Деловая игра на педсовете «Современный воспитатель -Какой он?»


Педсовет в форме деловой игры в ДОУ

Педсовет в форме деловой игры для воспитателей детского сада по теме: Организация образовательной деятельности в ДОУ в рамках реализации ОО «познавательное развитие».
Цель: выявить у педагогов умение построить образовательную деятельность в рамках реализации задач образовательной области «познавательное развитие». Старший воспитатель
: Уважаемые педагоги, в течение месяца мы с вами изучали содержание образовательной области «познавательное развитие». Сегодня мы проверим ваши знания, посмотрим, насколько вы усвоили задачи и содержание данной образовательной области. Перед педсоветом вам было дано задание разделиться на команды, придумать название и презентацию своей команды, связанную с задачами образовательной области «познавательное развитие»(команды по очереди презентуют свои команды). Оценивать ваши презентации, знания будет жюри: заведующий ДОУ и старший воспитатель. За каждый правильный ответ вы будете получать медальки, в конце педсовета мы подсчитаем медальки и определим победителя.
«Мозговой штурм»:
1. Какие виды детской деятельности вы отнесли бы к образовательной области «познавательное развитие»? 2. Какие задачи относятся к образовательной области «познавательное развитие»? 3. Назовите формы работы с детьми по решению задач образовательной области «познавательное развитие». Медальки получает команда, быстрее ответившая на вопрос.
1-ая станция: «Любознательность»
На данной станции присутствуют два специалиста: воспитатель подготовительной группы Баранова Светлана Николаевна и воспитатель средней группы Максимова Ольга Сергеевна. Светлана Николаевна расскажет нам, как развить у детей любознательность и познавательную мотивацию. Педагог читает сообщение по данной теме, анализирует совместную образовательную деятельность, показанную ранее. Идет обсуждение. Ольга Сергеевна познакомит нас с формой работы с детьми, направленной на развитие воображения и творческой активности. Педагог делает сообщение и проводит анализ совместной образовательной деятельности, показанной ранее. Идет обсуждение. Задание для команд: командам предложены только названия игр, нужно придумать сюжет игры. Игры направлены на развитие любознательности, воображения и творческой активности.
2-я станция: «Традиции нашего народа».
На станции делают сообщение учитель-логопед и музыкальный руководитель по теме: «Работа с детьми, направленная на формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа». После сообщения идет обсуждение совместной образовательной деятельности, показанной ранее. Задание для команд: назовите традиции русского народа. Команды по очереди называют формы работы, кто последний назвал, тот получает медальку.
3-я станция: «Малая Родина».
По данной теме делает сообщение воспитатель старшей группы. Проводит анализ совместной образовательной деятельности, показанной ранее. Идет обсуждение. Задание для команд: назвать формы работы с детьми по теме «Россия». Команды по очереди называют формы работы, кто последний назвал, тот получает медальку.
4-я станция: «Планета Земля – общий дом людей».
По данной теме делает сообщение воспитатель старшей группы. После идет обсуждение.
5-я станция: «Анализ диагностики воспитанников по формированию начальных математических представлений»
Старший воспитатель проводит анализ диагностики по формированию начальных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
6-я станция: «Рефлексия».
Каждая команда высказывает свое мнение по проведенной деловой игре по методике «Шесть шляп мышления». Каждой команде выпадает шляпа определенного цвета, в течении 2 – ух минут команды обсуждают свои ответы с соответствии с цветом. Жюри подводит итоги, победителям вручаются грамоты

Рекомендуем посмотреть:

Педсовет — КВН для педагогов детского сада Педагогическое мастерство воспитателя детского сада Семинар — практикум для педагогов ДОУ: Конструирование из строительного материала Деловая игра для воспитателей ДОУ

Похожие статьи:

Педсовет по ПДД в детском саду

Разработка педагогического совета «Делова игра»

Педагогический совет–деловая игра

Педагогический совет – одна из наиболее важных и демократических форм работы педагогического коллектива, направленная на решение основных вопросов развития школы, совершенствование образовательного процесса и повышение профессионального мастерства. Cлужит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей их совместного решения.

Педагогический совет — деловая игра — обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

Деловая (ролевая) игра

– эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловая игра
– это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота. Широкое применение игровых технологий в учебном и воспитательном процессе школы захватило и сферу методической работы, в частности, педагогические советы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес учителей к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной и экономичной формой управления учебно-воспитательным процессом.
Деловые игры
– это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной (производственной, управленческой или др.) задачи. Для педагогического совета-деловой игры необходимы следующие признаки-условия: 1.
Наличие проблемы
и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив. Проигрыванию подвергаются либо взаимоотношения, либо взаимодействия, либо организационные структуры. В практике наиболее распространены следующие обобщенные темы педагогических советов-игр:

  • Гуманизм и демократизация отношений.
  • Модель ученического самоуправления.
  • Модель выпускника.
  • Взаимодействие учеников, учителей, родителей.
  • Защита идей передового (авторского) опыта.
  • Освоение инновационных технологий.
  • Разработка программных документов (уставов, положений, правил, заповедей и т. п.).
  • Разработка программ развития.
  • Планирование работы школы.
  • Разработка крупных мероприятий, деловых периодов и др.

2. Имитация реальной ситуации

, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры. Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которых обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В результате это приводит к коллективному решению проблемы. Позиционная динамика в общей игре (группа) или в работе отдельной группы (участники) может быть представлена в зависимости от модификации деловой игры различными ролями. Чаще всего разыгрываются социальные роли:
ученик, учитель, родители, администрация школы, органы власти
и др. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные
позиции
:
организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер.
Методологические
позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Психологические
позиции: лидер, предпочитаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. 3.
Реальное различие
интересов, мнений, точек зрения самих участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективной позицией, различной ответственностью и др. 4.
Соблюдение игровых правил
и условий. 5.
Наличие игрового стимулирования:
соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.

Весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 6 этапов:

Первый этап

– разработка (конструирование) игры. На этом этапе: – проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме; – определяется проблема (название) педагогического совета-игры; – формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры; – составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли; – разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд. Необходимо отметить, что конструирование игр – трудоемкое дело, требующее знаний основ управления современной школой на уровне имеющихся достижений как в теории, так и на практике. По хорошо разработанному сценарию игры и технологии ее проведения каждый директор может успешно осуществить заложенную в нее управленческую задачу.
Второй этап
представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъясняет слушателям ее цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, ставит перед исполнителями конкретные задачи, выбирает (назначает) секретаря и экспертов (жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей можно использовать экспресс-опрос (Какую должность вы хотели бы занимать в деловой игре? Кого хотели бы вы видеть в роли руководителя? С кем бы вы хотели работать вместе? И т. п.). При наличии времени эта методика применяется и в группах.
Третий этап
– наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может представлять изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством игротехника (завуча, психолога, социального педагога) или избранного группой лидера. Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего. Общепринятыми принципами групповой работы являются:

  • Правило «здесь и сейчас»: ничего из происходящего во время игры в плане личностных отношений внутри группы не должно выйти за рамки данной аудитории.
  • Умение в «малом видеть проявление большого»: даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель, а несколько новых, оригинальных идей способны привести к победе в конкурсе идей;
  • Целенаправленность: во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос и стремиться дать ответ именно на этот вопрос, а не воспроизводить все свои знания.
  • Краткость: следует высказывать свое мнение, позицию, идею в лаконичной форме, чтобы все успели высказаться в отведенное для дискуссии время:
  • Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их.

Для подготовки выступления – общего решения – группе дается определенное время. Затем следует четвертый этап

– межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.
Пятый этап
игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов – включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты (руководитель) особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.
Шестой этап
представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность. Главное в игровом последействии – это то, что является социально-психологическим следствием участия в игре – эффект самодвижения, саморазвития учителя.

2. Формы деловой игры.

1. Одной из форм деловой игры является «мозговая атака» (брейнстроминг). Она применима при поиске идей, разработке путей решения какой-либо проблемы. Коллектив учителей разбивается на группы по 7–9 человек. Первая группа

– «генераторы идей». Она должна в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения проблемы, которую обсуждают. При этом группа не имеет права обсуждать предложения. Все возникающие идеи фиксируются протоколистом в полном объеме (для этой цели можно также использовать магнитофон).
^ Вторая группа
представляет собой «аналитиков». Они получают от первой группы списки предложенных вариантов. Эта группа не имеет права добавить в списки что-либо новое, она рассматривает внимательно каждое предложение, выбирает наиболее разумные и подходящие. Выбранные предложения группируются, фиксируются, объявляются коллективу. После того как прошел первый круг «мозговой атаки», группы меняются своими функциями и снова выполняют работу по изложенному сценарию. Во время проведения «мозговой атаки» директор школы является и заказчиком, и дирижером игры. Он кратко излагает суть проблемы и условия, правила проведения. Строго запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Можно высказывать самые неожиданные предложения, их должно быть как можно больше. Как показывает практика, «мозговая атака» в ряде случаев эффективнее долгого слушания, анализа, обоснований и т. п. 2. Другим вариантом «мозговой атаки» является «продуктивная деловая игра» (разработка Бедерхановой В. П.). Игра начинается с выступления ведущего, который уточняет тему, цели, объясняет правила и ход дальнейшей работы, делит коллектив на группы. Затем начинается первый этап групповой работы под условным названием «негатив». В каждой группе участники игры отвечают на вопрос: «Что Вас не устраивает в …» (продолжение вопроса соответствует теме игровой работы). Ответы на вопрос даются с позиций ролей, определенных участникам (родителей, учеников, учителей, управленцев). Члены группы либо последовательно проходят через все роли, либо каждая группа разбивается на ролевые микрогруппы. Режим групповой работы строится в соответствии с правилами «мозговой атаки». Протоколист фиксирует все высказывания по окончании этапа. Эксперты классифицируют их и формулируют проблемы. Затем начинается второй этап групповой работы – наработка «позитива» («Что Вы можете предложить?»). Участники игры осознают проблемы и вырабатывают идеи, предложения по совершенствованию положения. Наконец, на третьем этапе группы или общее собрание разрабатывают программы, которые оцениваются, дорабатываются и приводятся к общему знаменателю экспертами. Итогом продуктивной игры является позитивный проект по совершенствованию образовательной практики. 3. В управленческой практике образовательных учреждений применяются и более крупные формы игровой деятельности –
ОДИ
и
ООИ
.
Организационно-деятельностные (ОДИ)
и
организационно-обучающие игры (ООИ)
являются формой коллективной мыследеятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование (создание) новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся специалистами-методологами и игротехниками на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем, с целью порождения новой практики в некоторой профессиональной сфере. ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно большого времени (нескольких дней) и дополнительных экономических затрат. 4. Разновидность ролевой деловой игры представляет собой «
педагогический совет – защита инноваций»
. Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предварительно подготовиться (изучить, ознакомиться с опытом) и на совете в лаконичной форме (10–15 минут) изложить идеи и особенности данной педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом применения педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей:

В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций возможно выделение творческих групп по указанным ролевым направлениям, а также и по другим (ученик – учитель – родитель; учитель – администрация и др.). В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или другому решению о целесообразности ее применения. Деловые игры бывают следующих видов:

-имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом. -управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций); -исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям; -организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме. -игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки; -игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта.
Примером проективных игр
может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое). При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.
Основная цель игры
– живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.
«Деловая игра»
— эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

В заключении нужно отметить, что именно такая форма работы позволяет за короткое время активизировать участников педсовета, вовлечь их в коллективное обсуждение проблемных вопросов, поиск правильного варианта. И конечно, при проведении таких форм работы с коллективом не стоит забывать о большом помощнике в создании положительных эмоций и хорошего настроения – о юморе, который даже при ответах на серьезные вопросы раскрепощает людей, объединяет их и снимает напряжение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]