Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Модель образовательной области художественно-эстетического развития дошкольников»

Внедрение высоких технологий, инноваций в развитие науки, предприятия, государственные структуры все это диктует свои условия на мировом рынке. Эти новшества не обошли и образование. В Российской Федерации на сегодняшний момент происходят существенные изменения в образовании. Эти новшества коренным образом затронули и систему дошкольного образования. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) продиктовано временем в первую очередь необходимостью подготовки детей к жизни с использованием современных технологий. ФГОС ДО дает нам четкие инструкции и направляет в создании благоприятных и комфортных условий для развития детей согласно их возрастных и индивидуальных особенностей. Стандарт указывает на личностно-ориентированный подход к детям для сохранения самоценности дошкольного детства. В стандарте четко видны требования на ориентацию индивидуальных способностей детей при выполнении образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее РППС ДО) часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. д.), материалами, инвентарем, оборудованием, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного периода, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Исходя из требований ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях
  • вариативность развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; [5]

Если рассматривать развивающую предметно-пространственную среду в каждом ДОО то видно что она имеет свойства открытой системы а также выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функцию. Так же необходимо помнить о том что, РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной
  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • доступной
  • безопасной.

На самом деле в образовательных учреждениях хотелось бы организовать методическую работу так, чтобы каждый педагог понимал требования ФГОС ДО, мог владеть научно-исследовательской деятельностью. Принималось бы им все это естественно, а не как принудительная обязанность. Любой руководитель хотел бы видеть свой коллектив, полон идей и инноваций, нацеленный на создание любимого общего дела. Только грамотно организованное, методически выстроенное сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО только это способствует обеспечению образования выйти на новый качественный уровень ее работы. Таким образом ФГОС ДО продиктовал необходимость современного подхода к методической работе в ДОО. Методическое обеспечение является одним из звеньев в качественном освоении стандарта нового поколения. Все эти размышления касаются необходимости обновления содержания по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Художественная и эстетическая культура являются неотемлемой частью духовного облика личности. Чтобы обеспечить результат художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддерживать в детях постоянный интерес и увлекать народной культурой, разнообразными видами и жанрами искусства, окружающим миром, поддерживать желание выражать свои чувства ярким видением интересного и прекрасного мира. Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности.

В Федеральном государственном стандарте четко прописано: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Цель художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников приобщение к культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру. Художественно-эстетическое развитие рассматривается как средство формирования выразительной речи, художественного вкуса, поэтического и музыкального слуха. В настоящее время в этой области решается более широкий спектр задач. Обновление задач в этой области требует и обновления всего подхода к образованию. Педагогическая и методическая работа происходит в непрерывающемся процессе совершенствования мастерства в каждом педагоге.

Стандарт ФГОС ДО направлен на то, чтобы ребенок заинтересовался творчеством, захотел самостоятельно познавать и добывать знания. ФГОС ДО направлен на поддержку программ по формированию личности ребенка как представителя современного мира. Для этого нужно не только совершенствоваться самому педагогу но и совершенствовать предметно пространственную среду в которой ребенок будет добывать свои знания.

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты в художественно-эстетическом развитии дошкольников, необходимо спроектировать художественно-эстетическое образовательное пространство в группе, чтобы оно было информационно, технологически и методически правильным и грамотным.

В данной образовательной области решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых активизирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности. А именно:

  • развитие художественно-эстетических способностей: развитие творческого потенциала ребенка, образного и ассоциативного мышления, умение изобразительного и художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, художественно-эстетических представлений
  • формирование художественно-эстетического опыта для того, чтобы доступными средствами ребенок мог выразить себя, свои эмоции и чувства, а так же настроения и переживания
  • развитие у дошкольника точки зрения активного участника, «творца» собственных произведений
  • становление эстетического чувства к окружающему миру
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • побуждение сопереживания персонажам художественных произведений
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Создание предметно-пространственной среды требует обогащение психолого-педагогических условий. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Выстраивать работу в рамках художественно-эстетической области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой. Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество.

Необходимо оборудовать предметно-пространственную среду (краски, карандаши, пластилин, атрибуты костюмов, муляжи предметов и объектов окружающего мира, художественные игрушки, игрушки-забавы, разные виды кукольного театра, дидактические игры, иллюстрированные пособия и др.). Культурная же среда, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. Знакомить детей с культурным наследием, достопримечательностями, важными тематическими культурными событиями в жизни страны, региона, города, посёлка. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Очень важна эстетика, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунки детей могут оформить стены и т. д.). [4]

Для развития творчества важно создавать игровые проблемные ситуации, стимулировать детей к самостоятельной работе, развивать способность применять постигнувшее в новых условиях, в свободной изменчивой форме.

Необходимо активизировать художественно-эстетическую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать художественные произведения различных жанров и развивающие художественные игрушки в доступные и привлекательные для детей виды деятельности.

Очень важным является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания, а также обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. [3]

Приобщать к работе родителей; посещать выставки, концерты, экспозиции; если возможно, включать в программу региональную специфику (народное декоративно-прикладное искусство). Создавать самим мини-выставки с образцами творчества дошкольников.

На данном этапе очень важно иметь необходимый запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе образовательной деятельности.

Принципы ППС: обогащение сенсорного чувства опыта, культурного обогащения содержания изобразительной деятельности в соответствии с познанием особенностей детей разного возраста, принцип эстетического ориентирования общечеловеческими ценностями, эстетизации ППС и быта в целом.

Исходя из принципов педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей, необходим индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей. Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка. Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.

Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.

Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов. Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Средства осуществления организации ППС. Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающей действительности и природы в целом, например тематические прогулки посвященные временам года с использованием музыкального сопровождения, репродукций картин данной тематике. Взаимодействие с миром искусства, через приобщение и знакомство с прекрасным. Материальное обеспечение, конечно же тоже играет немаловажную роль организации ППС. [1]

Необходимо очень бережно относится как к самому процессу, так и к результату детской деятельности. Для дошкольника важна сама творческая атмосфера, мотивация в выполнении задания. Детей важно приобщать и знакомить с творчеством. Использовать виды художественно-творческой деятельности доступные для данного возраста. И конечно же педагог обязан активно вести свою педагогическую деятельность, внедряя новинки инновации.

Формы педагогической работы в художественно-эстетическом развитии глубоки и многогранны. Здесь все зависит насколько, педагог грамотен и творчески разносторонен. В своей деятельности он может использовать не только обычные занятия, здесь открывается огромный полет фантазий. На примере таких форм строится его работа:

  • организация праздников «Троица», «Иван Купала», «Уральские сказы», «Серебряные узоры», «Святки», «Игрушки забавушки» цель таких праздников приобщение к самобытным истокам русской культуры, ознакомление дошкольников с традициями и корнями своих предков.
  • Создавать всевозможные творческие мастерские по интересам. Например: «Ремесленная дедушки Егора», где дети будут знакомиться не только с самими изделиями, но и пытаться создавать их своими руками.
  • Выставки, недели творчества, театральные и литературные гостиные, музыкальные салоны в которых дети будут не только получать, но и демонстрировать свои способности.
  • Создание музыкальных шкатулок «Царство звуков», рукотворных книг «У Лукоморья», всевозможные «Ярмарки талантов» конечно же все это способствует развитию художественно-эстетическом восприятию личности ребенка.
  • Театральные представления «В гостях у сказки», всевозможные игры – забавы «У истоков», музыкальная игра «Веселые нотки» все это позволяет развивать и обогащать ребенка. Особый интерес вызывают нетрадиционные формы работы такие разновидности аппликации как:
  • обрывная мозаика «Котенок» такой способ подходит для того, чтобы передать фактуру образа (например пушистый котенок)
  • искусно скрученная детскими руками узенькая бумага в стиле квилинг «Цветочный город» вполне достойная тема для оригинальных подарков родителям
  • модульная мозаика техника в которой образ создается путем наклеивания мелко нарезанной бумаги одинаковых геометрических форм «Насекомые», «Времена года», «Игрушка»
  • складывание бумаги в виде «гармошки» вид ленточной аппликации «Подводный мир», «Хризантемы»
  • оригами – вид декоративно-прикладного искусства уходящий своими корнями в Древний Китай
  • торцевание — техника с использованием гофрированной бумаги, так же интересна детям «Вишенки», «Подсолнухи», «Петушок»
  • силуэтная аппликация «Моя сказка», «Животные», «Зимние мотивы» особенно нравятся детям
  • «Волшебная ниточка» техника работы с тканью
  • тестопластика доставляет детям огромное удовольствие «Бублики», «Медальоны», «Ягодное панно»
  • «Лесные истории» с использованием природного материала никогда не оставит детей равнодушными
  • «Умелый скульптор» где дети знакомятся со свойствами глины

Все это способствует развитию мелкой моторики рук, а как сказал В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Конечно же, если педагог сам обладает творческим потенциалом, грамотен, то он непременно заинтересует и привьет любовь к прекрасному. Душа ребенка – огонек, который нужно подпитывать, поддерживать и разжигать новыми знаниями. Чтобы они в будущем оберегали достояние своей культуры.

Выбирая формы работы, нужно достаточно четко руководствоваться и методами. Ведь метод в переводе с греческого это «путь, способ достижения к цели», а педагог как корабль, который на своем борту размещает детей доверчивых и любопытных исследователей этого прекрасного мира. Так какими методами пользуется педагог:

  • это и методы по источнику передачи информации и характеру ее передачи (наглядные, словесные и практические)
  • метод поисковых ситуаций
  • информативно-рецептивный метод (рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, рассказы воспитателя и детей)
  • репродуктивный метод направлен на многократное повторение ребенком информации или действия, например на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов на предметно-схематическую модель
  • проблемный метод, где педагог ставит перед дошкольниками проблему и показывает или мотивирует их для ее решения.
  • эвристический метод или частично-поисковый в котором педагог делит перед детьми на части проблемную задачу. На примере дидактических игр, моделирования, эвристических бесед.
  • исследовательский метод, этот метод как раз направлен на развитие творческой деятельности. Сюда мы можем отнести всевозможные творческие упражнения, экспериментирование, метод проектов. [2]

Методы обучения отличаются друг от друга и по характеру познавательной деятельности, и по особенности организации.

Какой же результат мы получим в итоге, если наша среда будет выстроена таким образом, чтобы соответствовать новым федеральным стандартам. В результате ребенок приобретает умения и навыки передавать впечатления с помощью выразительных образов. Происходит восприятие и обогащение сенсорного опыта. Мы увидим у него проявление активности восприятия прекрасного в искусстве и окружающей действительности. Он приобретет возможность использования всевозможных разнообразных технологий и средств при передачи художественных образов. Внедрение ФГОС дает нам возможность более обширно подойти к организации пространственной среды так, как четко прописывает все требования предъявляемые к работе ДОО в целом.

Список используемой литературы:

  1. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. — № 3. — 2015. — с.41-43.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик и воспитания обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения /Под ред. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
  3. Левина Л. Э., Курашинова С. Г. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: http: //e-koncept. ru/2016/56838. htm.
  4. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Родионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста – М.: Федеральный институт развития образования. 2014. — 96
  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт. –
Следующая >

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Уроки рисования для первых младших групп

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Примеры занятий с дошкольниками

Эстетическое воспитание дошкольников – это организованный педагогом или родителями процесс. Используют не только теоретическую основу, но и практическую. С детьми занимаются чтением художественной литературы, рассматривают картинки, а также создают предметы искусства.

Интегрированное занятие «Сказочная птица»

Изначально детей знакомят с произведением о сказочном пернатом. Можно использовать художественную литературу о Жар-Птице. Ребятам читают сказки, демонстрируют картинки с описанием волшебного существа.


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (аппликация)


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (пластилин)

После этого беседуют с детьми. Просят дать описание птицы. Детям, сложно идущим на контакт, задают наводящие вопросы. Например, «Какого цвета у нее перья?». После того как дети оценили привлекательность персонажа, им предлагают сделать свою Жар-Птицу.

В зависимости от возраста детей им раздают краски или карандаши. Можно использовать пластилин. После того как материал роздан, предоставляют ребятам поработать воображением и сделать собственную поделку.

Аппликация «Украшаем посуду»

Это занятие способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует у него чувство прекрасного. В ходе деятельности вырабатывается усидчивость, проявляется аккуратность.

Воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал:

  • Шаблоны кружек, тарелок – на выбор.
  • Вырезает узоры или орнамент.
  • Подбирает демонстрационный материал.

Это занятие можно приобщить к циклу о народном творчестве. Перед практикой детям рассказывают о том, как в старину было принято расписывать посуду. Какое значение придавали узорам. В качестве примера показывают фотографии народного творчества.

После теории приступают к практике. Раздают каждому ребенку по предмету посуды и предлагают украсить его, руководствуясь личным вкусом.


Занятие «Украшаем посуду» может быть выполнено также с пластилином

Обращают внимание детей на аккуратность, лаконичность деталей, подобранную цветовую гамму. Можно немного поправлять ребенка в ходе работы, предлагать ему подходящие по цвету детали. В конце занятия устраивают любование созданными творениями.

Поделка к 8 марта «Букет для мамы»

Это занятие подойдет как творческий мастер-класс, так и возможность сделать поделку к определенному празднику. Для проведения мероприятия понадобится предварительная подготовка. Необходимо подобрать материал, из которого дети будут создавать букеты. Это могут быть пуговицы, лоскутки ткани, цветная бумага, ленты.

Самый простой способ сделать букет:

  • Использовать вырезки цветной бумаги.
  • Подготовить красивые шаблоны.

Для работы педагог вырезает из бумаги красивые цветы. На чистом листе обязательно делают очертания растений, чтобы ребенок видел, куда наклеивать заготовку. Перед началом практической деятельности воспитатель рассказывает детям теоретические основы. После этого раздает материал.

Желательно сделать пальчиковую гимнастику, а затем приступить к созданию поделки.

Создаем натюрморт

Предварительно детей знакомят с таким видом искусства в живописи как натюрморт.

Демонстрируют полотна выдающихся художников:

  • «Рябинка», Машков И. И.
  • «Васильки», Левитан И. И.
  • «Ваза с фруктами», Пикассо П.

Предварительно воспитатель подготавливает шаблоны с пустой вазой для фруктов. После того как дети ознакомились с натюрмортами, педагог демонстрирует им пустой лист. Он рассказывает, что в изображении не хватает фруктов, из-за этого натюрморт не получается.

Дети должны дорисовать в шаблон с вазой фрукты. Используют карандаши, краски или восковые мелки.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Работа с родителями

Эстетическое, как и художественное воспитание дошкольников – это сложный процесс, требующий взаимодействия родителей и педагогов. Если у них различные методы воздействия или законные представители не уделяют этой области образования достаточно внимания, то ребенок не получит необходимые знания.

Часто родители не понимают, как привить детям эстетический вкус. Педагог должен помочь им понять суть образовательного процесса. Для этого можно провести консультации или мастер-классы.

Творческие задания

В дошкольных учреждениях часто проводят различные конкурсы. Например, необходимо сделать скворечник или смастерить поделку из природного материала. Для этого педагог общается родителями, объясняет цели и задачи этого мероприятия.

Важно донести до взрослых, что любую вещь они должны сделать вместе с детьми. Это будет способствовать не только улучшению климата в семье, но и разовьет творческие способности ребенка.

Принципы организации конкурса:

  • Педагог разрабатывает план. В него входит продолжительность мероприятия, система оценок, требования к работам.
  • Грамотно составляет инструкцию, которой должны следовать родители.

Нельзя принуждать никого к участию. Инициативу должны проявить сами родители и дети. Чтобы участвовало как можно больше семей, педагог должен заинтересовать изначально детей. Например, на прогулке воспитатель рассказывает им о птицах, какие у них домики.

После этого в группе показывает примеры скворечников. Затем рассказывает, что каждый сможет смастерить такой домик сам. Заинтересованные дети уговаривают родителей участвовать в конкурсе.

Мастер-классы

Не у всех взрослых развиты творческие способности. Поэтому воспитатель хотя бы раз в месяц проводит мастер-класс по созданию какой-нибудь поделки. Это может быть куколка из лоскутков, интересный рисунок, поделка из подручных материалов.

Тему воспитатель выбирает самостоятельно, учитывая возраст детей. Это необходимо для того, чтобы полученный опыт родители внедряли в образование ребенка дома.

Консультации

Консультирование о необходимости эстетического воспитания должно проходить регулярно. С целью повышения разностороннего развития педагоги знакомят родителей с проводимыми в их населенном пункте выставками, концертами, мероприятиями.

Например, если в местном музее проходит выставка народного творчества, то можно сделать яркую афишу и повесить ее на дверях группы. На информационном листе указывают место проведения, часы работы и иные необходимые детали.

Необходимо объяснить родителям, что обучение не должно заканчиваться после ухода из сада домой. Консультации проводят на разные темы. С приходом осени помогают родителям научить детей видеть прекрасное в природе. Например, идя домой можно собрать букет из желтых листьев,

Что это такое?

Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.

Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

  • мышление;
  • воображение;
  • память;
  • систему интересов;
  • восприятие;
  • нравственные качества;
  • активное отношение к жизни.

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

Дома

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]