Похожие файлы
object(ArrayObject)#852 (1) { ["storage”:”ArrayObject”:private] => array(6) { [["title”]> string(284) “Перспективный план трудовой деятельности Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе режимных моментов Возраст детей 4-5 лет (средняя группа)” ["["seo_title”]t; string(156) “pierspiektivnyiplantrudovoidieiatielnostisovmiestnaiadieiatielnostvospitatieliaidietieivprotsiessieriezhimnykhmomientovvozrastdietiei45lietsriedniaiaghruppa” [["fi["file_id”]tring(6) “313040” ["["cate["category_seo”]g(21) “doshkolnoeObrazovanie” [["su["subcat["subcategory_seo”]“planirovanie” ["["date["date”]ate["["date”]9” }}
object(ArrayObject)#874 (1) { [["st["storag["storage”["storage”:”ArrayObject”:private]ti["title["title”]i["title["title”]нирование деятельности старшего вожатого, виды и формы планов. Организация деятельности детского объединения в 2015- 2016 учебном году. ” ["["seo_["seo_title["seo_title”]["["seo_["seo_title”]-nosti-starshiegho-vozhatogho-vidy-i-formy-planov-orghanizatsiia-dieiatiel-nosti-dietskogho-obiedinieniia-v-2015-2016-uchiebnom-ghodu” [["fi["file_i["file_id”]e_i["fi["file_id”]"fi["file_i["file_id”]["catego["category_seo”]"ca["category_seo”]["subcategor["subcategory_seo”]su["subcategory_seo”]"da["date["date”]da["date”]["date”]f6c2aefcd6c040b">
object(ArrayObject)#852 (1) { ["["stor["storage["storage”:”ArrayO["storage”:”ArrayObjec["storage”:”ArrayObject”:private]le”["["titl["title”]l["["title”]с ” [["se["seo_ti["seo_title["seo_title”]["se["seo_title["seo_title”]["seo_title”]["seo_title”]["file_i["file_id”]"fi["file_id”["file_id”]["file_id”]c[["c["file_id”]a["category_seo”]u["subcate["category_seo”]"su["subcategory_seo”]t["su["subcategor["subcategory_seo”]отите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:
- Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар). В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
- Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
- Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы
- Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду
Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
- Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
- Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
- Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
- Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь - С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
- Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
- Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
- Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
- Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
- Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
- Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
- Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
- Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистотеХвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада
Наталья Кравченко
Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада
«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд»
В. А. Сухомлинский
Художественный ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Художественный ручной труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.)
и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
(в скобхах не говорить)
Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Отдельные элементы художественного ручного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство»
завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.
Занимаются художественным ручным трудом дети младших и средних групп в утренние и вечерние отрезки времени совместно с воспитателем.
Известно, что в жизнь детей в детскомсаду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют ребенку радость. Игра и художественное ручное творчество имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь художественной ручной деятельности с игрой.
Остановимся на сюжетно-ролевой игре. Дети средней группы могут создавать предметы для игры.
(фото-конфеты, бусы, декоративные салфетки, коврики)
Так, для игры в «Дом»
дети изготовили конфеты для чаепития из фантиков, для
«мамы»
– аксессуар к одежде — бусы из бумаги Для кукольной комнаты – декоративно оформленные предметы – салфетки, коврики.
(фото с предметами для Поликлиники)
Для игры в «Поликлинику»
дети сами готовили из бумаги тетради – истории болезни, бланки для рецептов. Вырезали из картона градусники и таблетки.
Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключается во взаимосвязи ручного труда и игры-драматизации. Для игр-драматизаций дети могут изготовить сами декорации или их части, детали костюмов, маски.
(фото с ободками)
Так, подгруппа детей подготовила маски для драматизации русской народной сказки «Теремок»
(самостоятельно вырезали готовые изображения, использовали дополнительный материал для оформления усов, глаз, ушей, носов, с помощью клея крепили изображения персонажей на ободок).
С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать маски для подвижных игр: «Кот и мыши»
,
«Лохматый пес»
,
«Караси и щука»
и т. д.
Интересные возможности для установления связи между художественным ручным трудом и игрой содержатся в дидактических играх. Дети средней группы способны изготовить дидактические игры (в аппликации)
: домино, лото, парные картинки, разрезные картинки.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого ребенка есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение создать изображения сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя создать общий макет к какому-либо произведению.
(фото – макет)
В совместной деятельности мы с детьми изготовили макет к сказке «Три медведя»
(дети – самостоятельно сделали бревна из бумаги, раскрасили втулки для персонажей и дерева)
Интерес педагогов к созданию коллективных панно не случаен: во первых, коллективные работы предусмотрены итоговым мероприятием по теме недели, во вторых детей радует коллективная работа, совместная деятельность по созданию одного общего изображения. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае богат по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных работ создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Создание коллективных изображений организуют в разных возрастных группах детского сада. В младших и средних группахиспользуется наиболее простая форма организации такой деятельности: каждый ребенок вырезает и склеивает какой-то объект (птица, цветок, цыпленок, дом и т. п., а затем из этих изображений составляется коллективное панно. Конечно, вместе с детьми работает воспитатель. Он выполняет ту часть работы, которая не по силам детям. В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, её ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого. Рассмотрим некоторые возможные темы коллективных композиций для средней группы;
«Птицы на ветке»
— тема недели
«Встречаем птиц»
«Улица города»
— тема недели
«Мой город»
«Цветы на поляне»
— тема недели
«Праздник весны и труда»
или
«Мир природы»
«Осенний ковер»
(узор из осенних листьев)
– тема недели
«Краски осени»
«Веселая карусель»
(по мотивам дымковских игрушек)
– тема недели
«Город мастеров»
или
«Народная культура и традиции»
«Веселый поезд»
(поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком) – тема недели
«Транспорт»
.
(фото с новогодним панно)
В нашей группесозданы индивидуальные и коллективные композиции:
Так, например, в декабре месяце по теме недели «Новогодний калейдоскоп»
было изготовлено коллективное панно
«Новогоднее»
.
По теме недели «Здравствуй Зимушка Зима»
была изготовлена коллективная работа
«Снегири на ветки»
По теме недели «Мир природы»
была изготовлена коллективная работа
«Цветы на поляне»
Работы детей можно использовать и для организации выставок детского творчества, для украшения группы к праздникам так дети нашей группы изготовили индивидуальные композиции.
Ежики» (ежик сделан из шишки, — тема недели «Животный мир»
Леопард», леопард сделан из круп (рис и гречка)
— тема недели
«Животный мир»
«Осенний подсолнух»
(узор из осенних листьев)
– тема недели
«Краски осени»
«Груша»
(стружка карандашная)
– тема недели
«Быть здоровыми хотим»
(фото елочки, снеговики)
Для украшения группы к Новому году дети изготовили елочки из ватных дисков, снеговиков из втулок. Дети испытали радость от того, что сами украсили свой «дом»
. Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу.
Детские работы, поделки должны «жить»
в
детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. (Уже обговорены варианты подарков или открыток для пап на 23 февраля и мам на 8 марта).
В группе есть очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью, некоторые ребята сильно переживают неудачи. Поэтому целесообразно включать в совместную деятельность слова поддержки, шутку, юмор, сюрпризные моменты. При работе атмосфера должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей.
Таким образом, занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде». Роден
Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
- Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
- Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
- Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
- Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
- Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
- Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.
Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя
Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.
Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект занятия с детьми 3 лет «Труд с детьми на прогулке зимой» Труд с детьми на прогулке зимой (третий год жизни. Программное содержание. 1. Наблюдение на улице за работой дворника. 2. Воспитывать в детях уважение к труду людей. Учить приходить на помощь окружающим. 3.Трудовые действия: — расчистить дорожку, запорошенную снегом. — учить…
Программа по трудовому воспитанию детей от 1 года до 3 лет «Весёлый огород» Пояснительная записка Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является…
Анализ трудовой деятельности в младшей группе
В качестве оценки детской способности проявлять заботу, не лениться и трудиться проводится игра, участие в которой занимает длительное время. Самая распространенная среди воспитателей – игра в «Наш огород».
Воспитанникам предлагается высадить определенные семена и ухаживать за ними до состояния ростков. Полученную рассаду совместно с воспитателем высаживают на территории ДОУ либо в горшки в группе.
Интересно! Перспективный анализ позволяет не только выявить неспособных к уходу и заботе детей, но и наглядно рассказать ребятам о том, как выращивают некоторые привычные фрукты и овощи, травы.
Диагностика контроля трудолюбия
На протяжении всего года, время от времени, во время прогулок или в группе ребятам предлагается труд различного характера, посильный их возможностям. Воспитатель в игровой форме просит детей протереть с листвы комнатных растений пыль, подбадривая похвалой о том, какие мальчики и девочки уже выросли большие и все умеют, а общий друг Незнайка не умеет ни поливать цветы, ни пыль протирать. Все действо происходит на глазах воспитателя, но дети после нескольких тренировок уже должны сами налить воду в лейки, смочить тряпочки и поухаживать за цветами.
Внимание! Пока воспитанники увлечены процессом, воспитатель заполняет диагностическую карту группы, в которой делает отметки, насколько быстро каждый сообразил, где взять воду, как определить нуждающиеся в поливе растения, а также кто из дошкольников оказывал помощь товарищу, а кто эту помощь принимал.
Уход за растениями
Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.
Проектная деятельность проходит такие этапы:
- При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
- На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
- Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.
Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме
Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
Трудовое воспитание в младших группах детского садаметодическая разработка (младшая группа) на тему
МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира
Трудовое воспитание в младших группах детского сада
Воспитатель: Блашкова.Л.Р.
Кашира 2018
Трудовое воспитание в младших группах детского сада
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.
- 1.1 Цели и задачи трудового воспитания
- 1.2 Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
- 1.2.1 Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
- 3 Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
- 3.1 Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
- 4 Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
- 4.1 Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
- 5 Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
- 5.1 Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни
Обучение труду в дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Цели и задачи трудового воспитания
Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в младшей группе ДОУ:
- Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
- В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
- Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
- Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
- Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
- Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
- Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).
Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы
- Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
- Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
- Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.
Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду
Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:
- Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
- Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
- Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).
Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.
Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы
Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.
Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:
- Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.
Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь
- С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
- Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
- Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
- Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
- Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
- Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
- Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
- Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
- Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.
Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте
Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
Действия детей | Стихотворения |
Умываются, моют руки |
|
Убирают вещи |
|
Одеваются | Умываемся мы чисто, Одеваемся мы быстро. Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно. |
Расчёсываются | Бобик, ты такой лохматый, Не причешешь шёрстку лапой! На, возьми расчёску И поправь причёску. |
Принимают пищу | Хлеб и крошки не бросай И друг друга не толкай. Скатерть, платье не марай, Рот салфеткой вытирай. И красивый внешний вид Даст хороший аппетит. |
Чистят зубы | Зубы чистые всегда У весёлого бобра, Потому что наш бобрёнок Чистит их ещё с пелёнок. |
Сморкаются | Если носик твой сопит, Значит, он совсем забит. Свой платочек доставай, Нос получше вытирай. |
Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:
- Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
- Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
- Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
- Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
- Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
- Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.
Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя
Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.
Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
Автор | Блашкова Л.Р. МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира. |
Название | «Игрушки любят чистоту» |
Этапы ООД | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материал |
|
Вступительная часть (1–2 мин.) | В.: Ребята, послушайте стихотворение об игрушках.
В.: Ребята, а какие игрушки у вас самые любимые? (Ответы детей). Хотите поиграть с игрушками, которые живут в нашей группе? (Да). Собирайся народ, Паровоз гудок даёт: «Ту-ту-ту!» |
Основная часть (8–10 мин). | В группе сидит Мишка с мешком, из которого выглядывают игрушки. В.: Здравствуй, Мишка! (Дети тоже здороваются с Мишкой). Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки зачем-то в мешок положил? Мишка: Нет, я не брал ваши игрушки. Здесь в мешке игрушки моих медвежат, в которые они почему-то не хотят играть. Вот я и принёс их к вам, ребята. Поможете разобраться, почему медвежата не хотят играть в игрушки? (Воспитатель достаёт 2–3 игрушки из мешка, ставит на поднос). В.: Дети, посмотрите на игрушки, как вы думаете, почему же медвежата не хотят с ними играть? Дети: Игрушки грязные, немытые, неухоженные и др. Воспитатель: Конечно, кто же с такими игрушками играть захочет? Медвежатам нужно помочь, им ведь скучно без игрушек. Но и мы с вами сами поиграть хотели! Что же будем делать? (Дети предлагают варианты: играть или помогать). В.: А как нам правильно поступить, если Мишка ждёт от нас помощи? (Помочь Мишке и вымыть игрушки для медвежат). В.: Итак, ребята, мы решили вымыть игрушки. Посмотрите на себя, готовы ли вы трудиться? Мы будем мыть игрушки в воде, а как нам не намочить одежду и рукава? Правильно — надеть фартуки и подвернуть рукава. Мы сейчас всё приготовим, и я уверена, что каждый из вас справится и поможет Мишке. (Дети надевают фартуки). Индивидуальные поручения:
Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы. В.: Молодцы, справились!А я вам сейчас покажу, как правильно мыть игрушки. Подойдите все ко мне, встаньте так, чтобы всем было видно. Воспитатель проговаривает и показывает алгоритм работы:
В.: Ну что, запомнили? (Да). Повтор с детьми последовательности выполнения действий. В.: Катя, подойди к Мишке, возьми у него игрушку и принеси мне, я её чисто вымою, а Саша ополоснёт в чистой воде и поставит на салфетку сушиться. Процесс труда: звучит музыка, дети выполняют индивидуальные поручения. |
Итоговая часть (1–2 мин.) | В.: Молодцы, все отлично справились! Мы обещали помочь Мишке и помогли. Медвежата будут довольны. А почему мы смогли это сделать? Потому что теперь мы знаем, как правильно мыть игрушки. Мы работали дружно, все вместе, и у нас все получилось. Мишка: Спасибо вам, ребята. Давайте вместе потанцуем под весёлую музыку, а потом я отправлюсь к своим медвежатам. Минутка шалости (под музыку танец с мишкой). В.: Ребята, мы замечательно повеселились, а теперь нам нужно привести в порядок наши рабочие места. Дети наводят порядок, выполняют индивидуальные поручения. |
Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.
Проектная деятельность проходит такие этапы:
- При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
- На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
- Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.
Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме
Таблица: педагогического проекта в младшей группе
Автор | Блашкова Л.Р. МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира |
Тема | «Знакомство с профессией «Врача» |
Вид проекта | Групповой, творческий, информационный, игровой. |
Цель | Создать условия для формирования представлений у воспитанников о профессии повара. |
Задачи |
|
Подготовительный этап |
|
Основной этап |
|
Заключительный этап | Для оценки результатов была проведена итоговая беседа, которая показала, что уровень знаний по этой теме повысился. 72% детей самостоятельно ответили на предложенные вопросы:
20% детей ответили с помощью воспитателя. И только 8% затруднились с ответом. В процессе работы развился интерес к профессии «Врача», познавательная активность. Обогатился словарный запас по данной профессии. Дети стали понимать значимость труда врача, Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая работа по этой теме имеет положительный результат и даёт возможности для последующего развития в средней группе. Изучение темы «Врач» в ходе проектной деятельности вполне оправдывает себя, доставляя удовольствие от совместной деятельности не только детям, воспитателям, но и родителям. |
Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни
№ п/п | Критерии оценивания | Ф.И. детей | |||
1. | Развитие трудовой деятельности:
| ||||
2. | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
| ||||
3. | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
| ||||
Итого | «+» «-» | «+» «-» | «+» «-» | «+» «-» | |
Уровень | |||||
Оценка уровня: высокий уровень — все компоненты интегративного качества о; средний уровень — большинство компонентов о; низкий уровень — большинство компонентов о. |
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
Методы и приёмы организации труда
Согласно ФГОС, с самого младшего возраста детей требуется приучать к дозированной самостоятельности и трудолюбию. В течение каждого режимного дня дети выполняют ряд заданий, которые помимо своей прямой функции способны развивать смекалку и память. Например, когда младший воспитатель просит помощи в сервировке стола к обеду приборами кого-то из группы, юный помощник невольно вспоминает, кто из его друзей сидит с одной стороны стола, а кто с другой, кому уже предоставили ложку, а кому еще нет.
Белые мыльные перчатки
Самым распространенным методом является просьба о помощи: неопытная и расстроенная игрушка, попавшая в сложную ситуацию, просит помощи ребят, а те ей охотно помогают.
Дополнительная информация! С помощью небольшой хитрости можно заинтересовать детей в мытье рук, для этого воспитатель показывает, как с помощью мыла и воды сделать себе красивые белые перчатки, которые обладают волшебной силой – очищают кожу от грязи и бактерий.
Привить детям уважение к труду элементарно, если выбрать момент для начала обучения и следовать простому правилу – дети все делают, играючи. Если родителям дома удастся превратить важное дело в игру, ребенок без сопротивлений поиграет с пользой.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ФИЗМИНУТКА: «1 2 3 4 5 — СОЕДИНЯТЬ ОДНОИМЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ РУК БУДЕМ ЕЛКУ УКРАШАТЬ — ПОКАЗАТЬ «ЕЛКУ» — ПЕРЕПЛЕСТИ ПАЛЬЦЫ РУК. БУСЫ, ШАРИКИ, ИГРУШКИ — ЗАГИБАТЬ ПАЛЬЦЫ В КУЛАК ДОЖДИК, ЗВЕЗДОЧКИ, ХЛОПУШКИ ЕЛЬ В СИЯНИИ ОГНЕЙ СЖИМАТЬ И РАЗЖИМАТЬ «ЩЕПОТЬ» МОЖНО ПРИГЛАШАТЬГОСТЕЙ — ХЛОПОК,ЗАТЕМ ВЫТЯНУТЬ РУКИ ВПЕРЕД ЛАДОШКАМИ
ВОСПИТАТЕЛЬ – А СЕЙЧАС ВОЗЬМИТЕ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ КОЛОКОЛЬЧИКА, КАКИЕ ХОТИТЕ, ВЫБИРАЙТЕ СЕБЕ МЕСТО ЗА СТОЛОМ И ПРИСАЖИВАЙТЕСЬ — ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ЕЩЕ ЕСТЬ НА СТОЛЕ? (КЛЕЙ, ПРОВОЛОКА ТОЛСТАЯ И ТОНКАЯ, ФОЛЬГА, МИШУРА НАРЕЗАННАЯ ) -ВОСПИТАТЕЛЬ — ВЫ ЗНАЕТЕ РЕБЯТА, Я ТОЖЕ ХОЧУ ДЛЯ Д. МОРОЗА СДЕЛАТЬ ТАКОЙ КОЛОКОЛЬЧИК, ЕМУ БУДЕТ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ТОЛЬКО ВЫ МНЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ, ЕСЛИ Я ЧТО-ТО ЗАБУДУ. (КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРОГОВАРИВАЮ) — А ИЗ ЧЕГО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ЯЗЫЧОК? ДЕТИ: (ФОЛЬГИ) ВОСПИТАТЕЛЬ – КАКАЯ ТЫ МОЛОДЕЦ, ЕЕ НУЖНО В ЛАДОШКЕ СМЯТЬ. — РЕБЯТА, ЧТО ЧУВСТВУЮТЕ В ЛАДОШКАХ ? МНЕ ТОЖЕ ПОКАЛЫВАЕТ И ХОЛОДИТ, А ШАРИК НАДО СКАТАТЬ КРУГЛЫМ. -А ТЕПЕРЬ, КАК ДУМАЕТЕ, КАКУЮ НАМ ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ ПРОВОЛОКУ? (ТОНКУЮ) ВОСПИТАТЕЛЬ — Я ТОЖЕ ТАК СЧИТАЮ, УДОБНЕЕ ЯЗЫЧОК ПРИКРУЧИВАТЬ. — ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ШАРИКИ ПОЛУЧИЛИСЬ, А КАК ОНИ КАЧАЮТСЯ! ТОНКОЙ ПРОВОЛОКОЙ ОБМАТЫВАЕМ ХОРОШО ШАРИК, ПОСМОТРИТЕ, Я ПОКАЖУ. -КАК ЖЕ НАМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЯЗЫЧОК ОКАЗАЛСЯ ВНУТРИ КОЛОКОЛЬЧИКА? ДЕТИ: — (ЧЕРЕЗ ГОРЛЫШКО, ИЛИ СВЕРХУ ВСУНУТЬ) ВОСПИТАТЕЛЬ — ПРАВИЛЬНО! КАКОЙ ТЫ МОЛОДЕЦ! — РЕБЯТА, А У МЕНЯ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК, СЛЫШУ, А У ВАС? ДАВАЙТЕ ПОЗВОНИМ, ТАК ЗДОРОВО. ДЕТИ: — У МЕНЯ ТОЖЕ ЗВЕНИТ….. ВОСПИТАТЕЛЬ: – КОЛОКОЛЬЧИК ГОТОВ, МОЖНО УКРАШАТЬ ЕЛКУ, ИЛИ ЧТО-ТО ТУТ НЕ ХВАТАЕТ? ДЕТИ: — УКРАСИТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ: — КОНЕЧНО, ТЫ ПРАВА, ВЕДЬ СКОРО НОВЫЙ ГОД, ВСЕ ДОЛЖНО БЛЕСТЕТЬ И ИСКРИТЬСЯ, РАДОВАТЬ ГЛАЗ. У ВАС НА СТОЛЕ ФИГУРЫ ИЗ САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ФОЛЬГИ, БЕРЕМ ЛЮБОЙ ЦВЕТ, ОСТОРОЖНО ОТГИБАЕМ УГОЛОК, УБИРАЕМ НИЖНИЙ СЛОЙ И ПРИКЛЕИВАЕМ К СВОЕМУ КОЛОКОЛЬЧИКУ. УКРАШАЙТЕ, КТО КАК ХОЧЕТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: — ПОДНИМИТЕ, ПОЛЮБУЙТЕСЬ, КРАСИВО, НО ЧЕГО-ТО ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ… А Я ЗНАЮ СЕКРЕТ, КАК СДЕЛАТЬ НАШ КОЛОКЛЬЧИК ЕЩЕ КРАСИВЕЕ. ПОСМОТРИТЕ: ВОТ ТАК ОБМАКНУЛИ В ТАРЕЛОЧКИ С КЛЕЕМ, А ПОТОМ В НАРЕЗАННУЮ МИШУРУ, ОНА , КАК ПАЛОЧКИ, — ОЙ, КАКАЯ КРАСОТА ПОЛУЧАЕТСЯ, А У ТЕБЯ, МАРИНА… Д. МОРОЗУ НАШИ КОЛОКОЛЬЧИКИ ТОЧНО ПОНРАВЯТСЯ. — А ВАМ, РЕБЯТА, ОНИ НРАВЯТСЯ? ДЕТИ: — НРАВЯТСЯ ОЧЕНЬ. ВОСПИТАТЕЛЬ: — ТОГДА ВОЗЬМИТЕ В РУКИ СВОИ КОЛОКОЛЬЧИКИ, ПОЛЮБУЙТЕСЬ, ПОКРУЖИТЕСЬ С НИМИ. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА) — А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ИХ ВОТ В ЭТУ КРАСИВУЮ КОРОБКУ И ОТРПАВИМ Д.МОРОЗУ. (ДЕТИ АККУРАТНО СТАВЯТ В КРАСИВУЮ КОРОБКУ СВОИ КОЛОКОЛЬЧИКИ) ВОСПИТАТЕЛЬ: — ВОТ КАК ОБРАДУЕТСЯ Д.МОРОЗ! ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО УКРАСИТ НАШИМИ НОВОГОДНИМИ ИГРУШКАМИ ГЛАВНУЮ ЕЛКУ ПОСЕЛКА, И МЫ С ВАМИ СХОДИМ ПОЛЮБОВАТЬСЯ НАШИМИ КОЛОКОЛЬЧИКАМИ.
Следующая > |
Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).
Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.
- Автор: Марина Яковлева
- Распечатать
Оцените статью: (9 голосов, среднее: 3.2 из 5)