Классификация подвижных игр
Разнообразие задач проведения этого типа забав обуславливает необходимость систематизации подвижных игр по видам, а именно:
- на развитие умения бегать и прыгать (младшим дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);
- на ориентирование в пространстве;
- на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);
- на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;
- на подражание;
В играх на подражание дети не только пытаются повторить движения животных, взрослых, но и имитируют разные звуки
- с мячом (в том числе и для формирования партнёрских отношений между детьми);
- на освоение навыка лазания;
- на развитие внимания.
По месту в образовательном процессе игры для детей 1,5–3 лет можно разделить на четыре вида:
- забавы на прогулке (проводятся на улице);
- физкультпаузы (организуются в процессе занятий для релаксации и смены видов деятельности);
- досуговая активность (для времяпрепровождения вне занятий — на прогулке, на утренниках, в процессе самостоятельно деятельности);
В тёплое время года подвижные игры — основной вид деятельности на прогулке
- народная игра (для знакомства с традициями и обычаями своего народа).
Исходя из видов, можно сделать вывод о том, что подвижные забавы проводятся на каждом занятии не только в форме физкультпаузы, но и на отдельных уроках: физкультуре, хореографии (если эта дисциплина включена в программу ДОУ), музыкальном занятии.
Цели и задачи проведения подвижных игр
В первой младшей группе особое внимание уделяется играм, требующим разной степени подвижности малышей. Такие забавы являются основной формой выполнения миссии образовательного процесса, заключающейся в:
- обеспечении разностороннего развития детей (физического, эмоционально-волевого, духовного);
- укреплении здоровья;
- развитии навыка следовать правилам игры;
- стимулировании желания играть с товарищами, взрослыми;
- воспитании потребности быть частью коллектива.
Подвижные игры — это коллективный вид работы, воспитывающий в малышах дух сотрудничества
Реализация поставленных целей в первой младшей группе возможна при систематическом и последовательном решении задач проведения игр подвижного типа:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- освоение навыка выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом;
- совершенствование базовых движений (бега, ходьбы в разном темпе, бросания и катания мяча, прыжков);
- обучение выразительности движений через имитацию (прыгать, как зайчики, пить водичку, как цыплята и пр.);
- тренировка умения не терять ориентацию в игровом пространстве;
- отрабатывать навык двигаться друг за другом и завершать движение по определённому сигналу ведущего (педагога);
- воспитание навыка согласовывать свои действия с правилами игры и другими участниками;
- поощрение самостоятельности.
Анализ и самоанализ проведения подвижной игры
Оба вида разбора проводятся по одинаковой схеме с той лишь разницей, что анализ делают наблюдатели, в роли которых выступают коллеги, методисты, а самоанализ проводит сам педагог. Первые оценивают уровень методической грамотности педагога при проведении игры и подготовку малышей в процессе выполнения игровых действий. Воспитатель же самоанализом помогает себе выявить организационные недостатки в работе. Кроме того, и самоанализ, и анализ оценивают уровень создания положительного микроклимата в детском коллективе.
Протокол разбора
- Время начала игры.
- Количество играющих.
- Соответствие целей и задач забавы возрасту малышей.
- Кем инициируется игра. В первой младшей группе в этой роли всегда выступает педагог.
- Приёмы создания интереса к игре (загадки, объяснения, показ картинок).
- Логичность объяснения (повторения) правил игры. Важно отметить, назвал ли педагог местоположение игроков, перечислил ли атрибуты, которые потребуются малышам. Важно в ходе этих пояснений не отвлекаться на замечания.
- Принятие детьми правил игры, причины нарушений (если они были).
В этом же пункте анализируются причины агрессивного поведения детей в ходе игры, если такие проявления были
- Оценка уровня подготовки атрибутов (выполненные самим педагогом, готовые).
- Способ распределения ролей в игре. Для первой младшей группы педагог их распределяет сам. Во втором полугодии возможно использование считалочек для определения персонажей игры.
- Уровень выполнения детьми игровых заданий (как преодолевают трудности, оказывают ли помощь, проявляют ли выдержку).
- Насколько развиты у детей ловкость, быстрота, выносливость. Важно, чтобы малыши не просто выполняли игровые движения, но и проявляли инициативу в создании комбинаций действий.
- Соблюдение этических норм поведения в процессе игры. Этот критерий оценивает проявления взаимопомощи маленьких воспитанников по отношению друг к другу, развитие умения находить общий язык, способность уступить.
- Оценка роли воспитателя. Насколько уместны и логичны советы педагога в процессе игры, как часто берёт на себя роль наблюдателя.
- Как проходит подведение итогов: отмечает ли педагог отличившихся детей, хвалит ли всех.
- Длительность игры и количество её повторений.
Подвижные игры в первой младшей группе направлены на развитие физических способностей и укрепление здоровья детей. Кроме того, проведение таких забав на занятиях, во время досуга способствует социализации и развитию речи детей 1,5–3 лет. Для успешного осуществления поставленных задач педагогу необходимо учесть все требования к организации и проведению подвижных игр, а также приложить максимум своих методических знаний для детальной разработки конспекта игровой деятельности.