Основное содержание ответа. 1. Цели и задачи речевого развития дошкольников в ДОУ


Основное содержание ответа. 1. Цели и задачи речевого развития дошкольников в ДОУ

1. Цели и задачи речевого развития дошкольников в ДОУ.

Основная цель работы по развитию речи и обучения родному языку детей – это формирование у дошкольников устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития дошкольников:

— воспитание звуковой культуры речи,

— обогащение, закрепление и активации словаря,

-совершенствование грамматической правильности речи,

-развитие связной речи,

— воспитание у дошкольников интереса к художественному слову.

2. Дидактические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.

Система дидактических принципов развития речи детей дошкольного возраста:

— принцип формирования речевой деятельности ребенка как активного процесса обмена познавательной и личностно-эмоциональной информацией (говорение и понимание речи – два вида одной и той же речевой деятельности);

— принцип взаимосвязи всех сторон языкового развития: фонетической, лексической и грамматической (единство всех сторон языка проявляется в его коммуникативной функции, выступающей основным средством языка, его сущностью);

— принцип речевого действия (до ребенка доносят мысль о том, что не каждое произнесение звуков, даже системы звуков, есть речь. Речевыми действиями они становятся при соблюдении ряда условий: наличии у говорящего внутреннего личного мотива (почему это нужно сказать); наличии цели (для чего это нужно сказать); наличии мысли (какое содержание нужно донести до собеседника или слушателя).

3. Средства развития речи детей дошкольного возраста.

Основное средство – речевая (языковая) среда ДОУ. Требования к речи воспитателя как языкового образца, речевого эталона (уровень его культуры, грамотности, чистоты и др.), основного субъекта речевого общения с ребенком в ДОУ.

Эффективными средствами речевого развития является:

— разнообразная, содержательная деятельность в ДОУ, активизирующая речь детей как средства их общения и самовыражения;

— художественная литература (будучи образцом литературного языка и правильности речи, и одновременно с этим ярким и интересным для ребенка явлением, выступает важным средством в воспитании культуры речи, формировании ее связности и образности);

— разноплановая игровая деятельность (являясь для дошкольника ведущим видом его деятельности, стимулирует ребенка к разнообразным речевым высказываниям в соответствии с ролью, сюжетом и правилами);

— произведения искусства и художественные средства (музыка, пение, рисование, театрализованные представления) предоставляют ребенку возможность ярких эмоциональных и эстетических переживаний, влекущих за собой потребность донести их до собеседников и представляющих возможность ребенку к его к самовыражению и самореализации;

— наглядные пособия (дидактический материал) по развитию речи (вызывают у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность).

4. Система методов речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Методы речевого развития детей дошкольного возраста в ДОУ:

— имитационные методы,

— проблемные методы,

— поисковые методы,

— коммуникативные методы,

— анализ высказывания детей.

При ответе на 3 и 4 пункты плана необходимо аргументировано доказать отбор методов и средств речевого развития в зависимости от возраста детей, содержания и форм и этапов работы по развитию речи.

При освещении этого экзаменационного вопроса необходимо ориентироваться в следующих понятиях: речь, речевое развитие, средства речевого развития, методы речевого развития.

В ответе на экзаменационный вопрос желательно приводить примеры из личного профессионального опыта (при раскрытии пунктов 3 и 4).

Доклад на тему: «Основные задачи развития речи с усложнением по возрастам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория» Чистопольского Муниципального района

Доклад на тему:

«Основные задачи развития речи с усложнением по возрастам»

Подготовили воспитатели:

Ворушило Наталия Сергеевна

Шичкина Любовь Александровна

Дата выступления: 30 января 2013 г.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высоокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Поэтому можно выделить шесть частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, которые ставит перед собой детский сад для развития речи у детей: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование связной (диалогической и монологической) речи, подготовка детей к обучению грамоте.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т.д. Поэтому в детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор преждде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Выделяют следующие задачи с усложнением по возрастам:

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру называть их местоположение, имитировать действия людей и движения животных.

Обогащать словарь детей:

•существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

  • глаголами, обозначающими трудовые действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей их эмоциональное состояние;
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, тихо, холодно,жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов , качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает), местоположение (высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, шуба — пальто — дубленка).

Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, мебель, овощи, и т. п.); называть части суток; называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.

Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

Развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Совершенствовать умение определять и называть местоположение предмета , время суток.

Употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

СТАРШАЯ ГРУППА

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

ПОГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

2 ) ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношения слов. Выделяют следующие задачи с усложнением по возрастам:

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса .

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о,
э)
и некоторые согласные звуки
(п6т — д — кг; ф— в;тсз — ц).
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л)

звуков.

Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

СТАРШАЯ ГРУППА

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

с —
ш, ж — з, л

р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка. Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Выделяют следующие задачи с усложнением по возрастам:

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа лествительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат);

правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для детей пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова,

Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

СТАРШАЯ ГРУППА

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал)

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, , гчтомучто, если, если бы и т.д.).

4 – 5 ) СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ( диалогическая и монологическая речь)

Оладение связной речью очень важно длля подготовки детей к школе. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ позваляет выявить у ребенка запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. Выделяют следующие задачи с усложнением по возрастам:

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Помогать детям отвечать на простейшие вопросы («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, v перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

СТАРШАЯ ГРУППА

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с послетовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, пдумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

6) ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе.

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Итак, мы выделяем 6 основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая задача имеет и образовательную и воспитательную сторону. Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно.

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи.

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]