Доклад «Каким должен быть современный воспитатель»

Помните ли вы, то теплое чувство, далекое, из детства. Когда идёшь с мамой за руку, поднимаешься по лестнице и попадаешь в большую комнату. Везде шкафчики разных цветов и с разными рисунками: за красной дверкой с машинкой висит курточка Миши, а за той зеленой с вишенкой – рюкзачок и плащик Леры. Неторопливо переодеваешься, а после идешь к доброй и улыбчивой, всегда веселой и любящей – первой воспитательнице. В памяти многих воспитатель – второй по важности человек после мамы и бабушки.

Именно эта очаровательная девушка или уже взрослая женщина, прививала нам любовь к животным и природе, учила завязывать шнурки и считать на счетных палочках. И к каждому относилась по-особенному, как к родному.

С детского садика и воспитателя начинается формирование будущего члена общества. Поэтому воспитатель – это важно, почетно и очень значимо! О том, что же должен уметь хороший воспитатель, мы сегодня и постараемся узнать.

Особенности профессии

Быть воспитателем – не только почетно, но и очень ответственно!

Ведь, именно в возрасте от 3-х до 6 лет формируются многие умения и навыки, совершенствуются познавательные способности вашего малыша, начинает расширяться кругозор, появляются первые представления о мире.

И всё это происходит под руководством первого наставника – воспитателя!

Кто, как не педагог дошкольного образования научит резать ножничками, рисовать, а после и писать? Кто будет учить стихи и читать сказки? Обучать дружбе, честности, внимательности и доброте по отношению к детям, взрослым, животным?

Невозможно переоценить значимость этого человека в жизни вашего ребенка, однако порой, можно напротив – недооценить!

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет. Много раз тиражируемая фраза «Все мы родом из детства» имеет под собой серьезную доказательную основу.

Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.

Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.

Сегодня мы поговорим с вами о личностных и профессиональных качествах современного педагога ДОУ и особенностях воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении.

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные умения педагога дошкольного учреждения (высказывание воспитателей).

— Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.

Личностные качества современного педагога дошкольного учреждения.

Педагог, какой он?

— Сейчас мы проведем с вами блиц-опрос. По кругу каждый называет одну характеристику.

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его. Считают, что если воспитатель постоянно говорит на повышенных тонах, кричит, значит так и надо, это норма.

Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе, а командует всем этим воспитатель.

Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя.

— А теперь поговорим о качествах педагога.

Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

— активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

— способным к изменениям — чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

— внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».

— компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.

Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:

1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности

2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса

3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.

Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

Особенности воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная, представляет собой систему, имеющую определенную структуру.

МОТИВ, ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ, СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТ

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения на современном этапе конкретизуется как полноценная подготовка ребенка к обучению в школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность), мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

А теперь давайте рассмотрим процесс воспитания. Это процесс развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие из вне, так и развитие личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это поддержка в становлении личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому, что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, — это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой.

Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса в ДОУ является создание условий для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Последние изменения в дошкольном образовании (с разработкой ФГТ) делают акцент на этом, то есть работа каждого педагога должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Работа ДОУ должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Основная цель — развитие личности ребенка.

В связи с этим от нас требуются некоторые изменения. Изменения – это дань времени. Компьютеризация нашей жизни, доступность разного рода, вида и качества информации, изменения в общественном строе, конечно, повлияли и на детей.

Каждый воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, к какой-то деятельности, слыша речь, тембр интонации голоса воспитателя, чем младше они, тем более доверчиво считают, что так и нужно себя вести, так говорить, делать – что это норма. Дети конкретной группы во многом зеркало поведения конкретны

Воспитатель детского сада играет важную роль в воспитании ребенка. От воспитателя зависит психологический климат в группе, отношение к садику каждого ребенка. Одни дети ходят в садик с удовольствием, общение с воспитателем приносит определенное удовлетворение. Другие при виде воспитателя начинают капризничать или плакать, в группе замыкаются в себе, и посещение садика превращается в пытку. Выбирая детский сад, нужно в первую очередь познакомиться с воспитателем, понять его ценности, отношение к детям, выяснить уровень профессионализма. Человека, который удовлетворял бы всем требованиям родителей найти практически невозможно, но приближенного к идеалу поискать можно. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Найти надежного, умного, воспитанного, уравновешенного, деликатного и любящего детей человека не просто. Но и доверять своего ребенка некомпетентному воспитателю также не стоит. Каждый родитель, ориентируясь на свой идеал воспитателя, способен выбрать для своего ребенка достойный вариант.

Каким должен быть современный педагог?

Хороший современный воспитатель – это своеобразная квинтэссенция:

  • хорошего образования;
  • манер;
  • любви к детям;
  • педагогического мастерства;
  • творческого потенциала.

Его работа – это постоянный труд над собой, своими мыслями и поступками. Сегодня требования к воспитателю, выносимые как родителями воспитанников и директорами, так и общественность в целом, выглядят следующим образом:

  1. Хорошее образование.
  2. Набор личностных и профессиональных качеств.
  3. Грамотная речь педагога.
  4. Достойный внешний вид и образ педагога в глазах общественности.
  5. Специальные знания, умения и навыки, необходимые педагогу.

Данный список не полон, и имеет ещё множество дополнений. Постараемся более подробно рассмотреть каждый из пунктов.

Что за образование нужно иметь?

Педагогом дошкольного учреждения, согласно определению, называется человек, получивший соответствующее средне-специальное и/или высшее образование.
Сегодня большая часть работодателей требует от потенциального соискателя иметь высшее образования по направлению “Дошкольная педагогика”. Однако, как показывает опыт, порой хорошему педагогу достаточно и обучения в колледже. Это обуславливается количеством часов практики, которых в стенах СПО больше, чем в ВУЗах.

В ходе своего профильного образования, педагог ДОУ осваивает дисциплины по следующим направлениям:

  • Возрастная психология.
  • Физиология, анатомия и гигиена.
  • Методики преподавания математики, рисования, физической культуры, чтения, счета и прикладного искусства.

Благодаря этому, в ходе своей работы один воспитатель способен обучить вашего малыша основам счета и чтения, рисования и музыки.

Набор личностных и профессиональных качеств, которыми надо обладать

Нельзя обучать ребёнка, не показывая ему личный пример. Ребёнок в дошкольном возрасте опирается не столько на слова взрослого, сколько на его поведение. Поэтому к личности воспитателя выдвигаются серьезные требования.

Вряд ли человек, не обладающий такими качествами как человечность, отзывчивость, честностью, уважение к младшим и старшим, старательность, доброжелательность, и т.д. сможет научить ребёнка чему-либо из перечисленного.

Не меньше требований выдвигается к профессиональным качествам. Воспитатель всегда должен ориентироваться на интересы детей, не иметь “любимчиков”, одинаково относиться ко всем с любовью и уважением. Принимать, что каждый из его воспитанников – маленький ребенок, но в то же время личность.

К профессиональным качествам воспитателя относятся также его стремление к обучению своих воспитанников, трудолюбие, умение ставить цели и достигать их в ходе учебно-воспитательного процесса.

Грамотная речь

В нежном детском возрасте, когда словарный запас ребёнка только формируется, но при этом очень быстро пополняется, необходимо, чтобы языковая среда вокруг была чистая, правильная, без сленга, канцеляризмов и штампов.

Речь воспитателя должна быть простой и понятной ребёнку, но в то же время четкой, лаконичной.

Правильные ударения и произношение очень важны, ведь ребёнок обогащает свой словарный запас, опираясь на окружающих его взрослых и роль воспитателя в формировании речи ребёнка нельзя недооценивать!

Внешний вид и социальный образ

В отличие от школы, дошкольные учреждения не ставят жестких рамок по отношению внешнего вида воспитателей, однако и тут должны быть четкие рамки.

Как одевается педагог детского сада? Для воспитателя недопустимо приходить на работу в открытых майках и футболках, блузках и рубашках с глубоким вырезом или из полупрозрачных материалов.

Недопустимы и короткие платья, юбки, рваные джинсы, яркие цвета волос, пирсинг и татуировки – всё это придется оставить за пределами образовательного учреждения. Образ педагога должен подчеркивать его профессиональные качества, а не прелести фигуры.

Необходимо также подчеркнуть, что в наше время, когда соцсети стали распространены повсеместно, педагогу не стоит выкладывать свои компрометирующие фотографии на своих страничках в Контакте, Инстаграм или Фейсбуке.

Образ воспитателя, в том числе в социальных сетях, должен вызывать доверие и уважение у родителей.

Что следует знать и уметь?

Как мы говорили ранее, в ходе своего обучения будущий воспитатель знакомится с особенностями психологии детей младшего школьного возраста.

Также все педагоги проходят курс физиологии, гигиены, медицины.

Это необходимо не только для того, чтобы научить ребёнка простым правилам ухода за своим телом, но и для того, чтобы в случае чрезвычайной необходимости, педагог смог оказать помощь воспитанникам.

Воспитателю необходимо знать, что делать в случае, если у его воспитанников поднялась температура или появились высыпания, как поступать, если малыш плохо себя чувствует или произошли значительные изменения в его поведении.

Порой педагогу необходимо быть тонким наблюдателем, чтобы видеть и чувствовать, что происходит с вверенными ему детьми.

Гуманность, толерантность и такт

Основополагающая триада хорошего воспитателя – это гуманность, толерантность и педагогический такт. Именно воспитатель должен привить ребёнку гуманность к окружающим его сверстникам, взрослым.

Под чутким руководством педагога, малыш должен научиться решать проблемы в общении с детьми, научиться не только дружить, но и прощать обидчиков.

Не менее важным качеством является толерантность. Воспитатель должен быть беспристрастным и принимать своих воспитанников вне зависимости от того, кто их родители.

Важно также, чтобы педагог относился к ребёнку как к целостной личности. Хороший педагог понимает, что его воспитанники – равные ему люди и не позволит себе повысить голос или оскорбить малыша.

Завершающее качество нашей триады – педагогический такт. Квалифицированный педагог всегда учитывает индивидуальные особенности каждого малыша и старается помочь преодолеть сложности, и никогда не подчеркивает слабые стороны своих воспитанников.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.

Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так устроена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.

Какими же качествами должен обладать современный педагог дошкольного учреждения? В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие. Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

а) активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

б) способным к изменениям — чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

в) внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;

г) компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить несколько рекомендаций по профилактике педагогических затруднений, о которых еще говорил В.А. Юзефович.

  • Систематически анализируйте собственные действия в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.
  • Скрупулезно изучайте все дисциплины, в особенно педагогику и психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотносится её с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.
  • Избегайте ошибочных обобщений ( «Я пришла на занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»)
  • Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное поведение как желание причинять вам неудобство. В основе такого поведения лежат собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать.
  • Если совершили ошибку, не опускайте руки. Постоянно повышайте свой теоретический уровень.
  • Посещайте занятия опытных педагогов, впитывайте в себя новое.

Только постоянно развиваясь и совершенствуясь, воспитатель полноценно сможет выполнять свои функции. А важнейшей служебной функцией воспитателя была и будет – постоянное общение с ребенком. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, общительными, а главное, подготовленными к жизни в современном обществе!

Воспитатель МБДОУ

«ЦРР – детский сад№58» г. Воронеж

Николаева Марина Александровна

Следующая >

Как стать хорошим наставником?

Говорят, что хорошим педагогом не становятся, а рождаются. Однако, это достаточно спорное утверждение. Наша редакция сходится во мнении, что все дело в желании учиться и развиваться.

Хороший педагог – это человек, который искренне любит свою профессию, любит детей и то, чему он учит.

Для того, чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, нужно постоянно учиться и развиваться, анализировать свои успехи и промахи и двигаться дальше.

Роль воспитателя детского сада очень часто недооценивают, ведь его влияние на ребенка не всегда легко заметить. Но на самом деле это первый взрослый человек после мамы и папы, который оказывает очень серьезное влияние на формирование взглядов, мировоззрения и он оказывается рядом в тот ответственный момент, когда ваш сын или дочь начинают осознавать себя как личность.

Модель воспитателя в свете профессионального стандарта педагога


Модель воспитателя в свете «Профессионального стандарта педагога»

подготовила: Симакова Е.О.

Профессиональный стандарт педагога –документ, в котором определяются основные

требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка и помогает педагогу в решении новых, стоящих перед ним проблем.

Профессиональный стандарт педагога, который пришел на смену морально устаревшим документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Профессиональный стандарт определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности воспитателя в свете новых требований ФГОС и в логике специфики дошкольного образования.

Модель воспитателя «Прогимназии», согласно «Профессионального стандарта педагога»:

-Воспитатель обязан качественно организовать образовательный процесс

, например создать условия для реализации образовательного процесса: организовать предметно-развивающую среду, выстроить партнерские отношения с родителями; организовать эффективное взаимодействие с коллегами.

-Необходимость высшего профессионального образования, т.к. человек, не имеющий высшего профессионального образования не способен самостоятельно качественно планировать образовательный процесс

, Например, разработать рабочую программу. Для этого ему необходимо более частые курсы повышения квалификации).

-Наряду с повышением требований к образовательному уровню воспитателя, усиливаются требования к уровню ответственности педагога по охране труда.

-Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, общие закономерности развития ребенка.

-Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

-Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

-Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы.

-Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

-Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

-Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать помимо проф. компетенций еще и определёнными качествами личности – и это ВАЖНО! Вот некоторые из них:

Профессиональная направленность — интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание . Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия – умение сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт — тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм — вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка, помощь в раскрытии потенциала ребенка.

Культура профессионального общения — умение строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия — рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Образование и воспитание — вещь большая и неповоротливая, поэтому изменения в нём происходят не быстро, но причины и возможности для этих изменений имеются всегда.

Спасибо
за внимание!

ЭССЕ на тему «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха»»

ЭССЕ

на тему «Современный педагог дошкольного образования:

составляющие успеха»»

Каждый воспитатель – это носитель определенной модели поведения, и дети, видя каждый день примеры отношения воспитателя к ним, слыша речь, интонацию голоса воспитателя, доверчиво считают, что так и нужно себя вести, говорить, делать, что это — норма. Таким образом, важными качествами педагога являются, ответственность, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение поставить цель, и избрать пути ее достижения., а также стремление постоянно повышать качество своего труда и своего профессионального уровня.

Современный воспитатель, должен уметь и хотеть заботиться о детях, приветливо общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям детей. Должен учитывать и принимать интересы каждого ребенка, а также владеть разными методиками образования и воспитания. Быть хорошим воспитателем – это призвание, которое не каждому дано, а нужно заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием преобразовываться, совершенствоваться и меняться.

Но к сожалению в современном обществе часто происходят большие перемены, меняются ориентиры, акценты. Они затрагивают в том числе и дошкольное образование, воспитательную деятельность с дошкольниками, тем самым и появляются новые проблемы в ДОУ, о которых хотелось бы озвучить.

В настоящее время педагоги больше времени занимаются письменной документацией, конечно понимаем что без этого нельзя, но не лучше как- то сократить ее объём и больше играть, заниматься с детьми, творить, исследовать, рассуждать. А получается, что воспитатель играя с ребенком, одновременно, подсознательно думает и о конкурсах, и о календарном планировании, о самообразовании и т.д Да мы знаем, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование, которое позволяет внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс, тем самым повышается рост качества образовательного процесса воспитанности дошкольников. Таким образом, если бы не требовалось столько много документации, отчетов, у воспитателей было бы достаточное количество времени для поиска всего лучшего, что только можно дать детям.

Компьютер — естественно важен в жизни детского сада и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Но согласитесь в дошкольных учреждениях работают достаточное количество педагогов в возрасте и не все владеют компьютерными технологиями, далее они решают прекратить дошкольную деятельность работы с детьми, это очень печально, так как я думаю, что надо давать возможность и помогать таким людям, ведь они также делятся знаниями, опытом с молодыми специалистами. Следовательно считаю, устраивать систематически мастер – класс для таких людей (например по созданию презентации, учить печатать, оформлять работы), отправлять на курсы, и уже будет виден результат. Таким образом занятия в детском саду будут эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Хорошим воспитателем, стать очень тяжело. Эта очень трудоемкая профессия. Воспитатель должен вплоть до мелочей продумывать и прогулку с детьми, и как заинтересовать ребенка есть ту или иную еду, правильно работать с ножницами и многое другое. Многие молодые специалисты после педагогического колледжа вообще со страхом работают. Одно дело на практике в колледже, а другое на работе. Да все мы начинали с нуля свою дошкольную деятельность, но не все могут жить этой профессией, проживать каждый день, каждую минуту с ребенком, учитывать его интересы, потребности, продумывать интересные мероприятия как с детьми, так и совместно с родителями, просто их любить и заботиться. Увы – это не всем дано. А по поводу молодых специалистов, предлагаю первое время поработать совместно с коллегой вместе, консультации со стороны старшего педагога, устраивать после смены тренинги по релаксации, с целью снятия напряжения со всем коллективом. Это будет способствовать благоприятному психологическому климату в детском саду и молодые специалисты не будут себя накручивать об отрицательных моментах в работе.

Исходя из всего изложенного, хочу сказать, что я стараюсь быть современным воспитателем, не стою на месте, ищу новые пути и методы работы с детьми, с родителями, достигаю значительных успехов и получаю прогнозируемый результат (благодаря моей целеустремленности, защитилась на высшую категорию). Я делаю свою профессию интересной, так как хочу ходить на работу с удовольствием и пользой для детей. Систематически готовлюсь к каждым занятиям, играм, развлечениям. Я понимаю, что воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Воспитывая детей с родителями, мы создаем, будущее нашей страны.

Консультация «Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество»

Ольга Делюрман

Консультация «Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество»

МАДОУ «Детский сад № 70 компенсирующего вида»

г. Перми

Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество.

Автор разработки:

Делюрман Ольга Владимировна

(методист МАДОУ)

г. Пермь

2014 г.

Введение

«Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же

искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле,

хорошо писать картины».

А. С. Макаренко.

Известно, что воспитать «крылатого»

ребёнка может только
«крылатый»
педагог,
воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Необходимые качества современного воспитателя – доброта, терпеливость, толерантность, широта кругозора, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Очень важно научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.

Воспитатель — это патриот своей Родины, ведь страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.

Итак, какого же воспитателя ждут дети, родители, общество?

I. Основные требования к воспитателю ДОО

Современный воспитатель:

1. Знает специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знает общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3.Умеет организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей; организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеет теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Умеет планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Умеет планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами)

по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.)

в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеет методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)

детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское
взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеет ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

12. Также необходимо отметить, что в рамках Стратегии развития образования города Перми до 2030 года современный воспитатель должен быть мотивирован на соответствие глобальным вызовам, стоящих перед образованием XXIвека:

— информационный вызов (соответствие общей информационной культуре общества);

— динамический вызов (реализация идей и принципов опережающего образования, непрерывное образование, образование в течение всей жизни);

— адаптационный вызов (способность адаптировать свои знания к новым условиям, быстро реагировать на изменения ситуации, обладать способностью работать в социально гетерогенных группах);

13. Современное общество нуждается в лидерах, в людях, способных принимать решение и нести за него ответственность. Поэтому, современный воспитатель должен обладать яркими лидерскими качествами, уметь вести за собой не только детей, но и быть примером и для коллег, и для родителей воспитанников.

14. Современный воспитатель является поборником здорового образа жизни, стремится привить его не только своим воспитанникам и их родителям, но и коллегам. Особенно актуально это сейчас, когда ежегодно растёт аллергизация населения и наблюдается рост заболеваемости среди детей и взрослых. В детском саду с контингентом детей с аллергозаболеваниями пропаганда воспитателем здорового образа жизни является остро необходимой.

II. Основные критерии оценки результативности работы воспитателя

1. Владение современными образовательными технологиями и методиками на высоком уровне

2. Эффективность применения воспитателем современных образовательных технологий и методик

3. Устойчивая положительная динамика освоения воспитанниками образовательных программ

4. Вклад воспитателя в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

III. Качественные результаты, которые должны достигаться воспитателем

— Наличие у детей интереса к познанию.

— Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.

— Наличие у детей творческих способностей.

— Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)

.

— Наличие у детей знаний, умений и навыков.

— Ценность педагогического опыта для коллег других ДОУ.

— Высокая оценка деятельности воспитателя родителями, администрацией ДОУ, общественными институтами.

IV. Инновационные подходы в сопровождении профессионального и личностного развития воспитателя.

• посещение обучающих вебинаров по проблемам современного дошкольного образования;

• создание социокультурных и материальных (экономических)

условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

• инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

• интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов;

• разработка и внедрение программы «Содружество»

, направленной на оптимальное
взаимодействие воспитателя и родителей воспитанников;
взаимодействие с социальными институтами и учреждениями дополнительного образования не только для предоставления образовательных услуг, но и для обучения воспитателей, проведения конкурсов среди воспитателей;

• стимулирование педагогов к участию в интерактивных конкурсах профессионального мастерства;

• содействие тьюторству в ДОО;

• создание на добровольной основе рейтинга педагогов в ДОО по различным номинациям («педагог-тьютор»

, педагог-новатор»,
«педагог-проектант»
и т. д.) и размещение его на сайте ДОО;

В завершении, хотелось бы вспомнить слова А. С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».

Литература

1. Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года

2. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)

.

Педагогические модели организации работы

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении необходимо создать определенные условия и, прежде всего, — систему работы коллектива. Разработанная нами система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования (рис. 7).

Рисунок 7

Компоненты системы экологического образования в ДОУ

Наиболее эффективных результатов дошкольное учреждение достигает при наличии всех компонентов системы. Все компоненты взаимосвязаны, их реализация возможна в рамках разных педагогических моделей.

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, в идеале необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. К сожалению, этот идеал на современном этапе недостижим из-за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия не обходимых условий, одним из которых является координация работы всех членов коллектива дошкольного учреждения. В реально сложившейся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Условно назовем их модель «Эколог» и модель «Воспитатель».

Рисунок 8 Рисунок 9

Модель «Эколог» Модель «Воспитатель»


Модель «Эколог»

Особенность модели «Эколог» — создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников (рис. 8). В рамках модели «Эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования), выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации концепции экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Модель «Эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны (Тюмень, Тольятти, Саров, Нижний Новгород, Сыктывкар, Архангельск, Уфа, Казань и многие другие), в особенности, в Москве. Такие должности на сегодняшний день имеются в ДОУ №№ 1908, 1622, 2333, 1617, 66, 1901, 403, 867, 1701, 1505, 1655, 1775, 1934,1315, 2337, 2382, 497, 522, 2156 и других. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников. Необходимо отметить специфику формирования кадров экологов. В последнее время наблюдается интересная тенденция: на эту должность в детские сады приходят специалисты в области биологии, экологии, почвоведения, географии, сельского хозяйства, окончившие МГУ, МПГУ, Академию им. Тимирязева, в том числе имеющие ученые степени кандидатов и даже докторов наук. Таким образом, формируются как бы две группы специалистов-экологов: одна из них, изначально специализирующаяся на дошкольной педагогике, повышает свою квалификацию в области экологического образования; вторая же, в той или иной степени знакомая с основами экологии, естествознания (бывшие учителя школ, сотрудники научных организаций), проходит переподготовку в области дошкольного образования. Есть еще одна группа экологов — бывшие учителя начальной школы. Все эти особенности влияют и на вариативность организации работы в детских садах, так как каждый эколог адаптирует материалы не только к условиям сада, но и к своим собственным возможностям и представлениям об экологии.

В настоящее время в разных детских садах работа экологов организована по-разному, но в основном можно выделить два варианта:

— эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы в области экологического образования;

— эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.

При апробации программы «Наш дом — природа» большую эффективность показал первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения. Рассмотрим подробнее возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках первого варианта модели «Эколог». Схематически эти взаимосвязи показаны на рис. 8.

Направления работы руководителя:

—- организация всего образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

— сотрудничество с органами управления образованием;

выделение дополнительных ставок (педагога-эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования; составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;

решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);

работа с родителями;

координация работы с другими учреждениями; связь со школой.

Направления работы старшего воспитателя:

— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

— выбор программы и методики (совместно с экологом);

— определение места экологического образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

— контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

— мониторинг деятельности всего коллектива;

— участие в диагностике детей и анализе ее результатов;

— проведение методических семинаров для членов коллектива;

— участие в экологизации развивающей предметной среды;

— участие в распространении опыта работы учреждения (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

— руководство составлением «Экологического паспорта» детского сада;

— организация родительских собраний, посвященных проблемам экологии и экологического образования;

— обобщение результатов работы.

Направления работы психолога:

— психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в том числе экспериментальной деятельности);

— анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;

— присутствие на занятиях эколога с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);

— участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с экологом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию);

— составление рекомендаций для эколога с учетом индивидуальных особенностей детей;

— анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями и экологом (фиксирование особенностей поведения детей, их высказываний и т.п.);

— участие в составлении диагностических карт;

— работа с родителями.

Направления работы медицинского работника:

— оздоровительная работа с детьми;

участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения сточки зрения состояния здоровья детей; участие в составлении «Экологического паспорта детского сада» и его анализе;

— эколого-оздоровительное просвещение родителей (например, по темам «Окружающая среда и здоровье», «Безопасное питание», «Экологическая безопасность жилища», «Законы природы на дачном участке»).

Направление работы педагога-эколога:

— участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

— подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

— участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

— выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

— подготовка наглядного материала, подбор литературы для занятий с детьми;

— координация работы специалистов: музыкального руководителя, педагога изодеятельности, инструктора физкультуры;

— координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

— участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

— работа с родителями;

— консультирование педагогов по вопросам экологического образования; 

— оформление «Экологического паспорта ДОУ», «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

— распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

— проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

— согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

— разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

— подбор музыкальных произведений к программе (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

— музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга»);

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки).

Направления работы педагога по изобразительной деятельности:

— закрепление материала экологических занятий в рисовании, аппликации, лепке;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

— совместное проведение занятий с экологом;

— участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

— подбор художественных произведений к программе эколога;

— координация своей программы с программой эколога;

— участие в диагностике (в частности, анализ детских рисунков);

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Направления работы инструктора по физической деятельности:

— согласование программы физвоспитания с программой эколога для выявления точек соприкосновения;

— включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных, растений) по согласованию с экологом;

— участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов по экологической тропинке, экскурсий, в том числе, вместе с родителями;

— участие в экологических (спортивно-экологических) праздниках;

— тренер по плаванию также может участвовать в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), организации некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»);

— обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы педагога художественного труда:

— изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала;

— согласование своей программы с программой «Наш дом — природа»;

— изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий;

— изготовление декораций, масок, костюмов для экологических праздников;

— изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.

Направления работы педагога театральной деятельности:

— подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных; пальчиковый, кукольный театр.

Направления работы воспитателя:

— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

— выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

— выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

— создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

— подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

— работа с родителями (домашние задания детям, оформление нужной информации);

— участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» ДОУ.

Поскольку перед педагогом-экологом стоит много задач, желательно иметь в детском саду отдельно ставку лаборанта для ухода за животными и растениями живого уголка, экологической комнаты (как правило, эту работу выполняет по совместительству кто-нибудь из воспитателей) и садовника (если территория большая и требует регулярного ухода). И лаборант, и садовник помогают воспитателю или педагогу-экологу организовать работу с детьми во время посещения живого уголка или огорода, сада. В ДОУ № 1617 г. Москвы для занятий оригами выделен специальный кабинет и воспитатель, чья работа также согласуется с работой эколога. Подчеркнем, что выше перечислены именно возможные, а не обязательные направления работы педагогов. В зависимости от условий детского сада, акцент может быть сделан только на некоторых из них.

Модель «Воспитатель»

Данная модель отличается от модели «Эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка. Модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование). В детских садах с такой моделью организации работы также имеется интересный опыт. Например, в ДОУ №1424 г. Москвы воспитателем С.В. Мамаевой разработана серия игровых заданий (заданий-лабиринтов, интеллектуальных игр к блокам программы «Наш дом — природа»). Модель «Воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

В рамках этой модели реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей). На рис. 9 (стр. 88) связь деятельности воспитателя с этими компонентами показана при помощи линий. Для сравнения обеих моделей на этом рисунке оставлены незаполненными прямоугольники, символизирующие сотрудников, которые работают в дошкольном учрежден, но не участвуют в процессе экологического образовании, Сопоставление рисунков дает наглядное представление об условиях для экологического образования в рамках разных моделей: модель «Воспитатель» создает ограниченные возможности для этого процесса и является, на наш взгляд, в современных условиях менее эффективной. Обе указанные модели нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образованию и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. При реализации любой модели детский сад должен стремиться организовать работу по нескольким основан направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; сиг» ка окружающей среды; экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями (рис. 7). Все эти направления дополняют друг друга. Так, в ЦРР-детском саду №1908 г. Москвы — экспериментальной площадке — для занятий эколога отводится определенное время в расписании — 1 час в неделю. Это так называемое основное занятие, которое педагог проводит в экологической комнате (иногда в сотрудничестве с другими специалистами), живом уголке, лаборатории или на улице с подгруппой детей.

Для реализации интегрированного подхода в работу включается весь коллектив. Эколог совместно с методистом разрабатывает систему заданий для воспитателей и специалистов. Например, педагог-эколог организует в лаборатории исследовательскую работу по блоку «Волшебница вода». После занятий по экологии дети закрепляют материал в изобразительной деятельности, конструировании. Воспитатели с детьми во время прогулок наблюдают за снегом, льдом, инеем, лужами, ручейками, туманом (в зависимости от времени года), читают в группах рекомендованную экологом литературу, проводят игры, слушают музыкальные произведения, рисуют, предоставляют дошкольникам возможность самостоятельно экспериментировать с водой, наблюдать за обитателями аквариумов. Музыкальный руководитель подбирает произведения, связанные с тематикой блока (песни, танцы, классические и современные произведения), участвует в подготовке экологических инсценировок, праздников, придумывает пластические этюды. Интересен также опыт этого учреждения по организации новой формы обучения педагогов. Объединившись, перечисленные выше специалисты проводят мастер-классы (открытые занятия) в других дошкольных учреждениях г. Москвы, работая с незнакомыми детьми без предварительной подготовки.

Инструктор по физической культуре этого детского сада не только организует различные игры, но и адаптирует для своих целей некоторые экологические сказки. Так, по сказке Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял» разработано необычное занятие, включающее спортивное состязание.

Для целей экологического образования используется и фольклорная комната.

Подготовка педагогических кадров

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов, работающих с дошкольниками (воспитателей, методистов, руководителей, специалистов). В настоящее время наблюдается противоречие между целью экологического образования, его содержанием, методикой и уровнем профессиональной подготовки педагогов, а также их системой ценностей по отношению к окружающей среде. Роль работников дошкольных учреждений в экологическом образовании имеет свою специфику: именно в раннем возрасте для ребенка характерна склонность к подражанию, он полностью доверяет взрослому, у дошкольников отсутствует критический взгляд на поступки близких людей. Н.В. Добрецова подчеркивает, что «развивающий эффект образовательного процесса в значительной мере связан с личностью педагога, которая воплощает в себе культурные образцы, проявляет их в стиле общения, в своих ценностных установках».

Общий уровень подготовки работников дошкольных учреждений в области экологического образования все еще не позволяет реализовать в полной мере экологизацию дошкольной образовательной системы. Проведенный нами анализ анкетирования около 300 сотрудников дошкольных учреждений из разных регионов России (Москва, Тольятти, Тамбов, Тюменская обл. и другие) подтверждает эти выводы. Участники анкетирования отвечали на вопрос: «Что вы понимаете под экологическим образованием?»

(Разрешалось давать несколько вариантов ответов.) 78% опрошенных отметили только природоохранный аспект экологического образования («охранять, беречь природу, ее богатства, растительный и животный мир, приумножать богатства», «знать правила поведения в лесу, на реке и соблюдать их»). 49% сделали акцент на воспитании любви к Родине, природе. 38% понимают под экологическим образованием «изучение природы, окружающего мира». Только 6% в своих ответах упомянули необходимость изучения взаимосвязей в природе. Ни один из опрошенных не затронул вопросы экологической безопасности, формирования экологически грамотного поведения в быту. Основной акцент педагогами делается на получении детьми природоведческих знаний (87%). В то же время не нашел отражение в ответах деятельностный аспект экологического образования. Затруднения вызывает у педагогов вопрос о различии содержания экологического и природоохранного, природоведческого образования.

Н.Н. Моисеев особо подчеркивал роль «УЧИТЕЛЯ» в реализации системы экологического образования, необходимость овладения педагогами новой этикой, нового понимания места человека в мире и задач его цивилизации. Н.Б. Мельник выделяет в структуре экологической культуры педагога духовно-теоретический (знание педагогами теории экологического образования), духовно-практический (ценностные ориентации экологической направленности), материально-практический (экологический характер и экологическая направленность реального педагогического процесса) компоненты. На наш взгляд, можно выделить несколько сложившихся в настоящее время направлений подготовки педагогов в области экологического образования:

· подготовка студентов в педучилищах, пединститутах, педуниверситетах;

· переподготовка воспитателей (в том числе и подготовка экологов) на краткосрочных курсах повышения квалификации;

· повышение квалификации на курсах, проводимых авторами программ;

· участие в работе методических объединений районов, округов и т.п. (знакомство с опытом работы); участие в конференциях, совещаниях разного уровня, посвященных проблемам экологического образования; участие в конкурсах по экологической тематике;

· повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольных учреждений (методические советы по экологической тематике);

· сотрудничество коллективов дошкольных учреждений с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования (см. раздел «Координация работы»); распространение опыта работы детских садов — экспериментальных площадок по экологическому образованию среди других учреждений.

Как положительный момент можно оценить внедрение в работу дошкольных учреждений разнообразных форм повышения квалификации сотрудников: выделение в программах специальных разделов, связанных с данной проблемой, непрерывно действующие семинары для воспитателей, взаимопосещение и просмотр открытых мероприятий, индивидуальная работа с воспитателями. В Восточном округе г. Москвы интересно проходят ежегодные ярмарки идей, а коллективы столичных дошкольных учреждений — экспериментальных площадок (например, ЦРР-детские сады №2333, 1908, 1622, 2337, ГОУ №2382) передают свой опыт коллегам из детских садов, работающих в инновационном режиме (№1424,1775,1488,1617).

Довольно часто при подготовке и переподготовке кадров основное внимание уделяется усвоению природоведческих, биологических, экологических знаний и ознакомлению с конкретными программами, методиками экологического образования дошкольников. Данное направление, несомненно, играет важную роль, так как значительное количество работников дошкольных учреждений, в том числе и специализирующихся в области экологического образования, обладает крайне слабой подготовкой в области естественных наук, и затрудняется определить цели, задачи, содержание экологического образования. Однако подготовка студентов и переподготовка работников дошкольных учреждений должна быть направлена, прежде всего, на формирование экологической культуры педагога, формирование его как личности, убежденной в необходимости экологического образования, владеющей новой экологической этикой и понимающей необходимость изменений в поведении, мотивации поступков людей с позиции новой парадигмы.

Для экологизации образовательного процесса всего дошкольного учреждения крайне важно, чтобы воспитатели осознали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников. К сожалению, действия руководителей, специалистов и воспитателей зачастую бывают несогласованными, что негативно сказывается на этом процессе. В качестве примера приведем случай, который произошел во время прогулки в одном из дошкольных учреждений, углубленно занимающихся экологической тематикой. «Хулиганистый, беспокойный», по определению педагогов, мальчик слишком активно вел себя на улице. Чтобы отвлечь его, воспитатель сломала веточку дерева (!) и дала ребенку со словами: «Береги ее, я тебе ее дарю, если посадишь и будешь ухаживать, вырастет дерево». Мальчик всю оставшуюся часть прогулки простоял в углу двора, прижав к себе веточку. Через некоторое время (воспитательница к тому времени забыла об этом случае!), уже после возвращения в группу, ребенок сказал: «Я посадил веточку в землю, она вырастет». Воспитатель никак не отреагировала на сообщение ребенка, и лишь после разговора с экологом ситуация изменилась. Другой пример: в детском саду, где высококвалифицированный эколог регулярно ведет занятия, на прогулках воспитатели вместе с детьми охапками рвут самые красивые цветы, плетут из них венки, составляют букеты, а после прогулки выбрасывают. И в этом случае наблюдается противоречие между содержанием занятий эколога и реальными поступками детей под руководством воспитателей.

В структуре экологического образования педагогов- дошкольников нами выделены следующие составляющие: теоретическая (овладение системой знаний из области естественных и гуманитарных наук); методическая (овладение методикой экологического образования, личностно-

ориентированной методикой); ценностная (формирование представлений о новых ценностях), деятельностная (участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды).

Если рассматривать содержание экологического образования воспитателей с точки зрения его компонентов, следует отметить, что в настоящее время отдается предпочтение познавательному компоненту и практически не реализуется деятельностный компонент. Иногда педагог на курсах повышения квалификации, семинарах получает преимущественно экологические знания, причем зачастую в труднодоступной для него форме, в лучшем случае к этому направлению добавляется знакомство с различными методиками экологического образования. В результате педагог в дошкольном учреждении воспроизводит полученную на курсах информацию, акцентируя внимание на передаче ребенку знаний, а занятия по экологии проводятся по аналогии с занятиями по математике, развитию речи, без использования активных методов обучения, общения с природой во время прогулок и т.п. Экологическое образование работников ДОУ, как и экологическое образование в целом, должно охватывать все четыре компонента содержания в сбалансированном соотношении.

Таким образом, современная подготовка работников дошкольных учреждений может включать следующие направления: научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания), профессионально-методическая (освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход), освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и ее связь со здоровьем населения, умение организовать развивающую предметную среду для цели экологического образования, способность анализировать собственное поведение по отношению к окружающему миру и работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы (изменение ценностных ориентиров), воспитание у педагога чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды вплоть до ограничения своих потребностей, желание участвовать в посильных акциях по ее защите.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]