Сюжетно-ролевая игра (компоненты игры, особенности, виды сюжетов, этапы формирования).


СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль.Мотив: Первоначально в этом качестве выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.Тема: представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре.

Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игровой замысел: это общее определение темы игры, определение, во что и как будут играть дети.Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные(игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощьюроли,которую он на себя берет.Роль: это средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.
Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственноеРолевая речь: это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.Игровые действия: это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета.

Отобразительными

— копирует действия реальной жизни.

Изобразительными

— действия более свернутые, используются слова как будто.

Игровой материал: та предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел.

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ВозрастХарактер игровых действийВыполнение ролиРазвитие сюжета в воображаемой ситуации
3-4 годаОтдельные игровые действия, носящие условный характерРоль осуществляется фактически, но не называетсяСюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
4-5 летВзаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характерРоль называется, дети могут по ходу игры менять рольЦепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
5-6 летПереход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людейРоли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игрыЦепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6-7 летОтображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условнаНе только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее началаСюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

*****в 1,5—3 года ребенок может осу­ществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со свер­стником; ****в 3—5 лет — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодей­ствие с партнером-сверстником; **** в 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комби­нируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партне­ров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ С.Р.И.

Сюжетно – ролевая игра

ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Последовательно сменяющих друг друга:

  • ознакомительная игра,
  • отобразительная игра,

сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра.Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил названиеОтобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий -наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылкисюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

16.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ. При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный методруководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА РЕБЁНКА

Ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность по мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Дети уже в два-три месяца следят за приближающимися или отдаляющимися от них взрослыми, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Хаотично двигая руками, они случайно наталкиваются на предметы, на которых сосредоточен их взгляд. Это развивает зрительно-двигательную координацию, а в процессе ощупывающих движений происходит оформление специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат. Движущиеся или яркие предметы становятся объектом внимания ребенка, стимулируя его собственные движения. После хватательных движений у детей развиваются «поворотные и цепные движения»: похлопывание по предмету, размахивание ими, перекладывание предмета из одной руки в другую, удары предметом о предмет и т. д. Одним из поворотных движений является поворотное движение глаз (рассматривание предмета).

Поворотные и цепные реакции, сопровождающиеся рассматриванием предмета, с которым производится манипулирование, являются основными действиями ребенка первых месяцев жизни по изучению предметов.

Если постоянно разнообразить игрушки по величине, массе, форме, упругости, особенностям поверхности, звучанию и т. д., то у ребенка на основе ориентировочных действий постепенно будут формироваться так называемые предметно-специфические действия. Например, малыш замечает бороздку или выпуклость на погремушке и проводит по ней пальчиком, резиновую игрушку сжимает и разжимает, вызывая ее попискивание.

Большое значение имеет то, что приносит игрушки и показывает ребенку возможные манипулятивные действия с ней взрослый человек. Общение ребенка со взрослым является ведущей деятельностью первого года жизни.

Как показывают наблюдения, первые игры, носящие сюжетный характер, входят в жизнь ребенка с помощью матери (или другого близкого взрослого), которая, желая его позабавить, вызвать активность, читает ему известные всем короткие, несложные стихотворные тексты типа «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» и т. п. При этом мать не просто говорит, что «Сорока-ворона кашу варила…», но и условно демонстрирует действия помешивания каши, подкрепляя их соответствующей интонацией, мимикой. Сначала все игровые действия выполняет взрослый. Спустя некоторое время он начинает стимулировать действия самого ребенка: рассказывая стихотворение, он спрашивает малыша: «Как сорока варила кашу? Покажи!» — а ребенок отвечает соответствующими действиями. Взрослый использует игру как средство общения с ребенком, как целостную деятельность, включающую в себя все компоненты сюжета игры: персонажей, их действия, предметы (в качестве предметов в рассмотренном случае выступают руки и пальцы).

Итак, ребенок становится участником сюжетной игры, организованной взрослым, на 8-10 месяцах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что у ребенка появилась сюжетная игра. Играет взрослый, ребенок включен в игру пока лишь как зритель; его участие в ней выражается только в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия ребенка в игре, предлагает ему включиться в совместную игру. Так игра из средства общения с ребенком превращается в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.

В процессе игр-манипуляций ребенок осваивает физические свойства вещей и предметов, познает собственные возможности воздействия на предмет. В связи с этим на данном этапе важно развивать у детей зрительную и слуховую сосредоточенность, обучать их действиям с предметами, что явится предпосылкой для перехода игровой деятельности на качественно новую ступень.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника

Н.В. Михачик, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9 «Родничок» г. Няндома

«Игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Это форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфических человеческих способностей…» Д.Б. Эльконин

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

  1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее.
  2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
  3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
  4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
  5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы, как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами.

Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Ребёнок растёт и развивается, вместе с ним развивается игра – от простейших обыденных сюжетов переходит к более сложным, отражающим все сферы деятельности человека.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребёнка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других.

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребёнок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линию её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д.

Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа.

Главным структурным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Без него нет самой игры. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются.

Сюжеты делятся:

  • Социально-бытовые (семья, детский сад)
  • Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, автомобиль и т.п.).
  • Общественные (празднование Дня города, школа)

Ещё один структурный компонент сюжетно-ролевой игры – это содержание.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между людьми в их бытовой, общественной деятельности (Д. Б. Эльконин).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и один из главных компонентов сюжетно-ролевой игры.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. Подчинение ребенка этим правилам является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности.

Руководя сюжетно-ролевой игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Методы руководства детской игрой условно можно разделить на традиционные (Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая) и новые (Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новосёлова)

Д.В. Менджерицкая утверждала, что у воспитателя есть право вмешиваться в игру, если это требуется для того, чтобы дать ей нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием. Она считала, что основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей.

А Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова считают, что для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Они предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Наблюдая за игрой малышей во второй младшей группе, мы увидели, что дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у ребёнка не развивается активность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки и поставили себе цель – научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. И через игру расширить знания детей о труде взрослых. Для первого знакомства с этой темой мы выбрали профессию врача.

Исходя из этих целей, мы разработали проект «Знакомство с профессиями врача и медсестры».

Участники проекта: воспитатель, медицинский работник, дети и родители второй младшей группы.

Тип проекта: краткосрочный; познавательно-исследовательский; творческо-информационный.

Проблема: Каждая профессия своеобразна. У детей младшего дошкольного возраста нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых. Дети нечётко представляют особенности работы врача, какие предметы необходимы ему в работе, не умеют развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Актуальность проекта заключается в том, что через знакомство с профессиями врача и медицинской сестры дошкольники обогащают знания и представления о труде взрослых, расширяют свой словарный запас, а также узнают о важности и значимости данной профессии.

Цель – формирование целостного представления дошкольников о профессии врача и медицинской сестры с помощью разных видов детской деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
  • Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
  • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
  • Обогащать представление детей о профессии врача и медицинской сестры;
  • Продолжать накапливать и расширять словарный запас детей;
  • Развивать умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни, используя предметы-заместители;
  • Развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность;
  • Развивать активность и любознательность.

Планируемый результат:

  • Получение знаний о профессии врача и медсестры;
  • Расширение словарного запаса детей;
  • Умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие творческих способностей у детей.
  • Развитие таких качеств как: любознательность, активность.

Этапы проекта:

1. Организационно- подготовительный этап

  • сбор материала, необходимого для реализации проекта;
  • разработка конспектов бесед, игровых ситуаций;
  • обновление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • изготовление дидактических игр и пособий;
  • подборка художественной литературы;
  • пополнение развивающей среды;
  • подготовка альбома с сюжетными картинками по теме «Работа врача и медсестры».

2. Практический (основной) этап

  • Беседы «Кто на помощь к нам придет?», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?», «Зачем нам нужна прививка?»
  • Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Е. Благинина «Больной зайка».
  • Обсуждение сюжетов, поступков героев.
  • Экскурсия в медицинский кабинет.
  • Игровые ситуации «Кукла Катя заболела», «Чтоб кусался зубок».
  • Дидактические игры «Полезное — вредное».
  • НОД «Что лежит в мешочке?»
  • Рассматривание картинок по теме «Работа врача и медсестры».
  • Изготовление плаката «Что в чемодане у врача?»
  • НОД (рисование) «Лучок»
  • НОД (лепка) «Овощи и фрукты»
  • НОД (аппликация) «Скорая помощь»
  • Настольные игры: «Профессии», «Лото профессии».
  • Помощь родителей в пополнении игровой зоны «больница» — пошив халата врача и медсестры.
  • Оформление папок-передвижек для родителей на темы: «Здоровый образ жизни», «Сюжетно-ролевая игра», «Ролевые игры детей с 2 до 4 лет», «Игры с куклами».

3. Заключительный этап

  • Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»
  • Выставка детских работ
  • Презентация «Знакомство с профессиями врача и медсестры»

Наблюдая за дошкольниками в деятельности, заметили, что дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «Больница» с большим интересом и успехом играть в неё.

У детей сформировались основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

Анализируя результаты проекта, мы поняли, что использование сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств, очень актуальна.

Список информационных источников:

*

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
  2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.
  3. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. №5.
  4. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.
  5. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю – значит интересно живу. М: ДРОФА, 2008 г.
Следующая >

СЮЖЕТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ИГР

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жиз­ни и деятельности окружающих. При этом его игровые дей­ствия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисо­вать учеников и др.) — одно из основных средств реализа­ции сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бы­товые (игры в семью, детский сад), производствен­ные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), обще­ственные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных ус ловий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живу­щие в приморских регионах, играют в кораблестроите­лей, работают в порту, встречают туристов.

Но, кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные, иногда экстремальные события, которые существенно от­ражались на жизни людей, вызывали эмоциональный от­клик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, эвакуацию мирных граждан, госпи­таль, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпла­нетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сю­жеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и харак­терного момента деятельности и отношений между взрос­лыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о дея­тельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократ­но повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сдела­ли прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить боль­ных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специ­ализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациента­ми, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в де­ятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реаль­ной жизни и отражается в игре только внешняя сторона дея­тельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). За­тем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотноше­ния людей («человек — человек»), а сами предметы легко заме­няются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или толь­ко мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возра­ста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ре­бенок не может представить игру до ее начала, не улавлива­ет логическую последовательность между реальными собы­тиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усо­ва, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и свя­занные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова по­кормил- и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризо­вала такие игры как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры усколь­зает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались не­накормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с рас­ширением представлений детей об окружающем мире. Дош­кольники начинают комбинировать разные события, вклю­чая в игры эпизоды из собственного опыта и из литератур­ных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблю­даются целостность сюжета, взаимосвязанность отражае­мых событий. У дошкольников складывается интерес к оп­ределенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжет­ные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания по­могает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа ко­торого капитан речного парохода, предлагает «воспита­тельнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согла­сие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усече­ние изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо осво ены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него осо­бого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, дол­го едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завер­шают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети огра­ничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подхо­дят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. По­являются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфе­ра отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обоб­щение игровых ситуаций; помимо условных и символичес­ких действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо со­бытий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

— усиление целенаправленности, а значит, и последова­тельности, связности изображаемого;

— постепенный переход от развернутой игровой ситуа­ции к свернутой, обобщение изображаемого в игре (исполь­зование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр опре­деляется знанием детьми тех сторон действительности, ко­торые изображаются в игре, созвучностью этих знаний ин­тересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выде­лять характерные особенности в деятельности и взаимоот­ношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализа­ции сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отожде­ствляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном голь в игре персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жиз­ни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, что­бы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребен­ка правилам ролевого поведения является важнейшим эле­ментом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палу­бу!» Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребе­нок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошколь­ного возраста. На третьем году жизни наблюдается эман­сипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошколь­ника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдель­ные действия, характерные для какого-либо взрослого (ук­ладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников пре­обладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игруш­ки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения каран­даш-градусник, рвет бумажки для горчичников, из буты­лочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети пред­почитают исполнять роли тех взрослых, деятельность кото­рых требует определенной атрибутики: у мамы — набор предметов быта, у врача — медицинские инструменты, лекар­ства, у шофера — транспортное средство. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста ис­пользуют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для ку­пания куклы), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осу­ществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли стано­вится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключа­ется в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему по­нятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отноше­ния в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Посколь­ку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс до­вольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключа­ется в типичных отношениях лица, роль которого выпол­няет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персо­нажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для ка­чества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлени­ям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказывают­ся исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учи­телем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, са­молет может приземлиться), сколько смысл социальных от­ношений (полоса свободная, но надо запросить диспетче­ра, чтобы не случилось аварии).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]