Воспитатель-организатор игровой деятельности детей.


Роль воспитателя в формировании игровой деятельности дошкольников

Роль воспитателя в формировании игровой деятельности дошкольников

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста невозможна без направляющего воздействия взрослого, педагога. Но при этом педагог только создает условия для запуска игры, а не диктует воспитанникам, что нужно делать. Среди условий можно выделить:

выбор и предложение самой игры, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

установление диалогических отношений с детьми, умение слышать их запрос, поддерживать детскую инициативу;

побуждение к творчеству, создание неожиданных ситуаций;

организация адекватных предметно-пространственных условий;

умение воспитателя играть, его эмоциональная вовлеченность, которая стимулирует интерес и инициативность воспитанников.

Несмотря на то, что игра является самостоятельной деятельностью детей и не сводится к усвоению каких-либо навыков, не требует стандартных способов действия и то есть не нуждается в процессе специального обучения, тем не менее обучать игре необходимо. Обучение осуществляется в совместной игре с взрослым, который вовлекает детей в игровую деятельность.

Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть — взрослых или детей старшего возраста. Дети, с которыми никогда никто не играл, сами не могут изобрести игровые замещения, войти в роль, разыграть игровую ситуацию. Это значит, что взрослый, воспитатель должен играть с детьми, став партнером, участником игры. Но управлять действиями воспитанников, оценивать качество игры, педагогу не нужно. Дети не должны ощущать давление и руководство со стороны взрослого, а относиться к нему уважительно, как к партнеру, умеющему играть.

Педагогу необходимо серьезно относиться к игре, демонстрируя интерес, увлеченность, эмоциональность. Это является залогом, гарантией вовлечения

воспитанников в игру. Вовлекая детей в игру, помогая ее развитию, воспитатель не просто играет на уровне детей, а должен несколько опережать игровые возможности воспитанников, втягивать их в игровой процесс более высокого уровня и открывать детям новые возможности, то есть задавать зону ближайшего развития игры. Так, в 2-3 года дети вместе с взрослым открывают возможности переименования предметов, игровых замещений. В 3-4 года нужно показать детям возможности принятия игровой роли и ролевого диалога. В этом же возрасте можно вводить игры с правилами. После 5 лет дети втягиваются в игры-фантазии. Задача воспитателя на каждом этапе и в каждом виде игры ориентировать ребенка на сверстников, так как игра является общей совместной деятельностью детей и в ней необходимо учитывать действия партнеров, слышать и видеть играющих рядом. Эти ценные способности лучше всего развиваются в игровой деятельности. Роль воспитателя в процессе приобщения детей к игре — объединить воспитанников вокруг игры.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая имеет развернутый характер, где единым смыслом связывается несколько задач. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с детьми деятельности учит детей игровым действиям: как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать и т.д. Если ребенок затрудняется в воспроизведении игрового действия, воспитатель пользуется приемом совместной игры.

Для игр подбираются простые сюжеты с 1-2 персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее, укладывает спать. Постепенно появляются первые игровые замыслы: «Поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Игровые задачи воспитатель решает совместно со всеми участниками игры (строят дом, играют в семью).

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки. Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка.

Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее. В дальнейших совместных играх с детьми педагог расширяет круг действий с предметами-заместителями. Например, в одной игровой ситуации палочка – ложечка, в другой – та же палочка – градусник, в третьей – расческа и т.д.

В группе необходимо сохранять предметно-игровую среду, специально организовывать ее, подбирать одни и те же игрушки, которые использовались в совместной игре. Постепенно, наряду с предметами-заместителями, вводятся в игру и воображаемые предметы (причесать расческой, которой нет; угостить конфеткой, которой нет; разрезать арбуз, которого нет и т.п.).

Если все это ребенок вводит в игровую ситуацию самостоятельно, то он уже освоил элементарные игровые умения сюжетной игры.

Игра с куклами – основная игра ребенка-дошкольника. Кукла выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла – это и объект для общения, и партнер по игре. Она не обижается, не бросает играть.

Игры с куклами позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя с куклой, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.

Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного возраста

 Успешность любого человека зависит от того, как он умеет исполнять те или иные социальные роли. Уже в самом раннем возрасте попадая в социум, ребенок вынужден выполнять эти роли. Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста помогает ему освоить различные социальные роли: роль партнера, инициатора и др. Важной задачей педагога научить ребенка этому, так как дальше ему предстоит освоить более сложные роли. Данной проблеме посвящена статья.

Ключевые слова: игра, социум, дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, коллектив.

Игра, будучи важной частью жизни ребенка, является отражением жизни социума, в котором проживает отдельно взятый ребенок.

Игровой коллектив — это социальный «организм» со своими отношениями: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Воспитатель, являясь непосредственным руководителем детских игр, формирует у них определенные навыки жизни в коллективе: умение играть вместе на основе взаимопонимания, помогать друг другу.

Изначально все дети имеют равные права на роли в игре, но в то же время в любой момент каждый из них может придумать и предложить что-то свое, предложить свое развитие игры, а также разрешить спорные вопросы.

Таким образом, в коллективе уже начинают зарождаться первые традиции, свое «общественное мнение», которое в дальнейшем будет определять поступки детей, регулировать отношения между ними, служить «мерилом» оценки своего поведения, а также поведения других.

Уже в самом раннем возрасте у детей появляется потребность в общении. С первых месяцев жизни ребенок своей улыбкой, разными издаваемыми им звуками, движениями ручек выражает радость от общения со взрослыми, которые в свое время являются первыми его партнерами. В то же время взрослые учат малыша узнавать окружающий мир, различать его звуки, запахи, краски и т. д. И уже в самом раннем возрасте у детей можно наблюдать избирательные игровые действия. Один с удовольствием гремит погремушками с изображением птиц и животных, а другой выберет для себя простые ложки и тоже будет счастлив, извлекая из них звуки. А с того момента, когда малыш начинает ползать и сидеть, его игровые возможности расширяются. У него возникает интерес к предметам, которые развивают его движения.

Взрослые, руководя играми детей, помогают им развивать сюжет игры, уметь завершать игровые действие. Искренняя заинтересованность педагога в игре, ласковый тон, заботливое отношение к ребенку и образу, создаваемому в игре, воспитывает у детей чуткость и отзывчивость.

В совместной игре со взрослым, ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, использовать не только непосредственно игрушки, но и их заместители, учиться завершать игру. Важно, чтобы детям игра доставляла удовольствие, приносила им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку относительно длительное время (5–10 мин), педагог может направить его внимание на сверстника, играющего рядом, стараясь вызвать интерес к его игре.

Вначале малыш заинтересовывается игрушкой, находящейся в руках соседа, и непременно захочет получить ее. В этот момент между детьми могут возникнуть противоречия, которые вправе и должен разрешить педагог. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель должен постараться увлечь их совместными игровыми действиями с одной игрушкой, или переключить внимание на игру с другими предметами. Иногда целесообразно развить активность одного ребенка и несколько затормозить действия другого.

Разыгрывая определенные роли, ребенок подражает не только действиям взрослого, но и его отношению к игрушкам, другим участникам игры. Увлеченность ролью педагога в игре, его искренность способствует проявлению чувств самого ребенка. У детей в силу отсутствия знаний, умений и навыков наблюдается неустойчивый интерес к игре. В данном случае роль педагога поддержать интерес детей к определенной роли, дать детям необходимые знания для развития сюжета игра, а также обучать их определенными навыками, подсказывать выполнять необходимые действия.

Вовлеченность в совместные игры детей должно проходить постепенно с большой осторожностью, ни в коем случае не должно препятствовать желанию самого ребенка. Общительные дети будут самыми первыми участниками игр. А дети более замкнутые вначале станут лишь наблюдателями. И это никаким образом не должно быть оценено воспитателем. В противном случае вторые могут надолго потерять интерес к коллективным играм и тогда пребывание в детском саду для ребенка превратиться лишь в испытание.

Важно учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста, организовывать игры небольшими группами. В таких играх ребенок может ярче проявить себя как партнера игры, что в дальнейшем послужит базой для взаимопонимания и доверия к своим сверстникам. Ребенка умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет можно легко заинтересовать игрой другого.

Выполнение норм поведения зависит и от внутреннего побуждения ребенка, от того какие чувства он испытывает и какие чувства испытывают к нему его партнеры в игре. В маленьком игровом коллективе, где основой служит в большинстве своем личная симпатия, детям легче выстроить дружеские отношения, соблюдать нормы коллективного поведения.

Для развития коллективного творчества, умения анализировать свои действия важен навык подведения итога в игре. На помощь может прийти такой прием как разговор с детьми в конце игры. Такие разговоры способствуют развитию мыслить не только самостоятельно, но и с перспективой на будущее. Во время беседы педагог учит детей с достоинством оценивать свои поступки, анализировать поступки других героев игры, размышлять: почему игра так закончилось и что можно изменить в следующий раз.

Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют расширить тематику игр, появляются сюжетно-ролевые игры. Однако в этом возрасте у детей интерес к сюжету еще неустойчив, и они от одной игры легко переходят к другой. Следовательно, в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в совместные игры только при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. -№ 06. — С. 62–68.
  2. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1964. — № 4.
  3. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и всестороннее воспитание детей / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание.- 1983. — № 10 с. 38–46.
  4. ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е. В. Коточиговой — Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. — 72 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]