. Звук О

— Возьми мое колечко, — произнесла Аня и протянула хнычущему Облачку кольцо, подаренное ей Говорушкой.

— Это оно, мое колечко, откуда оно у тебя! — взволнованно сказало Облачко.

— Я его нашла на берегу реки и подарила Ане, — произнесла Говорушка, которая все это время была рядом с девочкой.

— Большое спасибо, — радостно воскликнуло Облачко, — чем я могу отблагодарить тебя?

— Помоги мне перебраться на ту сторону, через Обрыв,- попросила девочка.

Облачко поднялось вверх, в воздух, и сразу перед Аней открылся красивый мост.

— Я хочу подарить тебе песенку звука «О», — сказало Облачко и запело:

Поиграем с звуком «О», Пропоем его легко! Чуть мы губки округляем И вперед их выдвигаем, Не мешает ничего Ветерку со звуком «О» — Мимо язычка, зубов, Без усилия, трудов Восторгается, поет, Полетать с собой зовет.

Спев песенку, довольное облачко улетело. А Аня, перейдя по мосту через обрыв на другую сторону, продолжила свой путь…

Часть 14. Дед Эхо

Путь девочки лежал через горную тропинку. Со всех сторон высились серые каменные склоны. Густая, серая пелена тумана преграждала путь девочке.

— Где ты, моя подружка? – спросила девочка.

— Ушка… — ответил ей кто-то незнакомый.

— Добрая птичка Говорушка! – продолжала громко звать Аня.

— Ушка… — опять передразнил её неизвестный голос.

Удивленно осмотревшись и никого не заметив, Аня позвала снова: — Ау!

— Ау! — глухо издалека повторил за ней Незнакомец.

— Здравствуйте, Невидимка, давайте дружить! – попросила робко девочка.

— …Те…имка…айте…ить…, — услышала она в ответ.

— Вот так иностранец! – подумала Аня.

— С кем это ты играешь? – Говорушка подлетела незаметно и уже некоторое время тихо сидела, наблюдала.

— Кто-то пытается со мной поговорить, но я его почему-то не понимаю. Видимо, стесняется и боится показаться, поэтому прячется, — пояснила ей девочка.

— Это дед Эхо балуется, — объяснила птичка, — заскучал тут один, загрустил, не хочет тебя отпускать…

Часть 15. Звук Э

Напустил серый туман на горную тропинку дед Эхо. Понравилась ему девочка-путешественница, бредущая одиноко по его Царству. Давно уже ни с кем не разговаривал Старый Отшельник, видимо, поэтому только и мог, что повторять за прохожими слова, да и то не полностью. Хитрюга! И устать не успеет, произнося не все слово, и трудиться не надо. А то, что смысла нет и непонятно – ему все равно, не понимает он. Играет себе, тешится.

— Анечка, знаю я песенку, которая понравится дедушке, — сказала Говорушка.

«Э» вопросы задает, Вопросительно поет, Выгнув спинку язычка, Изогнув её слегка, Изумленно рот открыв, Распевает свой мотив.

— А ведь у дедушки имя тоже начинается со звука «Э», — заметила Аня, — Эхо!

— Хо…, — засмеялся Дедуля.

Туман потихоньку рассеялся, и перед путешественницей на небольшом камешке появился глиняный горшочек.

— Анечка, это дедушка подарок тебе оставил, — пропело зеркальце, которое Аня достала из кармашка. – В нем сладкий мед. Пойдем скорее, пока видна дорога.

Без труда девочка продолжила свой путь, помахав на прощание доброму дедушке рукой.

Горная тропинка вывела её к пещере, из которой слышался грозный рык…

Часть 16. Обиженный медведь

Горная тропинка лежала мимо пещеры, в которой с некоторых пор поселился медведь. Он был очень сердитым, у него болел нос и глаз. Гулял мишка по лесу и почуял замечательный запах меда. По-запаху нашел дупло в стволе старого дуба. Быстро влез на дерево, цепляясь сильными лапами с длинными острыми когтями за кору и уже было принялся есть вкусное угощение, но не тут-то было. Откуда ни возьмись — маленькая пчелка, больно ужалила его под глаз, а вторая – в нос. Ох, как он заревел! Кубарем скатился с дерева и бросился бежать. Пчелки, хоть и совсем маленькие, но уж больно кусачие!

Добежал мишка до пещеры и теперь сидит в ней и плачет.

Маленькая девочка, путь которой лежал как раз мимо горы, очень испугалась, когда услышала рычащий голос из темной глубины пещеры.

— Не бойся, — пропело зеркальце в кармашке Ани, — это медведь. Угости его душистым сладким медком.

Часть 17. Звук Ы

Мишка был большим, но очень добрым. Просто ему было больно и обидно. Услышав, что кто-то разговаривает, он с любопытством выглянул из своего убежища. Там стояла маленькая девочка и в руках держала горшочек, из которого так вкусно пахло.

Конечно, Аня с радостью отдала мишке мед. Когда содержимое горшочка было полностью съедено, радостный медведь в благодарность подарил Ане песенку звука «Ы»:

Т»Ы» немного улыбнись, С звуком этим подружись, Язычок назад оттянут, Спинкой вверх он чуть растянут. Низко м»Ы» поем, красиво, Голосок звучит игриво: — Ы…

Сытый и довольный медведь не захотел больше сидеть в пещере, а отправился обратно к себе в лес. Аня только и успела, что рассмотреть его шустро мелькающие лапки.

В сборнике: Детская страничка

Все работы этого автора

« Назад к списку

  • Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!»
  • Борис Заходер «Кит и кот»
  • Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
  • Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
  • Михаил Раскатов «Пропавшая буква»
  • Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»

Ник Бромли «Осторожно! Эта книга кусается!» Художник Никола О’Бирн Перевод с английского Марии Пак Издательство «Лабиринт Пресс», 2017

Книги французской художницы Никола О’Бирн отличаются прежде всего интересной интерактивной составляющей, поэтому их хорошо читать с маленьким ребенком. Но благодаря крупному шрифту эти книги подходят еще и для начального самостоятельного чтения. «Осторожно! Эта книга кусается!», текст которой написал Ник Бромли, вполне можно рассматривать как сказку «про буквы». Правда, крокодил, забравшийся в книжку, съел всего две буквы – «О» и «В». И только на одном развороте «конфликт» строится вокруг этих букв. Но разве этого мало? Можно с уверенностью сказать, что «О» и «В» ребенок точно запомнит. А если он уже знает буквы, то, вполне возможно, ему будет интересно узнать, что значит «пропавшая буква» и «пустое место» в слове. Слово от этого разрушается, перестает быть словом! Это, между прочим, важнейшее знание. Кроме того, крокодил, как сообщает нам автор, «глотает слова и целые предложения»… Ужасное существо – крокодил. Но ребенок между делом узнает о существовании грамматических единиц!

Конечно, и трехлетний, и четырехлетний малыш эту информацию, скорее всего, пропустит (хотя это не избавит его от негодования по поводу крокодиловых действий). Но можно и нужно обратить на это внимание ребенка, уже начинающего читать.

Борис Заходер «Кит и кот» Художник Евгений Мешков Издательство «Речь», 2017

Сказка «Кит и кот» Бориса Заходера – самая что ни на есть «буквенная». Ее сюжет строится вокруг перепутанных букв: «кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил». В результате кит оказался на месте кита, и наоборот. Возникает веселая путаница. Эта сказка нравилась детям прошлых десятилетий, родителям и бабушкам нынешних детей. И сейчас ее юмор не устарел, а рифмы легко впечатываются в память. За карнавалом с котами и китами детям открывается важное знание: замена одна единственной буквы, маленького значка, совершенно меняет смысл слова.

Поскольку «кит» и «кот» ‒ слова короткие и простые с точки зрения графики, можно предложить ребенку их нарисовать. А можно нарисовать картинки к сказке с «правильными» китом и котом и с «неправильными», а потом подписать, где кто.

Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”» Художник Виктор Чижиков Издательство «Лабиринт», 2019

Сказочная повесть Ирины Токмаковой может считаться идеальным введением в мир грамоты для малыша четырех-пяти лет (т.е. с того момента, когда ребенок уже способен слушать сказочные повести).

В основе сказки – захватывающий динамичный сюжет с оттенком детектива (похищение злодеем буквы «Я», для спасения которой требуется разгадать загадку), с путешествием и приключениями. Здесь есть понятное дошкольнику противоборство хороших и плохих персонажей и благополучный конец: все спасены, миссия добрых героев выполнена.

Большая часть сказочных персонажей – буквы. Но это не буквы-знаки, а буквы-существа, художественные образы – буквы. У них свои характеры и манера речи, они совершают поступки. А это как нельзя более соответствует детскому восприятию. То, что буквы выступают здесь в качестве «веселых человечков», мгновенно встраивает их в мир образного измерения ребенка: о них можно думать как о «живых», с ними можно играть, можно сочинять истории.

При этом сказка еще и наполнена звукописью, которая особенно наглядна и различима в «монологах» отдельных букв. Автор показывает малышу, что буква вслух произносится как определенный звук и что звуки при слиянии образуют слово. Но делается это без тени дидактизма, является органичной частью сюжета, который и держит внимание ребенка.

Об этой книге можно также прочитать в статьях «Буквы: приключения и превращения» и «Свет мой, зеркальце, скажи!».

Георгий Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках» Иллюстрации автора Издательство «Детская литература», 2018

Книга Георгия Юдина действительно может заменить собою букварь для дошкольника, поскольку буквы здесь изображены как «слепок» с какого-нибудь предмета или явления, как его трансформированное изображение.

Но, наряду с картинками, важное место в книге занимают сказки. Сказка «вокруг буквы» и рисованный образ буквы составляют здесь неразделимое единство. Ребенок смотрит на картинку, отыскивая в ней букву, а взрослый в это время читает ему текст, в котором используются разные слова, начинающиеся на соответствующий звук.

Об этой книге можно также прочитать в статье «Турецкие трусы, или как нарисовать иероглиф».

Михаил Раскатов «Пропавшая буква» Художник Евгений Медведев Издательство «КомпасГид», 2017

В основе сюжета – таинственное исчезновение из Буквограда (и из речи) буквы Ш, необходимость ее отыскать и освободить. Главные герои – близнецы-первоклассники, Саша и Алеша, имена которых с исчезновением буквы видоизменяются самым плачевным образом.

Принцип построения сюжета, вроде бы, очень похож на тот, что использует Ирина Токмакова в своей сказочной повести «Аля, Кляксич и буква А».

Но книга Михаила Раскатова намного сложнее. Здесь гораздо больше действующих лиц, вступающих между собой в разнообразные отношения. Характеры главных героев развиваются по ходу повествования (а в сказке Токмаковой, которая адресована детям более раннего возраста, характеры героев остаются практически неизменными). Саа и Алеа должны преодолевать себя, чтобы вновь обрести нормальные имена. «Восстановление» имени связано с воцарением порядка в целом. Кроме того, в «Пропавшей букве» появляются по-настоящему страшные персонажи, которых называют «буквоедами». Они живут в особой стране, где вся жизнь подчинена жестким правилам, малейшее отступление от которых беспощадно карается. Буквоеды противостоят жителям Буквограда, буквам и знакам препинания.

Во время чтения слушателям книги предстоит пережить с героями опасные приключения и принять участие в разгадывании довольно сложного шифра.

Эту сказку хорошо читать детям, которые уже знают буквы и понемногу начинают осваивать навык чтения. Детям, у которых уже есть опыт восприятия сказочных повестей и которые любят «страшные сказки».

Об этой книге можно также прочитать в статье «Пропавшая буква»: детектив для маленьких».

Александр Шаров «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков» Художник Рафаил Вольский Издательство «ИД Мещерякова», 2016

В основе сказки Александра Шарова лежит противостояние между двумя братьями – Добрым Художником и Злым Художником. Добрый Художник создает образы и свой добрый сказочный мир. Злой Художник тоже видоизменяет мир, но всегда в ущерб Доброму, пытаясь погубить им сотворенное. Это совершенно новый для ребенка взгляд на вещи: оказывается, и творчество может быть разрушительным.

Желая окончательно погубить доброго брата, Злой Художник создает бешеные буквы. Создает он их из нарисованных змей. Главное качество новых букв – жалить и составлять запрещающие слова. Появление бешеных букв приводит к тому, что все вокруг становится «как мертвое». Черствая буква Ч сторожит попавшего в плен Доброго Художника. Кровожадная, клыкастая, коварная буква К руководит войском, посланным Злым Волшебником. Но в конце концов бешеные буквы лишаются своих ядовитых жал и превращаются в «добрых». Довольно сложный образ, через который ребенку открывается, что уметь писать, уметь управлять буквами – это не безусловное благо.

Оказывается, буквы могут нести угрозу всему человечному в мире. Такой вот своеобразный урок философии для детей.

Если думать просто о знакомстве с буквами, то лучше отложить эту книжку на более позднее время.

Пусть ребенок сначала узнает, что такое буквы и зачем они, а уже потом – что они могут быть «бешеными».

Но вообще это невероятно поэтичная и в то же время драматичная сказка с непредсказуемо развивающимся сюжетом, неожиданными образами и неотпускающим напряжением: героям, не успевшим избегнуть одной опасности, уже грозит новая беда. Однако по воле сказочника все злые персонажи непременно превращаются в добрых. Все – кроме главного злодея. Он просто прячется. И это оставляет в глубине души чувство тревоги.

Так как сказка построена на сложной игре значений и непростых образах, ее лучше читать ребенку не раньше пяти лет. А можно предложить для самостоятельного чтения читателю лет восьми: простенькой и неинтересной она не покажется.

Материал подготовили Марина Аромштам и Елизавета Прудовская

Приложение 1

УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Произносительный аппарат:

1- твердое нёбо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — надгортанник; 12 —голосовая щель;

13 — щитовидный хрящ;14 — перстневидный хрящ;15 — носоглот­ка; 16 — мягкое нёбо;17 — язычок; 18 — гортань; 19 — черпаловидный хрящ; 20 — пищевод; 21 — трахея

LiveInternetLiveInternet

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й…» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й… Й… Й…»

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может…

Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву:

— Й …, Й .., Й…

Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

— Й…, Й …, Й

Слушал-слушал А, да и говорит:

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Ты начинай, а я подхвачу.

И-кратпкий согласился, и они запели:

— ЙА, ЙА, ЙА.

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а сомной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

— Буду, — ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали:

— ЙУ, ЙУ, ЙУ.

— О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О. -Пожалуйста.

— ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

— ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы.

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков

обозначают кружочками красного цвета.

Все остальные звуки — согласные

:

o мягкие
согласные
обозначаются зелеными кружками,

o твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть

Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.)

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Приложение 2

Коровина Ольга

Поющие звуки Сказки

Руководитель: Коровина Ирина Юрьевна

Содержание

1. Сказка про звук [А] 2. Сказка про звук [О] 3. Сказка про звук [У] 4. Сказка про звук [Ы] 5. Сказка про звук [И] 6. Сказка про звук [Э]

Сказка про звук [А]

Жили- были звуки. Жили они в городе Поющих звуков. Там же жил звук [А]. Он был всегда веселый, радостный, беззаботный. Звук [А] очень любил петь АААААА. И звуку [А] пришла идея. Он придумал еще одну песню А-А-А-А-А-А. Вот такая песня получилась у него.

Он очень обрадовался. Звук [А] был очень общительный и захотел спеть песенку с другими жителями города Поющих звуков. И он сначала пошел к своему лучшему другу- звуку [О].

Сказка про звук [О]

Звук [А] встретил звук [О] на обрыве у берега озера. Звук[О] не ожидал здесь никого.И когда увидел звука [А], то упал в обморок, так как был очень трусливым. Когда звук [А] облил его водой, звук [О] открыл глаза и сказал:

— О-о-о, — я так испугался. А я вообще-то на рыбалке, хочу поймать окуня и омуля. А что ты здесь делаешь?

— А я шел к тебе, чтобы спеть песенку с тобой, — сказал звук [А].

— Ну давай споем,- еле-еле промолвил звук [О]. Только давай сначала поймаем моих любимых рыб- окуня и омуля? Звук [А] с радостью согласился. Так они и сделали. Поймали рыбку и начали петь песни. И они запели сначала тихо, а потом все громче и громче: А-А-А-А-А, О-О-О-О-О,А-А-А-А-А, О-О-О-О-О, А-А-А-А-А, О-О-О-О-О, А-А-А-А-А.Они пели все веселее и веселее и настроение у звука [О] очень поднялось. И они решили идти дальше к другим жителям города звуков, чтобы петь.

Сказка про звук [У]

Звук [А] и звук [О] пошли петь песню к звуку [У]. Звуки обнаружили звук [У] дома. Он делал утюг и так был занят делом, что даже не заметил звуков [А] и [О].

-Привет, звук [У], — сказали гости.

А звук [У] так испугался, что упал на утконоса, который жил у него дома и в данный момент сидел около него (он был его домашним питомцем). Утконос как подпрыгнет! Что еще даже больше испугал нашего звука [У].

— УУУУУУУ,- только и смог прошептать звук [У]. Потом отошел от испуга и спросил у друзей:

— А зачем вы пришли то?

— Мы пришли, чтобы спеть с тобой одну веселую песенку,- ответили те.

-Подождите, давайте доделаем утюг и тогда споем, -попросил звук [У] .

-Хорошо.И мы конечно тебе поможем,- сказали звуки.

Они все вместе сделали утюг и начали петь песню.

-А-А-А-А-А-А,-запел звук [А].

-О-О-О-О-О-О,- подхвати звук [О].

-У-У-У-У-У-У,-закончил звук [У].

И они пели песенку до самого вечера. А на следующей день договорились встретиться в лесу и пойти к другим звукам петь песни. Когда наступила ночь, они разошлись по своим домикам и легли спать.

Сказка про звук [Ы]

Друзья встретились в лесу. Веселый звук [А], трусливый [О], испуганный [У] пришли в назначенный час с хорошим настроением. И звуки направились к домику звука [Ы]. Они шли, напевая свою песенку. Пришли, постучали, никто не открывает. Они ещё раз постучали, опять тишина.

-Смотрите, звук [Ы] там, на огороде,- воскликнул звук [О].

В этот момент звук [Ы] наконец то их заметил, он им махнул рукой, чтобы они зашли внутрь. Звуки увидели звука [Ы], который поливал цветы: флоксы, ирисы, хризантемы и многие другие растения. Надо сказать, что он очень любил разводить , садить, ухаживать за

разными цветами. Постоянно дарил их на разные праздники и дни рождения своим друзьям. И в этот раз он тоже сорвал по цветочку и подарил каждому другу. Все были рады.

-Мы пришли к тебе, чтобы спеть наши песенки,- сказали звуки своему другу- звуку [Ы],-подпевай с нами.

-А-А-А-А-А-А,-запел звук [А].

-О-О-О-О-ОО,- подхвати звук [О].

-У-У-У-У-У-У,-продолжил звук [У].

-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы,- закончил [Ы].

Пели, пели звуки и вспомнили, что с ними нет самого нежного звука- звука [И].

-Давайте, пойдем, скорее к еще нашему общему другу,- решили певцы и отправились к звуку [И].

Сказка про звук [И]

Дорога показалась друзьям быстрой и веселой, потому что они пели свои любимые песенки. Звук [И] занимался своим любимым делом — высаживал расточки. В данный момент он садил маленький росток ивы. Он брал очень нежно каждый росточек и также нежно высаживал их в землю.

-Привет, — сказал звук [И].

-Привет, — поздоровались звуки.

-Что вы здесь делаете? — спросил звук [И].

— Мы гуляли и решили к тебе сходить — песенки попеть, — ответили звуки.

-Хорошо, — ответил звук [И],- только давай те росточки ивы досадим, чтобы они не засохли.

Все конечно же согласились, ведь они знали, что надо помогать друг другу в трудную минуту. Работа у них быстро спорилась- так как они выполняли общее дело все вместе. Когда они закончили высаживать росточки ивы, они стали петь свои песенки.

-А-А-А-А-А-А,-запел звук [А].

-О-О-О-О-ОО,- подхвати звук [О].

-У-У-У-У-У-У,-продолжил звук [У].

-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы,- пропел [Ы].

-И-И-И-И-И-И,- закончил [И].

Друзья вспомнили проэрудированного звука [Э], который часто проводил время один. Недолго думая они уже шагали к домику звука [Э].

Урок-сказка «Путешествие ёжика» [гласные и согласные звуки]

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.

При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).

Урок проводится на фоне демонстрации презентации, в которую включено звуковое сопровождение и анимация.

Урок – сказка «Путешествие ёжика»

Тема – Гласные и согласные звуки.

Цели:

— обобщить представления детей о гласных и согласных звуках; — закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

1. Организационный момент

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

— Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)

— Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

3. Сказка.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.

(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)

— Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)

— Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

— Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

— А мы звуки.

— Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)

— Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

— А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.

-Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?

— Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

— Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

— Будем очень рады!

3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик .(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.

(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)

Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:

— Привет! Ты кто?

— Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

— Мы звуки.

— Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

— Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.

Звуки с колокольчиками хором сказали:

— Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)

Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:

— Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)

— А зовут нас…

И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)

— Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:

— Что?

— Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

— Да! ДА! — закричали звуки. — Мы согласны!

И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

— СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!

— Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

— Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.

— Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.

— Вам не нравится?

— Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!

— Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

— А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

— Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

— Но как? Мы же не умеем петь!

— И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!

И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

— А вы, ребята, помните?

(Слайд 6 — с анимацией)

— Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)

(Слайд 7 — со звуком)

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.

… Давайте выучим эту песенку.

Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.

Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, звукобуквенный анализ, синтез слогов и слов и др.

Пядышева Эльвира Владиславовна, учитель-логопед, Центр образования № 1429, г. Москва

  1. Конспект логопедического занятия: Гласные звуки и буквы
  2. Презентация «Звуки и буквы»
  3. Презентация [Упражнения для профилактики акустической дисграфии — Звуки С-Ш]
  4. Конспект урока в первом классе для группы учащихся с ФНР — Звуки [С]-[Ц]
  5. Конспект индивидуального логопедического занятия: Звуки и буквы Р, Л, автоматизация в слогах, словах

(6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]