Развивающие занятия для малышей от 1 года до 3 лет – нужны ли, как правильно их организовать? Разница между ранним развитием и обучением.
Современные родители рано начинают задумываться о занятиях с малышом. Почему же это происходит? Ведь ещё несколько десятков лет назад считалось, что малышей до трёх лет нужно просто любить, а учёба подождёт. Да и как заниматься с таким крохой — что он понимает, он и говорить-то как следует ещё не научился!
Некоторые и сегодня продолжают придерживаться такой точки зрения. Наверняка какая-нибудь добрая бабушка — родная или соседская — советует вам «не приставать к ребёнку», оставить малыша в покое: главное, чтобы кушал хорошо, крепко спал, был весёлым и здоровым!
Конечно, прекрасное самочувствие и хорошее настроение — это здорово. Но хватает ли этого замечательного набора современным детям и их родителям? Почему сегодня мы всё чаще слышим от родителей и специалистов слова «раннее развитие», повсеместно открываются центры раннего развития, предлагающие обучающие занятия с самыми маленькими, создаются новые методики развития малышей, издаются отличные книги и развивающие пособия для детей от 1 года до 3 лет?
Прогресс не стоит на месте. Современная наука доказывает важность развития мозга ребёнка в раннем возрасте (до трёх лет). Это утверждение подразумевает следующее: чем больше полезных знаний, умений и навыков будет освоено ребёнком в этом возрасте, тем прочнее они закрепятся и будут служить ему всю последующую жизнь.
Другими словами: хотите реализовать данный ребёнку от природы потенциал — не откладывайте его обучение и организуйте развивающие занятия!
Вы наверняка хотите помочь малышу быстрее заговорить, дать ему все необходимые и разнообразные знания о мире вокруг, научить его думать, развить творческое начало. В этом случае ребёнок не только не будет отставать от сверстников, но с успехом реализует весь потенциал, данный ему от рождения. Но как этого добиться?
Чтобы полноценно развиваться, ребёнку необходима помощь взрослого. Сегодня оказывается недостаточно просто много разговаривать с ребёнком, играть с ним и читать вместе книги. К сожалению, часто изза отсутствия опыта и необходимых знаний у близких ребёнка не всегда получается добиться значимых результатов в ходе занятий.
Как развивать ребёнка? В каком возрасте начинать обучение? Как и чему учить малыша? Что для маленького ребёнка полезно и актуально, а что должно терпеливо ждать своей очереди? Заниматься с ребёнком нужно правильно!
Ведь если предложить малышу слишком сложное, не соответствующее его возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним. В результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребёнку такие занятия не нравятся или он ещё не готов к ним.
Если же, наоборот, предлагать малышу что-то совсем простое, что ему даётся уже без напряжения, слишком легко, это также не принесёт пользы, не будет двигать развитие вперёд.
Однако при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребёнка. Существуют современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом!
Специально разработанные для самых маленьких детей методики раннего развития позволяют обучать новым знаниям, умениям и навыкам быстро, просто и весело и, конечно, в увлекательной игре!
Ваша задача — заинтересовать малыша. Выполняя вместе с малышом простые и увлекательные задания, вы реализуете возможности раннего развития, создавая необходимую основу знаний — фундамент всего будущего образования ребёнка.
О раннем развитии малышей
ЧТО ЖЕ такое раннее развитие? Не все это знают и порой путают его с ранним обучением. В этом случае взрослые стремятся уже в раннем возрасте познакомить малыша с буквами и цифрами, научить читать и считать, начать изучение иностранного языка. И удивляются, почему их ребёнок не только не испытывает радости и энтузиазма от таких занятий, а начинает сопротивляться, всеми силами стремясь избежать таких сложных и ненужных для него пока уроков.
Раннее развитие — это организация систематических развивающих занятий с малышом 1−3 лет по разным направлениям.
При этом содержание обучения, структура занятия и особенности его проведения соответствуют психологическим характеристикам раннего возраста. Напомним, что термин «раннее развитие» применим для возраста от 1 года до 3 лет, то есть до поступления ребёнка в детский сад.
Такой подход соответствует возрастной классификации, принятой в отечественной психологической науке: до 1 года — период младенчества; от 1 года до 3 лет — ранний возраст; от 3 лет до 7 лет (до поступления в школу) — дошкольный возраст.
В раннем возрасте задача близких ребёнка — создание благоприятной ситуации развития малыша. Как говорится, «всему своё время» — есть замечательные методики, игрушки, книжки, которые актуальны и необычайно результативны именно в этот период времени.
И это вовсе не подразумевает, что с ребёнком надо постоянно заниматься, а дом должен быть завален развивающими пособиями. Лучше, когда всё в меру и у малыша есть время для занятий и для свободной деятельности, и, конечно, для общения с близкими.
Но прежде чем приступить к занятиям, полезно перечислить психологические особенности раннего возраста. Эти знания помогут во время обучения ребёнка действовать наиболее адекватным и эффективным образом, потому что в результате возникает лучшее понимание малыша, его возможностей и потребностей.
Предметная деятельность ребёнка раннего возраста
Первые предметы (погремушки, неваляшки и др.) появляются в жизни ребёнка уже в младенчестве (до года). Однако на втором году жизни предметный мир полностью захватывает малыша!
Предметно-практическая деятельность связана с овладением общественно выработанными способами действий с предметами. Она становится в этом возрасте ведущей и определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребёнка в целом.
Одна из задач взрослого на этом этапе — обеспечить ребёнку развивающую предметную среду.
Познавательное развитие в раннем возрасте
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Причём восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
Сначала ребёнок воспринимает форму и величину предметов, ориентация на цвет появляется позднее. От действий с предметами малыш постепенно переходит к зрительному восприятию, что способствует формированию образов и представлений.
Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.
Развитие речи в раннем возрасте
Ранний возраст — период бурного развития речи ребёнка. Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.
Начало второго года жизни — период автономной детской речи. Слова ребёнка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию, и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию.
В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв»: словарь ребёнка резко увеличивается, повышается интерес ребёнка к речи. На третьем году начинается освоение грамматической структуры языка — появляются фразы (предложения), от простых (2−3 слова) они постепенно становятся более развёрнутыми.
Развитие игры в раннем возрасте
В начале второго года жизни игрушка выступает для ребёнка в качестве обычного предмета, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вкладывает в различные ёмкости, то есть осуществляет с ними неспецифические действия. Позже игра отделяется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребёнка.
Постепенно на протяжении второго года жизни дети усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать её спать, стучать молоточком и т. д. Содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на разных игрушках то, что уже делал вместе со взрослым.
В ходе игры малыш может многократно повторять одно и то же действие с игрушкой либо осуществляет несколько действий без логической связи (например, кормит куклу, причёсывает, укладывает спать, снова причёсывает и снова кормит и т. д.).
В конце раннего возраста появляются символические игровые замещения: одни предметы начинают превращаться для ребёнка в другие и замещать недостающие. Это открывает простор для фантазии ребёнка и освобождает его от давления существующей ситуации.
Развитие общения в раннем возрасте
Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребёнка. При этом взрослый — не просто источник предметов и помощник в манипуляциях ребёнка, но и участник его деятельности и образец для подражания.
В раннем возрасте возникает потребность в общении с другими детьми. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому, который организует совместную игру. Но только после трёх лет дети самостоятельно демонстрируют ярко выраженную потребность в общении со сверстником и специфические формы взаимодействия друг с другом.
Предпосылки развития личности и кризис трёх лет
В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребёнка к действительности. Восприятие и эмоции не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации.
Именно притягательная сила вещей, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребёнка. Таким образом, на протяжении всего раннего возраста поведение ребёнка является ситуативным, зависящим от того, что происходит здесь и сейчас, но к трём годам эта особенность постепенно преодолевается.
К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах «я сам», которые являются свидетельством кризиса трёх лет. У ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого и проявляется такими симптомами, как негативизм, упрямство, строптивость и своеволие.
Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём. Собственное «Я» ребёнка отделяется от взрослых. Становление системы «Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству.
Открытые занятия. Конспекты — Конспект открытого занятия «Ролевые действия» (вторая младшая группа)
Публикация «Конспект открытого занятия «Ролевые действия» (вторая младшая…» Задачи: — поддерживать интерес к игре; — формировать игровые навыки: учить выполнять роль до конца и развивать сюжет игры, согласовывать свои действия с действиями сверстников; -воспитывать у детей дружеские взаимоотношения; — уточнить знания о труде взрослых через подражание…
Конспект открытого занятия для детей группы раннего возраста «Домашние животные и их детёныши» Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных. Задачи: Образовательные: Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных. Сформировать представление о животном, его…
Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей группы раннего возраста «В гости к солнышку» Цель: Формировать представление детей о цвете, величине и форме. Задачи: ] 1.Упражнять детей в соотношении предметов по величине. (большой – маленький. 2. Учить пользоваться словами обозначающих их количество (один и много. 3. Закрепить умение группировать предметы по цвету….
Конспект открытого занятия «Мама и малыш» с детьми 2–3 лет и родителями в ГКП Конспект открытого занятия мама и малыш с детьми 2-3 лет и родителями. Методы и формы применяемые в работе группы кратковременного пребывания: 1 . Приветствие. Развитие коммуникативных навыков, настроить детей на доброжелательный лад, установление контакта в группе. 2….
Концепция раннего развития ребенка
Занимаясь с малышом, взрослый должен хорошо понимать, что он делает и для чего. Даже при использовании самых прогрессивных методик раннего развития результаты будут невелики, если мы не понимаем конечной цели наших усилий.
Цель раннего развития ребёнка состоит совсем не в том, чтобы наполнить его как можно большим количеством новой информации.
Большое количество сведений вовсе не даёт ребёнку уникальный шанс развить свой мозг в полной мере и получить то самое стратегическое преимущество человеческого сознания, которого нет ни у одного живого существа, кроме человека.
Конечная цель, которую ставят родители малышей, пусть не всегда осознанно, — это увеличить шансы ребёнка стать счастливым. А представление о счастье в современном мире — это успех, компетентность, реализация себя в социуме.
Очень важно эту завуалированную цель осознать — в этом случае можно обеспечить малышу наилучшую ситуацию для развития.
Как же создать для ребёнка развивающую среду и организовать развивающие занятия?
Необходимо дать ребёнку картину окружающего мира. Это значит, что малыша надо обеспечить достаточным количеством и качеством сведений о мире вокруг. Важно при этом не просто давать разрозненные сведения, а создать «университет для малышей» (именно по такому принципу строилось советское образование, которое недаром было в своё время признано лучшим в мире).
Информация для обучения должна быть чётко подобрана, выверена в своём объёме и качестве, должна давать представления об основных сторонах жизни людей, о живой и неживой природе.
Сюда же можно отнести обратную сторону вопроса: мы живём в век информационных технологий и количество информации, окружающей каждого человека, огромно. Чтобы малыш развивался гармонично, придётся потратить достаточное количество времени и усилий на то, чтобы не допустить влияния на детское сознание вредной, неестественной, страшной или безнравственной информации.
Основная задача родителей — понемногу, но регулярно рассказывать и показывать малышу интересное и занимательное о мире вокруг.
Информация о мире вокруг должна быть чётко структурирована, дифференцирована и систематизирована. Только в этом случае «пазл будет собран», у ребёнка в сознании сформируется чёткая и понятная картина мира, которая будет помогать ему в жизни.
Можно провести и другую аналогию. Представьте, что образование ребёнка (процесс накопления знаний, умений, навыков) — это создание библиотеки, где книги — это знания и умения, а мозг и память ребёнка — это помещение библиотеки. Так вот, можно сваливать книги в кучу посреди комнаты. Сами знания при этом остаются ценными и полезными, но воспользоваться ими при необходимости становится весьма затруднительно, если вообще возможно.
А можно сделать по-другому: сначала построить шкафы, стеллажи и полки, пронумеровать и обозначить, что будет на этих полках, а уже потом постепенно расставлять на них книги-знания. В этом случае значительно облегчается процесс накопления и использования информации, такая информация представляет собой не мёртвые залежи — она активна и может быть использована в любой момент.
Так вот, в моем представлении, создание такой базы, фундамента, надстраивать который можно всю последующую жизнь, — это и есть одна из главных задач раннего развития малыша. И лучше сразу всё сделать правильно, чтобы не пришлось потом переделывать и перестраивать.
Сведения о мире должны быть разнообразными, объёмными, разноплановыми. Надо иметь в виду, что сведения о мире имеют разную сущность и природу: есть чистая информация, а есть материальные объекты — это мир игрушек, предметов, картинок.
Ребёнок должен получать в достаточном количестве и то, и другое. Например, нельзя только беседовать с малышом, наши рассказы о мире обязательно должны быть подкреплены. Для этого мы показываем малышу картинки и видео, обыгрываем игрушки и предметы, наблюдаем природные объекты и предметы, созданные руками человека.
Один из главных инструментов познания мира — речь. Чтобы разнообразные чувственные сведения о мире, полученные при помощи органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), постепенно становились представлениями, необходимо обозначить их с помощью слова.
Так, если мы играем с малышом, это не должно быть молчаливое манипулирование предметами — взрослый называет предметы и их признаки, комментирует весь процесс деятельности.
Очень важно научиться правильно говорить с ребёнком: речь должна быть простая (короткие фразы), чёткая (не содержать противоречивых сведений), краткая (не нужно говорить много, речь и информацию, которую она несёт, необходимо дозировать в соответствии с возрастом ребёнка), передаваемые сведения должны быть верными (информация должна быть актуальной и соответствовать современным научным представлениям о мире).
Образование должно быть непрерывным. Это значит, что заниматься с малышом надо регулярно — это главное. При этом не следует стремиться дать как можно больше знаний в этом нежном возрасте: заниматься надо в меру, не переусердствовать, иначе можно вообще отбить у ребёнка желание учиться.
Чтобы выстроить систему образования малыша, необходимо иметь план, а именно составить программу его развития. Делать это нужно грамотно, т. е. отбирать только тот материал, который действительно необходим и прекрасно усваивается в этом возрасте, при этом строго дозировать его количество.
После этого надо спокойно следовать плану, и результат не заставит себя ждать. Кроме того, необходима преемственность образования — гармоничный переход из раннего возраста в дошкольный, а затем в школьный, без противоречий в содержании и способе подачи знаний.
Видимые результаты обучения — не главное. Надо учитывать, что далеко не во всех случаях результаты обучения ребёнка становятся видны сразу. Видимые результаты, когда ребёнок может продемонстрировать свою эрудированность и умелость, — это, конечно, приятный бонус родителям за труды, но всё же не главный результат обучения в раннем возрасте.
Основная наша задача — заложить правильный фундамент образования, ни больше ни меньше. Однако многие родители не могут избавиться от привычки сравнивать ребёнка и уровень его знаний с другими детьми! К тому же многим хочется продемонстрировать успехи своего ребёнка. Это неверный мотив, отвлекающий от основной цели раннего развития ребёнка.
Без концепции нет хорошего образования. Развивая и обучая ребёнка, мы должны чётко понимать и осознавать, для чего мы всё это делаем. Чтобы развивать ребёнка, сами мы, взрослые, должны уметь «смотреть на мир в телескоп и в микроскоп»: с одной стороны, видеть детали, представлять содержание и принципы действия отдельных компонентов мира, а с другой стороны — уметь видеть общую глобальную картину.
Другими словами, надо «мыслить глобально, а действовать локально». Обучая маленького ребёнка, с одной стороны, давайте ему базовые сведения, говорите простыми словами, обращайте внимание на интересные детали. С другой стороны, держите в голове основную цель — закладку фундамента образования. Если держать фокус, то легче идти в правильном направлении и не сбиться с пути.
Возможно, кто-то удивится, прочитав эти строки: зачем такие сложности, это же маленький ребёнок, учить его просто. Учить ребёнка с самого начала надо правильно, а для этого надо для начала осознать цели и задачи раннего развития малыша, а уж потом приступать к их достижению.
Образование в раннем возрасте
Высокий уровень обучаемости. Это самая главная возможность занятий с малышом. Мозг ребёнка формируется, он очень пластичен. Поэтому именно в этот возрастной период ребёнок усваивает знания быстрее и эффективнее, чем в другие возрастные периоды.
Тем не менее ребёнок может усваивать не все знания, а лишь те, которые доступны ему в этом возрасте. Кроме этого, сама форма подачи новых знаний и навыков должна быть адекватной раннему возрасту. Скорость прохождения нового материала также должна соответствовать возрасту и индивидуальным возможностям малыша: надо задать определённый темп занятиям, но при этом не следует слишком спешить.
Поэтому занятия с ребёнком требуют вдумчивого подбора адекватных по содержанию и уровню сложности заданий, а также соблюдения правил проведения занятий с маленькими детьми. Достичь равновесия между возможностями и ограничениями, сопутствующими возрасту ребёнка (второй год жизни), вам поможет наша книга.
Игровая составляющая раннего развития. Ведущим видом деятельности ребёнка раннего возраста является предметная игра. При организации занятий с малышом очень важно помнить об этом. Ведь если не принимать во внимание эту особенность детей раннего возраста, почти невозможно правильно построить развивающие занятия и добиться при этом впечатляющих результатов. Обозначим несколько правил создания развивающей среды для ребёнка 1−3 лет.
У малыша должно быть достаточное количество и разнообразие предметов для игры: от развлекающих игрушек до развивающих. Особое значение имеют многофункциональные игрушки — те, с которыми можно совершать множество разнообразных игровых действий (матрёшки, вкладыши, цветные кубики и др.).
Помимо игрушек у ребёнка должна быть возможность использовать для игры самые разнообразные бытовые предметы, например посуду, контейнеры для хранения и др. Предметы, с которыми играет ребёнок, должны отвечать ряду требований:
- безопасность (например, нельзя использовать острые, стеклянные, излишне тяжёлые предметы);
- экологичность (предметы должны быть выполнены из экологически чистых материалов,
- качество (предметы должны быть прочными, лёгкими в использовании);
- новизна (с одной стороны, нужно ребёнку давать новые предметы, а с другой — не забывать убирать старые надоевшие предметы и игрушки, на время заменяя их другими).
Роль взрослого в раннем развитии ребёнка. В свете вышесказанного, одна из задач взрослого — обеспечить ребёнку предметную среду и постоянный приток новых интересных предметов: подбирать хорошие игрушки, чинить или убирать из употребления сломанные, время от временя убирать подальше надоевшие игрушки, которые, вернувшись к ребёнку через несколько месяцев, вновь приобретут свойство свежести и новизны.
Но главная роль взрослого в предметной игре ребёнка — это совместная с малышом деятельность. Надо чётко осознавать, что если взрослый не станет активным участником или организатором предметной игры малыша, настоящим партнёром по игре, тот никак не сможет узнать и усвоить заложенную в предмете его основную функцию и способ действия с ним. Никакие развивающие интерактивные игрушки не смогут заменить взрослого, играющего с ребёнком, — ни по значимости, ни по силе воздействия, ни по результату игры, который в конечном счёте выражается в уровне развития малыша, его компетентности в окружающей его обстановке и мире вообще (конечно, на уровне его возраста).
Процесс овладения ребёнком человеческой речью также полностью построен на подражании взрослому: нам от природы дана такая возможность — усвоить речь и научиться ею активно пользоваться в социуме, но произойти это может только благодаря окружающим ребёнка людям.
Никогда не отказывайте вашему ребёнку, когда он попросит вас поиграть с ним. Не забывайте о том, как быстро летит время: большинство наших важных взрослых дел может подождать, а вот ребёнок ждать не будет, ему надо изучать мир и развиваться здесь и сейчас!
Дары цивилизации для малыша. Перед тем как начинать развивающие занятия с малышом, надо для самих себя ответить на вопрос: а что же такое образование? Это передача опыта человечества от поколения к поколению.
Накопленный тысячелетиями опыт человечества не передаётся генетически, а только посредством обучения. Поэтому невозможно стать цивилизованным человеком без хорошего образования. Можно говорить о том, что ребёнок рождается маленьким зверьком и без специального обучения с помощью других людей человеком не станет — это будет маленький Маугли в каменных джунглях. Понимание этого позволяет осознать всю серьёзность и важность вопроса развития и обучения детей.
Специалист, который постоянно работает с детьми, с одного взгляда может отличить ребёнка, с которым не занимаются, от того, с которым занимаются. У первого — безынициативность (ведь он уже привык, что на него не обращают внимания), скучающий взгляд (ребёнок не может сам себя организовать, придумать интересную игру, не умеет включиться в игру, которую ему предлагают), простые манипуляции с игрушками (вертит в руках, стучит, бросает, но не играет по-настоящему, потому что этому может научить только взрослый), полевое поведение (это значит, что зрительные образы ведут за собой малыша: схватив один предмет, он бросает его и бежит за другим, который попал в поле зрения).
Малыши, с которыми правильно занимаются, совсем другие: такой малыш исполнен энтузиазма (он уже знает, что во время занятия его ждёт множество интересных увлекательных игр), он требователен (малыш имеет опыт взаимодействия со взрослым и знает, что взрослый умеет, поэтому просит у него игрушку, требует поиграть с ним и т. д.), он активен и инициативен в своём познании мира. Такое состояние ребёнка, безусловно, более хлопотно для родителей, но хорошо для ребёнка. Ему интересно жить!!!
Есть ещё третья категория детей — те, с которыми занимаются, но делают это неправильно, не учитывая физиологические и психологические особенности возраста.
Если развитие ребёнка строится по типу школьного обучения, а не в игре, если ребёнка раньше положенного времени пытаются научить писать, читать и считать, можно полностью отбить у ребёнку желание заниматься, вызвать стойкое негативное отношение к обучению.
В таком случае надо немедленно прекратить мучить ребёнка, ведь толку от такой учебы всё равно не будет. А потом предложить правильно построенные занятия, которые соответствуют потребностям его возраста.
Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период
Нездоровина Татьяна ВикторовнаТолоконникова Марина ВладимировнавоспитателиИванова Надежда Васильевнапедагог психологМБДОУ ДС № 37 «Соловушка»Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
- Давай познакомимся!
Рекламное сообщение
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей). Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т. д.
2.Раздувайся, пузырь!
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.
Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берут за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь давайте сделаем маленький кружок».
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяют два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Оставайся такой, Раздувайся большой, Да не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотягивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются к центру. После этого игра повторяется. Закончить ее можно так: когда «пузырь лопнет», воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели…» Дети разбегаются в разные стороны.
- Лови-лови!
К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет – мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в – говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается, и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с зданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
4.Чей голосок?
Дети садятся полукругом, ведущий – спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.
5.Расскажи стихи руками.
В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? Всем телом!), – великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.
Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.
ЗАЙКА
Заинька-зайка, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)Маленький зайка, (Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.) Длинные ушки, (Дети приставляют ладошки к голове -«ушки».) Быстрые ножки. (Побежали.)Заинька-зайка, (Движения повторяются.)Маленький зайка, (Дети обхватывают себя руками, изображая страх.)Деток боишься, Зайка-трусишка. (Дрожат.)
МИШКА
Мишка, мишка косолапый, (Приподнять плечи, руки округлить), Мишка по лесу идет, (носки ног внутрь, идти переваливаясь.)Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)Да никак их не найдет. (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)Вдруг увидел много ягод (Показать указательным пальцем, на лице – восторг.) И тихонько зарычал. (Двумя руками «собирать» ягоды в рот.)Подошли к мишутке детки, (Помаршировать.)Мишка громко зарыдал. (Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками
Начинать надо, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
- Найди игрушку.
Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке»; затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения («там моют посуду»), через действия («лежит тихо, закрыв глаза») и т. д. Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д. и знакомиться с людьми, работающими там).
- Чьи вещи?
Цель игры – закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок -прачка, гармошка – музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роли: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ
Содержание раннего развития
Чему же всё-таки стоит учить в раннем возрасте? Не определившись с ответом на этот вопрос, трудно начать обучение, не подвергаясь риску допустить досадные ошибки. Поэтому с этим вопросом стоит определиться заранее, и ответы на него должны быть чёткими и вполне осознанными.
Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять следующим направлениям развития:
- сенсорное развитие: исследование предметов и их значимых признаков (цвет, форма, величина, фактура и др.);
- развитие речи: активная речь малыша (то, что ребёнок говорит) и пассивный словарь (то, что ребёнок понимает);
- знакомство с окружающим миром: предметы, животные, жизнь людей и т. д.;
- развитие движений и мелкой моторики;
- творческие виды деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- знакомство с математикой;
- развитие мышления,
- знакомство с музыкой,
- физическое воспитание,
- воспитание навыков самообслуживания.
Особенности занятий с ребёнком раннего возраста
Начиная систематические занятия с маленьким ребёнком, мы должны чётко осознавать, что они требуют совершенно особого подхода и не могут просто повторять обучение за школьной партой. Это не долгое сидение за столом, это не неспешные подробные объяснения, это не сложные письменные и устные задания. Ни в коем случае!
Занятия с маленьким ребёнком отличаются рядом особенностей. Занятие проходит в игре и обязательно предполагает использование предметов и изображений, как опоры для восприятия.
Занятие может проходить поочерёдно на полу (ковре) и за столом, оно не длится долго (обычно 5–20 минут, на третьем году жизни — 20–30 минут и более) и заканчивается в тот момент, когда ребёнок выказывает первые признаки усталости.
Результаты ребёнка не оцениваются, но при этом похвала за приложенные малышом усилия необходима (будьте внимательны: перехваливать малыша опасно!). Наилучшая форма занятий — комплексное занятие, когда виды деятельности сменяют друг друга. При этом взрослый комментирует весь ход занятия.
Таким образом, мы организуем систематические занятия, исходя прежде всего из потребностей ребёнка, создавая для него комфортную ситуацию развития, которая удовлетворяет его стремление к новым знаниям. Правильно построенный процесс обучения поддерживает и стимулирует интерес ребёнка, и только в этом случае обучение становится по-настоящему развивающим и самым эффективным.