Важной частью предметно-развивающей среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книги» может сыграть существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового.
В публикациях, представленных в этом разделе, педагоги делятся позитивным опытом создания красивых, грамотно оформленных и функциональных книжных уголков, дают полезные советы по эстетическому оформлению этой части предметно-развивающей среды группы.
Сделайте книжный уголок гордостью Вашей группы!
Содержится в разделах:
- Книга. Все материалы по теме книг 6872
- Уголки и центры в группах 6103
Показаны публикации 1-10 из 255. Все разделы | Книжный уголок, центр. Примеры оформления
Новое
Фото
Лучшее
Консультация для родителей «Как организовать уголок книги в семье» Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называла детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает…
Организация книжного уголка в первой младшей разновозрастной группе
Важную роль в развитии у детей познавательных и творческих способностей имеет чтение художественной литературы. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение…
Аналитическая справка по результатам тематического контроля « Организация работы в книжном уголке»
РЕСПУБЛІКА КРИМ ДЖАНКОЙСЬКИЙ РАЙОН | РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» | КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ ДЖАНКОЙ БОЛЮГИ |
ул.Пушкина 56, с.Майское, Джанкойский район, Республика Крым, Российская Федерация, 296178
тел.:(06564)50-3-08, e-mail:
Аналитическая справка
по результатам тематического контроля
« Организация работы в книжном уголке»
Согласно годового плана работы МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» на 2022 — 2022 учебный год , в соответствии с приказом № 48- ОД от 25.02.2019 года «Организация работы в книжном уголке», в период с 01.03.2019 г. по 28.03.2019 г. был проведен тематический контроль старшим воспитателем МДОУ Попковой И.П.
Цель:
определить эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ ««Майский детский сад «Солнышко» по ознакомлению с художественной литературой воспитанников разных возрастных групп; выявить причины и факторы, проанализировать оформление и содержание книжных уголков во всех возрастных группах, стимулировать педагогов к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста.
Задачи:
— Способствовать систематизации работы педагогов в уголке книги.
— Оценить совместную работу педагогов по организации книжных уголков в группах.
— Выявление передового педагогического опыта, повышение педагогического мастерства педагогов.
-Познакомиться с деятельностью педагогов по привлечению родителей к чтению художественной литературы.
Методы контроля:
-Наблюдение и анализ НОД по ознакомлению дошкольников с детской художественной литературой;
— Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми;
— Изучение развивающей предметно-пространственной среды.
«Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы. Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников Цель «Уголка книги»
— не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:
• «Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой. • Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. • Нужно продумать правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени. • «Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. • «Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы). • Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены. • Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной. • Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
«Уголок книги» находиться в наличии во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. В группе раннего возраста
воспитатели: Дорман О.П., Асанова З.Р., книжный уголок организовали не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель познакомила детей с книгой, рассматривала иллюстрации, читала текст, приучала рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорила о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучала к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» выставлявленно как можно больше книжек-игрушек (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона) Книг выставленно, как правило, немного 4—5. В книжном уголке помещены издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями . Кроме книг там находяться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. Педагог предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др. Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В разновозрастной группе
( от 3-5лет) воспитатель Разовая Н.М. книжный уголок организовала с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Книги-картинки используются реже. Педагог оставила любимые детьми книги из младшей группы, добавляя новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавила воспитатель коллекцию скороговорок и чистоговорок. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же выставляются детские рисунки на темы художественных произведений. На полки книжного уголка педагог выставляет разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.), Содержание книжного уголка
старшей группы
ДОУ воспитатель вавринюк О.Н., Белая Л.Н. вся их педагогическая работа в нем определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов.
В подготовительной к школе группе
воспитатели Филина С.Д., Бекирова М. содержание книжного уголка этих групп становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
В подготовительной группе помещены книги в книжный уголок:
• книги на различную тематику (каждый ребёнок может найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.); • научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. • Сказки народные и авторские; • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников; • иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям; • книги, которые дети приносят из дома; • тематические альбомы для рассматривания. Это специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. • портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
В подготовительной к школе группе добавлены книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, в книжный уголок помещены азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок педагоги поместили буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В книжном уголке подготовительной группы имеется библиотека.
Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно актуальна для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника). Длится выставка не более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться. Также педагоги проводят выставки книг, которые углубляют познавательные интересы детей. В подготовительной группе дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг размещен в книжном уголке.
Изучение развивающей предметно-пространственной среды
.
Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Толмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувство и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.
Книжный уголок в помещении групп ДОУ представляет собой тихую зону с полками — стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей.
Уголки уютные и привлекательные для маленьких читателей. Оформлены уголки картинками с изображением известного детям литературного персонажа: Кот Учёный, который следит за книгами и всегда рад ребятам. Для центра книги выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию воспитатель привлекает родителей и воспитанников (присутствие «детской руки» в оформлении всегда приятно ребятам, позволяет внести посильный вклад в обустройство группы). Замечательное украшение — рисунки и пластилиновые, глиняные поделки на тему литературных сюжетов.
Центр книги располагается в светлом месте групп (желательно наличие окон слева и справа).
Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
В отдельном шкафчике находятся клей, ножницы и бумага для ремонта книг.
В старшей и подготовительной группе в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Педагоги привлекают внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомят с писателями и их произведениями.
Развивающая среда не построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Рекомендации:
На основе выше изложенного предложено
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно 2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для книжного уголка.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Ответственные: воспитатели Сроки проведения: постоянно
Справку составил старший воспитатель Попкова И.П.
Заведующий МДОУ Матвеева Л.О.
Книжный уголок, центр. Примеры оформления — Наш книжный уголок. Фотоотчет
Публикация «Наш книжный уголок….»
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Книжный уголок в группе раннего возраста
В группе раннего возраста «Радуга» мы создали книжный уголок, в котором дети самостоятельно могут выбрать книги и спокойно рассмотреть их. Книжный уголок получился уютный и привлекательный. Он расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка, хорошо…
Основные требования к оформлению книжных уголков
Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой…
Книжный уголок группы
«Книжный уголок группы «Ромашка»» В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя,…