Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты. предметно-игровая среда. сценарии сюжетно-ролевых игр (стр. 1 )

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 21 ВЕКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ.

ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА. СЦЕНАРИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

  1. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Метеостанция»
  2. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Детективное агентство»
  3. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Ветеринарный медицинский
    центр»
  4. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Банк»
  5. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Пиццерия»
  6. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Швейное ателье»
  7. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Студия Аэродизайна» (с
    использованием техники «Твистинга»)
  8. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «ГИБДД»
  9. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Театр»
  10. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Техническое обслуживание
    машин»
  11. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры туристическое агентство
    «Вокруг света»
  12. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Фармсервис»
  13. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Служба спасения»
  14. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Хореографический
  15. фестиваль»
  16. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Цирк»
  17. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Дом мод»
  18. Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Ювелирный магазин
    «Алмаз»

Цель игры: формирование коммуникативной компетентности.

Задачи

  1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  2. Совершенствовать коммуникативные способности, расширять

словарный запас детей. Развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.

  1. Знакомить детей с профессиями людей, работающих на

телевидении. Упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры. Способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.

  1. Побуждать детей самостоятельно распределять роли. Создать

условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа

Экскурсия на телевидение: рассматривание обстановки съёмочной площадки и оборудования, объяснение назначения стендов, табличек,

наблюдение за трудом работников телевидения. Наблюдение за тем, как проходит съёмка телепередач. Рассказ работников телевидения о своей работе.

Беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей: «Для чего нужно телевидение», «Любимые телепередачи», «Чем можно заменить телевизор», «Как снимается телепередача», просмотр презентации «Откуда пришло телевидение», «Кто работает на телевидении», просмотр познавательных и развлекательных телепередач.

Чтение литературных произведений А. Барто «Сильное кино», «В кинотеатре», М. Зощенко «Актер», М. Пришвин «Начало осени», Б. Житков «Как идет свет по проводам», М. Алимбаев «Что за странная страна».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Из какой это сказки?», «Чего не хватает?», «Корреспондент», «Составь мультфильм», «Кто больше назовет телепередач», «Кому, что нужно для работы», «Что нужно режиссеру».

Выставка детских рисунков «Детское телевидение», «Кино глазами детей», «Реклама к спектаклю» (коллективная работа), рисование вывесок, коллективный коллаж «На телевидении».

Составление мини-энциклопедии «Все о телевидении».

Развивающая предметно-игровая среда: компьютеры, видеокамера, фотоаппараты, сумка для телевизионной аппаратуры, «телевизор», микрофон, телефон, рации, «хлопушка»; символика различных программ; элементы костюмов, грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации, ширма, фотографии; костюмы для театрализованной деятельности, маски; логотип передачи в виде аппликации, значков-определителей для участников

съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи).

Технологическая карта дидактических игр по экологическому образованию старших дошкольников

2. Вершки- корешки Учить детей составлять целое из частей. Игровая задача: составление целого растения. Картинки овощей( вершки и корешки растений) Дети делятся на две группы( на столе лежат овощи) дети первой группы берут себе по вершку, а второй – по корешку. Когда услышат сигнал, быстро находят себе пару вершку – корешок. 3. Ж изнь в семенах Познакомить с разнообразием семян овощных культур( семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха) этапами развития растения. Игровая задача: выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития, рассказать о жизни и развитии растения. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур. Воспитатель каждому ребенку выдает семечко, предлагает подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. Дети подбирают и раскладывают карточки в правильной последовательности, рассказывают о своем растении. Победителем считается тот, то рассказал и сделал все хорошо и правильно. 4. Что, где растет? Закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. Игровые поля —луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле. 5. Угадай, что в мешочке? Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь. Игровая задача: угадывать овощи и фрукты по характерным признакам. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р. Дети должны достать из мешочка предмет, но сразу его не вытаскивать, а ощупав, сначала назвать его характерные признаки. Выигрывает тот, кто больше угадал предметов. 6. Что в корзинку мы берем. Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Сформировать представление о роли людей сохранения природы различать плоды по месту их выращивания. Игровая задача: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте. Медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. У одних детей- медальоны, изображающие разные дары природы. У других- медальоны в виде корзинок. Дети- ( плоды) под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети –( корзинки) должны в обе руки набрать плодов. 7. Съедобное- несьедобное. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах Корзинка, п редметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку- отгадку съедобного гриба в корзинку 8. Зоологическое домино Закреплять знания о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание. Карточки с изображением диких и домашних животных. На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки расположены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую карточку. Если нужной ка рточки нет, пропускается ход. Победил тот кто остался без карточки. 9. Найди по описанию Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам Карточки с изображением растений. Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку. 10. Угадай и расскажи Развивать п ознавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы. Игровая задача: разгадать «кто мог оставить свои следы». Для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например, : как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер? 11. Юные художники Уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Игровая задача: нарисовать портрет растения. Мольберт, краски Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков. 12. Домик для листочков Закреплять знания детей о строении деревьев, кустарников, угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, плодам, направлениям веток. Игровая задача: нарядить в весенний наряд деревья кустарники в нашем лесу правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам Картина изображающая лес весеннего периода, н аборы разнообразных весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки»- ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. 13. Третий дишний( растения) Закреплять знания о многообразии растений. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например, берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т. д. 14. Цветочный магазин. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Лепестки, цветные картинки. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах 15. Весной, летом, осенью. Уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений( например, нарцисс, тюльпан- весной) ; золотой шар, астры- осенью и т. д. ; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. Мяч Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение. 16. Отгадай насекомое Закреплять знания детей о насекомых. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова ко… Дети подбирают слова( комар) . Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек 17. Выбери нужное. Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Игровая задача: выбрать как можно больше предметов. Предметные картинки. На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое- либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например, «зеленый»- это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный»- вода, росса, облако, туман, иней и т. д. Выигрывает тот, кто больше набрал предметных картинок. 18. Угадайка Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку- отгадку. 19. Четвертый лишний. Закреплять знания детей о насекомых. Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью( шмелю. . . пчеле. . . таракану) . Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. 20. Летает, плавает, бегает. Закреплять знания об объектах живой природы. Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» изображают полёт птицы. 21. Сложи ж ивотное. Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках. Картинки с изображением разных животных, каждое в двух экземплярах Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. 22. Звери, птицы, рыбы. Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. Мяч Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой- нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица? » Сосед принимает предмет и быстро отвечает( название любой птицы) . Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей, ( называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя) . 23. З имние запасы Закрепить знания детей о жителях леса, их образе жизни. Развивать умение правильно дифференцировать еду зверей. Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов на зиму и даров. Воспитатель предлагает помочь приготовиться к зиме лесным жителям. Надо продумать в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек. За каждое выполненное дело ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто быстро и правильно помог зверьку и смог набрать больше количество карточек. 24. Какое время года? Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года. Учить называть времена года и соответствующие месяцы. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года. 25. Хорошо- плохо Закреплять знания о правилах поведения в природе. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему. 26. Природа и человек Закреплять и систематизировать знания детей, что создано человеком и что дает человеку природа Игровая задача: Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. Мяч Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. 27. Игра с мячом «Кому, что нужно» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Мяч Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»- «земля» и т. д. Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля»- животное, обитающие на земле; на слово «вода»- обитателя рек, морей, озер и океанов. 28. Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка ит. д. 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Предполагаемые роли и игровые действия:

Главные

Режиссер — следит за актерами и их игрой. Дает команду, когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.

Помощник режиссёра — приглашает участников и зрителей на телепередачи.

Оператор — снимает на видеокамеру телепередачу.

Телеведущий, диктор — знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы.

Репортер — корреспондент — берет интервью, ведет репортаж с места событий.

Художник-оформитель — рисует и ставит декорации.

Фотограф — делает снимки с места событий, составляет каталоги, отправляет фотографии на выставки, создает рекламу.

Зрители, телезрители — смотрят фильм, передачу.

Участники телепередач — участвуют в телепередачах, дают интервью. Второстепенные

Директор — принимает на работу, ищет спонсоров, проверяет работу.

Гример — гримирует актеров.

Костюмер — одевает актеров в костюмы.

Охранник — следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел.

Шофер — привозит оборудование, съёмочную группу к месту событий.

Грузчик- загружает в машину костюмы, декорации к съёмке, помогает в установке съёмочной площадки, ширм.

Сборник технологических карт по сюжетно — ролевым играм (старший возраст)

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе».

Цель: продолжать знакомить с профессиями, дать представление о профессии водителя автобуса, рассказать о действиях с предметами (такими как руль, сигналы светофора, дорожные знаки, правила поведения в общественных местах).

Игровые задачи:

— воспитывать интерес к играм с элементами ПДД, положительное отношение к выполнению правил дорожного движения, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевой игре, навыки культурного поведения в общественном транспорте, уважение к профессиям, связанным с темой игры;

— развивать внимание, наблюдательность, ответственность;

— закреплять представления о видах пассажирского транспорта, об обязанностях пассажира, о правилах поведения в общественном транспорте и на остановке, о профессиях водителя, кондуктора, диспетчера, контролера, регулировщика, автослесаря, бензозаправщика, автомойщика;

— закреплять знания о некоторых правилах дорожного движения: о правилах перехода через дорогу по пешеходному переходу и при выходе из автобуса, о сигналах светофора;

— формировать умение придумывать замысел игры, создавать предметно-игровую среду, способствовать развитию сюжетной линии игры за счет введения новых ролей и ситуаций; учить распределять роли и брать на себя конкретную роль, вести ролевой диалог, планировать и выполнять игровые действия в соответствии с ролью, устанавливать ролевое взаимодействие в игре.

Структурные компоненты игры:

Игровые роли:

водитель, пассажиры, кондуктор, бензозаправщик, автослесарь, автомойщик, контролер, диспетчер, регулировщик.

Игровые действия:
«
Строим автобус»,«Школа водителей автобуса» ,«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую) , «На экскурсии»,«Автобусный парк»,«Автобусы нашего города» ,«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу),«Веселое путешествие на автобусе»,«Оживленный перекресток»

Педагогическое сопровождение игры:

воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

Прогнозируемые результаты:

Обогащение личного опыта детей, умение развить сюжет игры. Получение знаний об различных обязанностях пассажиров и водителей, правилах поведения в общественном транспорте и на остановке. Сформировать умение вести ролевой диалог.

Обогащение содержания сюжетно – ролевой игры Атрибуты к сюжетно – ролевой игре

(предметно – игровая среда)

Роли/ Игровые действия Игровые темы
Экскурсия к остановке автобуса

: наблюдение за автобусом и работой шофера, за поведением людей на остановке, за тем, как осуществляется высадка и посадка пассажиров, за действиями транспорта, пешеходов

Чтение

: загадки, стихи, сказки про автобус

Настольная игра

«Собери автобус» (разрезные картинки, плоскостной геометрический конструктор)

Дидактическая игра

«Мы – пассажиры», «Куда поедем?», «Это что за остановка?»,

Подвижные игры

«Водители и пассажиры», «Три сигнала светофора»

Беседа

«Как вести себя в автобусе», рассматривание и обсуждение памяток

Игра-инсценировка

«Мы – пассажиры автобуса»: закрепление правил поведения в общественном транспорте, обыгрывание проблемных ситуаций

Продуктивная деятельность

: аппликация «Автобус», совместное изготовление автобусных билетов, конструирование автобуса из строительного материала, стульев

Прослушивание музыкальных произведений:

«Автобус» муз. М.Иорданского, сл. О. Высотской

Автобус, сделанный из стульев, руль, номер автобуса, коробка переключения передач, педали, микрофон, рация, кепка и жилет (накидка) водителя, сумка кондуктора, жилеты (накидки): автослесаря, бензозаправщика, автомойщика, регулировщика, диспетчера, контролера.

Светофор или сигнальные карточки, жезл. Автобусная остановка: штатив, на котором укрепленакарточка с символическим изображением остановки:«Театр», «Детский сад», «Зоо­парк», «Больница», и т.д. Пешеходный переход: знак, коврик-зебра.

Инструменты для ремонта автобуса, насос. Шланг для имитации заправки машины бензином,маленькая канистра. Небольшое ведерко с тряпкой. Деньги, кошельки, билеты, чеки. Кассовый аппарат.

Куклы, игрушки-животные.

Водитель

: ведет автобус, подает сигнал, объявляет и делает остановки, общается по рации с диспетчером, проверяет состояние автобуса, накачивает шины.

Пассажиры

: входит или выходит на остановках, покупает билет, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, подготовка к дальней поездке (собирают вещи, воду, продукты в дорогу; причесываются, наряжаются, если едут в театр, в гости).

Кондуктор

: продает билеты, следит за соблюдением правил поведения в автобусе, объясняет пассажирам, как проехать до нужной остановки.

Бензозаправщик:

заливает в автобус бензин, берет деньги, пробивает чек.

Автослесарь:

чинит автобус, устраняет неполадки, меняет колесо, берет деньги за ремонт, пробивает чек.

Автомойщик

: моет автобус, берет деньги, пробивает чек.

Контролер:

проверяет наличие билетов у пассажиров.

Диспетчер:

выдает маршрутный лист, общается по рации с водителем, контролирует передвижение по маршруту.

Регулировщик:

регулирует движение, подает сигналы, штрафует за нарушения ПДД.

«

Строим автобус»

«Школа водителей автобуса»

«Едем на автобусе» (в детский сад, парк, в гости, в театр, музей, кино, зоопарк, кафе, в больницу, в магазин, в парикмахерскую)

«На экскурсии»

«Автобусный парк»

«Автобусы нашего города»

«Поездка на автобусе» (за город, на речку, в лес, в деревню, на дачу)

«Веселое путешествие на автобусе»

«Оживленный перекресток»

Варианты начала игры

  1. й вариант. «Телестудия». На телестудии работают редакторы, которые направляют деятельность всех работников студии, определяет тему и сюжет передач, очерёдность в показе телепередач, собирают нужную информацию, готовят текст. Дают указания художникам — оформителям для подготовки съёмочной площадки.
  2. й вариант. Телепередача «Наш любимый детский сад». Художники- оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место для съёмочной площадки и оформляют её. Корреспонденты отправляются на экскурсию по детскому саду и группам, берут интервью, составляют текст телепередачи. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на начало съёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале. Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке.
  3. й вариант. Открыть конкурс по отбору телеведущих, дикторов и актёров с последующим устройством на работу.
  4. й вариант. «Визит к гримёру, костюмеру». Телеведущие, актёры приходят к гримёру. Он изменяет их внешний вид: макияж, прическу. Ведёт их к костюмеру, объясняет, какая одежда нужна для телепередачи. Костюмер и его группа подбирают одежду для телеведущих, актёров в соответствии с заказом. Телеведущие, актёры благодарят костюмера и гримёра за хорошую работу.
  5. й вариант. Создание проблемных ситуаций:
  1. открытие кафе, где будет проходить дегустация соков и посещение бесплатного караоке клуба — обращаются за помощью к работникам телевидения;
  2. при открытии супермаркета незаметно для детей вносится пакет с посторонним предметом, ведется наблюдение за действиями детей: Возьмут ли в руки пакет? Обратятся ли к охране? Привлекается внимание работников телевидения, которые разрабатывают программу о правилах поведения при обнаружении посторонних предметов.

Технологическая карта занятия.

ПП Методика развития речи (переподготовка)

Познакомьтесь с общей формулировкой задания для демонстрационного экзамена

Задание. Разработка и проведение интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании.

Цель: демонстрация умения разрабатывать и проводить фрагмент занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании.

Описание объекта: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с игровой деятельностью.

Лимит времени на подготовку задания: 2 часа 30 минут

Лимит времени на представление задания: 15 минут

Задание:

1. Рассмотреть книгу.

2. Прочитать её с целью ознакомления с содержанием литературного произведения.

3. Провести анализ литературного произведения.

4. Определиться с выбором чтения отрывка литературного произведения, либо чтения всего произведения.

5. Отработать выразительное чтение литературного произведения.

6. Определить цель, задачи и ожидаемые результаты для интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.

7. Разработать технологическую карту интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.

8. Продумать вводную часть, включая аннотацию книги.

9. Разработать беседу с детьми (волонтерами) по содержанию литературного произведения.

10. Продумать методы и приемы, направленные на решение цели и задач интегрированного занятия.

11. Подобрать ИКТ оборудование в соответствии с возрастом детей и содержанием литературного произведения.

12. Разработать дидактическую игру с использованием ИКТ оборудования в соответствии с содержанием литературного произведения, целями и задачами.

13. Продумать и смоделировать развивающее, образовательное пространство для проведения интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования.

14. Соблюдать правила техники безопасности и санитарные нормы.

15. Предоставить комиссии технологическую карту интегрированного занятия по речевому развитию с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования перед демонстрацией задания.

Ожидаемый результат:

1. Оформленная технологическая карта, включающая цель и задачи занятия, соответствующее возрастной группе.

2. Демонстрация фрагмента занятия с волонтерами в соответствующей возрастной группе.

2. Проанализируйте технологические карты занятий по речевому развитию (приложение 1, 2) по следующим критериям:

1. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия
2. Планируемые результаты соотнесены с задачами и содержанием занятия
3. Полнота планируемой словарной работы
4. Уместность подготовительной работы, проводимой до занятия
5. Соответствие структуры занятия современным требованиям
6. Наличие задач этапов и их соответствие содержанию работы
7. Наличие мотивации детей к деятельности
8. Создание проблемной ситуации
9. Уместность методов, форм, приемов работы
10. Уместность использования дидактической игры на интерактивном оборудовании, соответствие ее решению дополнительных задач
11. Наличие интегративного характера занятия
12. Эффективность рефлексии

Познакомьтесь с темами занятий и составьте технологические карты к ним по образцу (приложение 3).

1. Русская народная сказка «Волк и козлята», младшая группа

2. Русская народная сказка «Три медведя», младшая группа

3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», средняя группа

4. Русская народная сказка «Зимовье зверей», средняя группа

5. В.И. Даль «Война грибов с ягодами», средняя группа

6. К.И. Чуковский «Айболит», средняя группа

7. В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», средняя группа

8. В.В. Бианки «Сова», старшая группа

9. В. Данько «Перепутаница», старшая группа

10. М. Горький «Воробьишко», подготовительная к школе группа

11. К.И. Чуковский «Тараканище», подготовительная к школе группа

12. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», подготовительная к школе группа

Приложение 1

Технологическая карта занятия.

Образовательная область:речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия:М. М. Пришвин«Лисичкин хлеб»

Возрастная группа:подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель педагога:ознакомление с содержанием произведения М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб», развитие речи детей.

Задачи:

Обучающая:

  • систематизировать знаний детей о дарах леса: грибах и ягодах, которые встретились в произведении;
  • познакомить с произведением М. П. Пришвина «Лисичкин хлеб»;
  • уточнить представления о лесных ягодах, птицах (тетерев, рябчик), растениях.

Развивающие:

  • развивать умение делать аргументированный вывод.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать умение участвовать в беседе, не перебивая друг друга.

Дополнительные задачи:

Игровая:

· успешно выполнить задания дидактической игры «Определи последовательность рассказа по картинкам», набрав максимальное количество очков и победить

Дидактическая:

  • закрепить представления детей о дарах леса: грибы, ягоды, смола

Словарная работа:трофеи, обомлела, смолка, копуля, лисичкин хлеб.

Планируемые результаты занятия:понимают содержание литературного произведения, знают дары лесы, которые принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костяника, голубая черника, красная брусника; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола), слушают друг друга во время беседы, делают умозаключение, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба, определяют последовательность событий в дидактической игре.

Подготовительная работа:словарная работа с детьми, разработка дидактической игры, заготовка жетонов, раскраски.

Материалы и оборудование:хрестоматия; ноутбук, интерактивная доска, проектор, интерактивная игра «Определи последовательность рассказа по картинкам», жетоны, раскраска.

Этапы, продолжительность.Задачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, формы и приемыПланируемые результаты
1.Организационно- мотивационный этап.Собрать внимание детей, мотивировать на предстоящую деятельностьОтправляемся друзья, В чудо сказку – вы и я. Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!
-Давайте сядем правильно, спинки прямые. -Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Хотите ли вы сегодня отправиться в необычное путешествие по произведениям? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы попасть в гости к произведению? А чтобы отправиться в гости к произведениям, нам нужно надеть волшебные башмачки, которые проводят нас к нашим произведениям. -Сейчас давайте постучим каблучками и произнесем волшебные слова: «В сказку всем попасть нам нужно!» — Мы с вами попали в гости к рассказу «Лисичкин хлеб». Обратите внимание на доску, это обложка книги, которую сегодня мы будем читать. -Как вы думаете, кто ее автор? Автором является Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, который в большинстве своих произведений писал о природе. Посмотрите, на доске вы можете увидеть портрет Михаила Михайловича. -Скажите, вы знаете рассказ «Лисичкин хлеб» В рассказе речь идет про охотника и девочку Зину. Однажды охотник вернулся из леса, и горделиво стал выкладывать свои трофеи на стол. Трофеи – это оружие и добыча. Девочка по имени Зина заинтересовалась добычей, и стала любопытничать, откуда что взялось. Мужчина рассказал девчушке о лесных птицах, о лечебных травках, о ягодах. И вот Зина увидела кусочек черного хлеба и спросила у охотника от куда у него хлеб.
Варианты ответов детей. Ответы детей Дети надевают волшебные башмачки Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно». Слушают педагога Смотрят на доску Ответы: Михаил Пришвин Смотрят портрет Варианты ответов Внимательно слушают педагогаБеседа. Наводящие вопросы Сюрпризный момент Беседа Наглядно-демонстрационный Объяснение Наводящие вопросы Наглядно-демонстрационный Наводящие вопросы Пересказ сказки педагогомДети готовы к совместной деятельности с воспитателем. Они внимательно слушают и отвечают на вопросы педагога.
2.Основной этап.
2.1.Этап постановки проблемыПостановка проблемы в доступной для них формеА что принес охотник Зине и что он ответил ей, давайте прочитаем, а после чтения ответим на вопрос «Почему девочка с удовольствием ест черный хлеб?»Слушают педагогаСоздание проблемной ситуацииПриготовились слушать сказку
2.2.Этап восприятия материала.-воспроизвести события, описанные в произведении — дать оценку поступков героев слушать друг друга во время беседыВ рассказе нам встретятся незнакомы слова. Как вы понимаете слово смолка? Верно, это сосновая или еловая смола. А что значит обомлела? Верно, это значит удивилась от неожиданности. А слово «копуля», что это? Верно, это значит медленная, не ловкая. -Как вы понимаете слово «по-рябчиному»? Верно, это значит так же, как и птица рябчик. -Сейчас сядем правильно, спинки прямые, слушаем внимательно, чтобы потом охарактеризовать героев, и ответить на вопросы. -Читает произведение — Это что за птица? — спросила Зиночка. — Терентий, — ответил я. И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. — Кто же их там лечит? — спросила Зиночка. — Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет. Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай.Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб!И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: — Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Беседует с детьми по вопросам: -«Какие герои были в рассказе?» -«Что из леса принес автор? -«Что удивило Зиночку?» -«А как с помощью смолы лечатся деревья?» Верно, когда смола бежит по ране, то ее затягивает. -«Почему из всех гостинцев она выбрала хлеб» Да, хлеб она выбрала, потому что удивилась, что он водится в лесу -«Ребята, а как автор охарактеризовал Зиночку?» Верно, Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб. «А какой охотник по характеру?» Верно, охотник знает и любит лес, делится своими знаниями и опытом. -Ребята, если бы Зине сказали, что это простой хлеб, а не лисичкин, то стала бы она его пробовать? Верно, она бы не стала его кушать, ведь не обычные вещи кажутся нам намного привлекательнее, если с ними связана какая-нибудь интересная история. -А чему этот рассказ учит нас? Да, ребята, рассказ учит тому, что даже самая простая пища, кажется, во много раз вкуснее, если с ее появлением связан рассказ или какая-либо история. Тогда и еда становится сказочно вкусной. -Молодцы, ребята, верно поняли смысл рассказа. -Ребята, охотник наверняка каждый день делает зарядку, давайте и мы с вами сделаем зарядку:
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя.Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз — два, раз — два Заниматься нам пора!
-Давайте встанем напротив доски
Слушают педагога Ответы: смола Ответы: удивилась Ответы: медленная Ответы: как рябчик Садятся красиво, спинки ровные Внимательно слушают произведение Внимательно слушают педагога Ответы: Зина и охотник Ответы: дары леса: грибы, ягоды Ответы: ее удивило, что в лесу есть хлеб Ответы: смолой у деревьев затягивает ранку Варианты ответов детей Ответы: маленькая девочка, любопытная, ей нравились рассказы автора Ответы: добрый, любит лес Варианты ответов детей Слушают педагога Варианты ответов детей Слушают педагога Слушают педагога Топают ножками Хлопают в ладоши Моргают глазами Поднимают и отпускают плечи Поворачиваются вокруг себя Встают напротив доскиСловарная работа Наводящие вопросы Чтение педагогом сказки Беседа по прочитанному Дополнение Дополнение ПохвалаДети знают содержание литературного произведения, какие дары лесы принес автор (белые, красные, черные грибы; лесные ягоды: кровавая костянику, голубую чернику, красную бруснику; чудесные лесные травы: кукушкины слезы, валерьянка, петров крест, заячья капуста; смола),
2.3.Этап практического решения проблемы.Закрепить представления детей о дарах леса, указанных в произведении-У меня для вас есть интересная игра. Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской? Верно, нельзя смотреть на луч проектора, работать нужно сухими руками и специальным маркером, стоять нужно справой стороны. Дидактическая игра на ИКТ «Определи последовательность басни по картинкам».
-Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет басни, проговаривая действия и за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка:
Вышел месяц из тумана,Вынул пышку из кармана:— Буду деточек кормить,А тебе, дружок, водить!
А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий рассказа «Лисичкин хлеб».
Задание № 1.
-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной:
Глазки вправо, глазки влево,И по кругу проведем.Быстро – быстро поморгаемИ немножечко потрем.Посмотри на кончик носаИ друг на друга посмотри.Круг, квадрат и треугольникПо три раза повтори
. -Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво -Сейчас давайте вспомним, как удивилась Зина гостинцу. А чтобы вспомнить давайте еще раз прочитаем рассказ. Сядем правильно, спины ровные, слушаем внимательно, чтобы ответить на вопрос Повторное и выборочное чтение произведения:
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала, и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб!
-Итак, как удивилась Зина? Верно, она спросила, откуда в лесу мог взяться хлеб -Ребята, в детстве мама мне читала книги, и я знала, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. -Послушайте предложение и попробуйте закончить его. Не забывайте, что сидим мы красиво.
Осторожно попробовала, и начала есть: Хороший лисичкин хлеб!
Молодцы, пробуем дальше:
Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
-Правильно, вы внимательно слушали рассказ и закончили предложения.
Слушают педагога Ответы детей: не смотреть на луч проектора, работать только сухими руками и маркером, у доски стоять нужно справой стороны Слушают педагога Подходят к доске, нажимают на куб и выполняют задание Глазками делают вправо, влево, кругом Моргают Трут глазки Смотрят на носик, затем друг на друга Повторяют круг, квадрат и треугольник Дети присаживаются на стульчики Слушают педагога Сидят правильно, спины ровные и готовятся слушать рассказ Слушают рассказ Варианты ответов Внимательно слушают педагога Слушают предложение Ответы: хороший лисичкин хлеб Ответы: лисичкин хлеб куда лучше нашего! Слушают педагогаБеседа Объяснение Гимнастика для глаз Повторное и выборочное чтение Наводящие вопросы Высказывание своего отношения Похвала ПохвалаЗакреплены представления детей о дарах леса, указанных в произведении с помощью дидактическую игру
3.Заключительный этап.-Провести рефлексию по итогам занятия-Ребята, вам понравился рассказ «Лисичкин хлеб»? -Как вы думаете, почему черный хлеб показался вкуснее домашнего белого хлеба? Да, правильно, потому что он был не такой, как все, и Зину привлекало все необычное -Какое задание вы выполняли в дидактической игре? -Как вы думаете, вы справились? Молодцы, ребята, а сейчас нарисуйте на листе бумаги персонажа, который понравился вам больше всех. А потом вы сможете показать его дома родителям и рассказать этот рассказВарианты ответов Варианты ответов Слушают педагога Ответы: восстанавливали последовательность рассказа Ответы: даБеседа Наводящие вопросы Дополнение ПохвалаПолучен ответ на проблемный вопрос: «Почему девочка с удовольствием ест черный хлеб?»

Приложение 2

Руководство игрой

  1. Обогащение содержания игры:
  • приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
  • приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, осветительных приборов, требование установить кабель- каналы.
  1. Советы:
  • открыть буфет или столовую для персонала и участников телепередач;
  • необходима хорошая реклама, анонс телепередачи, чтобы привлечь телезрителей;
  • выпуск и показ интересных и познавательных телепередач.
  1. Создание проблемных ситуаций:
  • Что делать, если во время съёмки сломалась видеокамера?
  • Что делать, если на съёмку не пришёл главный её участник?
  • У меня проблемы с нестандартной фигурой и я не могу подобрать себе платье, костюм для съёмки. Что делать? К кому обратиться?
  • Отключили свет, что делать? (Обзвонить участников телесъёмки, обговорить и определить удобное время и место съёмки);
  • Сломалась видеокамера, что делать? (Вызвать механика по ремонту оборудования);
  • Закончилась плёнка в видеокамере, что делать? (Обратиться к директору с просьбой привезти плёнку);
  • Сработала пожарная сигнализация, что делать? (Организовать вывод всех сотрудников из телестудии, позвонить в пожарную охрану).

Игры-спутники:

  • телепередачи на разные темы («Моя семья», «Наш город», «Школа будущего»);
  • реклама мероприятий («Театр», «Хореографический фестиваль», «Цирк»);
  • реклама предприятий («Супермаркет», «Медицинский , «Банк», «Техническое обслуживание машин»);
  • реклама продукции («Студия аэродизайна», «Ювелирный магазин «Алмаз», «Фармсервис», «Дом мод», «Пиццерия», «Швейное ателье», «Салон связи»);
  • прогноз погоды («Метеостанция»);
  • сводка происшествий («ГИБДД», «Детективное агентство», «Служба спасения»);

— интервью сотрудников разных предприятий («Туристическое агентство «Вокруг света», «Ветеринарный медицинский центр»

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1

Получить текст

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]