Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах
Развитие — это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.
Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет
Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет
Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений — прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:
- обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
- формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
- воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).
Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет
Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:
- включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
- стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
- понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).
Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.
Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе
Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах
Образовательная область | Задачи для первой младшей группы | Задачи для второй младшей группы |
Познание |
|
|
Социально-коммуникативное направление |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Физическое развитие | Обучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки). | Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки). |
Xудожественно-эстетическое развитие |
|
|
Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.
Примерить на себя роль взрослого ребёнку помогают сюжетно-ролевые игры
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект занятия по развитию речи для детей группы раннего возраста «Снеговик в гостях у ребят» Конспект занятия по развитию речи для детей группы раннего возраста Тема: «Снеговик в гостях у ребят» Программные задачи: Образовательные: — Закреплять знания детей о характерных признаках зимы; -Уточнять и закреплять словарь по теме: «Одежда»
. — Закреплять название белого…
Конспект развлечения в группе раннего возраста «Зимняя прогулка» Воспитатель спрашивает: -Ребята, кто знает, какое сейчас время года? ( Зима . Правильно, на улице зима. А как вы догадались? ( На улице холодно, лежит снег. -Молодцы. Но мы, ребята, все равно любим гулять. И сегодня мы пойдем на прогулку. Давайте потеплее оденемся. Игра «Зимняя…
Виды занятий по развитию в младших группах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:
- интеллекта;
- эмоционально-волевой сферы;
- внимания;
- речи;
- основных движений;
- творческих способностей;
- культурно-гигиенических навыков (КГН);
- нравственно-патриотических чувств.
На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности
Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:
- ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
- развитию речи (1 раз в неделю);
- формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
- физической культуре (2 раза в неделю);
- изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
- музыке (2 раза в неделю).
Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.
Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:
- хореографией (1 или 2 часа);
- с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
- английским языком;
- экологическим воспитанием.
Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.
Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе
Методы и приёмы для развития младших дошкольников
При разработке занятий по развитию педагог активно обращается к копилке приёмов (средств) в рамках используемых в работе методов.
Таблица: приёмы на занятиях по развитию с детьми 1,5–4 лет
Метод | Приёмы | Когда и для чего может использоваться | Пример (группа) |
Наглядность | Показ объекта | При знакомстве с темой на всех видах занятий. | Картинки, иллюстрирующие тему «Домашние животные», на которых представлены взрослые особи и их детёныши (первая младшая группа). Плакаты с изображениями цифр (первая и вторая младшие). |
Показ образца | При отработке практического навыка. Как правило, на занятиях изобразительной деятельностью. | Прежде чем давать задание малышам второй младшей группы нарисовать одуванчик ватными палочками, педагог показывает картинки, нарисованные в этой технике. | |
Показ способов действия | Для того чтобы дети запомнили порядок движений в подвижной игре или ход действий при создании «шариков» из пластилина, педагог сам показывает процесс выполнения. | В первой младшей группе этот приём активно применяется и при проведении сюжетно-ролевых игр: у детей нет необходимого для них опыта, поэтому, чтобы показать, как ведёт себя кассир в магазине или врач, воспитатель изображает эти понятия в виде загадки, которую будут загадывать малыши своим одногруппникам. | |
Использование технических средств обучения (ТСО) |
| Например, в первой младшей группе при обучении правильно мыть руки с малышами можно смотреть серию «Осьминог» мультфильма о малышариках. | |
Речевые методы | Рассказ | Обычно используется для мотивации детей перед той или иной деятельностью. | Например, для введения детей второй младшей группы в тему «Элементарные фигуры: квадрат», перед выкладыванием квадрата из счётных палочек я рассказываю историю о том, как злая Баба-Яга захотела навредить доброму царю Квадрату и сломала его фигурку на столе. Дети помогают Квадрату, складывая «его» на столах. |
Беседа (полноценное использование возможно только со второй младшей группы, когда у ребят уже и опыта немного есть, и словарный запас немаленький). | Используется, как правило, в начале занятия для мотивации детей. | К примеру, тему о семье мы с ребятами 3–4 лет начинаем с ответов на вопросы:
| |
Рифмовки (стихотворения, загадки), чистоговорки. | Загадки и стихотворения применяются для мотивации, а чистоговорки для отработки звукопроизнесения. | Например, перед рассмотрением темы «Треугольник» в первой младшей группе со своими воспитанниками при помощи загадок мы повторяем уже выученные фигуры — круг и квадрат:
| |
Практические методы (призваны решить организационные вопросы в планировании занятия) | Планирование выполнения заданий | Очень важно, чтобы задания были логичными и грамотными: презентация нового материала, его связь с уже известным, отработка, закрепление. | |
Постановка задачи | Новая задача должна логично продолжать начатую ранее работу. Например, рассмотрение темы «Птицы осенью» во второй младшей группе является продолжением начатой в первой младшей темы «Птицы». | ||
Анализ результатов работы | Мониторинг необходим для выстраивания стратегии работы по развитию малышей, составления конспектов занятий. | ||
Контроль и коррекция | Приём необходим для того, чтобы вовремя начать работу со специалистом. Например, если малыш не просто пропускает звук, не выговаривая его, а заменяет его, то есть в его сознании произошла подмена одного звука другим, и сама по себе ситуация не изменится. | ||
Выяснение причин недостатков и разработка проекта их исправления | Если у детей не исправлять ошибки, то усвоение нового материала будет затруднено. Если не отследить время появления звуков, то можно пропустить момент, когда произойдёт замещение сложного звука. А это, в свою очередь, существенно снижает вероятность того, что звук, который малышом не выговаривается, появится. | ||
Информативно-рецептивный метод (педагог презентует информационный блок, а дети пытаются его осмыслить) | Наблюдение | Дети на прогулке наблюдают за сезонными изменениями и обсуждают их. | |
Экскурсии | Этот приём практикуется не во всех ДОУ. Предполагает наблюдение и обсуждение представленных объектов. | ||
Эвристический | Дети самостоятельно ищут информацию по тому или иному вопросу. В первой младшей группе не используется, а во второй только при условии включения родителей в образовательный процесс. Например, при помощи задания создать проект семейного дерева. | ||
Игры (основной вид деятельности у детей) |
|
Ознакомиться с примерами разных игр для младших дошкольников можно здесь. | |
Метод практических заданий (чаще всего являются формой проведения рефлексии по той или иной теме) |
| Например, знакомство с цифрой «1» в первой младшей группе можно подытожить аппликацией или раскрашиванием шаблона красками и пальчиками или традиционно, кисточкой. |
Видео: малышарики о мытье рук в серии «Осьминог»
Оформление предметно-развивающей среды в группе
Важной составляющей группы наглядных приёмов является предметно-развивающая среда, оформление которой для детей 1,5–4 лет имеет игровую направленность. При этом наполнение каждой из зон для младших дошкольников не имеет кардинальных отличий.
Это интересно. Материалы могут быть как фабричными, так и изготовленными своими руками.
Таблица: разновидности и наполнение предметно-развивающих зон для младших дошкольников
Предназначение уголка | Что входит |
Спортивный |
|
Для творческой активности |
Для детей 3–4 лет список дополняется клеем и ножницами. |
Игровой |
|
Музыкальный |
|
Речевой |
|
Книжный (часто располагается совместно с зоной речевого развития) | 4–6 книг со сказками, сборниками детских рифмовок и пр. по программе (русские народные сказки, произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», стихотворения С. Михалкова, А. Барто и др.). |
Математический |
|
Зона экспериментальной деятельности | Выставки из природных материалов необычной формы или интересно оформленные (каштаны, жёлуди, икебаны из осенних листьев). Для детей 3–4 лет могут добавляться средства для проведения наблюдений, например, лупа. |
Уголок для строительства из конструктора | Конструкторы из разноцветных деталей. |
Зона живой природы |
|
Уголок трудового воспитания | Оформляется со второй младшей группы. В него входят:
|
Во второй младшей группе предметно-развивающая среда дополняется, но не меняется полностью
Сюжетно-ролевые игры
Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).
Методика проведения занятий по развитию в младших группах ДОУ
Поскольку развивающие цели есть в каждом занятии в детском саду, то обозначить, а значит, и проследить, общую линию реализации этого направления работы с детьми можно с помощью ежедневного планирования деятельности малышей.
Таблица: пример ежедневного планирования в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Красикова О. Ю., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №106, г. Ангарск, Иркутская обл. | ||
Первая неделя сентября | |||
Дата | Утро | Прогулка | Вечер |
Понедельник | Знакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут. Подвижная игра (П/и) «Пальчики здороваются». Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук. Предложить детям игру с собачкой, которая лает. Обыграть сценку с собачкой, потом спеть песенку про собачку. Учить запоминать местонахождение игрушек в группе и класть их на свои места. | Наблюдение за ветром, как дует ветер, качаются деревья, на землю падают листья. П/и «Мотылёк». Цели:
Выносной материал:
Помочь детям включиться в игру, создать сюжет игры «Кукла Таня едет в гости». Показать, как нужно делать куличики для куклы. | Знакомство детей с кукольным уголком. Цели:
Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая. Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания. |
Вторник | Ласково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями. Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем. Знакомство детей со строительным уголком. | Наблюдение за птицами. Какие они бывают, форма, цвет, большие и маленькие. П/и «По тропинке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. Игры на поручение (соберём камушки с участка). | Знакомство детей с книжным уголком. Рассматривание и чтение сказки «Курочка Ряба». Цель: учить детей слушать. Беседы с родителями о том, как ребёнок провёл день. Продолжать учить детей запоминать местонахождение игрушек в групповой комнате и класть их на свои места. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/18/kalendarnoe-planirovanie-dlya-detey-rannego-vozrasta |
Ежедневный план помогает распределить задачи развития между разными видами деятельности
Таблица: пример ежедневного планирования во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Пинчук Л. В., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», г. Тамбов. | |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Последняя неделя сентября | ||||||||
Понедельник | Утро:
|
Цели:
| Индивидуальное задание ребёнку «Принеси много листьев (один лист)». |
| Дидактические игры:
Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей. | |||
Организованная образовательная деятельность | Рисование «Красивые лесенки». Цели:
| |||||||
Музыка по плану музыкального руководителя | ||||||||
Подготовка к прогулке. Прогулка:
|
|
|
| Бег детей по дорожкам с опавшими листьями, слушание их шуршания. Предложение детям выбрать один понравившийся им лист. | ||||
Работа перед сном | Развивающая игровая ситуация «Овощи, фрукты, ягоды» (с использованием стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Ушинского «Умей обождать»). Цели:
| |||||||
Вечер:
|
| С Полиной Б., Димой Е. — беседа по игрушке «Мяч», «Кукла». | Ситуация помощи «Грибочки рассыпались». Цель: развивать интерес к действиям взрослых, желание помочь. | Рассматривание картинок на тему «Где что растёт» в уголке природы. | ||||
Прогулка | Трудовое поручение «Жёлуди и шишки». Цели:
| |||||||
Вторник | Утро:
|
| Дидактическая игра с детьми «Что нам привёз Мишутка?». Цель: закрепить названия знакомых овощей и фруктов. | Игра с народными сборно-разборными игрушками «Собери грибочки в лукошко». Цели:
| Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке». Цель: закрепить знания детей об овощах их форме, величине, цвете. | |||
Организованная образовательная деятельность | ФЭМП «Количество». Цель: закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | |||||||
Двигательная деятельность по плану инструктора по физической культуре | ||||||||
Подготовка к прогулке. Прогулка:
|
| Разучить с детьми чистоговорки. | Трудовое поручение: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку и отвозить в определённое место. | Дидактическая игра «Вейся, венок». Цель: учить составлять из листьев разноцветные дорожки. | ||||
Работа перед сном | Мытьё рук с потешкой:
| |||||||
Вечер:
|
| Индивидуальное задание ребёнку «Возьми одну игрушку (много игрушек)». | Рассказы детей «Как мы ходили в лес». Цели:
| Рисование по трафарету «Что растёт на огороде?». | ||||
Прогулка |
| |||||||
Цит. по: https://infourok.ru/plan-na-kazhdiy-den-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1764067.html |
Проследить динамику развивающих целей помогает ежедневное планирование
Временной план занятия
С детьми 1,5–4 лет занятие любой учебно-воспитательной направленности длится 15 минут. Это время педагог делит на 4 этапа работы с темой:
- Введение в изучение материала, а также мотивация малышей и актуализация знаний, навыков и умений, которые у малышей уже есть — до 2 минут.
- Этап презентации новой информации в связке с тем, что дети уже знают, а также проведение физкультминутки — до 7 минут.
- Закрепление материала в практических заданиях — до 4 минут.
- Этап подведения итогов, включающий положительную оценку педагогом деятельности всех детей — до 2 минут.
Таблица: пример конспекта занятия «Животные и их детёныши» в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Медвецкая О., воспитатель МБДОУ Д/с «Ромашка», пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия. |
Введение | Дети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.
|
Изложение материала | <�… Дидактическая игра «Найди тень». Дети подбирают тень к животным, изображённым на слайдах презентации. Дидактическая игра «Чей малыш?». Дети называют детёныша лошади, коровы, собаки и др. Пальчиковая гимнастика «Щенок»…> <�… Дидактическая игра «Кто где живёт?». В.: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? (Нет). Почему? (За ними некому ухаживать). Какая опасность их подстерегает? (На них могут напасть дикие звери). Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)…> |
Закрепление | <�… Рисование «Котёнок». В.: Ребята, давайте нарисуем котёнка. Только рисовать его будем необычно, с помощью ладошки и способа «примакивание»: сложенная ладонь — это туловище котёнка, кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик. |
Подведение итогов | В.: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о домашних животных. Животным нужно дарить ласку, заботу и любовь. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-domashnie-zhivotnye-i-ih-det-nyshi.html |
На занятиях по развитию используются разные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и театрализованные
Таблица: пример конспекта занятия «В гости кошке» во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Чеканова Н. Г., воспитатель МБДОУ Д/с №1, г. Озёрск, Челябинская обл. |
Введение | Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки. В.: Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождения. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей. |
Изложение материала | В.: Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть. В.: Что мы поставим в середину и по краям стола? Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами…> <�… Стук в дверь. В.: А вот и гости пришли. (Воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком). Ребята, кто это? Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок…> <�… В.: У котёнка день рожденья, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»…> <�… В.: А теперь, ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У неё есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это? (Чашка). Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нём кипятят воду для чая, и он пузат. (Самовар)…> <�… В.: А теперь дети загадают вам свои загадки. Воспитатель вызывает желающих загадать загадку. Помогает детям с помощью шёпота на ушко, чтобы никто не слышал. Выслушиваются все желающие. |
Закрепление | В.: А сейчас зверята хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?». Обыгрываются игрушки — голоса животных и их детёнышей — грубый, тонкий, мягкий голосок. |
Подведение итогов | Педагог благодарит малышей за работу. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/26/seriya-zanyatiy-dlya-2-mladshey-gruppy |
Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе
Видео: занятие по ФЭМП на тему «Путешествие с Колобком» во второй младшей группе
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка» города Гурьевска»
Воспитатель Мартынова Людмила Анатольевна
Воспитатель Кононова Татьяна Викторовна
Непосредственная образовательная деятельность по математике и изобразительной деятельности направлена на усвоение детьми второй младшей группы знаний о частях суток, о разных эмоциональных состояниях человека и о возможности передачи цветовым пятном характера образа.
Ключевые слова: части суток, солнце, утро, вечер, день, ночь, грустный, радостный, солнечный зайчик.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребенка. Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога.
Эта проблема решается в процессе освоения образовательных областей интегрировано. Совокупность этих областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников. При проведении организованной образовательной деятельности соблюдались следующие принципы:
- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор дидактического и художественного материала
- активное включение детей в разнообразные виды деятельности: игровую, художественно-речевую, познавательную, изобразительную;
- создание эмоционального положительного климата;
- индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его предпочтений, склонностей, интересов;
- использование разнообразный методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.
Данная организованная образовательная деятельность получила высокую оценку коллег и родителей воспитанников на открытом просмотре в дошкольном учреждении.
Конспект поможет воспитателям дошкольных учреждений обогатить содержание работы с детьми второй младшей группы, удовлетворить их потребность к познанию, созидание и творчество.
Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, художественное творчество, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура».
Цели деятельности педагогов:
- Формировать представление о частях суток
- Развивать мышление, внимание, воображение и зрительное восприятие
- Знакомить с разным эмоциональным состоянием человека
- Учить цветовым пятнам передавать характер образа, работать с дидактическим материалом
- Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества личности.
Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Познание»: ребенок ориентируется в частях суток, получает систему знаний о предметах и явлениях.
Планируемый результат освоения содержания образовательной области «Художественное творчество»: ребенок передает цветовым пятном характер образа, проявляет аккуратность в процессе выполнения работы, самостоятельность.
Планируемые результаты интегративных качеств: ребенок интересуется новым в окружающем мире, способен самостоятельно действовать, принимает активное участие в образовательном процессе, умеет работать по правилу и образцу, принимает самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал: Мишка (игрушка), стенд с полками, картинки с изображением частей суток, модель солнышка, мольберт, кисть, желтая гуашь, зеркальце
- раздаточный материал: карточки с изображением частей суток, листы бумаги, желтая гуашь, кисти
- аудиозапись: звуки живой природы.
Методы и приемы:
- Словесные: художественное слово, наводящий вопрос, проблемная ситуация, ТРИЗ, словесная инструкция, словесная игра;
- Наглядные: сюрпризный момент, рассматривание;
- Практические: работа с дидактическим материалом, рисование;
- Игровые: «солнечный зайчик», «День и ночь», «Прогулка в природу».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: — Вставайте в кружок, давайте разбудим наши пальчики (пальчиковая игра)
«В прятки пальчики играли И головки убирали Вот так, вот так И головки убирали. Стали пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5 пошли пальчики спать. Вдруг проснулись, встрепенулись И начали играть Вот какие дружные Вот какие нужные.
II. Введение в тему.
Воспитатель: — Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл (подходит к Мишке)
Воспитатель: — Мишка, ты что такой грустный? Что случилось?
Мишка: — Меня попросили разложить картинки по-порядку на полочке, а я не знаю как правильно. Помогите, пожалуйста.
Воспитатель: — Поможем Мишке справится с заданием? (подойти к стенду, на котором размещены по одной демонстрационной картинке, содержащей основные признаки частей суток – утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель: — Но чтобы помочь «Мишке», мы сами должны разобраться и без ошибок выполнить задание. Будем разбираться?
Воспитатель: — Я внимательно посмотрела на эти картинки и увидела что-то общее. А вы видите? (если не ответят, загадать загадку).
«Без меня, не будет света. Без меня, не будет лета. По утрам, стучусь в оконца, Просыпайтесь, встало …» (солнце)
Показать модель солнышка.
«Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я Здравствуй, солнце, это я!»
Воспитатель: — Ребятки, поздоровайтесь с солнышком.
III. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: — Ребята, когда это бывает?
Утро проснулось,
Солнышко встало,
Все проснулись и потянулись.
Давайте подумаем, что же мы делаем утром (встаем, умываемся, идем в детский сад, делаем гимнастику, завтракаем).
Воспитатель: — Молодцы! Мы теперь знаем какие картинки нам надо поставить на первую полочку? Давайте помогать Мишке (дети выбирают нужные картинки из всех лежащих на столе и ставят на 1 полочку, индивидуальная работа).
Воспитатель: — А солнце тем временем поднимается все выше и выше. Покажите как оно поднимается высоко (дети приподнимаются на носочки, тянут руки как можно выше).
Воспитатель: — Наступает день и солнце зовет нас гулять. Давайте погуляем, подышим свежим воздухом, расправим плечики. На полянке много цветов, наклонитесь, понюхайте. Какой чудесный аромат.
Воспитатель: — А что же мы еще делаем днем? (занимаемся, гуляем, играем, обедаем, дневной сон) Ребята, сможем мы найти правильно картинки? Продолжаем помогать Мишке (дети выбирают картинки и ставят на 2 полочку, индивидуальная работа)
Воспитатель: — Весь день солнце работало, всех согрело.
«Солнце, солнце молодец,
Уработалось в конец».
Что мы скажем солнышку за работу? (дети благодарят солнышко).
— Поработало с утра, отдыхать уже пора. Ложится солнце и наступает… (вечер)
Воспитатель: — Что мы делаем вечером? (идем домой из детского сада, читаем, смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши»)
Воспитатель: — Все, что мы сейчас сказали, найдем на картинках и поставим на полочку (индивидуальная работа)
Затем включить аудиозапись «Спят усталые игрушки»
Воспитатель: — Спят игрушки, спит солнышко, спят детки и наступает … (ночь)
Воспитатель: — Солнышко уснуло, а на небе появились звездочки, луна. Давайте выставим оставшиеся картинки (индивидуальная работа).
Незаметно прикрепить Мишке улыбку.
Воспитатель: — Как вы думаете, помогли мы Мишке разложить правильно картинки? А вы заметили, что у него изменилось настроение? Был Мишка какой… (грустный), а сейчас… (веселый)
Он улыбается, улыбаемся и мы с вами. Какое у вас сейчас настроение?
Воспитатель по ИЗО: — У нас сейчас появиться еще один веселый гость. Знаете ли вы, как его зовут? (появляется «солнечный зайчик», который прыгает по стенам).
Воспитатель по ИЗО: — Правильно, это солнечный зайчик, младший брат солнышка. Он уже точно развеселит самого хмурого человека. Посмотрите, как он скачет по группе. Попробуйте его поймать (дети ловят «солнечного зайчика»).
Воспитатель воспользовавшись тем, что «солнечный зайчик» прыгнул на мольберт, говорит: «А вот сейчас я тебя поймаю» и быстрым движением кисти рисует яркое желтое пятно. Затем «зайчик» начинает прыгать по разложенным на столах листочках. Дети стараются «поймать солнечных зайчиков», нарисовать их на своих листочках.
Воспитатель по ИЗО: — Молодцы, ребята! Вы поймали «солнечного зайчика» теперь, как только у вас будет плохое настроение, вы сможете посмотреть на свой рисунок, и тогда все обиды забудутся и вам станет радостней на душе!
На занятии используется музыка:
«Утро» Э. Григ,
«Полька» С.В. Рахманинов,
«Увертюра «Щелкунчик» П.И. Чайковский,
«Колыбельная Светланы» Т. Хренников
Следующая > |
Мониторинг развития младших дошкольников в детском саду
Чтобы оценить уровень развития ребёнка, в детском саду дважды в год (в январе и мае в первой младшей группе, и в сентябре и мае во второй) проводится мониторинг, включающий в себя оценку деятельности малыша по всем направлениям. Алгоритм установлен ФГОС, составлен в рамках работы ДОУ по программе «От рождения до школы» и подразумевает анализ таких сфер, как:
- познание;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие речи;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Диагностика показывает успешный или ошибочный вектор реализации целей развития ребёнка
Ознакомиться с картами диагностики для первой младшей группы можно в публикации педагога Локунёвой Н. Н. Схемы составления мониторинга для второй младшей группы представлены в работе воспитателя Кожиной Е. П.
Специфика целей и задач образовательной деятельности в первой и второй младших группах определяется особенностями развития детей этого возраста. Малыши активно познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, и всё это происходит на фоне активного развития речи. Именно эти направления являются приоритетными при разработке занятий с детьми 1,5–4 лет.
Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
- Игры-моталочки;
- Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
- Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
- Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;
Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
- Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
- Играем с пинцетом;
Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики
- Играем с сенсорными коробками;
- Играем со стучалкой (с гвоздиками);
Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu
- Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;
Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки
- Собираем пазлы из 4-20 частей;
Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
- Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;
Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom
- Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
- Подбираем ключики к замочкам;
- Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
- Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;
Пример пипетки
- Вырезаем ножницами;
Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
- Играем с конструкторами;
Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
- Конструируем из счетных палочек;
- Играем со шнуровкой-планшетиком;
Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем с кинетическим песком;
Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)
Уже знакомые игры:
- Строим дорожки из домино;
- Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
- Составляем картинку на кубиках-пазлах;
Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
- Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
- Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
- Просеиваем крупу через ситечко;
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Чистим вареное яичко;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)