в дошкольном учреждении
(Педагогические чтения)
,
воспитатель
2013
I. Вступление.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. На мой взгляд, именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно – воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы в большей степени, чем традиционное обучение, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка-дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
II. Из истории вопроса.
Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах . Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась , выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция».
В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов так, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Однако, интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников.
Виды интеграций в процессе обучения дошкольников.
Виды интеграций в процессе обучения дошкольников.
Образовательный процесс в дошкольном образовании характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.
Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Интегрированный подход является стержневым и отражает осуществление идей взаимосвязи и взаимодействия в любом из компонентов педагогического процесса в соответствии с теми или иными целями и задачами воспитания и развития, что ведет к повышению уровня его целостности. Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в: реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире; осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития; усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция); взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция); синтезе видов детской деятельности; внедрении интегрированных форм организации обучения: интегрированных занятий, циклов занятий, тематических дней и др., имеющих сложную структуру.
Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Личностный подход в интегрированном обучении реализуется в следующих положениях: наполненность содержания обучения жизненно важным познавательным материалом, познавательными задачами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое; конгруэнтность личности педагога, то есть способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять свое истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у детей, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности; принятие и понимание ребенка, безусловно, положительное отношение к нему, ведущее к созданию благоприятного психологического климата; опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала, к личностному росту.
Культурологический подход к интегрированному обучению проявляется в формировании основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе; в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности; в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми.
Аксиологический подход к интегрированному обучению дошкольников отражает формирование ценностного отношения к окружающему миру, основанного на понимании целостной картины мира, и предполагает осмысление, познание и конструирование целостного образа окружающего мира на основании ценностей; приобщение к целостной системе ценностей с целью выработки ценности-отношения, ценности-нормы (к окружающим людям, к себе, к разным видам деятельности, к произведениям искусства, к труду взрослых и т.д.), ценности-качества (доброжелательность, сочувствие, дисциплинированность и т.п.).
Деятельностный подход к интегрированному обучению заключается в проявлении следующих признаков: основной акцент делается на организации разнообразных видов деятельности детей; воспитатель выступает как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенной суммы знаний; познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения.
Гносеологический подход в интегрированном обучении рассматривает познавательное отношение ребенка к действительности как необходимую сторону всей системы его отношений к окружающему миру и характеризуется следующими чертами: формирование целостных представлений (целостной картины мира); ценностное отношение к миру и основы мировоззрения формируются посредством освоения взаимосвязанных знаний об окружающей жизни; формирование целостных представлений о предметах и явлениях окружающего мира более успешно происходит в процессе усвоения дошкольниками наглядно представленных логических связей между предметами, объектами и их частями; необходимость проверки качества знаний посредством их закрепления и применения в познавательной деятельности; обеспечение единства чувственного и рационального в процессе познавательной деятельности дошкольников; использование поисковых методов в познавательной деятельности как способа усвоения знаний; создание творческой основы для овладения ребенком знаниями, умениями и навыками в соответствии с его возможностями и потребностями.
Комплексный подход является частным случаем интегрированного подхода, и проявляется в интегрированном обучении как использование взаимосвязанных видов искусства и видов детской художественно-эстетической деятельности с учетом принципов: взаимосвязи искусств в общности — создать единство образно-художественной природы искусства; учета специфики каждого вида искусства; принципа взаимосвязи чувственного и логического (основываясь на взаимодействии различных анализаторов); принципа учета особенностей воздействия разных видов искусств в отдельности; принципа творческой активности (переход ребенка с репродуктивного к творческому уровню; мотив — интерес к определенному виду искусств, основа активности — художественно-эстетические знания, эмоциональная восприимчивость, развитое воображение, способность к эстетической оценке жизненных явлений).
Полихудожественный подход предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющую им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Интегрированное обучение детей дошкольного возраста строится на следующих педагогических и методических принципах данного подхода: духовное возвышение; живое общение с сенсорной основой искусства и видов художественной деятельности; полихудожественный подход к организации занятий отдельными видами искусства; сенсорное насыщение и уточнение детских представлений; опора на детское творчество и развитие разных видов художественного творчества.
Вторая группа подходов, на которых базируется концепция интегрированного обучения, определяют структурные особенности ее построения: системный, структурно-функциональный и технологический подходы.
Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.
Структурно-функциональный подход, вытекающий из системного подхода, позволяет рассматривать интегрированное обучение как целостность, в которой каждый компонент как функциональный определяется через его соотнесение с другим через существенные связи и зависимости.
Ведущие тенденции интегрированного обучения отражают в себе общие тенденции современного образования — мировые, национальные, региональные, и включают в себя специфические направления, характерные для интегрированного обучения дошкольников: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, вариативность содержания, интенсификация и интеграция содержания дошкольного образования, переход от информативных к активным методам обучения (усиление деятельностной основы обучения), гносеологическое, аксиологическое, культурологическое направления. Эти тенденции проявляются в дошкольном образовании в целом, а в интегрированном обучении приобретают определенную специфику. Они позволяют проанализировать противоречия интегрированного обучения детей дошкольного возраста. Основное противоречие педагогического процесса, разрешаемые интегрированным обучением, заключаются между: необходимостью формирования целостных представлений, целостной картины мира и фрагментарностью формирования представлений на одновидовых занятиях.
Первая группа противоречий (внешних) связана с отношениями личности ребенка (его индивидуальности) и общества и включает ряд противоречий между: социокультурной обусловленностью процесса обучения и индивидуально-личностным опытом ребенка; увеличением объема научных знаний и содержанием дошкольного образования.
Вторая группа противоречий содержит внутренние противоречия педагогического процесса. Одно из них заключается между: гуманистической личностно-ориентированной парадигмой современного дошкольного образования и его ориентированием на знания; необходимостью решения развивающих и воспитательных задач на занятиях и ограниченной возможностью традиционных одновидовых занятий, построенных на знаниеориентированной основе; необходимостью формирования у ребенка целостных взаимосвязанных представлений об окружающем мире и их фрагментарностью в традиционном обучении; необходимостью построения педагогического взаимодействия педагога и ребенка в обучении на субъект-субъектной основе и преимущественно субъект-объектным характером обучения на одновидовых занятиях; увеличением содержания знаний и традиционными формами организация обучения; необходимостью обеспечения целостного единства чувственного и рационального в познавательной деятельности дошкольников и односторонностью его отражения в воспитательно-образовательной работе; необходимостью формирования умений применять знания в практической деятельности и ограниченными возможностями реализации деятельностного подхода в традиционном предметно ориентированном обучении.
Выявленные тенденции и противоречия позволяют обосновать следующие принципы интегрированного обучения детей дошкольного возраста: гуманизации обучения, развивающего и воспитывающего обучения, социокультурного соответствия (природосообразности и культуросообразности), научности и связи обучения с жизнью, систематичности и системности, интенсификации содержания познавательной деятельности, сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний, наглядности, доступности, прочности, гибкости и вариативности обучения, единства процессов социализации и индивидуализации личности, создания положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в обучении.
Система тенденций и принципов интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях определила построение его теоретической модели, включающей систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов, подчиненных логике педагогического процесса: личностного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного. Личностный компонент модели интегрированного обучения включает в себя совокупный субъект педагогического процесса, представляющий, прежде всего, доминирующую субъектную позицию воспитателя и ребенка в процессе обучения.
Целевой компонент модели интегрированного обучения включает две взаимосвязанные составляющие: содержательные и формальные цели. Традиционное личностно-ориентированное обучение реализует только содержательные цели, в которых приоритетными являются дидактические (образовательные), в то время как в интегрированном обучении ведущее место занимают развивающие и воспитательные. К содержательным целям интегрированного обучения дошкольников относятся: формирование целостной картины мира (приоритетная цель); обеспечение более эффективного формирования знаний, умений и навыков по каждому разделу программы, включенному в укрупненное, уплотненное содержание интегрированного обучения; усиление деятельностной основы усвоения содержания образования; стимулирование развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов и т.п.); обеспечение единства чувственного и рационального в учебно-познавательной деятельности; стимулирование творческих способностей; усиление воспитательной направленности процесса обучения (гуманизация, экологизация и т.д.).
К формальным целям интегрированного обучения отнесены следующие: уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; перераспределение приоритетов (воспитательные и развивающие цели являются доминирующими); соблюдение норм длительности учебных занятий при уплотнении содержания; избегание дублирования содержания образования; выполнение здоровьесберегающей функции.
Целевой компонент, в свою очередь, определяет своеобразие содержательного компонента теоретической модели интегрированного обучения. Содержательный компонент включает в себя духовные ценности (этические, эстетические представления), способы деятельности и целостные представления об окружающем мире (о человеке, обществе, о живой и неживой природе). Содержание характеризуется разными направлениями, уровнями, структурными особенностями. Первое направление определяется межпредметной (межвидовая) интеграцией, которая выражается в синтезе содержания разных разделов программы при наличии естественных связей между его компонентами. На основе межпредметной интеграции могут объединяться практически все разделы любой программы, однако, существуют некоторые ограничения. Второе направление выражается внутрипредметными (внутривидовыми) взаимосвязями компонентов содержания внутри каждого раздела программы. При условии тематической общности подразделов в рамках одного занятия, возникает интегрированное содержание, отличающееся большей целостностью. Третье направление синтезирует два первых и определяется как межвидовыми, так и внутривидовыми связями компонентов содержания.
Направления интеграции реализуются на различных уровнях. Первый уровень — уровень межпредметных связей — соответствует с решением таких дидактических задач, как актуализация знаний детей, их обобщение и систематизация. Основной источник интеграции — общие структурные элементы содержания образования, перенос которых может осуществляться в направлении любых предметов. Применительно к содержанию дошкольного образования этот уровень характеризуется как установление взаимосвязей между отдельными занятиями как по одному какому-либо разделу программы, так и между занятиями по разным разделам программы. Уровень межпредметных связей является низшим, а интеграционные связи — слабыми.
Второй уровень — уровень дидактического синтеза — является более высоким по отношению к первому. Он характеризуется не только содержательной интеграцией содержания разделов программы, но и определяемым ею процессуальным синтезом, предполагающим, возникновение интегрированных форм организации обучения (интегрированное занятие, интегрированный цикл занятий). Доминирующей дидактической задачей в данном случае является изучение познавательного материала на интегративной основе. Интегрированное содержание на данном уровне обладает большей информационной плотностью, отражает не только части и детали целого, но взаимосвязи между ними, дает более целостное представление о предмете, объекте или явлении окружающего мира. В то же время уровень дидактического синтеза — самый сложный для конструирования занятий, для разработки их методики.
Третий — наивысший — уровень целостности, завершающийся формированием нового раздела программы, новой предметной области. В настоящее время реализация этого уровня предопределила возникновение большого количества разновидностей интегрированных занятий по развитию изобразительного творчества, по экологическому образованию. На уровне целостности имеет место полная содержательная и процессуальная интеграция.
Содержание интегрированного обучения сложно структурировано. В отличие от классических одновидовых занятий, в структуре которых отражается содержание одного раздела программы, в структуру интегрированных занятий включаются два и более компонентов из разных разделов программы. Структурный анализ показал, что компоненты содержания интегрированных занятий связаны определенными способами интеграции. Способом интеграции мы называем объективную характеристику структуры интегрированного занятия, которая, с одной стороны, отражает тип отношений между компонентами структуры, а с другой, определяет силу взаимодействия этих компонентов. Анализ отношений между компонентами структуры при изучении содержания интегрированных занятий позволил выделить два основных типа: отношения равенства и отношения неравенства. При этом неравенство может сопровождаться различной степенью подчинения одних компонентов другим. Всего выделено шесть базовых вариантов или способов интеграции.
1. «Склеивание» наблюдается в тех случаях, когда все компоненты содержания занятия объединяются одной темой, но не связаны между собой способами детской деятельности (они различны) и реализуются последовательно друг за другом, без приоритетов. Формальные цели интегрированного обучения при таком способе практически не выполняются.
2. «Симбиоз» характеризуется равноправным соотношением компонентов содержания, при этом у них есть «интегративное ядро» — общее для всех компонентов представление о чем-либо, художественный образ и т.п., но есть и относительно самостоятельные части содержания, которые решают собственные образовательные задачи.
3. «Размывание» — способ интеграции, характеризующий интегрированные занятия с самым сильным взаимопроникновением компонентов содержания, когда границы между ними «размываются» и они образуют однородное содержание.
4. «Соподчинение» — способ интеграции, который предполагает подчинение одного (вспомогательного) компонента другому (главному, ведущему). В таком занятии есть «интегративное ядро» с общим для всех компонентов содержанием, позволяющим решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи не на каждом компоненте содержания в отдельности, а на их сочетании, но вспомогательный компонент решает также собственные, относительно самостоятельные цели и задачи.
5. «Ретрансляционное сопряжение» — это способ интеграции, при котором один компонент (главный) реализуется средствами другого (вспомогательного). Указанный способ предполагает сильное взаимопроникновение компонентов содержания.
6. «Снятие» — это способ интеграции, когда один компонент — главный, поглощает другой — второстепенный — в какой-либо части занятия. Интегрированные занятия, построенные на этом способе, напоминают обычные традиционные занятия, поскольку главный, ведущий компонент вбирает полностью вспомогательный и подчиняет реализации своих целей и задач.
В целях преодоления разнокачественности компонентов содержания и создания целостности вводятся интегрирующие факторы общего и предметного плана. Интегрирующий фактор — это компонент педагогического процесса, служащий основанием для объединения разнокачественного содержания в единое целое и усиления его развивающей и воспитательной направленности.
Интегрированные циклы занятий могут конструироваться по-разному: цикл занятий может состоять из традиционных занятий, которые выстроены в определенной последовательности в соответствии с уровнем межпредметных связей (например, занятия по ознакомлению с художественной литературой и по изобразительной деятельности), а также цикл может полностью состоять из интегрированных занятий или включать традиционные занятия в сочетании с интегрированными как обобщающими.
Интегрированный (тематический) день предполагает такую организацию познавательной деятельности в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду, при которой какая-либо конкретная тема является сквозной и отражается не только в содержании занятий (при этом занятия по структуре могут быть и одновидовыми), но и в содержании подвижных, сюжетно-ролевых и других игр, наблюдений на прогулках и в других режимных моментах.
В процессе исследования интегрированного обучения детей дошкольного возраста реализуется комплекс психолого-педагогических условий.
Первое условие — целесообразность внедрения интегрированных занятий в педагогический процесс, обусловлено функциями интегрированных форм обучения (В.С. Безрукова, И.Д. Зверев, В.С. Максимова, Ю.С. Тюнников и др.). Поскольку в интегрированном обучении реализуются содержательные и формальные функции, необходимо учитывать и те, и другие во взаимосвязи.
Второе условие — разработка интегрированных занятий, преимущественно двухкомпонентных, на основе теории интегрированного обучения с учетом основных особенностей интегрированных занятий:
— обеспечение целостности содержания занятия путем его обязательного объединения на тематической основе посредством целесообразных интегрирующих факторов;
— установление естественных, наглядно представленных связей между компонентами содержания;
— обеспечение единства рационального и эмоционального в учебно-познавательной деятельности;
— обеспечение выполнения содержательных и формальных целей интегрированного обучения в их единстве;
— выделение «интегративного ядра» в содержании, обеспечивающего его «уплотнение»;
— обеспечение деятельностной основы усвоения интегрированного содержания;
— обеспечение субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка.
Третье педагогическое условие — взаимосвязь интегрированных занятий с занятиями других видов — обусловлено требованием целостности педагогического процесса дошкольного образования и реализацией интегрированного обучения не только на уровне дидактического синтеза, но и на уровне межпредметных связей, предусматривающих координацию занятий разных типов и видов (М.Н. Берулава).
Результативный (рефлексивный) компонент интегрированного обучения включал анализ и оценку результатов познавательной деятельности. Педагог не только оценивает деятельность детей на фоне общей положительной оценки, но и оценивает собственную деятельность по организации психолого-педагогических условий. Дети оценивают деятельность сверстников, а в старшем дошкольном возрасте способны к элементарной самооценке. Особенностью результативного компонента в интегрированном обучении является оценка интегрированного результата (всех видов познавательной деятельности, имевших место в структуре занятия) или синтезированного результата.
В дошкольном учреждении интегрировать можно различные направления развития ребенка:
— ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
— ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;
— формирование естественнонаучных представлений и чтение художественной литературы;
— формирование экологической культуры и чтение художественной литературы;
— формирование экологической культуры и музыкальное развитие;
— изобразительная деятельность и чтение художественной литературы;
— изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;
— формирование элементарных математических представлений и конструктивная деятельность;
— формирование элементарных математических представлений и художественный труд;
— формирование элементарных математических представлений и ознакомление с русской культурой;
— ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;
— ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;
— формирование валеологических знаний и физическое развитие;
— развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие [1].
Данные направления предполагают интеграцию содержания образования с целью решения задач интеллектуального, художественно-творческого и социально-личностного развития дошкольников.
Интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.
Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания, помимо наличия общих оснований, должны:
— расширять и обогащать имеющиеся представления детей;
— быть нужными при последующем обучении в школе;
— быть доступными и опираться на личный опыт;
— связываться с повседневной жизнью;
— вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка, и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
— стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
— повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Важное условие интеграции — поиск основания для объединения. Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности: в литературе средство выразительности — слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафора, ритм; в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации — движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы; в изобразительной — рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция); в музыке — мелодия, ритм, гармония, интонация [2].
Основой естественнонаучной интеграции являются категории различного характера (качество, количество, причина, следствие, время, пространство, живое, неживое и другие).
Содержание образования дошкольников должно строиться так, чтобы оно охватывало и привычные для них области действительности (оттуда черпаются средства и способы познания), и новые, далекие от привычных своей необычностью, вызывающие живой интерес детей (используются проблемные ситуации, новые задачи).
Таким образом, интегративный подход, основанный на целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования и позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.
Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе [3].
Существует 4 уровня интеграции:
1. Интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений на интегрированном курсе
2. Объединение понятий на информационной сферы учебных предметов.
3. Сравнительно-обобщающее изучение материала.
4. Самостаятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.
Интегрированный подход в организованной учебной деятельности, получивший широкое распространение в последние годы, чаще всего является одной из форм обобщения знаний. Он может проводиться на основе внутри-предметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединённые двух-, трёх- и четырёх.
На основе интегративного подхода предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе учебной деятельности.
Педагогической основой такой деятельности выступают межпредметные ассоциации, которые являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний [4].
Межпердметные связи по формирования элементарных математических представлений представлены в виде рисунка 1.
Рисунок 1.2.1 Межпредметные связи организованно-учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Так, например интеграция «Формирование элементарных математических преставлений» и «Конструирование» позволяет учащимся усваивать математические знания в полном объеме и приобретать умения, применять их при изготовлении моделей по их описанным или заданным свойствам, вносить изменения в конструкции или ее элементы.
Еще одним примером может служить развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами «Формирование элементарных математических представлений» и «Художественная литература» как одно из необходимых условий развития литературного слова, устного творчества школьников.
Интеграция содержания курсов «Формирование элементарных математических представлений» и «Основы экологии» существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования их мировоззрения. Экологическое воспитание и образование в процессе изучения математики ориентировочно могут осуществляться в таких направлениях:
— решение задач экологического содержания с целью глубокого понимания учащимися отдельных экологических понятий, способствующие формированию их экологического мышления;
— более осознанное овладение основными математическими методами обработки статистических материалов учащимися, собранных во время проведения экскурсий, практических и самостоятельных работ [5].
Положительными сторонами данных занятии являются:
1. Компактность и сжатость.
2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрированного предмета на каждом этапе.
3. Большая информативная емкость учебного материала использованного в.
4. Действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;
5. Выигрыш во временных затратах на усвоение материала.
6. У учащихся в большей степени формируются общеучебные умения и навыки, также рациональные навыки учебного труда
Однако главными недостатками при этом будут являться:
— главную цель в организованной учебной деятельности на основе интегративного подхода очень сложно правильно определить;
— можно интегрировать лишь ограниченное число учебных курсов;
— трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детям данного возраста было понятно и интересно [6].
От воспитателя требуется тщательная отработка всех этапов, введение определённых наглядных пособий, чёткая формулировка вопросов исключающих односложные ответы, постановка конкретных заданий и анализ их выполнения и т.д.
Несмотря на то, что в последнее время ученые, педагоги стали уделять более внимание к внедрению в учебно-воспитательный процесс интегративного подхода, тем не менее, решение данной проблемы нуждается в дальнейшем развитии. Можно выделить следующие перспективы применения интеграции многокомпонентного содержания дошкольного образования:
— интенсификация учебно-воспитательного процесса путём интегрирования содержания дошкольного образования;
— создание новых интегрированных курсов и обеспечение преемственности в их преподавании;
— создание интегрированных программ для малокомплектных дошкольных учреждений;
— создание интегрированной технологии индивидуального обучения.
Список используемой литературы
1. С.Д. Сажиной «Технология интегрированного занятия в ДОУ»-С.127
2. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. -Т.1. — 328с.
4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. М., 2000.-267 с.
5. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974.-368с.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: НОРМА,2000.-345с.
Концепция и технологии интеграции в образовании
образование интеграция учебный синергетика
· Принцип взаимодополняемой естественнонаучной методической традиции и гуманитарных способов познания.
· Синергетический подход: общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем — физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.
· Системный подход: интеграция — система систем, результат систематизации более высокого порядка.
· Гносеологический подход: интеграция — это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс и результат становления целостности (холизма) — единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.
· Герменевтический подход: интеграция — это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, мероприятий, получение интегративных результатов образования и т.д.
· Деятельностный подход: интеграция — это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.
· Информационный подход: интеграция — ведущая тенденция обновления содержания образования — большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного взаимодействия учащихся с миром в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительности. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий; законы, теории, идеи; модели объективных процессов.
· Развивающее обучение.
В настоящее время в российском образовании имеют место следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:
-интеграция содержания образования, уменьшение много предметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В. Серикова);
-генерализация содержания учебных предметов (концепция внутри предметной интеграции — В.И. Загвязинский);
-укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев);
-технологии интегрирования учебных предметов (физика + химия — А.И. Гуревич);
-объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приемов (концепция синтеза дидактических систем — Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов);
-соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества — В.В. Семенов);
-экологическое образование, гармонизация системы «природа — человек»;
-глобальное образование;
-холистическое, целостное образование;
«Интеграция образовательных областей
Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме:
«Интеграция образовательных областей
в совместной деятельности с детьми и родителями
в рамках реализации федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности (НОД) в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, — интегрированная совместная деятельность с детьми (НОД)
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами.
Интеграция
– (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию.
Интегрированное занятие
— это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
- Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области
. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.
- Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования
: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Первый тематический круг
— реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) .
Второй тематический круг
— воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий тематический круг
— события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.(Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).
Четвертый тематический круг —
события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)
Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
- Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста
: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей
- Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ
. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно — эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник.
В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам ( например, Ф.Шуберта «AveMaria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).
В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи
как:
- формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
- интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные образовательные технологии.
Наиболее эффективны из них следующие:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
- большая информативная емкость образовательного материала,
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок
Основные принципы взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течении одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры
.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»
Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; географии, биологии и химии (естествознание); истории, литературы, музыки и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.
Для некоторых специализированных учебных заведений предусмотрен государственным стандартом образования интегрированный курс «Основы естественнонаучного познания мира», объединяющий такие дисциплины как математика, физика, химия и биология, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ. Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (пусть даже в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов таким образом, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе.
Интегрированные занятия (уроки). Построение учебного процесса на интегральной основе воплощается не только интегрированными дисциплинами. Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырех предметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок -путешествие и т.п.
Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок.
При этом достигается:
— действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;
— выигрыш во временных затратах на усвоение материала;
— у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.
Примеры: интегрированный урок «Кристаллы» (физика + химия), урок «Географические открытия» (география + история).
Интегрированные дни. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Пример: «Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека». При этом происходит не отсроченная интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов.
Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели. Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объём работы необходимо выполнить непосредственно перед «днём».