Рекомендации к оформлению наглядной стендовой информации в ДОУ

Стендов для детского сада большое множество. Связано это с тем, что информация адресована разным категориям людей, задействованным в воспитательно-образовательном процессе. Для детей изготавливаются красочные информационные доски, которые ребенку интересно разглядывать и изучать. Доски информации для родителей содержат служебные сведения, объявления, правила и новости. На стендах психолога и логопеда размещают полезную информацию и памятки.

Еще одна разновидность стендов, востребованная детскими садами, выполняется в сдержанном оформлении – сведения об образовательной организации, о лицензированных видах деятельности, информация для родителей, материалы для педагогов и технического персонала. Также есть группа обязательных стендов, наличие которых проверяют контрольно-надзорные органы: по охране труда, ГО и ЧС, безопасные маршруты.

Детские стенды крепятся на уровне глаз ребенка. Информация, предназначенная взрослым, размещается на стандартной высоте в доступных для обзора местах.

Почему нужны стенды в детском саду?


Малыши и родители при посещении детского садика обращают внимание на яркие, броские и полезные информационные стенды, таблички с меню и сообщениями для родителей, планшетами для творческих работ и рабочими графиками. За счет грамотного информационного оформления администрация имеет возможность сделать жизнь детского коллектива увлекательной, интересной и продуктивной.
Оформление и содержание стендов, табличек и наглядности для дошкольных учреждений должно гармонировать с образовательной концепцией заведения, дизайном интерьера и стилевой идеей группы. Яркие рисунки, любимые мультипликационные персонажи и нестандартные формы, несомненно, украшают помещения, делают группы и аудитории уютными для малышей и родителей.

Информационные стенды производятся из безопасных и нейтральных материалов с применением нетоксичных красителей. Такая краска отлично фиксируется на поверхности древесины или пластика, не производит неприятного запаха или вредных испарений.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Автор: Савельева Е.В. – педагог-психолог ДОУ №242 СО РАН На сегодняшний день практически в любом учреждении существуют информационные стенды или доски объявлений. Эти наглядные формы информирования людей в последнее время приобретают особую популярность. Во-первых, потому, что это действенный способ передачи информации сразу большому количеству людей. А во-вторых, они формируют корпоративное пространство, поддерживают фирменный стиль учреждения, создают особую атмосферу в учреждении, а также являются отражением культуры и компетентности тех людей, которые в нем работают. (Слайд 1) Однако, создать хороший информационный стенд, чтобы он справлялся с возложенными на него задачами – это целое искусство. В этом деле много мелочей, которые вполне могут свести «на нет» все усилия его создателей. Поэтому сегодня на семинаре мы хотим поговорить с вами о том, (Слайд 2) Какие психологические особенности восприятия человека необходимо учитывать при создании информационного стенда?

Какие требования существуют к оформлению информационного стенда в ДОУ? Каким содержанием можно наполнить информационный стенд в группе детского сада? Давайте вспомним одну из классификаций форм взаимодействия педагогов с родителями и убедимся в том, что наглядно-информационные формы работы имеют обязательное место быть в работе воспитателя. (Слайд 3) Коллективные формы работы подразумевают работу со всеми или большим количеством родителей ДОУ. (Это совместные мероприятия воспитателя и родителей.) Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между воспитателем и родителями. Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. Наглядно-информационные формы можно условно разделить на две подгруппы: (Слайд 4) Одну из них составляют информационно-ознакомительные формы. Задачами этой группы являются: • Ознакомление родителей с деятельностью ДОУ, • Особенностями его работы, • С педагогами, занимающимися воспитанием детей.

В целом они направлены на преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Другую группу составляют информационно-просветительские формы. Основной задачей этой группы является обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

К созданию информационного стенда предъявляются требования, которые основываются на психологических особенностях восприятия человека. Давайте рассмотрим некоторые особенности организации восприятия. Игра. Образовательный и развивающий потенциал игры. Изучение особенностей восприятия человека; тренировка памяти, внимания, восприятия. Содержание игры. Нужно выбрать 4 человека, отличающихся по нескольким признакам (например, по возрасту, педагогическому стажу работы, семейному положению и занимаемой должности в учреждении). Им предлагается с закрытыми глазами описать внешний вид одного из коллег. По окончании игры предлагается сравнить описание человека и его реальный внешний вид. Продолжаем наш разговор об особенностях организации восприятия. — Скажите, что вы видите на слайде? (Слайд 5) На самом деле на слайде изображена группа отдельных линий. Но мы видим контур человеческого лица. Это связано с тем, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром, пытается собрать воедино части и добавить недостающие. Это объясняет принцип заполнения пробелов. Относительно информационного стенда это можно использовать при наполнении содержания стенда. Сегодня вы размещаете одну информацию, завтра добавляете другую на эту же тему. Читая новую информацию на известную уже тему, прочитанную ранее, наш мозг машинально восстанавливает недостающее, заполняет пробелы в теме. — Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 6) Визуально Вы воспринимаете три группы объектов. Это объясняется тем, что наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. Нам легче воспринять три группы фигурок, чем девять фигурок, не связанных друг с другом. Это объясняет принцип близости. Относительно информационного стенда это можно использовать так. Если вы разместите часть информации на бумаге одного цвета, то информация будет объединяться в единый блок. — Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 7) На этом рисунке перед нами цифры предстают скорее в форме столбиков, чем в форме строк. Объясняется это тем, что нашему мозгу легче объединять схожие элементы. В качестве группирующихся свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. Это объясняет принцип сходства. Относительно информационного стенда это можно использовать так. Размещать несколько объединенных одной темой информационных материалов в одной форме или на одном фоне или в единой цветовой гамме или используя единый шрифт и т.д. Т.е. обязательно должен присутствовать какой-либо признак сходства. Давайте рассмотрим еще одну особенность восприятия. — Скажите, что вы видите на этом слайде? (Слайд 8) Перед вами на слайде так называемый двусмысленный рисунок. Некоторые из Вас сначала увидели вазу, а потом два профиля. Другие – наоборот. Глядя на рисунок, мы воспринимаем фон либо черным, либо белым. Это связано с тем, что при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам предметами и отнести его к некоторой группе предметов. То, что воспринимает человек в данный момент, зависит от того, что вносится в этот процесс прошлым опытом, а также от того, чего он хочет в данный момент. При этом происходит соперничество фигуры и фона. Каждая из них поочередно «уходит» в фон, перестает восприниматься. При размещении информации на стенде очень важно учитывать эту особенность восприятия. Важно понимать, что вы хотите, чтобы видели родители фоном, а что фигурой. Давайте попробуем проанализировать информационные материалы, которые Вы разместили на сайте детского сада, с точки зрения восприятия фона и фигуры. Кроме тех особенностей, о которых мы уже поговорили, существуют и другие. Например, особенности восприятия формы предметов. (Слайд 9) При оформлении информационного стенда необходимо помнить, что форма воспринимается человеком подсознательно, еще до того, как будет восприниматься содержание текста. Квадрат и круг ассоциируются с четкостью и простотой. Поэтому эта форма наиболее предпочтительна для дошкольных учреждений. Прямоугольник с шириной в два раза меньшей, чем длина, как бы распадается на два квадрата. Поэтому информация, расположенная на таком стенде, будет также делиться на две смысловые части. Например: «Сделайте вместе с детьми». Формы стенда с замкнутыми кривыми линиями, напоминающими по форме, например, цветок, будут восприниматься неофициально. В них лучше размещать неофициальную информацию, например: «Для чтения дома», «Поздравляем», «Музыкально-поэтическая страничка». Несколько небольших стендов, расположенных «ступеньками», создают ощущение динамики, движения. На таких стендах хорошо размещать информацию о развитии чего-либо. Например: «Наши достижения». При оформлении информационного стенда необходимо учитывать такую физиологическую особенность как восприятие цвета. Давайте проведем небольшое исследование, касающееся восприятия цвета человеком. Приглашаю 3 человек (разного возраста, разного личностного склада). Инструкция: «Посмотрите на объявление и скажите, какие ощущения Вы испытываете при восприятии информации, размещенной на листе … цвета» (Слайд 10-16) Наше исследование показало, что цвет оказывает определенное эмоциональное воздействие на человека. В психологической литературе описано эмоциональное восприятие каждого цвета. (Слайд 17) Таким образом, цвет может и утомлять, и возбуждать, и влиять на работоспособность, и изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя стенд, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта. При работе с цветом необходимо учитывать, что: Цветовое решение стенда зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен. Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более 3). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации. Используйте цвет как средство выделения самого главного. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. Если брать два цвета, расположенных в круге напротив друг друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. (Слайд 18) Предпочтение отдается тонально-контрастному выполнению стенда: светлое на темном, темное на светлом. В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым. Одного цвета из пары контрастных должно быть больше. Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными. Учитывайте цветовые возрастные предпочтения. Так дети предпочитают яркие тона, взрослые – более сдержанные.

Таким образом, цвет оказывает активнейшее влияние на восприятие человека. Эту его особенность необходимо учитывать при создании и оформлении стенда. Предлагаю поговорить еще об одной составляющей информационного стенда. Это шрифт. Его необходимо использовать также с учетом психологических особенностей нашего восприятия. Шрифты не только сообщают информацию, но и являются активным художественным элементом. При выборе шрифта необходимо руководствоваться некоторыми правилами: • Текстовые надписи должны быть краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз. • Шрифт должен быть четким, ясным, простым, удобно читаемым. Наиболее четкими являются шрифты из прямых линий и острых углов. • Текстовые надписи, выполненные только заглавными буквами, читаются на 12% медленнее, чем строчные. • Важным условием восприятия надписей и цифр являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте. Например. 1. Черные буквы на светло-желтом фоне, темно-красные на светло-сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект. 2. Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера. • Восприятие информации, расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края по всему периметру должны являться чистой нетронутой зоной. • В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю. Давайте рассмотрим некоторые варианты соотношения цвета, формы и шрифта, попытаемся найти ошибки при их использовании. (Слайд 19) Вывод. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия при оформлении информационного стенда. Помнить о том, что чрезмерная насыщенность информацией мешает восприятию смысла (Слайд 20).

Следующая >

Рекомендации к оформлению стендов в детских садах

В коридорах и группах дошкольных учреждений необходимо размещать информационные уголки, которые не только будут нравиться малышам, но и помогут доносить необходимую информацию родителям, детям и воспитателям. Подавать новости и сообщения можно в форме табличек, схем, картинок, информационных или фото уголков. Производители рекламной продукции предлагают оформить информационный уголок в следующих вариантах:

  • Визитки группы или учреждения размещаются в коридорах, при входе в детский сад или у кабинета руководства. Уточняют наименование и символику учреждения;
  • Выставки рисунков представлены в виде огромной доски, на которую фиксируются детские творческие работы после занятий;
  • Методические рекомендации для родителей от психологов, логопеда, медицинского работника или администрации учреждения;
  • Уголки с объявлениями, где информация является сменной и может регулярно обновляться за счет наличия прозрачного кармана;
  • Символика группы информирует учащихся о концепции и идее воспитательного учреждения.

Разновидности стендов для информации

Напольные

Напольные информационные стенды представляют собой легкую для передвижения конструкцию. В качестве основы используется пластиковая, магнитная или пробковая доска. Опора настольного стенда — хромированные ножки или колесики.

Напольные стенды чаще всего можно встретить на выставках, бизнес-конференциях, в торговых центрах.

Настенные

Настенные информационные стенды представляет собой щит из оргстекла, металла, ПВХ, пробки или магнита. Настенные стенды крепятся к стене при помощи подвес, которые крепятся к алюминиевому профилю (рамке).

Такие стенды пользуются большей популярностью, чем напольные, так как на них размещается важная и срочная, но постоянная информация, которая может легко изменяться в пластиковых карманах.

Настенные информационные стенды вы можете встретить в магазинах, торговых центрах, детских садах, ЖКХ или в больнице. В качестве информационных стендов для офиса часто используются настенные.

Что можно разместить на стендах в детском саду?

Вариантов информационного наполнения для уголков, стендов и табличек в дошкольных учреждениях существует масса. Чтобы определиться с содержанием наглядных материалов, стоит рассмотреть наиболее популярные варианты:

  • Методические рекомендации от медицинских работников о необходимости формирования правильной осанки, с алгоритмом выполнения логопедических упражнений, оптимальным режимом дня, графиками вакцинации или профилактики простудных заболеваний.
  • Правила безопасности на дороге, в момент пожара или аварийной ситуации.
  • Организационные вопросы в группе: изменении в расписании, даты проведения детских праздников, поездок и экскурсий, время организации занятий, перечни вещей.
  • Список меню с уточнением блюд, времени приема пищи, калорийности и размеров порций.
  • Стенды законодательного характера с правами и обязанностями детей. Нормативы помогут осознать малышам собственные возможности и права на юридическую помощь.
  • Учебная информация для малышей с наименованиями времен года, месяцами, алфавитом, таблицей умножения, цветами, животными, странами и материками.
  • Уголок с достижениями воспитанников группы: здесь размещаются фотографии, наградные дипломы и грамоты, результаты творчества.

Независимо от содержания информационных или развлекательных стендов, необходимо позаботиться о соблюдении четкого стиля. Важно оформить уголок в соответствии с определенными требованиями, создать дизайн, который позволит лучше усвоить и быстро запомнить необходимый объем информации.

Из чего делают информационные стенды

Популярностью среди материалов для информационных стендов пользуется ПВХ, другими словами пластик или поливинилхлорид. Другие популярные материалы для изготовления стенда: пробка, металл, оргстекло, акрил.

Толщина стенда зависит от места расположения, пожеланий клиента и других факторов. Чаще изготавливают из ПВХ толщиной от 5 до 8 мм. Такая толщина оптимальна — стенд надежный и крепкий, но при этом не тяжелый.

Изначально основа белого цвета. Для изменения цвета используют самоклеющуюся пленку. Для дизайна стенда наклеивают пленку с оригинальным изображением. Карманы для сменной информации изготавливают из оргстекла или прозрачного пластика. Стандартный размер кармашка — формат А4. По желанию клиента мы изготовим карман нужного размера и конфигурации.

Для размещения надписи на стендах используется пленка с заранее напечатанными буквами или пленка Oracal. Также возможно исполнение надписи из объемных букв ПВХ.

Для укрепления торцов стенда применяется рамка из алюминиевого профиля. К рамкам крепятся подвесы для настенных стендов, а также стойки-ножки для переносных стендов.

Стенд своими руками: особенности и принципы изготовления

Итак, первое, с чего необходимо начать – это основа конструкции. После того, как размер стенда определен, необходимо подобрать пробковую доску и фанеру подходящего размера и склеить их при помощи клея или жидких гвоздей. Далее заготовку необходимо покрасить, обтянуть тканью или пленкой и можно приступать к оформлению.

Начать оформление конструкции необходимо с кармашков, в которых будут размещаться листы с информацией. Для этой цели можно использовать оргстекло подходящего размера или прочные канцелярские файлы. Количество кармашков может быть абсолютно любым.

Далее необходимо определить тематику оформления. Это может быть, как расписание уроков, так и уголок ЗОЖ, поздравления с праздником и так далее. Название стенда – это важная часть его оформления. Заголовок должен быть ярким, крупным и бросаться в глаза. Помните, что информационный стенд – это визитка организации, поэтому его оформлению следует уделить повышенное внимание. Буквы для заголовка можно вырезать их яркого пластика или из ненужных журналов.

Помните и про обрамление стенда. С рамкой конструкция будет выглядеть более эстетично и лаконично.

Листы с информацией и другими важными сведениями можно прикрепить к стенду при помощи кнопок или английских булавок, но если речь идет о детском учреждении, то стоит подыскать альтернативный способ.

Преимущества собственноручного изготовления стенда

  1. Возможность создания уникального, оригинального, неповторимого дизайна, удобное расположение, форма и размер.
  2. Самостоятельно изготавливая конструкцию, вы сможете подобрать материалы, идеально подходящие к интерьеру помещения.
  3. У вас появится возможность размещения на стенде исключительно той информации, которая нужна именно вам, а также выбора оптимального расположения кармашков на доске.
  4. Изготавливая доску для информации своими руками, у вас появится возможность подобрать цветовую гамму, наиболее подходящую к общему стилю помещения.
  5. Вам не придется приспосабливаться к конструкции, изготовленной по шаблону, так как вы сможете расположить кармашки и информационные поля по своему усмотрению.
  6. Собственноручная работа – это отличный способ подчеркнуть индивидуальность, внести изюминку в образ помещения.

Изготовление конструкции не займет много времени и не отнимет много сил. Всего лишь за 30 минут вы сможете изготовить простую конструкцию небольшого размера. Со стендами большего размера и сложности придется немного повозиться, но будьте уверены, что результат превзойдет все ваши ожидания.

Стенды активно используются людьми, как в домашних условиях, так и в условиях учреждений образовательной, медицинской, транспортной и другой направленности.

Важная информация, планы на будущее, памятные фотографии, органайзер, список сотрудников, расписание занятий и это далеко не исчерпывающие перечень сведений, которые могут располагаться на стенде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]