Лэпбук «Времена года» для младшей разновозрастной группы детского сада

По мере взросления у детей появляется множество вопросов: «Что это такое?», «Для чего это нужно?» и пр. Взрослые должны уделять ребенку, который активно развивается, больше внимания. В статье рассмотрим советы, как легко и быстро обучить малышей названиям месяцев года.

Дети интересуются различными темами, в том числе и серьезными. Когда родители сталкиваются с чем-то подобным, они начинают задумываться, как правильно ответить или объяснить. К примеру, они слышат вопрос: «Мама (папа), а что такое ноябрь?». Как в доступном виде объяснить малышу, что в году 12 месяцев, из которых 3 – зимних, 3 – весенних, 3 летних и 3 осенних? Что у каждого месяца есть название, что январь – это зимний месяц, а июль – летний? Как выучить с ребенком названия всех месяцев? И не просто выяснить, а научить различать их по конкретным признакам?

С чего начинать обучение?

Начинать объяснение необходимо с того, что такое месяц в целом, сколько их в году и почему принято делить год на сезоны. Затем необходимо рассказать об общепринятом порядке и начать обучение с изучений месяцев, начиная с первого – января.

Обратите внимание! Быстрый способ запоминания количества дней в месяце: сжать кулак и посмотреть на косточки. Первая – январь. Месяц на косточке имеет 31 день, на впадине – 30.

Название месяцев в детских картинках

Все дети любят игры. Малышу будет интереснее и проще изучать названия месяцев, если ему будут показывать сюжетные иллюстрации либо презентации. Если родители самостоятельно сделают презентацию про времена года и сезоны для своего ребенка, это будет еще лучше. Отличный вариант – создание ее совместно с ребенком. Так он быстрее запомнит названия.

Отыскав иллюстрации о каждом месяце и показав их ребенку, родитель сможет закрепить их названия в его памяти. Для этого нужно подобрать картинки, демонстрирующие жизнь животных в каждый из сезонов, тип одежды для каждого времени года и т.д.

Чтобы заинтересовать сына (дочь), презентация должна быть красочной. Также можно отобразить особенности каждого месяца. К примеру, сентябрь – опадают листья, начинается учебный год, и дети идут в школу. В презентациях можно делать акцент на праздниках. Например, декабрь – Новый год, украшение елки и дома. Обязательно включить в них День рождения ребенка – этот день он точно знает и запомнит.

Зимние месяцы

Ребенку нужно объяснить, что зимних месяцев 3 – декабрь (заканчивает год и начинает зиму), январь (начинает год) и февраль (самый суровый месяц, с метелями и снегопадами). К рассказу важно подобрать тематические картинки.

Весенние месяцы

Первый весенний месяц – март. Это период, когда появляются первоцветы – подснежники. Второй месяц имеет название апрель. Это период изменчивой погоды: то солнце светит, то дождь идет. Третий месяц – май – время, когда природа начинает одевать лес. К объяснению также подобать сюжетные иллюстрации.

Летние месяцы

Июнь – первый месяц лета. В давние времена имел название «червень». В этом месяце есть самый длинный день и самая короткая ночь в году – 22 июня. За июнем следует июль – месяц, когда интенсивно цветет липа. Заканчивает лето – август – пора жатвы. Кроме картинок можно подобрать загадки, описывающие каждый месяц.

Осенние месяцы

Осенних месяцев тоже 3: сентябрь (ранняя осень), октябрь (золотая осень) и ноябрь (поздняя осень). К описанию сезона можно подобрать приметы на каждый месяц.

Дидактическое пособие «Времена года»

Дидактическое пособие «Времена года»

Цель:

сформировать у детей дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе на основе дерева.

Задачи

:

формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева;

формировать первоначальные знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.;

развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;

расширять и обогащать словарь детей по темам «Времена года», «Птицы», «Зачем нужны деревья?»;

стимулировать творческую активность детей;

воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Дерево «Времена года» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Ствол и крона дерева изготовлены из плотного картона. На кроне дерева набиты штапики, на которые вешаются модели и картинки предметов. К пособию прилагаются модели листьев, плодов (яблоки, груши), цветов, снежинок, картинки птиц, картинки символы.

В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методические приемы работы с дидактическим пособием.

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.

По заданию педагога или самостоятельно дети могут развешивать модели и картинки предметов на дереве.

Игра
«Когда это бывает?»
Цель:

закреплять знания детей о характерных признаках времен года.

Материал:

предметные модели, картинки с признаками времен года, карточки с сезонной одеждой, магнитная доска.

Ход игры:

Вариант 1.

Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые соответствуют описанию, подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей времени года (объясняя свой выбор), расположить их на магнитной доске. Далее педагог просит ребенка отобразить на макете дерева с помощью моделей, как в это время года выглядит дерево.

После того, как ребенок справился с заданием можно:

— попросить назвать месяцы данного времени года;

— спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;

— предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.

Например.

Педагог рассказывает:

«Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»

«С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»

«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает. Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.

«Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»

Вариант 2.

Четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.

Можно усложнить игру. Предложить ребенку расположить предметные модули на дереве, отображая все времена года начиная с зимы (весны…).

Ребёнок должен зрительно разбить крону дерева на четыре сектора и развесить на них предметные модели, характерные для каждого сезона.

Для усвоения материала и более интересного проведения игры, можно использовать стихи и загадки.

Игра:
«Кто куда прилетел?»
Цель:

закреплять знания детей по теме «Птицы».

Материалы:

предметные модели и картинки (кормушка, скворечник, зимующие и перелетные птицы), загадки, карточки с описанием птиц.

Ход игры.

Педагог предлагает детям развешивать картинки птиц в соответствии с заданием.

Например. Педагог развешивает предметные модели на дереве, характерные для того или иного времени года, и говорит: зимой (весной) на дерево прилетело много птиц. На самую верхнюю веточку дерева прилетела птичка, читает загадку о птице. Ребенок, который отгадал загадку, находит картинку этой птицы и размещает ее на дереве (на верхней ветке). Педагог продолжает: слева от нее присела птичка и снова читает загадку, ребенок отгадавший загадку, находит картинку и размещает на дереве. Взрослый говорит, что на кормушке разместились две птицы и читает загадку. Ребенок, отгадав загадку, должен найти две картинки одинаковых птиц и разместить их на кормушке…

После того как развесили птиц, можно предложить детям:

— назвать птиц, используя слова: вверху – внизу, справа – слева, на, около, между; сосчитать всех птиц, которые прилетели на дерево,

— попросить объяснить, почему этих птиц называют зимующими (перелетными);

— предложить рассказать о какой – либо птице;

— придумать небольшой рассказ (историю), что произошло потом.

Игра:
«Небылица»
Цель:

развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.

Материалы:

предметные модели (листья, плоды, цветы, снежинки, зимующие и перелетные птицы), картинка кормушка, скворечник.

Ход игры.

Педагог на дереве располагает предметные модели. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно.

Например. Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).

Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.

Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.

Игра:
«Деревья – наши друзья!»
Цель:

формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.

Материалы:

карточки – символы (условные обозначения).

Ход игры.

Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.

Например. Педагог зачитывает фразу:

«Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.

«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»

«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»

«Деревья не дают ливням разрушать почву»

«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»

«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются).»

«Деревья нам нужны, как источник древесины»

«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару. (В тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 С ниже, чем на открытом месте.)»

«А еще деревья очень украшают нашу землю!»

После того, как развесили карточки — символы, можно предложить детям:

— придумать небольшой рассказ (историю), о том, как они с мамой, папой (воспитателем) сажали весной саженцы;

— поразмышлять: зачем люди сажают деревья, как оберегать деревья.

Как учить название месяцев по книжкам

Специалисты рекомендуют купить детские учебно-развивающие книги о временах года и месяцах. Такие пособия в доступном виде объясняют малышам особенности природы, признаки месяцев. Некоторые издания таких книг содержат задания на закрепление материала, которые укрепят в памяти изученную тему.

Помочь выучить названия месяцев смогут стихи. После их изучения улучшится память. Покупать нужно специальную литературу со стихами, сказками и рассказами о 12 месяцах. Отлично себя зарекомендовала книга «365 сказок на ночь». Картинки в ней рассортированы по сезонам, а каждая страница соответствует одному календарному дню. В книге содержатся стихи и рассказы, полностью раскрывающие тему 12 месяцев. Она отлично подходит для обучения с малышами. Не менее полезна энциклопедия «Времена года» с ответами на множество вопросов.

Учим названия месяцев, играя

Театрализованные сцены помогут ребенку запомнить названия месяцев и сезонов. Малыш может быть как участником, так и зрителем. Также можно подобрать загадки или придумать их самому. Например, нарисовать людей в одежде по сезонам и попросить ребенка назвать, в какое время года носят такую одежду. Полезным будет и рисование с малышом картинок, которые соответствуют каждому сезону.

Отличный способ изучения и запоминания месяцев – дидактическая игра. Они разрабатываются специально для детей-дошкольников. Также они демонстрируют взаимосвязи с окружающей средой, развивают память и логику.

Информация, которая интересна детям, запоминается быстро. Они всегда хотят узнать много нового, поэтому задают взрослым вопросы и познают мир. Дети – хорошие собеседники, которые умеют слушать. Изучение месяцев – занимательная тема для ребенка. Он с удовольствием будет ее изучать с мамой или папой.

Фото-примеры готовых макетов и поделок

Макет дерева «Времена года» не обязательно должен быть бумажным, дидактическую игру можно сделать и из фетра. В таком случае отдельные элементы могут быть и съемными.

Работать вместе с ребенком над созданием дерева из картона «Времена года» – это не только увлекательно, но и очень полезно. Новые знания лучше усваиваются, если они подаются в игровой форме, поэтому при создании поделки можно рассказать малышу про смену сезонов, погодные явления, а также про особенности жизни животных и птиц.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]