Текст книги «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий»


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Перспективный план кружковой работы по ФЭМП с детьми старшего и подготовительного возраста СЕНТЯБРЬ 1) «Помоги Чебурашке»

, Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. Развивающая среда: набор логических блоков; игрушка
«Чебурашка»
. 2) «Лабиринт». Цель: Учить детей
«читать»
знаки-символы (признаки…

План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Воспитатель: Доценко Т. А. Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 г. Дата окончания: 31. 05. 2022 г. Цель: повышение своего теоретического уровня,…

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Транскрипт

1 Приложение 1 Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе за уч.год Воспитатель: Кларова Анна Анатольевна

2 Пояснительная записка Программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы дошкольного отделения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155), учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа составлена с использованием рекомендаций — И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Цели программы: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов, плоские и объемные формы. Совершенствовать глазомер. Задачи по формированию элементарных математических представлений. Количество и счет -Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую меньшую) часть множества или их равенство. -Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). -Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, о станет по 7, поровну»). -Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1). -Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). -Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

3 -Познакомить с цифрами от 0 до 9. -Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. -Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь петушков, 5 матрешек, 5 машин всех игрушек поровну по 5). -Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). -Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 это один, еще один, еще один, еще один и еще один. Величина -Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента самая широкая, фиолетовая немного уже, красная еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. -Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. -Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. -Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). -Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Форма -Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. -Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. -Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов прямоугольные, поднос и блюдо овальные, тарелки круглые и т. д. -Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве

4 -Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху внизу, впереди (спереди) сзади (за), слева справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа слева, вверху внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени -Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Уточнить на конкретных примерах последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями: «Физическое развитие» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры. «Художественно-эстетическое развитие» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме диагностических (срезовых) заданий и в апреле в форме итоговых занятий. «Речевое развитие» — у детей развивается умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения; по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, форме; обогащение словаря. Планируемые результаты. Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета. Упражнять в счете предметов с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Учить сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина). Учить двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым и его частями. Познакомить с количественным составом чисел 3, 4, 5 из единиц. Учить делить круг (квадрат, прямоугольник) на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Учить считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

5 Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы). Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную. Называть последовательно части суток, дни недели. Называть текущий день недели. Ожидаемые результаты: к концу года дети старшей группы могут: Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета. Считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы). Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную. Называть последовательно части суток, дни недели. Называть текущий день недели. Базовое содержание образовательной области Познание реализуется в организованной учебной деятельности формирование элементарных математических представлений в количестве 32 НОД в год. НОД проводится 1 раз в неделю, в месяц 4, во вторник, продолжительностью 25 мин.

6 Тема Цель Дата проведения «Счет предметов в пределах 5» Цель: закрепить навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов. Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Примечания 2. «Счет и отсчет предметов» Цель: упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 (на ощупь, на слух). Закрепить сравнивать 2 предмета по длине и ширине «Сравнение предметов по величине» «Сравнение предметов по величине» Цель: упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать в убывающем и возрастном порядке, обозначать результаты словами: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий (и наоборот) «Множество предметов» Цель: учить составлять множество из разных элементов, выделять части, объединять их в целое множество. Закрепить умение определять пространственное направление: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу. 5. «Образование числа 6» Цель: показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов. Развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. 6. «Образование числа 7» Цель: показать образование числа 7 на основе сравнения 2 групп предметов. Развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке

7 7. «Счет предметов в пределах 6 и 7» (закрепление) Цель: продолжать считать в пределах 6 и7. Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Расширить представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток «Образование числа 8» Цель: показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов. Закрепить счет и отсчет предметов в пределах 7 по образцу и на слух. Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, направо, налево). 9. «Число 9» Цель: показать образование числа9 на основе сравнения 2 групп предметов. Закрепить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) «Порядковый счет в пределах 8 и 9» Цель: познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «На котором по счету?» Упражнять в умении сравнивать предметы по величине «Число 10» Цель: познакомить с образованием числа 10. Закрепить представления о частях суток и их последовательности. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. 12. «Счет на слух в пределах 10» Цель: закрепить навыки счета на слух, закрепить умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. 13. «Цифры 1 и 2» Цель: познакомить с цифрами 1 и2. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, закрепить умение определять пространственное направление

8 относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. 14. «Цифра 3» Цель: закрепить навыки счета в пределах 10 (на ощупь), познакомить с цифрой 3, познакомить с названиями дней недели «Цифра 4» «Сравнение чисел в пределах 5» 16. «Цифра 5» «Сравнение чисел в пределах 8» Сравнение чисел в пределах 5» Цель: учить сравнивать числа и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число больше (меньше) числа?». Познакомить с цифрой 4. Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа и правильно отвечать на вопросы. Познакомить с цифрой 5, развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу «Цифра 6» Цель: познакомить с цифрой 6. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом «Цифра 7», «Сравнение групп предметов». 19. «Состав числа 3 из единиц. Цифра 8» 20. «Состав чисел 3 и 4 из единиц. Цифра 9» Цель: учить составлять группы предметов по заданному числу. Познакомить с цифрой 7. Учить ориентироваться на листе бумаги. Цель: познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8. Учить умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, круга, квадрата, треугольника. Цель: познакомить с количественным составом 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на

9 21. «Состав числа 5 из единиц. Знакомство с цифрами от 1 до 9» 22. «Деление предмета на 2 равные части» (повторение состава числа 5). 23. «Сравнение предметов с помощью условной мерки» 24. «Цифра 0. Сравнение предметов по длине» 25. «Число 10. Деление круга на 2 равные части» листе бумаги, определять стороны и углы листа. Закрепить последовательно называть дни недели. Цель: познакомить с количественным составом 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9. Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Цель: закрепить представление о составе числа 5. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, сравнивать целое и часть. «Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. Сравнение предметов с помощью условной мерки.» Цель: закрепить состав числа из единиц. Познакомить с цифрой 0. Учить сравнивать до 10 предметов по длине, располагая их в возрастающей последовательности. Цель: познакомить с записью числа 10. Продолжать учить делить круг на 2 равные части. Закрепить сравнивать 2 предмета по ширине с помощью условной мерки «Деление квадрата на 2 равные части. Счет в пределах 10» 27. «Деление круга на 4 равные части» Цель: учит делить квадрат на 2 равные части. Закрепить счет в пределах 10, умение обозначать число цифрами. Цель: учить делить круг на 4 равные части, сравнивать целое и часть. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов

10 28. «Деление квадрата на 4 равные части. Сравнение предметов по высоте». Цель: учить делить квадрат на 4 равные части. Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки. Закрепить знание цифр от 0 до «Счет в пределах 10», «Соседи числа от 1 до 10». Цель: учить понимать отношения рядом стоящих чисел, закреплять умение обозначать их цифрами. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа «Сравнение величины предметов по представлению». Цель: продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Умение сравнивать величину предметов по представлению «Состав числа 5 из единиц» Цель: совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Закреплять умение последовательно называть дни недели «Ориентировка на листе бумаги» (закрепление). «Ориентировка на листе бумаги- закрепление. Счет в пределах 10(прямой и обратный).»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]