Художественная литература для чтения в средних группах – картотека


Задачи художественной литературы в средней группе

Дошкольные учреждения выделяют особое место чтению художественной литературы. На основании федерального государственного стандарта данная деятельность выделяется в отдельную образовательную часть. Она преследует свои цели и задачи. Данные задачи становятся более сложными по мере того, как взрослеет ребенок.

Важно! Новые поколения обязаны читать больше других, чтобы хорошо ориентироваться в потоке информации.

Чтение художественной литературы развивает мышление и речь

Основная цель чтения детям в средней группе — формирование всесторонней личности и привитие любви к чтению. Его задачами являются:

  • развитие опыта слушания произведений различных жанров фольклора (прибаутки, загадки, сказки и т. д.), прозы (сказки и рассказы), поэзии (стихи, сказки в стихах);
  • вызывание интереса к литературным произведениям, привитие любви к постоянному общению с книгой вместе со взрослым и самостоятельно;
  • развить умения слушать и воспринимать текст. Ребенок должен понимать основной смысл текста, уметь восстанавливать причинно-следственные связи, уметь характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
  • развивать художественно-речевую деятельность. Это достигается путем пересказа, выразительного рассказа наизусть прибауток, стихов, потешек;
  • развитие умений составлять поэтические рифмы и описательные рассказы;
  • поддержание желания у ребенка высказывать свои впечатления по поводу услышанного произведения. Это можно сделать в виде рисунка, игры изготовлении фигурок.

Детям требуется прививать любовь к чтению с детства

Перечисленные выше задачи являются образовательными. Кроме них есть воспитательные и развивающие задачи.

В развивающие функции входят:

  • развитие представлений о мире природы;
  • развитие речи на основании норм языка;
  • развитие грамматических и лексических умений до того, как ребенок пойдет учиться в школу;
  • развитие умений видеть прекрасное.

Среди воспитательных задач выделяются:

  • формирование представлений о нравственных нормах поведения;
  • формирование положительных качеств (доброта, честность, щедрость и т. д.);
  • формирование отрицательного отношения к плохим качествам (ложь, зависть и т. д.).

Чтение преследует сразу несколько задач

На четвертом году жизни ребенок воспринимает художественную литературу еще поверхностно. Он способен выявить только самые простые связи между происходящими событиями. Его внимание устремлено на одного главного героя и на двух-трех второстепенных. Он не может оценить их поступки, не понимая мотивов их поведения.

Художественная литература по-другому воспринимается на пятом году жизни. Ребенок начинает задумываться, почему кто-то поступил именно так, и что за эти последовало. Ребенок уже пытается установить причинно-следственные связи.

Важно! На пятом году жизни у ребенка начинается иная стадия восприятия художественных произведений. Он проявляет интерес к ним и пытается понять глубокий смысл.

Конспект НОД в средней группе детского сада. Чтение художественной литературы «Чудесные лапоточки»

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети на занятии учатся слушать сказки, делать выводы по содержанию, продолжают знакомство с предметами старины.Цель: продолжение знакомства детей с предметами старины. Задачи: Образовательные:
Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок.
2. Развивающие:
Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение детей слушать сказку внимательно, не перебивать читающего воспитателя.
4. Речевые:
Связная речь: Продолжать учить детей отвечать на вопросы по тексту, составляя грамматически правильные предложения. Словарь: предметный – лапоточки; лапти; изба; барин; кучер; тятенька, маменька признаки – чудесные, глубокая (река), высокие (берега); глагольный – умаялся, сплёл, понесло. Грамматика: активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным. Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: Неожиданное появление лаптей в группе; слушание сказки; Наглядные: рассматривание картинок к произведению. Словесные: Повторение названия и героев сказки.
Материалы:
лапти, книга, картинки и иллюстрации к произведению.
Индивидуальная работа:
поощрять эмоциональные реакции на сказки. Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, картинок с изображением предметов старины.

Ход занятия:

В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь? Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь. Воспитатель: Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать? Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку. Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать. А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт — устал. “Дойду, — думает, — до речки; там водички попью, отдохну”. Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку: — Ты, дедушка, далеко ли собрался? — Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван: — В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь! А дедушка отвечает: — Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, — ноги у меня сами и побегут. Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает: “Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”. Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся. Только он обулся — как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит: — Ноги, вы куда? Стойте! А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться. Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, — ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает. “Ой, — думает, — беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!” Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану. “Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться — отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”. Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются: — Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван: — А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял. Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”. Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся. Только обулся — тр-р-рах! — снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит: — Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают: -Тятенька, ты куда поскакал-то? А Аким кричит: — Домой бегу! А мальчики опять: — Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь? На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям: — Маменьку скорее зовите! Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат: — Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, — вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется! Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит: — Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее! Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног — ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу. — Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану. Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется — входят барин и кучер. — Мужичок, — говорит барин, — мы на охоту ходили, — заблудились. Можно у тебя переночевать? — Можно, барин, ночуй, — Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин: — Да ты что, мужичок, больной? — Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили. — Какие лапти? — барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось. Барин как схватит лапти — да к дверям. — Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся! Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся — как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил: — Держите, помогите, остановите! А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны: — Каррр! Каррр! В лесу река бежит — глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин — да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут. Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел. Видит дедушка, — плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл — они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо. Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».
Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра? Ответы детей (да, понравилась!). Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?
Вопросы по тексту: 1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван); 2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал); 3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка); 4. Куда собрался старичок? (В Москву); 5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти); 6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл); 7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка); 8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться); 9. Как звали брата Ивана? (Степан); 10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом); 11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились); 12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь); 13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали); 14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким); 15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья); 16. Кто спас Акима? (Жена); 17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер); 18. Кто обул лапти у Акима? (Барин); 19. Куда лапти затащили барина? (В лес); 20. Что с барином случилось? (Утонул); 21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку); 22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались); 23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки); 24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя); 25. Понравилась ли вам сказка? Почему? Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой. Чуковский Конспект ООД по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Чарушина «Ёж» Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ русской народной сказки «Лисичка со ска

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Восприятие литературы в средней группе

Под восприятием художественного произведения понимается процесс, который предполагает активную деятельность, воплощенную во внутреннем содействии, сопереживание персонажам, перенесение событий на себя. В итоге ребенку кажется, что он лично участвует в происходящих событиях.

Развитие восприятия произведений проходит несколько стадий:

  • непосредственное восприятие;
  • сопереживание образам произведения;
  • влияние литературы наличность.

Книга вызывает интерес у ребенка уже в раннем возрасте. Ему нравится листать страницы, слушать, как читают взрослые, разглядывать картинки. Если проводится необходимая работа, то уже на третьем году жизни ребенок может быть заинтересован в судьбе героев.

Важно! Главная особенность восприятия ребенком литературного произведения — сопереживание героям.

Детские проекты по ПДД в детских садах в соответствии с ФГОС

Восприятие является активным процессом. Ребенок начинает ставить себя на место героев, предпринимает какие-то мысленные действия и борется с врагами. Также отмечена другая особенность детского восприятия: ребенок не любит, когда произведение плохо заканчивается.

В среднем дошкольном возрасте в понимании текста происходят переломные моменты. Это связано с тем, что расширяется жизненный и литературный опыт. Ребенок способен установить простейшие связи в сюжете. Он может правильно оценить поступки героев. Дети реагируют на слово и проявляют к нему интерес. Они стремятся его осмыслить и обыграть. В этом возрасте воспринимается не только содержание произведения, но и особенности языка. Когда текст прочитан, ребенок способен ответить на вопросы по тексту. Он может думать, размышлять и анализировать.

Основная особенность восприятия ребенком произведения — сопереживание героям

Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой. Чуковский

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе «В гостях у дедушки Чуковского»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать учить детей внимательно слушать отрывки из сказок. Познакомить с тем, что одно и то же произведение иллюстрировали разные художники. Объяснить, как важны в книге иллюстрации. Способствовать развитию интереса к художественному чтению. Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам. Словарь: Художник – иллюстратор, иллюстрации, лист, обложка.Оборудование: Портрет К. И . Чуковского. Книжная выставка « Любимые сказки дедушки Чуковского», на ней несколько сказок « Муха – цокотуха», иллюстрированных разными художниками. Выставка детских рисунков. « Чудо – дерево», на нём висят: крокодил, телефон, кусок мыла, градусник, шапочка врача, чайник и блюдце, монета, маска к сказке « Путаница». Карточки с цифрами 1, 2, 3, плитка шоколада, набор детской посуды, картинки для разукрашивания по теме.
Ход занятия.

Воспитатель снимает ткань, которая накрывает дерево и говорит:
Воспитатель: Как у наших у ворот, чудо дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное. Не листочки на нём, Не цветочки на нём… Кто написал эти строчки, Дети: Корней Чуковский.


Воспитатель: Да, это замечательный детский писатель, поэт и переводчик К. И. Чуковский. Вот его портрет. Дети я открою вам один секрет. Оказывается , настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков, А Корней Чуковский – это псевдоним. Он составлен из начального слога фамилии. Первая сказка, которую написал К. И. Чуковский , называлась « Крокодил». А было это так. Корней Иванович сочинил её, когда вёз сына в больницу. Мальчик сломал руку и все время плакал. Чуковский, чтобы утешить сына, стал сочинять сказку в стихах: Жил, был крокодил, Он по улицам ходил… Пожалуй, самым любимым сказочным героем Чуковского был крокодил. Поэтому он и поселился на нашем дереве. Вдруг на встречу мой хороший, Мой любимый крокодил. Он с Татошей и с Какошей По аллее проходил. А вы вспомнили какие – нибудь строки, где говорилось про крокодила? Дети: *А потом позвонил крокодил, И со слезами просил … Повернулся, улыбнулся, Засмеялся крокодил… *А в большой реке – Крокодил лежит, И в зубах его Не огонь горит… Воспитатель: Молодцы. А что ещё висит на нашем дереве? Дети: Телефон. Воспитатель: Да, это сказка называется « Телефон». У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Воспитатель: Кто сможет отыскать эту книгу на нашей выставке, (ребёнок приносит). Открой, пожалуйста, любую страницу, а мы по картинкам попробуем вспомнить содержание этого эпизода. Дети выполняют задание. Воспитатель: А что ещё висит на нашем дереве? ( Мыло). Как вы думаете, из какой сказки этот предмет? Дети: Из сказки « Мойдодыр». Воспитатель: Найдите эту книжку на выставке. Ой, а странички в книге перепутались, все листочки рассыпались. Посмотрите внимательно на иллюстрации и и подумайте, какая из них должна стоять вначале, какая подом. Нужно расставить все иллюстрации по порядку. Вызванный ребёнок выполняет задание, остальные контролируют и исправляют. Воспитатель: А теперь, я вам тоже предлагаю « помыться». Физкультминутка: Мылом, мылом, мылом, мылом. И ручки, и ножки, и спинку и животик. Ну всё, все чистые. А теперь давайте все вместе скажем: До здравствует мыло душистое. И полотенце пушистое…Воспитатель: Что ещё вы видите на дереве, (градусник). Из какой сказки К. И. Чуковского этот предмет? Дети: Этот предмет из сказки « Айболит». Воспитатель: Вы правы. Эта книжка о добром человеке. Она начинается словами: « Добрый доктор …» , и заканчивается словами « Слава добрым докторам». Скажите пожалуйста, куда же отправился Айболит? ( в Африку) А зачем? ( лечить несчастных зверей). А чем он лечил зверей? ( гоголем – моголем и шоколадом) Давайте поиграем, я буду Айболитом ( надеваю шапку доктора ), а вы изобразите больных животных. Я буду вас лечить. И всем по порядку, даёт шоколадку. ( в кусочки шоколада воткнуты палочки) А как закончилась сказка, хорошо или плохо? Вот и вылечил он их – Лимпомпо! Вот и вылечил больных – Лимпомпо! Воспитатель: Скажите пожалуйста, а что ещё висит на дереве? Дети: Чайник и блюдце. Воспитатель: А из какой сказки эти предметы» Дети: Из сказки « Федорино горе». Воспитатель: Федора очень расстроилась, из за того, что от неё ушла посуда. Что же она сделала? Найдите книгу с этой сказкой .А сейчас послушайте отрывок из сказки, о том, как Федора подружилась с посудой.( Чтение отрывка). А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Что изменилось « с использованием посуды. Воспитатель: А какой предмет ещё на дереве? Дети: Монетка. Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки Чуковского этот предмет? Дети: Из сказки « Муха – Цокотуха». Воспитатель: Что в сказке случилось с мухой? Кто её спас ? (Ответы детей). Найдите среди книг сказку « Муха – Цокотуха». Одна ли здесь книга? Здесь книжек несколько. И на всех иллюстрациях муха разная. Это потому, что иллюстрации к книгам рисовали разные люди. Людей, которые рисуют картинки к книжкам, называют художники – иллюстраторы . Давайте повторим это трудное слово. Посмотрите на обложки этих книг, на всех нарисована муха. Люди берут в руки книгу, и уже могут догадаться, о чем она. Иллюстрации в книгах очень важны, без них не было бы интересно, особенно детям. Сейчас я покажу вам иллюстрации, на которых нарисованы счастливые Муха и Комар. Кому из вас какая муха нравится и почему? ( Ответы детей). Воспитатель: Посмотрите, на веточках висит маска котенка, а вместо носика у него пятачок от свинки. Кто догадался, из какой сказки этот зверь? ( « Путаница».) Сейчас мы поиграем в эту сказку. Наденьте приготовлены маски. Вот мы и превратились в героев сказки. ( Дети инсценируют начало сказки « Путаница»). Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Найди правильный ответ». Перед вами лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду задавать вопросы, а вы должны поднять карточку с правильным ответом. 1) Кто проглотил солнце в сказке К. И. Чуковского? ( Цифра 1 – осьминог, цифра 2 – крокодил, цифра 3 – волк). 2) Кто ехал на велосипеде?( лошади, медведи, павлины) 3) Кто поймал именинницу? ( клещ, клоп, паук). 4) Кто сел на ежа? ( ящерица, слониха, тигрица). 5) Что пришил доктор Айболит зайчику? (голову, ножку, хвостик). Воспитатель: Молодцы дети. Сегодня на занятии мы продолжили знакомиться с творчеством замечательного детского писателя К. И. Чуковского.. Мы вспомнили, какие сказки он написал. Сегодня на занятии вы хорошо отвечали, были внимательны.. А я приготовила для вас небольшие подарки. Это рисунки для раскрашивания по сказкам К. И. Чуковского. На этом занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект НОД для детей средней группы. Дикие животные План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина План-конспект НОД для дошкольников средней группы. Тема: Транспорт Конспект НОД для детей средней группы «Геометрический калейдоскоп»

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель

Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа

Конспекты занятий в средней группе детского сада

Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности

Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию

Важность чтения перед сном

Важность чтения ребенку перед сном заключается в следующем:

  • отход ко сну — это самое лучшее время для чтения. Здесь требуется выбрать лучший момент, когда ребенок готов будет слушать. Если сделать чтение ежедневным ритуалом, даже непоседливый малыш, будет с нетерпением ждать, когда ему почитают сказку перед сном;
  • у ребенка поднимается настроение. Чтение способствует успокоению ребенка. Все что было плохого за день, он забывает и у него улучшается настроение. Чтобы не испортить его, лучше подбирать сказки, у которых хороший конец;
  • положительное влияние на формирование характера. Уделив всего 20 минут в день чтению пред сном, ребенок становится более послушным и внимательным;
  • развиваются умственные способности. В процессе чтения у ребенка появляются вопросы, по поводу непонятных слов или касаемо сюжета. В связи с этим, вечернее чтение разовьет у него словарный запас, фантазию и мышление;
  • изучение мира. Благодаря сказкам и рассказам, дети познают, что такое добро и зло, дружба, любовь, ненависть, эгоизм;
  • возможность воспитания ребенка с помощью сказки. Хорошие поступки героев могут быть примером для ребенка;
  • сближение с ребенком. Связь между ребенком и взрослым можно установить благодаря чтению перед сном. Если ребенок просит почитать одну и ту же книжку, значит его что-то в ней интересует.

Чтение пред сном — хорошая традиция

Чтение перед сном должно стать хорошей традицией. С помощью нее можно привить любовь к книге.

Методика проработки и проведения занятий ЧХЛ

Существуют разнообразные программы и конспекты по проведению чтения в детском саду. Среди основных методов по проведению занятий по ЧХЛ можно выделить:

  • воспитатель читает книгу или ведет рассказ наизусть. Если читающий рассказывает наизусть, то он должен сохранить язык автора и передать все его мысли. Значительная часть произведений читается по книге;
  • воспитатель что-то рассказывает. Здесь текст передается в свободной форме;
  • инсценирование — вторичное ознакомление с произведением;
  • заучивание наизусть.

Важно! Работа с книгой в детском саду может быть осуществлена в виде следующих форм: произведение читается и рассказывается или заучиваются произведения устного народного творчества и стихотворения.

Занятия по чтению можно разделить по нескольким типам:

  • читается или рассказывается одно произведение;
  • читается или рассказывается несколько произведений, которые имеют общую тему. Например, чтение рассказов о весне. Возможно объединение произведений одного жанра или нескольких жанров;
  • произведения, которые относятся к разным видам искусства, объединяются в одно занятие. Например, читается произведение, а затем рассматривается картина известного художника, которая связана с этим произведением. Также возможно чтение в сочетании с музыкальным произведением. При проведении подобных занятий необходимо учитывать, с какой силой будет воздействие на эмоции детей. Также требуется учесть отзывчивость детей, культуру поведения;
  • чтение производится с использованием наглядного материала. В качестве такого материала могут быть: игрушки (например, чтение сказки три медведя можно сопровождать показом игрушек медведей), настольный театр (он может быть сделан из картона или фанеры), кукольный театр, показ диафильмов и кинофильмов;
  • чтение является занятием по развитию речи. Оно может быть включено в содержание самого занятия, а может быть самостоятельным занятием.

Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Для проведения занятия требуется подготовка к нему. Для этого осуществляются следующие этапы:

  1. Выбрать произведение с учетом требующихся критериев, с учетом возраста детей, времени года и метода работы с книгой.
  2. Определить план работы. Поставить литературные и воспитательные задачи.
  3. Подготовиться к чтению. Воспитатель должен прочитать произведение так. Чтобы дети поняли основной его смысл и идею. Для этого необходимо проанализировать текст, понять, что пытался передать автор, характер героев, их взаимоотношения и мотивы поступков.
  4. Проработать выразительность передачи текста. Для этого необходимо проработать способы выражения эмоций (тон и интонации), правильно расставить ударения и паузы, проработать дикцию и правильное произношение.
  5. Подготовить детей. Расширить их представления о мире с помощью проведения экскурсий, изучения картин и иллюстраций.

Картотека с целями для средней группы ФГОС

Далее рассмотрено чтение художественной литературы в средней группе картотека с целями на 3 месяца.

Месяц январь

Построить план по изучению художественной литературы можно следующим образом:

  1. Цель первой недели обучение детей рассказыванию стихотворений наизусть, развитие воображения, речи, привитие навыков слушания. Тема недели может быть посвящена зиме. Все произведения должны быть связаны с зимой (например, стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает…»);
  2. Тема второй недели: семья. Цели: привитие интереса к чтению, формирование умений отвечать на вопросы, обогащение словарного запаса. Здесь могут быть прочитаны такие произведения как: К. Чуковский «Я один у мамы сын», К. Ушинский «Петушок с семьей».
  3. Тема третьей недели о животных. Цель: привитие любви к русским народным сказкам, обогащение словарного запаса, развитие выразительности речи. В этот блок можно включить такие произведение как сказка «Репка», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», разгадывание загадок, Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Месяц февраль

В феврале план занятий следующий:

  1. Тема первой недели: знакомство с птицами. Цели: формирование умений сопереживать героям, воспитание интереса к чтению, формирование умений высказывать свои мысли. Произведения могут быть следующими: А. Яшин «Покормите птиц зимой», М. Горький «Воробьишко».
  2. Вторая неделя посвящена зимней природе. Цели: развитие интереса к сказкам и героям, развитие воображения. Здесь могут быть зачитаны: С. Козлов «Зимняя сказка», стихотворения о зиме, Л. Воронкова «Снег идет».
  3. Третья неделя посвящена защитникам Родины. Цели: знакомство детей с пограничниками, воинами, которые защищают Родину. Список произведений: С. А. Маршак «Пограничники», В. Бороздин «Звездолетчики».

Месяц март

Мартовские занятия включают следующее:

  1. Первая неделя: 8 марта — женский день. Цели: знакомство с новыми стихотворениями, заучивание их наизусть, развитие памяти, воспитание любви и уважения к маме, расширение кругозора о весне. Произведения: В. Шуграев «Маме», Е. Благинина «Мама спит, она устала».
  2. Вторая неделя: необходимые предметы. Цели: знакомство детей с новыми произведениями, развитие слухового внимания, развитие способностей отвечать на вопросы. Произведения: А. Матутис «Поглядите, что за дом», А. Барто «Хромая табуретка».
  3. Третья неделя: космос. Цели: расширение представлений детей о космосе. Чтение различных рассказов о космосе, сказка о солнечной системе М. Грдаже.

Важно! В осенние месяцы стоит посвятить занятия изучению осени, в летнее время — лету. Другими актуальными темами будет изучение профессий, процесса сна, рождения.

Художественная литература играет огромное значение в развитии ребенка. Важно прививать любовь к чтению с раннего детства.

Картотека «Литература для домашнего чтения по лексическим темам»

Картотека

«Литература для домашнего чтения по лексическим темам»

Составитель: Горбовская И.М.,

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5»

г. Усолье-Сибирское, Иркутской области

п/п Лексическая тема Художественная литература
1. «Осень»
  • К. Бальмонт «Осень»;
  • А. Барто «Осенью»;
  • И. Бунин «Листопад»;
  • А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»;
  • Э. Мошковская «Плакали ночью желтые клены»;
  • А. Плещеев «Осень наступила…»;
  • М. Пришвин «Разговор деревьев»;
  • А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);
  • И. Соколов – Микитов «От весны до весны: рассказ «Золотая осень»;
  • А. Твардовский «Лес осенью»;
  • К. Ушинский «Спор деревьев».
2. «Огород. Овощи»
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»;
  • Ю. Тувим «Овощи»;
  • Я. Тайц «Послушный дождик»;
  • Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь».
3. «Мой детский сад.

Моя группа»

  • Барто «Игрушки»;
  • В. Катаев «Цветик — семицветик»;
  • Е. Серова «Нехорошая история»;
  • Л. Воронкова «Новая кукла»;
  • С. Маршак «Мяч», «Ванька-встанька»;
  • С. Михалков «Андрюша»;
  • А. Барто «Очки», «Мы с Тамарой»;
  • Н. Калинина «Малыши»: рассказы «Когда Саша и Алеша пришли в детский сад», «Почему утром ребята торопятся в детский сад?»;
  • Н. Найденова «Ольга Павловна»;
  • Э. Успенский «Первый раз в детский сад», «Трудовой день в детском саду» (книга «Про Веру и Анфису»).
4. «Моя семья»
  • А. Барто «Мама или я», «Помощница», «Вовка – добрая душа»;
  • В. Берестов «Братья»;
  • В. Вересаев «Братишка»;
  • Л. Толстой «Отец и сыновья»;
  • В. Бианки «Аришка – трусишка»;
  • В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»;
  • Д. Габе «Моя семья»;
  • Л. Толстой «Косточка»;
  • Сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого); «Как братья отцовский клад нашли» (обр. М. Булатова);
  • Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».
5. «Грибы, лесные ягоды Прибайкалья»
  • В. Даль «Война грибов с ягодами»;
  • В. Катаев «Грибы»;
  • В. Сутеев «Под грибом»;
  • С. Аксаков «Грибы»;
  • Я. Тайц «По грибы», «По ягоды».
6. «Озеро Байкал»
  • Г. Кунгуров «Море или озеро?» (журнал «Сибирячок», 2002 год);
  • Н. Федосеева ««Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу» (журнал «Сибирячок», 2002 год);
  • «Ангара – дочь Байкала» (журнал «Сибирячок», 2007 год);
  • В. Стародумов «Омулева бочка»;
  • Н. В. Никитин «Живой Байкал»;
  • Л. Зимина «Байкал и его дочь»;
  • М. Сергеев «А что это такое?», «Зеркало».
7. «Домашние животные

и их детеныши»

  • Н. Абрамцева «Сказка про щенка и старую тапочку»;
  • С. Аксаков «Сурка»;
  • О. Альфредо «Козлик-герой» (пер. с исп. Т. Давитьянц);
  • А. Барто «Бычок», «Уехали»;
  • Русская народная сказка «Бычок – черный бочок» (в обр. М. Булатова);
  • Украинская народная сказка «Коза-дереза» (в обр. Е. Благининой);
  • М. Пляцковский «Кролик, который никого не боялся»;
  • Русская народная сказка «Соломенный бычок – смоляной бочок»;
  • В. Сутеев «Кто сказал мяу?»;
  • Я. Тайц «Кыш»;
  • Л. Толстой «Котенок», «У Розки были щенки»;
  • К. Ушинский «Два козлика», «Орел и кошка»;
  • К. Чуковский «Поросенок», «Свинки»;
  • Английская сказка «Три поросенка»

(пер. С. Михалкова).

8. «Домашние птицы и птенцы»
  • А. Барто «Ути-ути»;
  • В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»;
  • Б. Житков «Храбрый утенок»;
  • Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»;
  • Г. Крылова «Песня курочки»;
  • М. Майн «Цыплята»;
  • «Петушок и бобовое зернышко (в обр. О. Капицы);
  • М. Пляцковский «Шел по берегу петух»;
  • М. Пришвин «Ребята и утята»;
  • К. Чуковский «Цыпленок».
9. «Посуда»
  • С. Баруздин «За обедом»;
  • Братья Гримм «Горшок каши»;
  • Ю. Добрынин «Самоварец, самовар, самоварище»;
  • М. Зощенко «Графин»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»;
  • С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
  • Н. Носов «Мишкина каша»;
  • Русские народные сказки «Каша из топора», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Скатерть, баранчик и сума»;
  • К. Чуковский «Федорино горе».
10. «Права детей»
  • А. Барто «В школу»;
  • В. Катаев «Цветик — семицветик»;
  • Н. Носов «Мишкина каша», «Заплатка»;
  • Л. Воронкова «Маша-растеряша»;
  • А. Барто «Вовка – добрая душа»;
  • В. Маяковский «Что такое хорошо»;
  • Русские народные сказки:

«Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

11. «Профессии»
  • А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»;
  • Б. Заходер «Стихи о профессиях»;
  • В. Маяковский «Кем быть»;
  • В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
  • Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»;
  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;
  • С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»;
  • С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»;
  • Я. Аким «Неумейка».
12. «Мой город, мой дом»
  • М. Владимов и Н. Карповский «Крючок»;
  • Б. Житков «Светофор»;
  • Н.Калина «Как ребята переходили улицу»;
  • В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек»;
  • Я. Пишумов «Это улица моя»;
  • С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер», «Мой светофор».
13. «Зима.

Зимующие птицы»

  • Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка»;
  • Я. Аким «Первый снег»;
  • К. Бальмонт «Снежинка»;
  • К. Калинина «Про снежный колобок»;
  • С. Козлов «Зимняя сказка»;
  • С. Алексеев «Снегирь»;
  • А. Клыков «Завтрак вороны»;
  • В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»;
  • В. Бианки «Сова»;
  • Г. Скребицкий «На лесной полянке»;
  • Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»;
  • Е. Чарушин «Воробей»;
  • И. Соколов – Микитов «Глухари»;
  • М. Горький «Воробьишко»;
  • М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички».
14. «Дикие животные весной»
  • Русские народные сказки «Волк и козлята», «Аленушка и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «Рукавичка», «Снегурушка и лиса»;
  • И. Соколов-Микитов «Беляк», «Еж», «Белка;
  • Е. Чарушин «Лиса»;
  • К. Чуковский «Ежики смеются»;
  • П. Бажов «Серебряное копытце»;
  • П. Воронько «Испугались зайку».
15. «Новый год»
  • . Александрова «Елочка», «Дед Мороз»;
  • О. Высотская «Звездочки»;
  • И. Гурина «Снегурочка»;
  • Е. Трутнева «Елка»;
  • К. Чуковский «Елка»;
  • Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»;
  • Н. Некрасов «Мороз-воевода»;
  • С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»;
  • С. Дрожжин «Дедушка Мороз»;
  • С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»;
  • Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко».
16. «Мое здоровье»
  • А. Барто «Девочка чумазая»», «Я расту», «Мы с Тамарой санитары»;
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города: Сказка (отрывки)»;
  • С. Маршак «О мальчиках и девочках», «Робин-Бобин»;
  • С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Грипп»;
  • Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
  • К. Чуковский «Мойдодыр».
17. «Одежда. Головные уборы»
  • А. Барто «Чепчик»;
  • Бр. Гримм «Три пряхи»;
  • Л. Зубкова «Лесные сказки. Ёж-портной»;
  • М. Майн «Пуговица»;
  • С. Маршак «Перчатки», «Вот какой рассеянный»;
  • Н. Носов «Заплатка»;
  • Украинская сказка «Рукавичка»;
  • Сербская сказка «Почему у месяца нет платья»;
  • Е. Пермяк «Пропавшие нитки»;
  • К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
18. «Обувь»
  • А. Барто «Башмаки»;
  • Т. Воронкова «Ботинки», «Маша-растеряша»;
  • Н. Павлова «Чьи башмачки?»;
  • К. Чуковский «Приключения Бибигона» (глава «Приключение второе. Бибигон и калоша»).
19. «Транспорт»
  • А. Барто «На косогоре»;
  • В. Кудрявцева «Велосипедист»;
  • Р. Заславский «Ночное такси»;
  • Н. Калинина «Малыши»: «Как ребята переходили улицу»;
  • О. Корнеева «Милицейская машина»;
  • Е. Кузьмин «Важные машины»;
  • Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»;
  • Я. Тайц «Поезд»
20. «23 февраля – День Защитника Отечества»
  • З. Александрова «Дозор»;
  • Х.-К. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»;
  • С. Баруздин «Точно в цель»;
  • Е. Благинина «Флажок»;
  • Я. Длуголенский «Не потеряйте знамя» (рассказы «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?»);
  • Л. Кассиль «Про нашу пехоту»;
  • С. Маршак «Пограничник», «Мы – военные»;
  • А. Митяев «Почему Армия родная».
21. «Мебель»
  • С. Баруздин «Кто построил этот дом?»;
  • Л. Воронкова «Как Алёнка разбила зеркало»;
  • бр. Гримм «Госпожа Метелица»;
  • Е. Железнова «Про Чулан Чулановича и его солнечных друзей»;
  • С. Маршак «Откуда стол пришел».
22. «8 Марта – Международный женский день»
  • Я. Аким «Мама»;
  • А. Барто «Мама уходит на работу»;
  • Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день»;
  • Г. Виеру «Мамин портрет», «Мамин день», «Мама, почему?»;
  • Д. Габе «Моря семья. Мама»;
  • С. Капутикян «Моя бабушка»;
  • Л. Квитко «Бабушкины руки»»
  • В. Осеева «Просто старушка»;
  • Л. Пестин «Для всех»;
  • В. Шуграева «Маме».
23. «Комнатные растения»
  • С. Аксаков «Аленький цветочек» (отрывок);
  • В. Катаев «Цветик-семицветик» (отрывок);
  • К. Чуковский «Чудо-дерево».
24. «К нам весна шагает…»
  • А. Барто «Весна идёт»;
  • Е. Баратынский «Весна, весна!…»;
  • Е. Благинина «Журавушка»;
  • Г. Ладонщиков «Подснежники»;
  • А. Майков «Весна»;
  • А. Плещеев «Весна»;
  • М. Садовский «Сердитый снег»;
  • И. Соколов-Микитов «От весны до весны»: рассказ «Весна красна»;
  • Я. Тайц «Послушный дождик»;
  • К. Ушинский «Ласточка»;
  • Д. Хармс «Кораблик».
25. «Мир книги.

Творчество С.Маршака»

  • «Багаж»; «Сказка о глупом мышонке»;
  • «Сказка об умном мышонке»; «Где обедал воробей?»; «Вот какой рассеянный»;
  • «Радуга-дуга»; «Ванька-встанька»; «Круглый год»;
  • «Детки в клетке»; «Мяч»; «Веселый счет» и другие.
26. «Моя страна»
  • А. Прокофьев «Родина»;
  • В. Орлов «Что нельзя купить»;
  • З. Александрова «Родина»;
  • М. Лермонтов «Родина»;
  • С. Баруздин «За Родину»;
  • Л. Огурцова «В горы с папой», «Евпатория», «Медведь-гора»,
    «Флаг».

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

6

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]