Дети старше — задачи сложнее
Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.
Оформление патриотического уголка в детском саду в средней группе должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.
В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.
От города родного до страны
Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.
Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы — герб, флаг, гимн и портрет президента.
Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?
Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:
- Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
- Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
- Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
- Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и тряпичные куклы), обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и гжельской росписью, дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).
Художественную литературу, произведения фольклора – песни, прибаутки, потешки и сказки — также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.
Что мы родиной зовём?
В старшем дошкольном возрасте усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.
Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.
Для чего это нужно?
Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.
Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.
Оформление патриотического уголка в детском саду своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.
наглядное пособие «Уголок родного края»
Автор: Помаскина Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 46» г.Тобольска. |
наглядное пособие «Уголок родного края» (уголок наблюдений за изменениями в природе)
Краткая аннотация:
Возрастная категория: 3-7 лет.
Цель : систематизировать знания детей о природе родного края в разные времена года.
Задачи :
— формировать представления о сезонных изменениях в природе, о временах года;
— развивать любознательность и наблюдательность, умение видеть красоту и неповторимость природы в разное время года;
— закреплять знания о деревьях, птицах и животных родного края;
— расширять словарный запас, развивать связную речь при составлении описательных рассказов о погоде, о времени года;
— развивать навыки изобразительной деятельности, мелкую моторику рук, фантазию и воображение при оформлении уголка, выполнении зарисовок об изменениях в природе;
— воспитывать любовь к родному краю.
Методика работы:
Существуют разнообразные календари, альбомы для зарисовок ежедневных наблюдений за погодой. Мы с детьми создали в группе уголок родной природы, где отмечаем различные сезонные изменения в природе.Такая форма работы формирует у детей знания о постепенном, последовательном изменении листвы на деревьях, её скорости опадения, прилёту и жизни птиц в лесу.
Например: осенью дети нашли красивые золотые ветви берёзы и поместили их в уголок, через некоторое время — ветку яркой пестрой рябины, затем появилась осинка, черёмуха, дуб, клён. Ребята любовались созданным уголком своими руками. Обратили внимание, что дуб остается зелёным. Затем также постепенно дети отмечали, с какого дерева стали осыпаться листочки, наблюдали листопад не только на улице, но и в уголке в группе. Дети выяснили, что у каждого дерева есть семена. Из бумаги изобразили лужи, скотчем приклеивали листочки к ним, получались замерзшие листья в лужах. Постепенно дети посыпали весь уголок снегом (ватой), получилась поздняя осень.
Зимой изготовили птиц (синиц, снегирей), разместили их на рябине (листьев нет, а ягоды остались). В нашем уголке отмечали все изменения, о которых рассказывали дети (следы, лыжня).
Пришла весна (смена картинок), снег растаял (убрали вату), дети нашли и принесли в уголок распускающуюся веточку вербы, нарисовали ручейки, темные тропинки, вырезали лужи, грачей.
С изменениями природы родного края весной в нашем уголке продолжается интересная работа. Весна в этом году затянулась, снова выпал снег и в нашем уголке он тоже появился. Каким будет выглядеть наш календарь летом? Об этом решат дети, опираясь на свои наблюдения о погоде.
Ежедневная работа с данным наглядным пособием развивает у детей интерес к природе, желание заметить в природе что – то необычное и рассказать об этом друзьям в группе, самому внести изменения в наш календарь. Кроме этого, данное пособие можно использовать для формирования математических представлений, для развития связной речи, для развития навыков художественного творчества, ведь каждому хочется создать свой маленький альбом наблюдений за природой родного края.
За эту работу отдан 1 голос.
Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!
Поделиться
О культуре, защитниках Отечества и планете Земля
Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.
При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.
Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.
Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля – это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.
Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.
С чего начинать?
Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.