Что такое ролевая игра детей раннего возраста
Дети играют в ролевые игры начиная примерно с 2-х лет. Напарником ребенка в такой игре может быть сначала родитель или старший ребенок. И уже с 3-х лет они играют сами или с другими детьми. В процессе можно заметить насколько больше ребенок все больше и больше раскрывается, раскрепощается, больше говорит, проявляет больше изобретательности и фантазии. Конечно при условии, что он в принципе будет играть в такие игры, а это зависит от подачи родителей.
В начале будет ролевая игра «родитель ребенок». Например, «дочки-матери». Ну кто из нас в детстве не играл в это? Или игра в продавца и покупателя. В таких играх ребенок представляет себя на месте мамы, продавца или врача, к примеру. Таким образом он пытается воспроизвести их действия, эмоции. Ребенок в такой игре не только укладывает спать куклу, но и учится испытывать такие чувства как забота, нежность, строгость, ласка.
Чувства, которые ребенок проигрывает в таких сюжетах, проявятся и в реальной жизни. То есть проигрывая заботу, такому малышу будет проще заботиться о ком-либо в жизни.
Ролевая игра учит чувствам и эмоциям реальной жизни.
И что не маловажно, в такой ролевой игре, мы родители можем увидеть или услышать вещи, которые нам многое могут дать понять. Например, если в игре «воспитатель в детском саду», ваш ребенок в роли воспитателя кричит и бьет детей, это повод задуматься и забеспокоиться. Где он мог увидеть такую модель поведения?
Ролевые игры на тему дети приходят чуть позже, уже в детском саду. Это немаловажный этап, который помогает контактировать ребенку с другими детьми.
Предварительная работа
Просмотр видеофрагментов танцевальных соревнований.
Рассказ о профессиях, участвующих в создании танцевального шоу, знакомство с понятием «фестиваль».
Экскурсия в «Дом культуры» с целью знакомства с танцевальным коллективом «Метелица» (наблюдение за ходом репетиции, стилем общения между хореографом и танцорами, знакомство со спецификой разных жанров танца).
Дидактические игры «Назови профессию» (по действиям называть профессии), «Придумай танец» (прослушивание музыкальных фрагментов, обсуждение характера танца), игра-драматизация «Постановка танца» (творческое воспроизведение действий хореографа и танцоров).
Изготовление с детьми атрибутов для игры (элементы костюмов танцоров, номера участников соревнования, таблички для жюри).
Развивающая предметно-игровая среда: костюмы танцоров, элементы костюмов (пояса, ремни, заколки, броши и др.), номерки участников фестиваля, таблички с оценками для жюри, костюм ведущего, сценарий представления, диски с музыкальными фрагментами.
Что дают сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
- Ребенку не будет скучно и одному. Он всегда сможет развлечь себя такой игрой, придумать и смоделировать сюжет.
- Ребенок проще адаптируется в школьных инсценировках. Так как он уже имеет навыки игры в таких сюжетно-ролевых играх, ему не составит труда принять участие в школе в различных мероприятиях.
- У ребенка не будет проблем с общением, с поиском друзей. Такие активные и общительные дети становятся любимчиками учителей.
- Если ребенок приучен к общению, к приспосабливаемости к любой ситуации, то и протестов против школы и учебы возникнуть не должно. Дети больше настроены на учебу.
- С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок легче определится с любимыми школьными предметами, поймет, что умеет лучше всего, к чему стремится. Дети уверенней делают выбор будущей профессии.
- Ролевые игры помогают детям развивать способность творчески мыслить, фантазировать.
- Он ставит цель игры, идет к какому-то заранее намеченному результату. Сложно спорить с ценностью этого навыка.
- В процессе игру ребенок учится понимать свои чувства и эмоции и справляться с ними.
- Словарный запас непрерывно пополняется и обогащается в зависимости от разнообразия сценариев.
- Ролевые игры в жизни ребенка развивают его интеллект.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей: с чего начать, как организовать игру
Если ваш малыш сейчас ходит в детский сад или сидит с няней, то можете выдыхать, за вас сделают всю работу профессионалы, ну или почти всю. Ролевые игры в детском саду организовывают воспитатели, они отлично знают, как это делать, что для этого нужно, и самое главное, как заинтересовать детей в игре.
Если же все на ваших плечах, то вот несколько правил.
Как организовать сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
- Когда пора начинать разыгрывать такие сюжетные игры? Если ваш ребенок достиг примерно трех летнего возраста и уже имеет неплохой словарный запас.
- Выбор сюжета. Это очень просто. Чем интересуется ваш ребенок? Какими игрушками любит играть больше всего? Спросите у ребенка кем он хочет стать в будущем. Чаще всего дети знают ответ на этот вопрос. Если же нет, почитайте книги на тему «Выбор профессии». Это и будет вам ориентиром при выборе темы.
- Сложно определиться с темой? Не беда. Игра «продавец-покупатель» всегда срабатывает. Дети часто наблюдают ваши походы в магазин, они знают порядок действий.
- Реквизит. Для полного погружения в ситуацию нужно подобрать необходимый реквизит. Ну, например, для игры «Продавец-покупатель» вам понадобиться: калькулятор в качестве кассового аппарата, деньги – это могут быть просто бумажки или вырезанные цифры из календаря. Конверт в качестве кошелька покупателя. Набор «товаров» для продажи, желательно подобрать игрушки или предметы определенной тематики (мягкие игрушки, пластиковые фрукты и овощи, книги).
- Подготовка реквизита может проходить вместе с ребенком. Привлекайте его к подготовке, доверьте собрать предметы для продажи или позвольте нарезать бумажки для денег.
- Перед началом игры убедитесь, что ваш ребенок действительно понимает сюжет, ему знакома эта ситуация, он понимает действия и слова в этом сюжете.
- Можно играть. Но игра будет продуктивной и насыщенной, только если не только ребенок, но и вы сами будете хотеть играть. Если вы раздражены долгой подготовкой и вообще у вас свои дела, малыш это почувствует, и игры не получится.
- Как часто играть? Каждый день! Это принесет только положительный результат. Повторюсь, что роль ролевых игр в жизни ребенка сложно переоценить.
Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем больше у него развивается навык делового общения. То есть он способен договариваться и убеждать, склонять на свою сторону.
Вторая стороны медали: в процессе игры ребенок может привыкнуть подчиняться. И вот именно поэтому на начальном этапе важно участие родителей. Родители должны помочь застенчивому и робкому ребенку преодолеть свой страх, примерить на себя роль лидера. Тут роль ребенка в сюжетно-ролевой игре должна быть главной, лидирующей, но не постоянно.
Как понять отношение ребенка к сюжетно-ролевым играм, приносят ли они пользу и развивают ли ребенка
- Ребенок сам просит вас поиграть с ним, проявляет инициативу в выборе сюжета.
- Малыш запомнил основные фразы и уже может сам их использовать в игре, без вашей подсказки.
- Ребенок иногда самостоятельно играет с игрушками или другими детьми в игры, которые вы с ним проигрывали.
- Ваш ребенок начал подручные средства использовать в игре, приспосабливать их к сюжету.
- Малыш понял, что такое «понарошку».
Предварительная работа
Беседы о цирке и его работниках.
Просмотр мультфильмов: «Каштанка», «Ну, погоди».
Посещение цирка.
Просмотр иллюстраций о цирке.
Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Цирк»; Ю. Куклачёв «Друзья мои кошки»; В. Драгунского «Девочка на шаре», «Цирк».
Игры: «Подбери маски клоунам», «Цирковые номера», «Кому что нужно?».
Изготовление атрибутов: афиши, билеты, программки, вывески, маски.
Развивающая предметно-игровая среда: афиши, вывески, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки», гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.); атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы, грим, косметические наборы, спецодежда для билетеров, работников буфета и др.).
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей
Сюжет «Зоопарк»
Наша цель: пополняем словарный запас ребенка, даем знания о животных, учим их повадки и звуки, воспитываем в детях любовь к животным.
Реквизит: игрушечные животные, касса (калькулятор вам в помощь), билетики для входа в зоопарк, деньги (нарезанные бумажки), овощи для животных.
Сюжет игры: Собираемся в зоопарк, едем, покупаем билеты в кассе, гуляем по зоопарку, экскурсовод (мама или папа) рассказывает детям о животных, кормим животных.
Сюжет «Детский сад»
Наша цель: рассказать о саде, о его правилах, о воспитателях и нянечках, научить детей в роли воспитателей заботиться.
Реквизит: комната (детский сад) и все нужные игрушки.
Сюжет игры: проигрываем с самого начала день, поход в сад, все, что происходит обычно в саду, до момента, когда родители забирают деток домой из сада.
Сюжет «Общественный транспорт (автобус)»
Наша цель: объяснить задачи и ответственность водителя, кондуктора и пассажиров, объяснить правила поведения в транспорте.
Реквизит: стулья, билеты, деньги, фуражка у водителя
Сюжет игры: стоим на остановке, ждем автобус, заходим, покупаем билет, соблюдаем правила поведения, заранее предупреждаем о нужной остановке.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Хореограф — придумывает танец, подбирает танцоров для реализации своего замысла, работает над постановкой танцев.
Танцоры — следуют рекомендациям хореографа, исполняют танцы, приветствуют зрителей поклоном перед началом выступления и после его окончания.
Жюри — оценивает выступления участников фестиваля.
Ведущий — ведёт представление: объявляет состав жюри, имена выступающих, оценки по окончанию выступлений, имена победителей.
Второстепенные
Звукооператор — работает за пультом управления музыкой.
Костюмер — готовит костюмы для танцоров, производит примерку.
Зрители — присутствуют на представлении, аплодируют участникам, обсуждают представление между собой.