Тенденции развития образования
В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость в непрерывном образовании возникает как в связи с потребностью людей постоянно пополнять свои знания в процессе профессиональной деятельности, так и в связи с прогрессом науки и техники.
Инновации в образовании — это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, которые являются результатом разнообразных инициатив и нововведений, которые становятся перспективными для эволюции образования и положительно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновации, применительно к развитию современного образования, можно рассматривать как целенаправленное преобразование содержания образования и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучающихся. Инновации в российской системе образования закономерны, их содержание, формы и способы реализации зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества. Социальные инновации основаны на модернизации и информатизации российского образования. Основной целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития образовательной системы, обеспечивающего ее соответствие вызовам XXI века, социально-экономическим потребностям развития страны, требованиям личности, общества и государства. Модернизация российского образования — это инновационный процесс преобразования всей системы образования, направленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в широком спектре специальностей, уровней образования, образовательных учреждений и информационно-образовательных ресурсов.
При этом образование должно достигать ожидаемого эффекта независимо от местонахождения как обучающегося, так и образовательного ресурса или услуги, необходимой обучающемуся, и осуществляться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, определяемого, прежде всего, его соответствием текущим и будущим требованиям современной жизни в стране. Информатизация образования направлена на реализацию идеи повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, его внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования в России.
Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов к обучению, основанных на современных образовательных технологиях. Образовательная технология — это целенаправленное применение в образовании системы средств, обуславливающих приобретение определенных характеристик образовательного явления (определенных качеств выпускников, содержания образования, профессионального развития педагогов и т.д.). Современные образовательные технологии должны в первую очередь служить творческому образованию и способствовать творческому развитию личности каждого студента.
Образовательная технология включает в себя комплекс действий, связанных с любыми образовательными процессами (управление образовательной системой, развитие учебного заведения, подготовка педагогических кадров и т.д.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, контроль и оценка, а информационные технологии являются основой современной образовательной системы. При этом важно, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.