Экологическое воспитание детей средней группы
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.
Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты: • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл, включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;
• ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
• подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям — в форме рассказов и рисунков;
• чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита — приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);
• еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе. Начиная со средней группы через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е.Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, — книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.
Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.
Контрольные вопросы 1. Что такое педагогическая технология? В чем состоят особенности технологии экологического воспитания детей в детском саду? 2. Каковы особенности системы воспитания дошкольников младшего возраста? Какую роль выполняют народные сказки? 3. Что включает технология воспитания детей средней группы? Какую функцию выполняет сюжетная игра? 4. Что дают детям чтение произведений Е.Чарушина, рассматривание его иллюстраций?
Экологическая неделя в детском саду. Средняя группа
Проект на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Экологическая неделя «Земля — наш общий дом»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей; пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру; развивать положительные чувства ребенка к природе. Задачи: — Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных для детей дошкольного возраста; — Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; — Формировать умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.
Понедельник
Экскурсия (прогулка) по окрестностям детского сада.
Цель:
Научить замечать изменения, происходящие в природе, называть цвет листьев, наблюдать за деревьями, понимать от чего происходит листопад, почему исчезли насекомые и улетают птицы. Любоваться красотой осенней природы. Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе; формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. 1. Путешествие вокруг света (рассматривание глобуса; обратить внимание на цвета на глобусе – вода, суша) 2. Загадывание загадок о растительном, животном мире, насекомых. 3. Аппликация на тему: «Украсим платок узором из осенних листьев»
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе». 5. . Игра «Живое -неживое». 6. Упражнение «Раскрась только живое».
Вторник
1. Фиксация наблюдений за птицами в календаре наблюдений. Сортировка собранного на прогулках материала. Изготовление гербария. 2. Беседы в целях уточнения представлений о наблюдаемых на прогулках явлениях. 3. Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковского и др. музыки.
4. Чтение и беседы после чтения о способностях животных приспосабливаться к среде обитания. 5. Изготовление поделок из собранного природного материала. Конструирование из природного материала на тему: «Посадим бабочку на цветок»
6. Игра «Рассмотри и выложи». Цель: Воспитывать внимание, терпение, любознательность. 7. Настольно-печатная игра «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?» 8. Беседа «Так нельзя, а так можно и нужно». Обсудите, как относиться к животным: воробьям, воронам, кошкам и др.
Среда
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы-воде и её свойствах. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Приход «Айболита» — рассказ о целебности солнца и воды (и об опасности). 1. Дидактическая игра «Вода наша помощница» «Волшебница вода» 2. Заседание клуба «Почемучек». Тема: «Такая разная вода» а) все ли дожди одинаковы (весна, осень, лето) . б) все ли облака одинаковы 4. Слушание а/записи «Шум дождя» 5.Дидактическая игра «Как зовут птенца?». 6. Экологический трудовой десант а) подготовка клумбы на зимний период б) подготовка семян и листьев для гербария. 8. Разгадывание загадок про времена года. 9. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?»
Четверг
День поэзии «Берегите планету» 1. Выставка книг о планете. 2. Конкурс чтецов о животных наших лесов (нашей лесной зоны (полосы)) 3. Игры «Угадай дерево», «С какого дерева листик? » (дети составляют «картину» из набора маленьких иллюстраций) 4. Чтение книг Бианки: «Лесные домишки» 5. . Заучивание стихов о животных, растениях и т. д. 6. Импровизация движений под музыку природы в аудио записи 7. Рассказ воспитателя о поведении птиц и животных осенью. 8. Дидактическая игра – “Какой ветер?»
Пятница
1. Развлечение для детей на тему: «Осенняя прогулка» Цель: Закрепить полученные знания у детей о временах года; осенних явлениях в природе. Расширять знания о лесных обитателях в осенний период. Поддерживать интерес к танцевальной и музыкальной деятельности. 2. Конкурс поделок из природного материала для совместного творчества родители и дети на тему: «Загляни в осенний лес» 3. Словесная игра «У кого какая шубка?» 4. Работа с родителями: Заключительное оформление выставки на тему: «Загляни в осенний лес»
Прогулка-понедельник
Наблюдения за облаками.
Цели:
учить детей наблюдать за облаками, отмечая произошедшие изменения; подвести к выводу, что пасмурная погода-характерный признак осени.
Словесная игра «Угадай с какого дерева листочек»
Дидактическая задача:
определение отличительных особенностей листьев клёна, берёзы, рябины и т. д.
Игровое действие:
Узнать и назвать листок, соответствующий дереву.
Ход игры
Воспитатель раздаёт детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева. — Этот лист с берёзы, поэтому он называется берёзовый. — Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый. — Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т. д.
Прогулка-вторник
Наблюдение за изменениями в природе: предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Словесная игра «У кого какая шубка?
Дидактическая задача:
Формировать связную речь дошкольника. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных.
Игровое действие:
Отгадывание предложенной воспитателем загадки о животном и составить описательный рассказ с помощью воспитателя.
Ход игры.
Педагог предлагает детям отгадать загадку о животном. Например, Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц) После отгадки животного воспитатель побуждает детей вспомнить и описать внешний вид зайца — Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т. д.) — У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая) — У белочки, какая шубка? (мягкая, гладкая)
Прогулка-среда
Наблюдения за птицами.
Цель:
закрепить знания детей о птицах — название, части тела, питание. Поисково-познавательная деятельность «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?» Цель: помочь установить зависимость образа жизни птиц от недостатка еды в холодный период года. Словесное упр.,/игра «Отгадай загадку про птичку.»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в отгадывании загадок про птиц. Закрепить названия птиц: воробей, синица, скворец, ворона.
Игровое действие:
Прослушивание и отгадывание загадок. Нахождение ответа на карточках с изображением птиц. (На прогулке можно обойтись без карточек, игру можно совместить с настоящей птичкой и поощрить за правильный ответ заранее изготовленными птичками с помощью оригами.)
Ход игры.
Воспитатель загадывает детям загадки о птицах. Серый маленький комочек: Чик-чирик — замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей) И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку… (синица) Болтлива птичка — спору нет, Расскажет новость и секрет! Красива с виду, белобока Кто? — Длиннохвостая… (сорока) — Как можно наших гостей назвать одним словом? Кто у нас в гостях? (Птицы)
Прогулка – четверг
Наблюдения за деревьями.
Цель:
помочь детям сделать вывод о том, что после того, как температура воздуха стала ниже нуля градусов, (ощутимое похолодание), все деревья сбросили листву. Словесная игра «Сравни и расскажи, чем отличаются?»
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц и животных.
Игровые правила:
Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников. Диалог воспитателя и детей с помощью загадок о птицах и животных, наводящих вопросах воспитателя к детям о внешнем виде и повадках животных и птиц.
Ход игры:
Использование картинок животных: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.( В старшем дошкольном возрасте игра проводится на свежем воздухе, на прогулке без картинок, ребята действуют по памяти и предыдущими накопленными знаниями в средней группе) — Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост) — Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных их нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто крылышками, а у животных – шерстью.
Прогулка –пятница
Наблюдения за ветром.
Цель:
Закреплять знания о явлениях неживой природы. Определять основные свойства ветра. Подвести детей к выводу, о том, что ветер -это движение воздуха, может быть разной силы и направления. Словесная игра «Какой дует ветер?»
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь дошкольника. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровое действие:
Воспитатель задаёт детям вопросы о том какой сегодня ветер, каким ветер может быть, каким бывает? Дети с помощью султанчиков или осенних листочков в руках определяют силу ветра. (сильный, порывистый, холодный, тёплый, осенний и т. д.) Кто правильно ответил, на вопрос воспитателя, первый имитирует силу ветра.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям представить мысленную картину по её словам. — Тучи, дождь, ветер, ветки на деревьях качаются, листья желтеют и опадают на землю, в какое время года это происходит (бывает)? Ответы детей: (осенью). Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра. — Какой ветер? (сильный, колючий и т.д.) -Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер подул? ( тихий ) Примечание: Аналогичную картину воспитатель может предложить детям представить и другого времени года, подобрав слова, которые выделяют и определяют приметы, явления природы конкретного времени года. (сезона ) Предлагаю вашему вниманию, подробное описание игр, которые использовались мной в процессе экологического воспитания детей старшей группы в течении всего проекта (одна неделя) по экологическому воспитанию. 1. Настольно-печатная игра: «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?»
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о явлениях неживой природы: части суток.
Игровые правила:
Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.
Игровое действие:
Поиск карточки определённого цвета по содержанию текста.
Дидактический материал:
цветные карточки. Модель часов (круг, разделённый на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.
Ход игры.
По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов. Небо вдруг порозовело, Тихо-тихо и несмело Солнце ласковым лучом Что открыло, как ключом? (утро-розовая карточка) Солнце ярко осветило, Землю всю позолотило. Он сияет и блестит, Нам лениться не велит? (день-жёлтая карточка) Солнце спать легло, и будто Лёгким синим покрывалом Он всю землю укрывает. Сказку гномик прочитает И тихонько засыпает? (вечер-синяя карточка) Когда с темнотою Земля вдруг сошлась И в небе луна Со звездою сошлась? А Гномик давно и Тихонечко спал? (ночью-чёрная карточка)
2. Дидактическая игра с предметами: «Вода наша помощница»
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах.
Игровые правила:
Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие:
Поиск нужных предметов.
Дидактический материал:
тазик с грязным бельём, мыло и зубная щётка, аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т. д.
Ход игры.
Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения. — Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи. — Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке. — Вода нужна жителям цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты. — Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных. — Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины. — Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы. — Вода нужна всем малышам и малышкам, что бы её пить, когда жарко. И т. д.
3. Игра «Рассмотри и выложи»
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила:
Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие:
Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы осени. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал:
часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами осени по количеству детей.
Ход игры
Дети должны определить и выложить на столе основные приметы осени (другого времени года). — Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах нужно установить стрелку на времени года-осень, жёлтая часть часов). -На какое время года нам указываю приметы за окном? (приметы за окном указывают нам на то, что время года-осень). -Какие приметы осени, ты выложил(а) (обращаться к девочке или мальчику по имени) на своём столе? (Солнце на небе спряталось за тучку, идёт дождь, на земле лужи, дует холодный ветер, деревья стоят без листочков и т. д.)
4. Дидактическая игра с предметами «Как зовут птенца?»
Дидактическая задача:
Упражнять детей в узнавании и назывании птиц: воронёнок, воробушек, скворчонок, синичка.
Игровые правила:
Дети рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.
Дидактический материал:
фигурки или картинки с изображением птиц и их птенцов: ворона-воронёнок; скворец-скворчонок; синица-синичка; воробей-воробушек.
Ход игры:
Воспитатель показывает изображение птицы и его птенца. Ребёнок должен назвать взрослую птицу и его птенца. — Это воробей, а у воробья птенец –воробушек. И т. д.
5. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?».
Примечание. Проводить игры можно в любое время дня и использовать в различных видах деятельности, на усмотрение педагога. Правила игр также могут варьироваться, что может зависеть от творческого подхода и находчивости воспитателя. Заключительным этапом экологической недели послужило разработанное мною мероприятие – развлечение «Осенняя викторина». А также выставка-конкурс поделок из природного материала на тему: «Загляни в осенний лес». Совместное творчество родителей и детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Экологический проект в детском саду
Похожие статьи:
Сценарий экологического мероприятия в детском саду
Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе
Экология в музыке
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
автор: Болдырева Светлана Александровна
Воспитатель г.Самара МБДОУ «Детский сад 452 «Бусинка»
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
Экологический проект в средней группе №4 «Ромашка» «Мир глазами детей»
Воспитатель: Болдырева Светлана Александровна МБДОУ № 452
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию детей средней группы
«Мир животных глазами детей»
Пояснительная записка.
По всей России стартовал год экологии. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Роль животных в природе так велика, что человек вряд ли смог бы не только обходиться, но и просто жить без них. И дело не только в том, что животные дают человеку продукты питания, мех и шерсть, служат ему своей силой, быстротой и выносливостью. Несомненно, что и «Красная книга»
и заповедники и национальные природные парки очень нужны для охраны живой природы. Но еще важнее — это ответственность за природу, которую несет каждый человек.
Воспитанники нашей группы тоже активно включились в мероприятия экологической направленности. Мы пригласили семьи наших воспитанников к участию в проекте «Мир животных глазами детей».
Проект будет проходить в 4 этапа:
- «Звери глазами детей»(рисунки животных Краснодарского края)
; - Выставка на тему «Многообразие животных»(поделки и рукоделие)
; - «Морские обитатели»(рисунки обитателей Черного моря)
; - Настольные мини-презентации «Мой питомец» (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных)
.
Свое стремление охранять природу дети могут отобразить в своих творческих работах.
Лучшие работы примут участие в оформление подарочного календаря детского сада.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Мир животных глазами детей»
у воспитанников среднего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
- Обогащение и углубление представлений у детей о животных родного края, об их многообразие и условиях обитания.
- Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к животным и к природе в целом.
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам экологического воспитания детей среднего возраста;
- Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.
- Дополнить дидактический материал по экологическому воспитанию детей среднего возраста;
- Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие детей в условиях игровой деятельности;
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
- Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки)
. - Познакомить детей с понятием «Красная книга»
. - Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный, январь 2022г. – август 2022г.
Тип проекта: познавательно — игровой.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатель.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основные принципы реализации проекта:
— Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
— Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры)
;
— Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки экологических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
— Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
— Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
— Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития познавательных способностей детей.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме;
Мониторинг диагностики детей;
Составление плана работы по реализации проекта;
Создание предметно — развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
- Совместное изготовление дидактических игр «Где чей домик?»
,
«Чей малыш?»
и др. ; - Помощь в создании и оформлении выставки на тему: «Многообразие животных»(поделки и рукоделие)
; - Настольные мини-презентации «Мой питомец» (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных)
.
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
Изучение опыта других образовательных учреждений.
- Основной.
На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;
Просмотр презентаций по теме;
Знакомство с предметами ближайшего окружения;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность;
Выставки рисунков детей «Звери глазами детей»
и
«Морские обитатели»
;
Инсценировка «Как звери подружились»
;
Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей среднего возраста»
.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Просмотр мультипликационных фильмов о животных.
Прослушивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир экологии?»
. Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
- Заключительный.
- Положительная динамика мониторинга по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
- Выставка совместного творчества ребят и родителей;
- Создание подарочного календаря «Мир животных глазами детей»
, совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, уточнять и закреплять представления о диких животных, местах обитания и питания. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир экологии. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, мы постараемся помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012;
- ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель»
, 2014. - Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 2007;
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: «Цветной мир»
, 2012. - Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
- Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекмендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009;
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет»
1996; - Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»
,2012. - Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
статья «Формы и методы работы по экологическому воспитанию в средней группе
С детьми проводится посадка, посев, сбор урожая.
В уголке природы дети рассматривают растения, вместе с педагогом овладевают трудовыми навыками ухода за ними.
5) Экспериментально- поисковая деятельность детей.
Под экспериментально- поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
2. Методы экологического воспитания.
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.В средней группе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Кнаглядным методам
относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы —
это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы
– это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
1) Наблюдение
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям среднего дошкольного возраста.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.В средней группе используется разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.