Проблемно-деловая игра для педагогов ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Автор — А.Д. Кандыкова

Целью игры в детском саду является активизация деятельности педагогов по поликультурному  образованию  детей. Предварительная работа включает в себя консультацию, методический час, изучение нормативных и методических документов.

Материалы и оборудование:

  • листы с заданиями по количеству участников, кроссворды;
  • для демонстрации этапов игры и решенных кроссвордов используется ИКТ — проектор, компьютер, экран.

Ход игры

В  музыкальном  зале  полукругом стоят  столы,  педагоги  рассаживаются за  ними.  Игру  проводит  ведущая.

Деловая игра для педагогов проходит в три этапа:

  • на первом этапе педагоги работают индивидуально,
  • на втором этапе объединяются в пары,
  • на третьем этапе — в три группы с  равным  количеством  участников.

Жюри оценивает работу педагогов в парах и группах по критериям: полнота ответа,  слаженность  работы  в  паре, группе  (умение  корректно  отстаивать свое  мнение  и  договариваться  с  коллегами). Индивидуальная работа жюри не  оценивается.

Этап  1

1.  Прочитайте высказывания разных авторов о поликультурном воспитании, образовании. 2.  Подчеркните слова, выражающие суть  высказывания. 3.  Запишите, как вы понимаете суть поликультурного  воспитания. 4.  Зарисуйте  схематично  главный смысл  поликультурности  (по  вашему мнению).

А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию,  формирование  личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на  взаимосвязи культур,  одна  из  которых  доминирует.

М.А. Богомолова  исходит  из  того, что  поликультурное  образование  по своей  сущности  близко  межнациональному  воспитанию  и  предусматривает  межличностное  взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к  иным  культурным  ценностям.

В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова  отождествляют  поликультурное  воспитание  с  формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной  среде,  обладающего  развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас,  вероисповеданий.

Ряд  авторов  (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова)  связывают  готовность воспринимать  другую  культуру,  другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять  ненависти.

Этап  2

Объединитесь  в  пары  по  общему признаку (исключить признак работы в одной возрастной  группе). Расскажите своему партнеру, как вы понимаете суть поликультурного воспитания. Объясните свою схему поликультурности. Нарисуйте общую  схему  поликультурности.

1.  Прочитайте  значения  слов  «толерантность»  и  «этно-»,  взятые  из словарей. 2. Основываясь  на  них,  составьте ваше определение этнотолерантности.

Значение слова «толерантность»

«Википедия» Толерантность — от лат. tolerare — терпеть,  переносить,  выносить,  привыкать. «Социальная  толерантность»  в  социологии и психологии —  терпимость, умение  спокойно,  без  враждебности воспринимать  чужой образ жизни,  поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование  других  культур  и  устойчиво сосуществовать  в  мультикультурном, мультиэтническом  обществе.

Словарь иностранных слов Толерантность  (лат.  tolerantia  — терпение)  —  1)  терпимость,  снисходительность  к  кому  или  чему-л.;  2) биол.,  мед.  полное  или  частичное отсутствие  иммунологической  реактивности,  т. е.  потеря (или  снижение) организмом  животного  или  человека способности  к  выработке  антител  в ответ на антигенное раздражение (ср. сенсибилизация  1).

Современный толковый словарь Толерантность (от  лат. tolerantia — терпение)  —  1)  иммунологическое состояние организма, при  котором он неспособен  синтезировать  антитела в  ответ  на  введение  определенного антигена  при  сохранении  иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема  толерантности  имеет  значение при  пересадке  органов  и  тканей…; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды…; 3) терпимость к чужим мнениям,  верованиям,  поведению.

Значение слова «этно-» Начальная часть сложных слов, вносящая  значение слова народ (этногенез,  этнолингвистика,  этнопсихология и  т.п.).

Этап  3

Объединитесь в три группы с равным количеством  участников.

I. Решите кроссворд по разделу программы «Детство» — «Ребенок в поликультурной  и  полиэтнической среде»

Вопросы 1-го кроссворда 1.  Один  из  компонентов  содержания  социального  развития  старших  дошкольников  в  поликультурном обществе. 2.  Наиболее ценной для воспитания и обучения дошкольников становится  духовная  _______  и  особенно искусство. 3.  Социально-культурный феномен, обладающий большими потенциальными  возможностями  для  приобщения дошкольников к различным культурам. 4 и 5. Две формы народной игровой культуры, понятные и интересные детям. 6.  В  произведениях  декоративно-прикладного искусства разных народов отражаются традиционные культурные ценности ___________________________. 7.  Освоение  чего  помогает  дошкольникам понять общность нравственно-этических  общечеловеческих ценностей?

Вопросы 2-го кроссворда 1.  Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям. 2.  Один  из  компонентов  содержания  социального  развития  старших  дошкольников  в  поликультурном обществе. 3.  Ценность (одна из трех) устного народного  творчества. 4.  Общее  в  образах  народно-декоративных промыслов определяется единством нравственных и эстетических ____________________________________. 5.  Произведения разных  видов искусства  близки  эмоциональному  проявлению  ребенка,  его  способности мыслить  образами  и  выражать  свое отношение  к  окружающему  в  разных видах  ________________  деятельности. 6.  Один из трех компонентов этнотолерантности.

Вопросы 3-го кроссворда 1.  Специфика народных декоративных промыслов разных культур (различие в  образах)  зависит  от  _____________ особенностей жизни  этноса. 2.  Один из компонентов содержания социального  развития  старших  дошкольников в поликультурном обществе. 3.  Один из трех компонентов этнотолерантности. 4.  Ценность (одна из  трех)  устного народного  творчества. 5.  Наиболее ценной для воспитания и  обучения  дошкольников  становится духовная культура и особенно ________. 6.  Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям.

II. Выполните задание.

Задание 1 Перечислите основные методы воспитания  этнотолерантности  у  детей 5—6  лет. Продолжите фразу: «Использование этих методов  обеспечивает  и  способствует…»

Задание 2 Перечислите  методы  воспитания этнотолерантности  у  детей  6—7  лет, которые  не  применялись  в  старшей группе. Раскройте  суть  метода  проектов  в старшей  и  подготовительной  группах.

Задание 3 Подробно  расскажите  о  методе «Сравнительный  анализ  народных  игр, игрушек,  произведений  народного  искусства». Составьте план проведения тематического дня «Дружат дети всей Земли» (рекомендованного  к  проведению  авторами  программы  «Детство»).

Решите,  кто  будет  выступать  от вашей  группы. Проводится  обмен мнениями.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Мишкина Елена Петровна

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»

М.М. Бахтин

«Народ, который не знает своей культуры, истории, — презренен и легкомысленен»

Н.М. Карамзин

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В концепции дошкольного воспитания ставится задача — приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

— развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;

— формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

— привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

— воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

— воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Подвижные игры

— наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры,

в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа в д/с проводятся развлечения, различные беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используются в работе с детьми забытые народные игры. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Русские народные игры

имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры,
как горелки, рус­ская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.
Игра
«В жмурки»
была распростране­на во многих областях России и имела разные названия:
«Слепая сковорода»,«Жмачки»
,
«Куриная слепота», «Кривой петух»
и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне». — «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да ешё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (го­родки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры

. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «
Бояре»,«Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки»
и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни из них имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо»

). А в играх типа
«Много троих, хва­тит двоих», «Горячее место»
сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей на­правлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия иг­рающих обусловлены текстом. В игре
«Краски»
покупатель переговаривается с водящим: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель». — «Зачем пришёл?» — «За крас­кой». — «За какой?» — «За голубой».

Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признания достоинств или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить, о ребенке, как о достойном участнике игры.

Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.

Очень нравятся детям в русских играх различные попевки.

В игре
«Уголки»
каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий — водящий стремится занять осво­бодившийся во время перебежки уголок. В играх типа
«Горелки»
текст отвлека­ет внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх. Привлекают детей и игры-заба­вы с придумыванием нелепиц, калам­буров, со смешными движениями, жес­тами, «выкупом» фантов. Например,
«Ехал Грека как – то через реку…»
и др. Шуткам и юмору, характерным для них, прису­щи безобидность. Доброжелательный смех партне­ров — детей и близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем за­мечания, наказания. Разученные игры на занятиях дети широко используют в самостоятельной деятельности.

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей

.

Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.

Все педагоги ДОУ через различные формы работы должны знакомить детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Для этого в детском саду и группах должна быть создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

В каждой группе приветствуются уголки краеведения

(альбомы, папки и дидактические игры: «Моя семья», «Мой город», «Государственная символика России», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», флаг, герб, гимн России, мини-музей «Русская изба» и др. ); подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.

В уголках для родителей

должен обновляться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам
«Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица»
и другие.

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги, совместно с муз. работниками организуют праздники:
календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин
и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха, Зимние святки и др.,

активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр. Большинство мальчиков хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Необходимо поддерживать и поощрять эти желания, вовлекая детей в театрализованные представления, спортивные соревнования, постоянно знакомя с обычаями русского народа и воспитывая любовь к своей Родине!

Особое внимание нужно уделять укреплению связей с родителями

. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Нужно стараться, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: принимали участие в проведение различных утренников, развлечений, русских народных праздников, в изготовлении атрибутов
,
в украшении группы, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут разные национальности в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах: местожительстве каждого из них, главном городе, природных условиях края, народной культуре. Используется фольклор, который подробно рассказывает о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.

Библиографический список:

1. Кенеман А.В. , Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.

2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
comments powered by HyperComments

Литература

  • Бабаева Т. И. Детство. Примерная основная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования.  — СПб., 2011. —  С. 498—508.
  • Бабаева Т. И. Мониторинг  в детском саду: науч.-метод. пособие. — СПб., 2011. —  С. 172—189.
  • Евдокимова Е. С. Технология проектирования  в  ДОУ. —  М.,  2006.
  • Лосев П. Н. Управление  методической  работой  в  современном ДОУ. —  М., 2005.
  • Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. — Волгоград, 2011.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, №1, 2014 год.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]