Художественно-эстетическое развитие и художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Екатерина Чернышева
Художественно-эстетическое развитие и художественно-эстетическое воспитание дошкольников
«Художественно-эстетическое развитие»
и «
Художественно-эстетическое воспитание.
Прежде, чем говорить о понятии «художественно-эстетическое развитие»
, рассмотрим понятия
«эстетическое воспитание»
и
«художественное воспитание»
.
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой длительный процесс, цель которого состоит в развитии у детей способности восприятия красоты окружающего их мира, а также развитие находящихся в зачаточном состоянии творческих способностей. Начинается он практически с рождения. Эстетическое воспитание еще маленьких, по сути, детей дошкольного возраста — понятие довольно широкое. Оно включает в себя развитие отношения к миру, быту, природе, труду и к общественной жизни вообще.
В качестве его составной части выделяют художественное воспитание.
Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства. Согласно классическим исследованиям, его основная цель – формирование культуры творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально и которая в процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира создает художественные ценности. Основная его задача – формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству, потребности в нем.
Понятие «эстетическое воспитание»
гораздо шире, оно затрагивает как
художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Существует различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание«. Рассмотрим некоторые из них.
Из словаря по эстетике: художественно-эстетическое воспитание — это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.
Н. Варкки даёт следующую формулировку: художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста –«целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».
Запорожец И. Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
По мнению Д. Б. Лихачева, художественно-эстетическое воспитание -целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Т. Н.Фокина считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Из этих определений видно, что художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развивает умения творчески создавать продукты ручного творчества.
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Эти цели также отражает и особенность художественно- эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Е. М. Торошилова и другие)
выделяют три ведущие задачи
художественно-эстетического воспитания:
— создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
— «формирование на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (В. Г. Ражников)
.
— формирование у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества. Результатом художественно-эстетического воспитания является художественно-эстетическое развитие как «процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека» (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева)
.
Важно развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Понятие «художественно-эстетическое развитие»
является более широким, чем понятие
«художественно-эстетическое воспитание»
, так как в
художественно-эстетическое развитии личности основная роль отводится художественно-эстетическому воспитанию — как целеустремлённой систематической деятельности по управлению процессом формирования личности в целом или отдельных его качеств. Но, как мы знаем, развитие также зависит от взаимодействия со средой и от биологического фактора. В то время, как художественно-эстетическое воспитание зависит от духовно-нравственных ценностей, которые приняты в семье, обществе, государстве, то есть зависит от среды, в которой воспитывается человек.
Как (с помощью чего)
осуществляется
художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
.
На художественно-эстетическое развитие влияет общение с прекрасным во всех его проявлениях.Прежде всего следует выделить:
— общение с прекрасным в природе;
— общение с искусством (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества);
— общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.
Эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитиюдетей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
— взаимодействие педагогов и детей.
— взаимодействия с семьями.
— сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды.
Одним из важнейших компонентов системы работы по художественно-эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса. В детском саду взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитиюосуществляется через следующие формы работы:
— непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы). Современные формы организации занятий разнообразны и проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных, музыкальных, словесных произведений искусства. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей)
. Это включение
художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование «на пленэре»
и т. д.)
— совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой является проекты художественно-эстетической направленности. За основу можно взять темы предложенные детьми, а так же и предусмотренные образовательной программой. Одной из интересных форм организации детской деятельности является экскурсия (в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т. д)
. При этом надо помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально-образное созерцание
воспринимаемого (подлинные объекты в их первозданном состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).
— самостоятельная детская деятельность (игры и упражнения, стимулирующие расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; дизайнерская деятельность, направленная на изменение пространства группы и «игровых уголков»
, составление разнообразных коллекций, инсценировки, продуктивная деятельность, деятельность по интересам и т. д.).
Работа с детьми по художественно-эстетическому развитиюведется по следующим направлениям:
-приобщение к изобразительному искусству и развитие творчества в изобразительной деятельности (активизация и развитие эмоционального отклика на проявление красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических оценок, предпочтений, желания познавать искусство; развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, развитие изобразительной деятельности, активизация творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности).
-музыкальное воспитание (развитие общей музыкальной культуры, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями, развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, чтобы в пении, танце, музицировании выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения, переживания).
-литературное развитие (как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности).
Важно помнить, что в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной)
должен присутствовать как
воспроизводящий (репродуктивный)
фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т. к. ребенок не научится творить, не научившись
воспроизводить.
Содержание художественно-эстетического развития детей представлено в разделах комплексных программ, парциальных программах и технологиях.Современные программы ориентированы на идеи интегративного подхода: соединение разных видов искусств (музыка, слово, театр, изобразительное искусство)
в
художественное целое.
Однако никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. При этом важно помнить, что эффективной и интересной для детей является деятельность в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая должна инициировать деятельность ребенка, направить его к творчеству.
Что это такое?
В педагогике под художественно-эстетическим развитием дошкольника понимают формирование способности воспринимать красоту окружающего мира, так и развитие способности проявлять творческую активность.
Эти качества закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте.
Художественно-эстетическое развитие выполняет следующие задачи:
- Развивает эмоциональную сферу внутреннего мира ребенка.
- Помогает накапливать эстетические знания и эталоны.
- Формирует умение наслаждаться эстетическими объектами, а так же высказывать собственное отношение к ним.
- Развивает способности в творческой сфере.
Эти задачи достигаются разнообразными формами и видами эстетического развития.
С дошкольниками проводят беседы на темы о возвышенном и прекрасном.
Большую роль играет общение с природой, которая является неисчерпаемым источником красоты.
Кроме того, важно, как организовано пространство, в котором находятся дети, оно так же несет воспитательное значение.
Дошкольники непосредственно участвуют в разнообразной творческой деятельности – рисование, танцы, музыка, ремесло и т. д. В праздниках и играх дети воплощают художественные идеи, с которыми познакомились в процессе обучения.
Существуют разнообразные формы организации художественно-эстетического развития:
- Игры.
- Учебные занятия.
- Выставки.
- Экскурсии.
- Праздники.
ВАЖНО! Подбирать форму и вид занятия в художественно-эстетической сфере необходимо в соответствии с возрастом и интересами воспитанников. Следует учитывать цели, к которым стремится педагог.
Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте
Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.
Занятия в 3-4 года
СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.
Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:
- Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
- Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
- Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.
Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.
ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.
Занятия в 5-7 лет
СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.
В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.
Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.
Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.
Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.
Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.
Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.
Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.
ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.