Детские пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это упражнения, предназначенные для тренировки пальцев руки. Разминка и тренировка рук полезна не только в детстве. К примеру, в некоторых профессиях активизация тонких движений пальцев крайне важна. А в дошкольном возрасте, когда организм находится в активной стадии развития, каждому ребенку принесут пользу упражнения, способствующие формированию гибкости и подвижности пальчиков.
Игры с использованием пальцев давно зарекомендовали себя как метод развития мелкой моторики. Они имеют очевидный плюс по отношению к другим средствам.
Развитию моторики способствуют манипуляции с мелкими деталями – выкладывание мозаичных картинок, конструирование, нанизывание бусинок на нитку или шпажку, вырезание из бумаги и картона, шнуровка и пр.
Но в подобных действиях участвуют преимущественно три пальчика, а безымянный и мизинчик пассивны. Специальные игры для рук хороши тем, что они задействуют все пальцы.
Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:
- Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.
- Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.
- Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки).
Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.
Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.
Цель
Ученые выяснили, что правильная речь р
ебенка полностью зависит от развитости мелкой
моторики.
На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, подающих сигналы в головной мозг. Поэтому чем точнее и скоординировано руки выполняют движения, тем лучше формируются речевые способности и другие навыки.
Основные задачи пальчиковых игр для детей
:
От 6 мес. — 2 лет.
- Активизация мозго
вых центров, отвечающих за умение говорить. - Такая гимнастика
стимулирует кроху к подражанию взрослым. Малыш
с раннего возраста
учится понимать окружающих. - Ребенок получает умение следить за предметом.
- Развивается понимание ритмичности движений.
От 3 – 5 лет.
- Обучение концентрировать внимание.
- Развитие памяти.
- Активизация мыслительного процесса.
- Снятие напряжения физического и эмоционального.
От 5-6 лет.
- Формирование творческих способностей.
- Гимнастика рук необходима для умения писать в процессе школьного обучения.
- Совершенствование навыков координации движений.
- Развитие воображения и умения нестандартно мыслить.
На заметку! Только к 3
годамребенок способен научиться выполнять движения руками как взрослый.
С помощью пальчиковых игр малыш учится быстро переключать внимание, что способствует умственному развитию. Важно проводить упражнения поэтапно, а также подбирать занятия в соответствии с возрастом крохи.
Влияние пальчиковых игр на развитие детей
Игры, в которых руки выступают главными инструментами и персонажами, постепенно превращают пальчики из неуклюжих в послушные. Благодаря чему движения мелкой моторики становятся все более умелыми.
Пальчиковые игры оказывают непосредственное влияние на развитие кистей, и также опосредованно активизируют у детей работу головного мозга, воздействуют на формирование речевых функций.
Основные цели пальчиковых игр для дошкольников:
- Подготовить руку к письму
- Предотвратить возможное проявление писчего спазма при усиленной письменной нагрузке при поступлении в школу
- Стимулировать развитие речи
- Развивать произвольность движений
Не стоит снисходительно относиться к пальчиковым играм, считая их слишком простыми, чтобы оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Это, действительно несложные, но эффективные упражнения. Особенно, если в игре задействуются все пальцы, а движения выполняются энергично.
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников
Ученые-физиологи уже давно доказали влияние моторики руки на развитие речи. Сначала развиваются движения пальчиков ребенка, а вслед за этим появляется артикуляция слогов. В психологической литературе приводят таблицы соответствия уровня тонких движений детских пальчиков и степени развития речи.
Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и речь ребенка уже достигла нормативных показателей. Наблюдается и другая зависимость – при недостаточно гибких и вариативных двигательных навыках рук малыша его речевое развитие запаздывает.
Следовательно, развитию детских пальчиков нужно уделять внимание уже с первого года жизни. Не зря наши мудрые предки придумывали потешки и задействовали детские ручки в таких простеньких играх как «Сорока-ворона».
Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной. Чем раньше начать уделять внимание разработке руки, тем больше пользы принесут такие занятия малышу. Приемы могут быть различными, главное, чтобы в действия вовлекались все пальчики.
Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С. Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье.
Методическая разработка на тему«Пальчиковая гимнастика»
Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика»
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Цель:
Формировать и развивать речь детей , с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (
пальчиковые игры). Задачи:
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук;
- снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Адресная направленность опыта:
Разработанная педагогическая технология, основанная на использовании пальчиковых игр, влияющих на формирование речи детей, может представлять интерес для практических работников: педагогов дополнительного образования, воспитателей — работающих с детьми вДОУ, логопедов.
Актуальность:
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Условия реализации:
На занятиях используются различные пальчиковые игры и упражнения, проводятся постановки спектаклей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.
Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», и др.), побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра. Пальчиковые игры — весёлое, увлекательное и полезное занятие. Такие игры предназначены для детей 5-6 лет, которые позволяют снять накопившуюся усталость, так же рекомендуется проводить с детьми среднего возраста. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание:
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Основная часть, в которой последовательно раскрывается содержание материала
Проанализировав свою работу с детьми 5-6лет, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь.
В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастикаЛ.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.
Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
-бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
— бусы и пуговицы разной величины;
— разнообразные мелкие игрушки;
— резиновые игрушки разной плотности.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми ОВЗ в обучении пальчиковым играм.
Технология
с 7лет
Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.
Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)
Обращать внимание на качество составления фигуры,
координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет(театральную куклу)
перечень пальчиковых игр:
1,2,3,4,5, червячки пошли гулять….
Шла ворона мимо рынка…..
Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём… Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
Паучок.
Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
Моторчик.
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
Перетяжечки.
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
Колечки.
Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
«Ухо – нос» —
левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Симметричные рисунки» —
рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка»—
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Согреем руки» —
движения, как при растирании рук.
«Молоточек» —
фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди
. «Гуси щиплют травку»—
пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»
—
сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка»—
детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки»—
правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
«КАПИТАН»
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я — отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.«ДОМИК»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят — Угощенье для ребят.
« ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!« БАРАШКИ»
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв.« МОЯ СЕМЬЯ»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это — мама, Это — я, Это — бабушка моя, Это — папа, Это — дед. И у нас разлада нет.
« КОШКА И МЫШКА»
Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает — Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Результативность
Пальчиковые игры помогали добиться активности и выразительности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений. Дети на занятиях научились изображать то, о чём рассказывается в стихотворении и согласовывать ритм движений со стихотворным ритмом.
Дети к концу учебного года могли назвать основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий); показывали любое упражнение из комплекса артикуляционной гимнастики; выразительно читали стихотворения; передавали образ героя характерными движениями; уверенно держались перед зрителями. Использование пальчиковых игр на занятиях повысило уровень речевого развития детей
Физкультминутки проводились по методике «Расскажи стихи руками». Движения сопровождались проговариванием стихов, потешек, соответствующих лексической теме занятия и содержащих автоматизируемые звуки. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой и эмоциональной.
Видя интерес детей к пальчиковым играм на занятиях, я сочла возможным подготовить с детьми спектакли.. , изучить стихи.
Были поставлены спектакли по сказкам «Любочка и ее помощница», «Репка». По итогам проведённых спектаклей дети выступили на празднике мам.
Стали победителем районного конкурса чтецов.
Собрана копилка пальчиковых игр, используемых на занятиях. Проведён семинар для педагогов дополнительного образования .
Заключение
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Вывод:
Опыт работы с детьми 5-6лет подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Список использованной литературы
1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М. АСТ: Астрель, 2007.-61с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.- 127с.
3. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Профессиональное образование, 1981.- 255с.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр.- М., 2005.-136с.
5. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.- СПб.: КАРО, 2008.-64с.
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-104 с.
7.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994.-344 с.
8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2007.-186с.
Пальчиковые игры для детей 5 лет
Лесенка. Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.
Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.
Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.
К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.
Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили…
Постучали. И открыли!
Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.
Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.
Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.
После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.
Виды
Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:
- Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
- Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.
Не пропустите: Игры на развитие мелкой моторики
Игра «Дом»:
- Сложите ладошки над головой имитируя крышу.
(я хочу построить дом)
2. После сделайте кружок обеими руками.
(Чтоб окошко было в нем)
3. Вертикально ставим ладошки.
(Чтоб у дома дверь была)
4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.
(Рядом чтоб сосна росла)
5. Далее соединяем ручки в замок.
(Чтоб вокруг забор стоял)
(Пес ворота охранял).
- Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:
- Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
- Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
- Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
- Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.
С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
Сюжетные.- Считалочки.
- Массаж.
- Игры для укрепления кистей рук.
- Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема
(времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками. - С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
- Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.
Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой
заданий, используют все типы упражнений с детьми
младшей группы
и старшей.
Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год
Время проведения | Тема игры | Цель | Младшие дошкольники (2-4 года) | Старшие дошкольники (5-7 лет) |
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) | Животные, насекомые и птицы | Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь |
|
|
II период (Январь, Февраль, Март) | Приход зимы | Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей |
|
|
III период (Апрель, Май, Июнь) | Семья, дружба, одежда | Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку | «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом. |
|
Математические уголки в детских садах и их оформление
Помимо представленных выше упражнений картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.
Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением. Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.
Подгрупповое занятие
Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте
Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.
В каждом возрасте мелкая моторика рук имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:
- В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
- В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
- С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.
Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.
Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст — это старший дошкольный.
Правила и техника выполнения упражнений
При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:
- Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
- Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
- Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
- Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.
Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:
- Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
- Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
- Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
- Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.
Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:
- непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
- обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
- упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
- выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
- важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
- выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
- инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
- при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.