Картотека подвижных игр для первой младшей группы детского сада


Классификация подвижных игр

Разнообразие задач проведения этого типа забав обуславливает необходимость систематизации подвижных игр по видам, а именно:

  • на развитие умения бегать и прыгать (младшим дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);
  • на ориентирование в пространстве;
  • на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);
  • на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;
  • на подражание;

    В играх на подражание дети не только пытаются повторить движения животных, взрослых, но и имитируют разные звуки

  • с мячом (в том числе и для формирования партнёрских отношений между детьми);
  • на освоение навыка лазания;
  • на развитие внимания.

По месту в образовательном процессе игры для детей 1,5–3 лет можно разделить на четыре вида:

Исходя из видов, можно сделать вывод о том, что подвижные забавы проводятся на каждом занятии не только в форме физкультпаузы, но и на отдельных уроках: физкультуре, хореографии (если эта дисциплина включена в программу ДОУ), музыкальном занятии.

Цели и задачи проведения подвижных игр

В первой младшей группе особое внимание уделяется играм, требующим разной степени подвижности малышей. Такие забавы являются основной формой выполнения миссии образовательного процесса, заключающейся в:

  • обеспечении разностороннего развития детей (физического, эмоционально-волевого, духовного);
  • укреплении здоровья;
  • развитии навыка следовать правилам игры;
  • стимулировании желания играть с товарищами, взрослыми;
  • воспитании потребности быть частью коллектива.

    Подвижные игры — это коллективный вид работы, воспитывающий в малышах дух сотрудничества

Реализация поставленных целей в первой младшей группе возможна при систематическом и последовательном решении задач проведения игр подвижного типа:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • освоение навыка выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом;
  • совершенствование базовых движений (бега, ходьбы в разном темпе, бросания и катания мяча, прыжков);
  • обучение выразительности движений через имитацию (прыгать, как зайчики, пить водичку, как цыплята и пр.);
  • тренировка умения не терять ориентацию в игровом пространстве;
  • отрабатывать навык двигаться друг за другом и завершать движение по определённому сигналу ведущего (педагога);
  • воспитание навыка согласовывать свои действия с правилами игры и другими участниками;
  • поощрение самостоятельности.

Анализ и самоанализ проведения подвижной игры

Оба вида разбора проводятся по одинаковой схеме с той лишь разницей, что анализ делают наблюдатели, в роли которых выступают коллеги, методисты, а самоанализ проводит сам педагог. Первые оценивают уровень методической грамотности педагога при проведении игры и подготовку малышей в процессе выполнения игровых действий. Воспитатель же самоанализом помогает себе выявить организационные недостатки в работе. Кроме того, и самоанализ, и анализ оценивают уровень создания положительного микроклимата в детском коллективе.

Протокол разбора

  1. Время начала игры.
  2. Количество играющих.
  3. Соответствие целей и задач забавы возрасту малышей.
  4. Кем инициируется игра. В первой младшей группе в этой роли всегда выступает педагог.
  5. Приёмы создания интереса к игре (загадки, объяснения, показ картинок).
  6. Логичность объяснения (повторения) правил игры. Важно отметить, назвал ли педагог местоположение игроков, перечислил ли атрибуты, которые потребуются малышам. Важно в ходе этих пояснений не отвлекаться на замечания.
  7. Принятие детьми правил игры, причины нарушений (если они были).

    В этом же пункте анализируются причины агрессивного поведения детей в ходе игры, если такие проявления были

  8. Оценка уровня подготовки атрибутов (выполненные самим педагогом, готовые).
  9. Способ распределения ролей в игре. Для первой младшей группы педагог их распределяет сам. Во втором полугодии возможно использование считалочек для определения персонажей игры.
  10. Уровень выполнения детьми игровых заданий (как преодолевают трудности, оказывают ли помощь, проявляют ли выдержку).
  11. Насколько развиты у детей ловкость, быстрота, выносливость. Важно, чтобы малыши не просто выполняли игровые движения, но и проявляли инициативу в создании комбинаций действий.
  12. Соблюдение этических норм поведения в процессе игры. Этот критерий оценивает проявления взаимопомощи маленьких воспитанников по отношению друг к другу, развитие умения находить общий язык, способность уступить.
  13. Оценка роли воспитателя. Насколько уместны и логичны советы педагога в процессе игры, как часто берёт на себя роль наблюдателя.
  14. Как проходит подведение итогов: отмечает ли педагог отличившихся детей, хвалит ли всех.
  15. Длительность игры и количество её повторений.

Подвижные игры в первой младшей группе направлены на развитие физических способностей и укрепление здоровья детей. Кроме того, проведение таких забав на занятиях, во время досуга способствует социализации и развитию речи детей 1,5–3 лет. Для успешного осуществления поставленных задач педагогу необходимо учесть все требования к организации и проведению подвижных игр, а также приложить максимум своих методических знаний для детальной разработки конспекта игровой деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]