Педсовет «Современные педагогические технологии в дошкольном учреждении»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут решать задачу формирования «компетентной личности», в соответствии с обозначенными в Стандарте целевыми ориентирами.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.
Мы с вами будем строителями и построим дом под названием, а название дома дадим, когда решим все вопросы нашего совета.
Для начала строительства надо расчистить площадку. На ней рассыпались буквы их надо собрать в слово.
Это слово включает в себе методы, приемы, последовательность операций и процедур, оно тесно связано с применяемыми средствами, оборудованием, используемыми материалами или это четкое и однозначное знание (обычно в виде набора правил или алгоритма), позволяющее из исходных компонентов получить желаемый конечный результат (технология).
Игра «Собери слово».
Площадка под строительство дома состоит из основного слова –технология. Фундамент нашего дома начнет строить и закрепит наши знания о современных образовательных технологиях в дошкольной образовательной организации старший воспитатель ДОО «Современные образовательные технологии в контексте ФГОС».
Давайте повторим, что же означает сам термин «технология».
Технология
происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это
наука о мастерстве.
Ядро любой технологии : цель- средства — правила их использования -результат.
Педагогическая т
ехнология — функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональный путь обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности и в качестве реального процесса обучения и воспитания.
Педагогическая технология
— это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание. Формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Педагогический совет «Инновационные технологии в ДОУ»методическая разработка на тему
Педагогический совет
«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Цели:
- Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении;
- Познакомить педагогов с некоторыми современными технологиями дошкольного образования;
- Способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в педагогической деятельности.
Предварительная работа:
1) Анкетирование педагогов ДОУ по вопросу: «Какие инновации использовали Вы за последние 5 лет? (отдельно по годам»;
2) Тестирование педагогов:
а) методика оценки уровня творческого потенциала личности (Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.);
б) методики измерения ригидности (Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.)
План педагогического совета:
- Теоретическая справка:
а) уточнение понятий «метод», «методика», «технология», «инновация», «инновационная технология»;
б) общественные тенденции, способствующие рождению инноваций и их применению в дошкольном образовании.
2) Анализ данных, полученных в ходе анкетирования и тестирования педагогов ДОУ.
3) Теоретическая справка: «Классификация инновационных технологий».
4) Презентация педагогами ДОУ некоторых современных технологий дошкольного образования.
Ход педсовета:
I. Теоретическая справка.
1) Экспресс-опрос педагогов.
Последнее время при освещении вопросов современного дошкольного образования мы постоянно слышим термины: «педагогическая технология», «современные технологии ДО», «инновации», «инновационные технологии в ДОУ».
Прошу поднять руки тем, кто хорошо понимает и имеет четкие представления, что есть педагогическая технология и чем она отличается от метода и методики, от программы дошкольного образования, какие существуют инновационные технологии в дошкольном образовании и в чем их суть.
В зависимости от результата экспресс-опроса:
— если много рук — задача педагогического совета – актуализировать наши представления об инновационных педагогических технологиях дошкольного образования и подробно рассмотреть некоторые из них, познакомиться с опытом наших коллег по использованию некоторых инновационных технологий в практической деятельности;
— если мало рук — задача педагогического совета –сформировать представления об инновационных технологиях дошкольного образования вообще и познакомиться с некоторыми из них.
2) Работа над уточнением понятий «метод», «методика», «педагогическая технология», «инновация», «инновационная технология».
— Вопрос воспитателям: «Что такое метод?»
(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания — взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).
— Вопрос воспитателям: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).
— Таким образом, схематически соотношение методов и методики можно выразить следующим образом (Приложение 1).
— Вопрос воспитателям: «А что же такое педагогическая технология?» (Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
В чем же тогда разница между методикой и технологией, если и там, и там – это определенная совокупность методов и приемов для решения определенной задачи?
Попробуем выразить соотношения метода, методики и технологии схематически (Приложение 2).
Существенными признаками педагогической технологии являются (Приложение 3):
- Исходная детальная информация о состоянии каждого ребенка;
- Четкая логика и последовательность правил;
- Всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Первым этапом любой технологии всегда является диагностический этап;
- Контроль достижения результата (от этапа к этапу). Только при достижении детьми результата происходит переход к следующему этапу;
- Подробная детализация, жесткий алгоритм;
- Детальное определение конечного результата. Гарантированное получение запланированного результата.
Сущностью технологии является методика.
— Таким образом, отличиями метода, методики и технологии являются (Приложение 4):
- Метод – это совокупность приемов; методика – это совокупность методов; технология – это оптимальный комплекс методов и средств;
- Методика и технология отличаются исходным объектом: для методики – это «усредненный» ребенок, для технологии – детальная информация об исходном состоянии каждого ребенка;
- Методика и технология отличаются степенью проработки, детализации: методика – общее направление деятельности (например, методика обучения грамоте), а технология – это подробный маршрут с четко указанным инструментарием (например, технология проблемного обучения);
- Методика и технология отличаются по содержанию: методика – это ядро, сущность технологии, ее внутреннее содержание, а технология – инструментарий вокруг ядра (методики), который может изменяться, ускоряя процессы, но сущность остается прежней. (например, методика обучения грамоте – это сущность, а комплекс наиболее эффективных приемов, оптимальный алгоритм и т.п. в совокупности с методикой – это технология);
- Методика и технология отличаются результатом: исход методики трудно предугадать, т.к. он зависит от многих факторов (в том числе и от личностных качеств педагога); технология дает гарантированное получение запланированного результата, на ее применение меньшее влияние оказывают субъективные факторы по причине подробной регламентации деятельности.
— Вопрос воспитателям: «Какое место среди методики и технологии занимает образовательная программа дошкольного образования?» (Программа дошкольного образования определяет задачи и содержание обучения дошкольника, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Технология рождается из опыта и в последующем может стать основой для создания программы).
Схематически место программы дошкольного образования можно отобразить (Приложение 5).
— Педагогические технологии классифицируются на традиционные и инновационные (Приложение 6).
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание. Данная технология имеет свои достоинства и недостатки.
Инновационная технология содержит компонент инновации.
Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового.
Инновационная технология – новый для системы образования компонент.
Таким образом, инновация не является синонимом инновационной технологии. Мы может использовать в работе какую-то инновацию, но не обязательно инновационную технологию.
3) Общественные тенденции, способствующие внедрению инновационных технологий в дошкольное образование.
— Почему именно в последние годы мы стали часто слышать и употреблять понятие «инновационная технология»? Для этого существуют объективные обстоятельства. Сама жизнь диктует необходимость использования инноваций и инновационных технологий.
Выделяется ряд общественных тенденций, способствующих созданию и распространению инновационных технологий. Это:
- Требования гуманизации образовательного процесса;
- Высокий уровень к качеству образования в связи с внедрением ФГТ и ФГОС;
- Ориентация на культурно-нравственные ценности;
- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями;
- Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Позитивные факторы использования инновационных технологий:
- Повышение качества обученности детей;
- Рост профессионального мастерства;
- Умение осуществлять исследовательскую деятельность;
- Повышение конкурентноспособности учреждения.
Трудности реализации инновационных технологий:
- Увеличение сложности труда;
- Расширение круга должностных обязанностей;
- Недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций;
- Учебная перегрузка.
II. Анализ данных, полученных в результате анкетирования и тестирования педагогов.
— Знакомство педагогов с данными
— Ригидность — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность — тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения
— Профессиональная мобильность — способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
— Вывод по данным.
III. Теоретическая справка
— Классификация инновационных технологий (Приложение 7).
— Основными инновационными технологиями, применяемыми в дошкольных образовательных учреждениях, являются (данные технологии выделены в схеме классификации другим цветом):
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проектного обучения;
- Технология развивающего обучения;
- Интерактивная технология, технология ИКТ;
- Игровая технология;
- Технология проблемного обучения.
IV. Представление педагогами ДОУ некоторых инновационных технологий
— Выступления педагогов.
— Список литературы по технологиям – пустить по столу для ознакомления.
Использованная литература:
1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. — № 1 – С.8-11.
3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. , 2009. -192 с.
4.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник / П. И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.
5.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.
6.Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.