Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования — Тенденции развития образования


Тенденции развития образования

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость в непрерывном образовании возникает как в связи с потребностью людей постоянно пополнять свои знания в процессе профессиональной деятельности, так и в связи с прогрессом науки и техники.

Инновации в образовании — это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, которые являются результатом разнообразных инициатив и нововведений, которые становятся перспективными для эволюции образования и положительно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновации, применительно к развитию современного образования, можно рассматривать как целенаправленное преобразование содержания образования и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучающихся. Инновации в российской системе образования закономерны, их содержание, формы и способы реализации зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества. Социальные инновации основаны на модернизации и информатизации российского образования. Основной целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития образовательной системы, обеспечивающего ее соответствие вызовам XXI века, социально-экономическим потребностям развития страны, требованиям личности, общества и государства. Модернизация российского образования — это инновационный процесс преобразования всей системы образования, направленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в широком спектре специальностей, уровней образования, образовательных учреждений и информационно-образовательных ресурсов.

При этом образование должно достигать ожидаемого эффекта независимо от местонахождения как обучающегося, так и образовательного ресурса или услуги, необходимой обучающемуся, и осуществляться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, определяемого, прежде всего, его соответствием текущим и будущим требованиям современной жизни в стране. Информатизация образования направлена на реализацию идеи повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, его внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования в России.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов к обучению, основанных на современных образовательных технологиях. Образовательная технология — это целенаправленное применение в образовании системы средств, обуславливающих приобретение определенных характеристик образовательного явления (определенных качеств выпускников, содержания образования, профессионального развития педагогов и т.д.). Современные образовательные технологии должны в первую очередь служить творческому образованию и способствовать творческому развитию личности каждого студента.

Образовательная технология включает в себя комплекс действий, связанных с любыми образовательными процессами (управление образовательной системой, развитие учебного заведения, подготовка педагогических кадров и т.д.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, контроль и оценка, а информационные технологии являются основой современной образовательной системы. При этом важно, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Статья «Тенденция дошкольного образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены развития. Объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

  • гуманизация

    — определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности .
    Ведущим направлением гуманизации образования
    считается
    «самоопределение личности в культуре»
    , ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

  • демократизация

    связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

  • диверсификация

    определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

— принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности); — принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей; — принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы :

— демократизации и гуманизации; — системности и целостности управления; — централизации/децентрализации; тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление); — единоначалия и коллегиальности; — объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики .

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы .

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065,был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы.

Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном — по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного образования проведена подготовительная работа по введению в ДОУ в 2009 — 20012 годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 — 2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ. В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего — учреждениями дошкольного образования. Также среди мероприятий Комплекса мер будут последовательно реализованы: разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработка федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования .Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются также в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования . Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время ,большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет .Во-вторых,инвестирование средств в раннее развитие детей (особенно — детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной стороны, служит целям обеспечения социальной справедливости и равных возможностей для всех, с другой стороны — способствует повышению производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом. Прежде всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, в которых имеется под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные совместно с детьми педагоги работают раннего урегулировать различные модели консультативной квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста возраста и их родителями. Параллельно необходимо развивать и нормативно— взаимосвязи и разделения стратегического

Информационно-образовательная среда

В рамках единой образовательной информационной среды происходит формирование и развитие системы инновационного образования, оснащенной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде архитектурные и структурные решения обеспечивают открытые стандарты интерфейсов, форматов и протоколов обмена информацией для обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных характеристик, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования направлены на подготовку студентов к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной сферах в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы означает коренное изменение ее характеристик в направлении большей свободы в планировании образования, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование на всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Изначально технологии онлайн-обучения широко использовались теми возрастными и социальными группами, которые вынуждены были отдавать предпочтение обучению на рабочем месте.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет различным слоям населения возможность повысить уровень своего образования с помощью Интернета. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного образования. В результате более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно стирает различия между очной, заочной и дистанционной формами обучения, что является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентированы на разработку качественно новой модели, которая готовит человека к жизни и деятельности в постиндустриальном обществе и вооружает его совершенно новыми личностными качествами и навыками, необходимыми для этих условий. Все это предъявляет новые требования к специалистам.

Модернизация российской системы образования и внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс по-новому ставят вопрос о качестве образования. И сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования и объединяют свои усилия в разработке методологии, технологий и инструментов сравнительных исследований качества образования, создавая систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалиста, которая учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и компетентностную. Компетентность специалиста включает в себя знания, умения, навыки, а также способ их реализации в деятельности и общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связаны с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первом месте стоят качественные характеристики личности, формируемые современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, навыков и умений, сколько о качестве системы образования.

Подготовка и переподготовка учителей является важным направлением повышения качества образования. Качество образования профессионалов во многом зависит от преподавателей. В университетах существует система повышения квалификации преподавателей, которая полностью отвечает требованиям нашего времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии осуществляется в рамках следующих краткосрочных программ повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Повышение информационной компетентности преподавателей вуза» на основе инновационных образовательных технологий.

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях

 Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном звене, в частности. В настоящее время проблемы дошкольного образования приобрели особую актуальность. Повышается интерес к дошкольным образовательным организациям как социальному институту.

Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми [5].

Дошкольная образовательная организация является одним из типов образовательных учреждений, который реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, а также обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основной целью дошкольной образовательной организации является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Основными задачами дошкольного учреждения в Российской Федерации являются в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении:

– охрана жизни и укрепление здоровья детей;

– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития дошкольников;

– осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей;

– приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного развития.

Изменения в законодательстве, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог», а также повышения требований общества демонстрируют необходимость развития системы дошкольных организаций.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и Национальный проект «Демография» на 2019–2024 г. ставит перед собой ряд мероприятий, касающихся развития дошкольных образовательных организаций, к которым относится [1]:

  1. Заключение соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении денежных средств на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от нуля до трех лет и от полутора до трех лет. Это может осуществляться через строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций;
  2. Разработка Методических рекомендаций для разработки и реализации программ повышения квалификации специалистов (педагогических и руководящих работников ДОО), осуществляющих организацию и обеспечение реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
  3. Утверждение перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, соответствующих современным условиям;
  4. Создание дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет.

Государственная политика в области дошкольного образования векторами развития считает обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет приоритетным мероприятием по созданию дополнительных мест определено строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций.

В Национальном проекте «Образование» на 2019–2024 г. указана необходимость оказания комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, создание условий для раннего развития детей в возрасте от нуля до трех лет, реализации программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, которые получают дошкольное образование в семье. Одним из учреждений, оказывающих данный вид поддержки, может также являться дошкольная образовательная организация [2].

Синица А. Л. указывает, что существует явная необходимость развития системы дошкольных образовательных организаций, поскольку в настоящее время удовлетворенность населения уровнем развития сети детских садов низкая. Она определяет векторы развития такими характеристиками, как [4]:

– наличие развитой сети дошкольных образовательных организаций, которая имеет достаточное количеств мест для всех желающих посещать детские сады;

– эффективность размещения дошкольных образовательных организаций;

– уровень качества услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией (имеют ли родители возможность выбрать то учреждение, уровень услуг которого кажется им приемлемым: график работы, размер оплаты, квалификация персонала и др.);

– возрастной фактор (возможность отдать ребенка в дошкольное учреждение в возрасте, который устраивает или необходим родителям).

Таким образом, в настоящий момент приоритетными направлениями развития дошкольной образовательной организации является: создание дополнительных мест в детских садах в возрасте от нуля до трех лет и от полутора до трех лет; повышение качества образовательных услуг (расширение спектра средств, способствующих реализации программ дошкольного образования, подготовка кадров в области дошкольного образования, реализация программ повышения квалификации и профессиональной подготовки для работников сферы дошкольного образования); обеспечение мест в дошкольных образовательных организация детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

Литература:

  1. Национальный проект «Демография». URL: https://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 10.09.2019).
  2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2019).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  4. Синица Арсений Леонидович Проблемы и перспективы развития системы дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2022. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.09.2019).
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

Состояние и перспективы электронного книгоиздания

Электронные издания — это динамично развивающийся класс продуктов. Их количество быстро растет, а качество постоянно улучшается.

Интеграция печатной продукции с электронными документами приносит чисто практическую пользу. Например, цифровизация позволяет сохранить многие уникальные продукты, такие как древние манускрипты. Даже обычные фотографии и картины со временем теряют свое качество. Хранение их электронных копий позволяет донести уникальные культурные шедевры до следующих поколений. Наконец, хранение документов и публикаций в электронном виде позволяет организовать электронные базы данных с четкой структурой и развитыми средствами поиска и навигации, которые облегчают процесс поиска необходимых материалов и их фрагментов. В качестве примера можно привести американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, где появление электронной графической библиотеки позволило за считанные секунды находить необходимые иллюстрации и помещать их в книги, что привело к значительной экономии времени и материальных ресурсов.

Чтобы ответить на вопрос об относительной ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства, необходимо провести исследования по следующим основным направлениям (иначе — получить ответы на перечисленные вопросы):

повышается ли ценность книги в электронном виде, и если да, то в каких случаях и за счет чего; какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания с точки зрения читателя; достаточен ли уровень развития технических и программных средств для создания электронной книги; насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий; в какой степени сформировался рынок распространения электронных книг; какие изменения в традиционном издательском бизнесе необходимы для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг. Несомненно, выше потребительская ценность детских и образовательных электронных изданий, так как это повышает интерес к изучаемому материалу и дает возможность применять новые, более эффективные технологии не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методы уже опробованы во многих странах и доказали свою эффективность на практике.

Справочные и научные издания позволяют получить необходимую информацию (или краткую информацию, позволяющую пользователю оценить ее необходимость и заказать, в том числе в печатном виде) более простыми способами и в более короткие сроки. Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными изданиями значительно возрастает. Степень повышения ценности таких изданий и роль определенных факторов можно установить в процессе проведения соответствующих исследований.

Актуальность проблем современного дошкольника

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Радуга»

141080, Московская область, г.о. Королёв, проезд Макаренко, дом 4, телефон

141076, Московская область, г.о. Королёв, улица Мичурина, дом 21Г, телефон:8(495)519-13-23

«актуальность проблем современного дошкольника»

Выполнил:

Тамбова С.В.

Королев 2022г.

  1. Современные тенденции дошкольного образования 7 стр.
  2. Перспективы развития дошкольного образования в России 10 стр
  3. Заключение 12 стр.
  4. Список литературы 13 стр

    .

Введение

Актуальность дошкольного образования в России имеет, и будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития.

Цель данной работы – выявление тенденции и обоснование перспективы развития дошкольного образования с учетом современных реалий.

Задачи:

раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру дошкольного образования;

проанализировать состояние дошкольного образования;

проанализировать и обосновать перспективы развития дошкольного образования в России.

Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование.

Предметом исследования является тенденции и перспективы развития дошкольного образования в России

Понятие, сущность и принципы дошкольного образования

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание. Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации .Давно о дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы само регуляции . То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.

Состояние дошкольного образования в России

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %). Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер. Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад — родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество – важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее безпроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей “педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. “Педагогически запущенный ребенок” фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.В силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе. В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных — для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития. Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений.

Современные тенденции дошкольного образования

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком — с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д. При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во многих дошкольных учреждениях нет адекватных педагогических условий и не разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Нововведения подобного рода снижают и без того недостаточный, по оценке специалистов, уровень двигательной активности и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Известно, что потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45—50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий, а сейчас во многих ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю. В современных программах для ДОУ физическое воспитание не приоритетный раздел. Установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования. Во многих программах не оказывается должного внимания развитию физических качеств детей дошкольного возраста, тогда как значительное количество дошкольников (28—40%) имеют низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, и как следствие показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей .Реализация концепции сохранения здоровья ребенка представлена в отечественных образовательных программах «Здоровье», «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие», «Истоки», «Детство», идеи о необходимости развития творчества содержит «ТРИЗ». Некоторые программы носят узкоспециализированный характер, например: «Юный эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез», «Гармония», «Малыш», «Детская одаренность», «Старт» и т.п. Продолжая разговор о проблемах образовательных программ для ДОУ, нельзя не сказать, что все они предназначены главным образом для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, составляет лишь около 10%. При планировании педагогического процесса в ДОУ практически не учитываются состояние психического здоровья, адаптационные ресурсы и возможности детей. Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, есть возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Перспективы развития дошкольного образования в России

Целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы (далее – Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Заключение

В рамках данной работы была исследована специфика современного дошкольного образования. Так же были рассмотрены основные тенденции и перспективы развития, на основе которых можно сделать следующие выводы. О социальной востребованности дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады. А с имеющимся сегодня ростом рождаемости эта проблема усугубляется. Рост очередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольного образования. Обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счет строительства новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.

Таким образом, основной задачей является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Список использованных источников

1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 570с. — ISBN — 7-65123-41-8.

2.Головина О.В., Айзмана Р.И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизическое развитие дошкольника // Валеология. 1999. №1. С. 47—52.

3.Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / М-во образования Рос. Федерации. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 239 с.

4.Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. – Издательство «Феникс», 2004.

14

Педагогические науки / 4. Стратегические направления реформирования системы образования.

Д.пед.н. Куликовская Ирина Эдуардовна

Южный федеральный университет, Россия

Дошкольное образование: современные тренды развития

Тренды современного дошкольного образования представляют собой ведущие направления его развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями в Российской Федерации. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Закон «Об образовании» зафиксировал миссию дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (Федеральный Закон «Об образовании» (2012г.), ст. 64). В данной формулировке нашли отражение те направления развития дошкольного образования, которые являются традиционными (развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья), а также инновационные идеи (формирование общей культуры, развитие личностных качеств). Новые цели и задачи образования возникают под влиянием тенденций, характерных для информационного общества, глобализирующего мира, противоречивых процессов развития человечества. Основными трендами развития дошкольного образования в этих условиях становятся следующие.

1. Осознание самоценности дошкольного детства в информационном пространстве.

Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда формируются базис личностной культуры, первые представления (о мире, культуре, социуме, природе, самом себе), способы познания (экспериментирование, игра, двигательная активность, рефлексия), опыт взаимодействия с природным и социальным окружением (личностный, социальный, деятельностный). В дальнейшем они будут развиваться, углубляться, уточняться, но самое важное свершается в начале жизненного пути.

Понимание значимости дошкольного детства для дальнейшей жизни человека всё более отчётливо звучит в выступлениях высших руководителей Российской Федерации. Рассматриваются вопросы материального обеспечения семей с детьми, строительства новых дошкольных учреждений, соответствующих современным требованиям. Выдвигаются требования повышения качества дошкольного образования в ситуации его вариативности и доступности.

Современный дошкольник постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, продукты и изделия, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники информации, новые гаджеты и новые ощущения. Перевес в сторону цифровых технологий и развлечений может привести к нарушению гармонии его внутреннего мира и ценностной дезориентации. Сокращается время на игру, являющуюся ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.

Именно поэтому внимание учёных, педагогов, родителей и чиновников Министерства образования и науки РФ обращается на сохранение субкультуры детства, создание условий для становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Формирование общей культуры ребёнка, становление его индивидуальной траектории познания окружающего мира происходит в процессе развития физической, мотивационно-потребностной, духовно-нравственной, эстетической сфер, сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них чувства принадлежности к роду, семье, поколению, стране.

2. Приоритет ценностно-смысловой направленности дошкольного образования.

Нестабильность и неустойчивость современного мира обусловливают необходимость обретения тех ценностей и смыслов жизни, которые позволят ребёнку быть здоровым, успешным и креативно мыслящим. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает индивидуальные способы открытия ценностей и смыслов, переконструирования имеющихся знаний, входящих в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. У него развивается способность к осмыслению и аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности. Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка дошкольного возраста связано со способностью к познанию мира на основе сенсорного опыта и формирующимся логическим мышлением. К старшему дошкольному возрасту происходит осознание существенных, необходимых свойств, качеств, явлений окружающего мира, становление целостного мировидения ребенка, вычерчивающего общее социокультурное содержание познания.

Аксиологический подход к осмыслению ценностного потенциала и смыслов знания обусловливает обретение детьми смысла жизни с интенцией (осознанным устремлением) к абсолютным ценностям (Добру, Красоте и Истине), выражая бесконечность человеческого существования. Обучение и воспитание ориентируются на присвоение ребёнком знаний о реальном мире, его знаках, символах, ценностях и смыслах. В его сознании формируется картина этого мира, представленная в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов. Именно содержание смыслов и ценностей создаёт уникальность картины мира каждого человека: формализованные знания в картинах мира разных людей могут иметь абсолютно идентичное содержание, но их ценность для каждого человека будет отличаться. В конечном счёте, результатом ценностно-смыслового развития ребёнка является формирование его личностных качеств, понимание им смысла жизни вообще и его жизни, в частности, а также смысла деятельности («Зачем ты это делал?»), смысла общения («Зачем тебе общаться с другим человеком?») и т.д.

3. Событийная направленность дошкольного образования.

Развитие детской субкультуры и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит во взаимодействии взрослых и детей в едином событийном пространстве, где происходит взаимообмен мира взрослых и мира детей. Здесь формируется диалог культур и личностей, позволяющий каждому участнику приобрести опыт социокультурных коммуникаций, договора, соблюдения правил и норм взаимодействия, толерантного и уважительного отношения к чужому мнению, позитивного разрешения проблемных ситуаций. Те события, которые организуются и разворачиваются в дошкольных образовательных учреждениях позволяют ребёнку разносторонне познавать окружающий мир, приобрести корпоративные навыки, ориентироваться на общие законы и правила взаимодействия в социальном пространстве. Событийность образования дошкольников соответствует их возрастным потребностям, так как они учатся жить на территории другого (человека, знания, знака, символа). Моменты со-бытийности являются «узловыми моментами» развития личностной культуры ребёнка, так как в со-бытийности возникает сорадость, готовность к поддержке, свобода творчества и самовыражения.

Именно в со-бытийности возникает искренность взаимного переживания и радость обретения новых смыслов жизни. Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе подготовки к событию, его проведения и осмысления обусловливает установление субъект-субъектных, партнёрских отношений, в которых открываются ценности, знаки и символы культуры, актуализируются имеющиеся знания об окружающем мире, об истории родного края, страны и мироздания в целом, происходит процесс переноса имеющихся знаний в новые ситуации, их переосмысление и использование в продуктивных творческих видах деятельности. Воспитание без воспитания и учение без назиданий становятся сущностной характеристикой дошкольного образования, ориентированного на поддержку устремлений и развитие ключевых компетенций всех субъектов педагогического процесса.

4. Компетентностная ориентированность дошкольного образования.

В современной жизни востребованы те способности человека, которые позволяют ему найти адекватный ситуации способ поведения, обнаружить новые пути самореализации, осуществлять различные виды познавательной деятельности и решать разнообразные проблемы. Весь этот комплекс способностей представляет собой компетенции, формирующиеся ещё до поступления ребёнка в школу – в дошкольном образовании. Компетентностная ориентированность дошкольного образования соответствует основным тенденциям развития мира. Советом Европы выдвинуты ключевые компетенции (социальная, поликультурная, коммуникативная, технологическая, когнитивная), акцентирующие внимание не только на знаниях, умениях, навыках, но и на индивидуально-личностных особенностях, потребностях, интересах личности. Основа таких компетенций формируется в дошкольном детстве, если из объекта педагогического воздействия ребёнок превращается в субъект собственного развития, обладающий уникальными способностями и личностными качествами. Компетенции ребёнка являются образовательными результатами педагогического процесса дошкольного учреждения. Успех, как индивидуальное достижение, основано на компетенциях, социальных навыках, волевых усилиях, потребности преобразовать цели как намерения в реальный результат.

Невозможно переоценить значение ключевых компетенций для жизни человека в том мире, который сегодня отличается открытостью, насыщенностью информационных процессов, агрессивностью утверждения негативных моделей поведения, презентируемых как образцы. Эта ситуация вызывает тенденции воспитания ребёнка, не только много знающего, но и владеющего способами свободного и самостоятельного выбора путей и средств самореализации в мире. Меняющиеся системы ценностей, способы жизнедеятельности вызывают потребность в таких когнитивных компетенциях, которые, будучи интеллектуальным вариантом инициативы, позволят ребёнку получить информацию о мире и преобразовать её в представления, знания, убеждения, создать в сознании целостную картину мира, обусловливающую ориентиры деятельности и поведения.

Рассмотрение основных компетенций в контексте особенностей ребёнка дошкольного возраста позволило нам создать портрет ребёнка начала ХХI века. Компетенций рассматриваются как результат образования ребёнка на дошкольной ступени. Попробуем представить ребёнка, осваивающего мир, характеризующийся высокой скоростью перемен и информационной насыщенностью.

Социальная компетенция

Современный ребёнок активно познаёт мир социальных отношений, ему важно понять другого человека (родителей, сверстников, героев мультфильмов и рассказов). Он стремится осознать особенности других детей и взрослых – их мимику, жесты, позы. Легко включаясь в коммуникацию, он учится использовать средства общения для достижения взаимопонимания. В социокультурном опыте ребёнка присутствуют представления, эмоционально-ценностные отношения и способы отражения мира в детском творчестве.

Ребенок проявляет способы поведения, характерные для людей того или иного пола. Выделяет, прежде всего то, что разделяет мужские и женские роли, а не то, что их сближает. Начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчики – что они защищают девочек. Продолжают развиваться полоролевые ценностные ориентации, которые выполняют оценочно-ориентировочную и регуляторную функции в ситуациях, требующих проявления полоролевых диспозиций.

Он уже способен различать добро и зло, красивое и безобразное, у него особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость. Быстро входит в предлагаемые игровые роли, которые являются своего рода формой восстановления внутренней гармонии, «пробой» различных форм поведения, приводящего к определённому результату. Условный, символический мир сюжетно-ролевой игры является пространством, в котором ребёнок учится любви, пониманию, преодолению трудностей, проявлению достоинства, ответственности и др. Причём это учение в игре имеет реальную направленность, формируя качества личности, востребованные и в игровых, и в жизненных ситуациях.

Социальные ценности (доверие, свобода и др.) менее значимы для ребёнка, что связано с тем, что в период дошкольного детства он лишь только осваивает правила жизни в социуме, а взрослый является ретранслятором культуры взаимодействия, постоянно напоминая о нормах взаимоотношения людей. Предоставление сверстнику свободы выразить своё мнение в спорных ситуациях, возникает лишь в результате стимулирования со стороны педагога.

Отсутствие жизненного опыта приводит к тому, что он часто ошибается в интерпретации слов собеседников, репертуар ролевого поведения не слишком широк. Бывает застенчив, так как с трудом понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей. Ему трудно предугадать, как будет развиваться та или иная ситуация общения, поэтому часто оказывается в центре конфликта, обижается на непонимание или дистанцируется от общения. Иногда ему трудно общаться и вступать в устойчивые дружеские связи, участвовать в совместных играх.

Поликультурная компетенция

Ребёнок начала ХХI века учит иностранный язык (английский, немецкий), знает русский и родной языки. Он путешествует с родителями за границу и знает, что люди разных стран живут по-разному – у них отличаются не только языки, но и отношения друг с другом, кухня, музыка и танцы. Ему интересны игры, сказки и пословицы разных народов, и он может их назвать – русские, украинские, молдавские, чеченские, дагестанские, татарские, английские, немецкие.

Его социокультурный опыт проявляется в поведении, так как он уже имеет достаточно чётко сформированные представления о правилах жизнедеятельности в социуме, ценностях разных культур и способах взаимодействия с представителями других стран.

Но его представления о многообразии культур отрывочны, мозаичны. Бывает критично настроен к представителям какой-либо нации или расы. Ему трудно включиться в общение с представителями других стран из-за языкового барьера, непонимания традиций. Эмоционально-чувственное отношение к культуре разных стран доминирует над рационально-логическим.

Коммуникативная компетенция

Современный ребёнок может проявить инициативу в диалогах со взрослым о реальных событиях, мультфильмах, компьютерных играх, Для него значимо понимание ценности поступков как реальных людей, которых показывают в новостных передачах по телевизору, так и персонажей сказок, рассказов, мультфильмов.

Он безошибочно определяет настроение, эмоциональное состояние, чувства, отраженные в каком-либо художественном произведении, но затрудняется в подборе точных слов-эпитетов и образных выражений, а также в аргументации своего суждения, выделении средств выразительности, позволивших художнику, поэту, музыканту выразить это состояние.

Отсутствие интереса к общению со сверстниками обусловливает изменение его формы и содержания – оно стало более формальным и поверхностным.

Технологическая компетенция

Наибольший интерес вызывает компьютер с его развлечениями, страшилками, ужастиками, рекламой, деформирующими психику личности растущего человека. Телевизионный экран подменяет маленькому ребёнку игру, общение со сверстниками и взрослыми, активную продуктивную деятельность.

Ребёнок принадлежит беззащитному поколению «экранных детей», не имеющих четких культурных ориентиров, легко принимающих ложные идеалы за истинные.

Когнитивная компетенция

Системообразующим началом детской картины мира выступает одухотворенность, а элементы картины мира (образы, представления, знаки, символы, знания) находятся в постоянном развитии и уточнении. Познавательный интерес характеризуется ситуативностью. Представления о связях в мире во многом конкретны и фрагментарны.

Он уже умеет выделять существенные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать, однако зачастую отвечает на вопросы односложно, испытывает трудности при подборе прилагательных, допускает ошибки в построении сложных предложений. Однако он способен концентрировать внимание на поставленной проблеме, понять её, решать как самостоятельно, так и с помощью педагога в зависимости от сложности поставленной задачи. С помощью взрослого ребёнок может перенести какие-либо знания в художественно-творческую деятельность.

Довольно часто можно обнаружить затруднения при формулировке вопросов об окружающем мире, так как зачастую от него требуют воспроизводить то, что ему рассказали дома и в детском саду. Его познавательная активность недостаточно сформирована, так как интенсивное информационное пространство постоянно предоставляет ответы на ещё не заданные вопросы.

Для него характерно отсутствие способности к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, гиперактивность, ситуативность поведения, повышенная рассеянность. У него снижена фантазия и творческая активность, отсутствует способность и желание чем-то занять себя. Он не прилагает усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира, ему стало скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Таким образом, нами определены следующие тренды развития дошкольного образования: осознание самоценности дошкольного детства в информационном пространстве, приоритет ценностно-смысловой направленности дошкольного образования, его событийная направленность и компетентностная ориентированность. В контексте данных направлений развития дошкольного образования представлен портрет современного ребёнка в единстве социальной, поликультурной, коммуникативной, технологической и когнитивной компетенций.

Литература.

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» https://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]