Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю


Психологические особенности детей старшей группы детского сада

К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.

Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.

Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:

Словаря; Грамматического строя; Диалогической и монологической речи; Совершенствованию звуковой стороны речи.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С.ВыготскийН.Я.Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

1.Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.

2.Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

3.Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

  1. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  2. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

6.Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра.

Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Сходными являются формы организации этих процессов: игра – ролевая и актёрская.

Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольноговозраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Природная предрасположенность дошкольников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.

Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира.

1 этап «Выбор произведения»

Сказка- работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сказки требуются большие временные и творческие затраты, лучше, если сказка будет соответствовать теме ближайшего праздника, развлечения. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою значимость.

2 этап « Какой он — сказочный герой?»

Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы можно опираться на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Педагог предлагает рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируем и помогаем, подсказываем наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом мне помогают:

Этюды на мимику

  • Например: работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «Заяц испугался», «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса».
  • прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.

Этюды на движение

  • Например: «Лиса идет»- пройти на «мягких лапках».
  • «Спаси зайчика», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе».
  • прием «Отгадай кто это?»- один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.

Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее. Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа. Конечно, некоторым все же необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица и научить лицо радоваться, печалиться, злиться, хохотать. В этом педагогу поможет психогимнастикаМ.И.Чистяковой. Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, в томчисле и музыкальными.

3 этап « Формирование актерского состава (распределение ролей)»

Дети на протяжении некоторого времени погружаются в волшебный мир музыки и сказки, сами создают его, учатся смотреть и слушать. За это время формируется:

группа солистов;

  • актерская группа;
  • танцевальная группа.

Обозначаются детские желания, круг интересов, выявляются пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится последняя костюмированная репетиция.

4 этап « Знакомство с музыкальным оформлением спектакля»

Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного, побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге, в движении, в сольном вокальном номере.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять. Для поиска пластического решения образа некоторых героев необходимы занятия хореографией. Передавать образ в движении дети учатся, исполняя различные этюды, на этапе «танцевального творчества», в рамках музыкальных занятий.

5 этап « Создание сценического пространства»

Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен.

Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.

6этап «Премьера»

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

Формируется чувство ответственности за общее дело…

…Афиша готова. Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера!

Цели драматизации сказок в ДОУ

Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:

  • Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети старшей группы знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
  • Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
  • Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?

Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.

Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.

Сказки для постановки

Существует целая картотека театрализованных игр для старшей группы, целью которых является развитие чувства любви к театру, а также вовлечение всех детей группы в игру.

Прежде чем выбрать тот или иной вариант, необходимо проанализировать способности детей. Сделать это можно во время беседы. Только после этого можно выбрать подходящее произведение для утренника.

Есть несколько интересных театрализаций для дошкольников:

  • «Дюймовочка».
  • «Золушка».
  • «Мешок яблок».
  • «Красная шапочка».
  • «Заюшкин дом».
  • «Сивка-бурка».

Важно понимать, что дети воспринимают героев так, как они описаны — жадная лиса, страшный волк, глупый кролик. Часто они не хотят играть роль таких персонажей, так как думают, что и остальные будут думать о них, как о глупых и жадных. Задача педагога — объяснить, что это только определение, которое дается герою из-за его поступков.

Отличная детская сказка, которая прекрасно подойдет для старшей дошкольной группы — «Заюшкина избушка». Для начала воспитателю стоит сделать конспект, где прописать основные действия. Затем распределить роли. Желательно, чтобы число актеров совпадало с числом зрителей.

Ход спектакля:

  1. Действующие лица заходят в комнату под музыкальное сопровождение, после чего каждый занимает свое место. Ведущий читает подходящий стих и говорит вводную речь. Участники должны ее повторить.
  2. На следующем этапе воспитатель загадывает загадку про зайца. Маленькие зрители должны отгадать, о ком именно идет речь. После того как будет найдена отгадка, на сцену выходит главный герой — зайчик. Он произносит подготовленную речь.
  3. Следующая инсценировка про то, как однажды пришла лиса и отобрала у бедного зайчишки дом, после чего он отправился к своим друзьям за помощью.
  4. Дальше, согласно очередности, на сцену выходят звери. Сначала пришел ленивый мишка, затем петух, после собака и последний волк. Все стараются выгнать лисицу из домика, но сделать это получается только у петушка.

Заканчивается театрализованное действие вопросом воспитателя. Он спрашивает у зрителей, кто из зверей понравился им больше всего. «Храбрый петух», — отвечает малышня, после чего все дружно исполняют песню про петушка.

Можно слегка усложнить задачу, добавив в сценку музыкальную вставку, веселые песни с танцами. В случае если кто-то из ребят забыл слова или растерялся перед зрителями, педагог должен подсказать ему, не приостанавливая зрелища.

Процесс подготовки

Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.

В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями к драматизации русской народной сказки «Заяц-хваста».

Другие игры

Существует большое количество народных сказок и рассказов, которые можно инсценировать с детьми старшей и подготовительной группы. Для воспитанников 5—6 лет можно поставить игровой спектакль «Мешок с яблоками», «Теремок».

Есть и другие увлекательные игры-драматизации:

  1. «День рождения». Эти занятия развивают навыки действий с воображаемые предметами, воспитывают в ребенке чувство доброжелательности, учат контактировать с окружающими. Игра заключается в следующем. Один из участников выступает в роли именинника, который приглашает гостей на праздник. Те, в свою очередь, приходят с невидимыми подарками. Цель — объяснить жестами, что именно они принесли.
  2. «Не ошибись». Игра развивает чувство ритма, координацию и внимание. Воспитатель в произвольном порядке хлопает в ладоши, по коленям, топает ногами. Члены группы должны повторить те же действия. Постепенно педагог убыстряет темп.
  3. «Снеговик». С помощью этой драматизации можно научиться напрягать и расслаблять мышцы. Детки принимают позицию снеговика: ноги ставят на ширину плеч, руки вытягивают вперед и сгибают в локтях, кисти направлены друг к другу. Воспитатель рассказывает: «Солнышко пригревает, а под его теплыми лучиками снеговик тает». Ребята склоняют голову, опускают руки, садятся на корточки, а затем и вовсе ложатся на пол. Мышцы в таком положении полностью расслабляются.
  4. «Тень». Этот вид игры развивает внимание, улучшает фантазию и наблюдательность. С помощью считалки выбирается один игрок, который будет водить. Он начинает делать произвольные движения, взмахи руками или ногами, приседания, наклоны, повороты. Вся остальная группа старается в точности повторить за ним. Можно слегка усовершенствовать занятия, то есть ребенок должен объяснять каждое проделанное действия: наклон — сорвал цветок, повернулся — услышал окрик.
  5. «Кто во что одет?». Поможет развить у малышей зрительную память и наблюдательность. Ставят водящего игрока в круг, а все остальные, взявшись за руки, водят хоровод. Можно при этом напевать какую-нибудь веселую песенку. После первого куплета останавливаются и произносят: «В центр круга ты вставай, глазки быстро закрывай. Поскорее дай ответ: Саша наш во что одет?». Для девочек есть другой вариант: «Ждем мы твоего ответа: Леночка во что одета?». После этого водящий должен описать важные детали, цвет платья или брюк того ребенка, имя которого назвали.

На самом деле игр драматизации огромное количество, все они отличаются друг от друга. Но общая их цель — развить в ребенке не только творческий, но и умственный потенциал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]