Проект “Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста”


«Кормление куклы Кати»

Цель:Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование:Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.

Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т.д.), показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.

«Едем в детский сад на машине»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:Машины

Ход игры:Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад на машине и нам нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т.д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.

«Кукла Катя пошла в магазин»

Цель:Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:Кукла Катя

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки — это сушки, а детали от конструктора — печенье». Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«В детский сад пришло письмо»

Цель:Развивать диалогическую речь, учить выполнять несколько действий с одним предметом.

Материал и оборудование:Письмо и медвежонок

Ход игры:Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришло письмо. И в этом письме Миша очень просит прислать ему посылку. Пошлём? Тогда нужно собрать ему гостинцы. Выясняет у детей, какие гостинцы любит Миша. Дети собирают сумку с гостинцами для Миши. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Зайка едет в детский сад»

Цель:Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:Зайка

Ход игры: — Ребята, Зайке нужно в детский сад, а он находится очень далеко, поэтому Зайка решил поехать на машине. Помогите ему добраться до детского сада. Нам нужен шофёр машины. Но не всё так просто, ведь нужно проехать через разные препятствия. Далее воспитатель следит за игрой и устраивает препятствия на пути машины.

«Делаем причёску кукле Кате»

Цель:Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование: Инструменты для игры в парикмахерскую

Ход игры: Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду»

Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

Материал и оборудование:игрушка мишка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Миша в своём детском саду разбросал все игрушки и теперь плачет, потому что не помнит где что лежало. Давайте ему поможем. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Детский сад для цыплят»

Цель:Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:Цыплята.

Ход игры: — Дети, цыплята тоже хотят ходить в детский сад, но у них нет детского сада. Давайте им поможем! Выбирают из детей воспитателя и няню. Далее воспитатель подсказывает и направляет игру детей.

«Кукла Катя заболела»

Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование:Игровой набор «Больничка»

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя заболела. Нужно вызвать доктора. Воспитатель выбирает из детей «Доктора» и одевает его в белый халат и шапочку и предлагает ему осмотреть больную. Далее воспитатель направляет игру детей и наблюдает за её ходом.

«Кукла Катя собирается в детский сад»

Цель:активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Материал и оборудование: Набор одежды для куклы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, что кукла Катя ещё спит, а ей уже нужно собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу поднимают из постельки, ведут умываться и чистить зубки. Выбираем одежду для куклы и одеваем её. Воспитатель внимательно следит за ходом игры и корректирует её.

«Прогулка в детском саду»

Цель:Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Куклы.

Ход игры: —Дети, наши куклы пошли на прогулку. Давайте покажем им, как гуляем мы. Что мы делаем на прогулке и в какие игры играем.Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

««Зайка — почтальон»

Цель:Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:

Ход игры: Воспитатель сообщает, что Зайка сегодня почтальон, и он разносит почту, а если вы хотите отправить письмо или посылку, то Зайка доставит её по назначению. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Магазин игрушек»

Цель:Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование: Игра проходит в игровом уголке – магазине.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»

Цель:Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.

Материал и оборудование: Игровой набор «Инструменты»

Ход игры: Из детей воспитатель выбирает мастера по ремонту игрушек, одевает его в фартук и даёт ему чемодан с инструментами. Сообщает детям, что пришёл мастер по ремонту игрушек, кому необходимо, что отремонтировать зовите мастера. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«В детский сад пришёл гость»

Цель:Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование: кукла-повар

Ход игры:Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты ».

Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

«Стрижка для Зайки»

Цель: Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Инструменты для игры в парикмахерскую, игрушка Зайка.

Ход игры: Воспитатель выбирает из детей мастера и говорит, что к нему пришёл на стрижку Зайка. Далее воспитатель наблюдает за игрой и направляет её.

«Зверята в детском саду»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:игрушки Зверята.

Ход игры: —Ребята, посмотрите на зверята пришли в детский сад. Что они там делают, как нужно вести себя в детском саду? Давайте им поможем и научим их вести себя правильно. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«Доктор детского сада»

Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Материал и оборудование:Набор «Больничка»

Ход игры: Предложите малышам поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть дети приводят на прием свою «детей» (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Предложите крохе поменяться ролями.

Игры с сюжетными игрушками

«Зайка идёт в детский сад»

Цель:Развивать речь, активизировать диалоговую речь.

Материалы: игрушка Зайка, игрушки домашних животных

Ход игры: — Ребята, сегодня Зайка отправился в детский сад один. Появляется Зайка. На пути он встречает разных животных и спрашивает у них, как пройти в детский сад. Разворачивается игровая ситуация. В конце игры Зайка должен прийти в детский сад

«Лисичка садится обедать»

Цель:Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Закреплять знания о посуде, прививать культуру поведения за столом.

Материалы: Игрушка Лисичка, набор посуды в игровом уголке

Ход игры: — Лисичка долго бегала по лесу и очень проголодалась, она просить вас покормить её. Дети усаживают Лисичку за стол, одевают ей нагрудник и накрывают на стол. Воспитатель внимательно следит за игрой, поправляет детей, помогает им, направляет игровое действие.

Театрализованные игры

«Кукла в детском саду умывается»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, закреплять гигиенические навыки детей.

Материал и оборудование:Куклы для кукольного театра

Ход игры: — Наша кукла замарала лицо, кода гуляла, ей нужно умыться. Воспитатель показывает, как кукла умывается (моет глазки, ротик, носик, щёчки ) и вытирает лицо полотенцем, а потом предлагает умыть куклу детям.

«Куклы в детском саду строятся парами и идут гулять»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование:куклы для кукольного театра

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям куклы и говорит, что куклы строятся парами и идут на прогулку. Дети ставят кукол парами и напоминают им, как нужно ходить в парах. Воспитатель помогает и направляет игру.

Задачи

  1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  2. Совершенствовать коммуникативные способности, расширять

словарный запас детей. Развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.

  1. Знакомить детей с профессиями людей, работающих на

телевидении. Упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры. Способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.

  1. Побуждать детей самостоятельно распределять роли. Создать

условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Руководство игрой

  1. Обогащение содержания игры:
  • приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
  • приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, осветительных приборов, требование установить кабель- каналы.
  1. Советы:
  • открыть буфет или столовую для персонала и участников телепередач;
  • необходима хорошая реклама, анонс телепередачи, чтобы привлечь телезрителей;
  • выпуск и показ интересных и познавательных телепередач.
  1. Создание проблемных ситуаций:
  • Что делать, если во время съёмки сломалась видеокамера?
  • Что делать, если на съёмку не пришёл главный её участник?
  • У меня проблемы с нестандартной фигурой и я не могу подобрать себе платье, костюм для съёмки. Что делать? К кому обратиться?
  • Отключили свет, что делать? (Обзвонить участников телесъёмки, обговорить и определить удобное время и место съёмки);
  • Сломалась видеокамера, что делать? (Вызвать механика по ремонту оборудования);
  • Закончилась плёнка в видеокамере, что делать? (Обратиться к директору с просьбой привезти плёнку);
  • Сработала пожарная сигнализация, что делать? (Организовать вывод всех сотрудников из телестудии, позвонить в пожарную охрану).

Игры-спутники:

  • телепередачи на разные темы («Моя семья», «Наш город», «Школа будущего»);
  • реклама мероприятий («Театр», «Хореографический фестиваль», «Цирк»);
  • реклама предприятий («Супермаркет», «Медицинский , «Банк», «Техническое обслуживание машин»);
  • реклама продукции («Студия аэродизайна», «Ювелирный магазин «Алмаз», «Фармсервис», «Дом мод», «Пиццерия», «Швейное ателье», «Салон связи»);
  • прогноз погоды («Метеостанция»);
  • сводка происшествий («ГИБДД», «Детективное агентство», «Служба спасения»);

— интервью сотрудников разных предприятий («Туристическое агентство «Вокруг света», «Ветеринарный медицинский центр»

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1

Получить текст

Предварительная работа

Экскурсия на телевидение: рассматривание обстановки съёмочной площадки и оборудования, объяснение назначения стендов, табличек,

наблюдение за трудом работников телевидения. Наблюдение за тем, как проходит съёмка телепередач. Рассказ работников телевидения о своей работе.

Беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей: «Для чего нужно телевидение», «Любимые телепередачи», «Чем можно заменить телевизор», «Как снимается телепередача», просмотр презентации «Откуда пришло телевидение», «Кто работает на телевидении», просмотр познавательных и развлекательных телепередач.

Чтение литературных произведений А. Барто «Сильное кино», «В кинотеатре», М. Зощенко «Актер», М. Пришвин «Начало осени», Б. Житков «Как идет свет по проводам», М. Алимбаев «Что за странная страна».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Из какой это сказки?», «Чего не хватает?», «Корреспондент», «Составь мультфильм», «Кто больше назовет телепередач», «Кому, что нужно для работы», «Что нужно режиссеру».

Выставка детских рисунков «Детское телевидение», «Кино глазами детей», «Реклама к спектаклю» (коллективная работа), рисование вывесок, коллективный коллаж «На телевидении».

Составление мини-энциклопедии «Все о телевидении».

Развивающая предметно-игровая среда: компьютеры, видеокамера, фотоаппараты, сумка для телевизионной аппаратуры, «телевизор», микрофон, телефон, рации, «хлопушка»; символика различных программ; элементы костюмов, грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации, ширма, фотографии; костюмы для театрализованной деятельности, маски; логотип передачи в виде аппликации, значков-определителей для участников

съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи).

Варианты начала игры

  1. й вариант. «Телестудия». На телестудии работают редакторы, которые направляют деятельность всех работников студии, определяет тему и сюжет передач, очерёдность в показе телепередач, собирают нужную информацию, готовят текст. Дают указания художникам — оформителям для подготовки съёмочной площадки.
  2. й вариант. Телепередача «Наш любимый детский сад». Художники- оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место для съёмочной площадки и оформляют её. Корреспонденты отправляются на экскурсию по детскому саду и группам, берут интервью, составляют текст телепередачи. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на начало съёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале. Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке.
  3. й вариант. Открыть конкурс по отбору телеведущих, дикторов и актёров с последующим устройством на работу.
  4. й вариант. «Визит к гримёру, костюмеру». Телеведущие, актёры приходят к гримёру. Он изменяет их внешний вид: макияж, прическу. Ведёт их к костюмеру, объясняет, какая одежда нужна для телепередачи. Костюмер и его группа подбирают одежду для телеведущих, актёров в соответствии с заказом. Телеведущие, актёры благодарят костюмера и гримёра за хорошую работу.
  5. й вариант. Создание проблемных ситуаций:
  1. открытие кафе, где будет проходить дегустация соков и посещение бесплатного караоке клуба — обращаются за помощью к работникам телевидения;
  2. при открытии супермаркета незаметно для детей вносится пакет с посторонним предметом, ведется наблюдение за действиями детей: Возьмут ли в руки пакет? Обратятся ли к охране? Привлекается внимание работников телевидения, которые разрабатывают программу о правилах поведения при обнаружении посторонних предметов.

Предполагаемые роли и игровые действия:

Главные

Режиссер — следит за актерами и их игрой. Дает команду, когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.

Помощник режиссёра — приглашает участников и зрителей на телепередачи.

Оператор — снимает на видеокамеру телепередачу.

Телеведущий, диктор — знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы.

Репортер — корреспондент — берет интервью, ведет репортаж с места событий.

Художник-оформитель — рисует и ставит декорации.

Фотограф — делает снимки с места событий, составляет каталоги, отправляет фотографии на выставки, создает рекламу.

Зрители, телезрители — смотрят фильм, передачу.

Участники телепередач — участвуют в телепередачах, дают интервью. Второстепенные

Директор — принимает на работу, ищет спонсоров, проверяет работу.

Гример — гримирует актеров.

Костюмер — одевает актеров в костюмы.

Охранник — следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел.

Шофер — привозит оборудование, съёмочную группу к месту событий.

Грузчик- загружает в машину костюмы, декорации к съёмке, помогает в установке съёмочной площадки, ширм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]