Игры с пластилином для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ


Карандаши для кукол

Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им. Упражнять скатывать комки пластилина между ладонями прямыми движениями; учить придавать им форму карандаша. Закреплять знание цветов.

Материал: Пустые коробки от цветных карандашей, пластилин.

Ход занятия

Создание игровой мотивации. До занятия рядом с куклами размещаются пустые коробки из-под цветных карандашей. От имени кукол воспитатель передает их просьбу: им очень хотелось бы иметь карандаши. Пустые коробки есть, а карандашей нет.

Воспитатель предлагает детям помочь куклам. Дети берут пустые коробки и занимают место за рабочими столами.

С приемом скатывания пластилина между ладонями прямыми движениями дети уже знакомы. Поэтому можно привлечь к показу тех, кто его освоил. Воспитатель лишь показывает детям, как один из концов вылепленного столбика слегка сжимается пальцами, чтобы придать ему форму отточенной стороны карандаша.

Чтобы закрепить названия уже известных цветов, воспитатель от имени игрушек спрашивает у кого-либо, какого цвета карандаш он вылепил. В случае затруднения цвет карандаша называет воспитатель.

Игры с пластилином для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Игры с пластилином для развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Муравьева Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов, ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска.Описание: Разработка содержит описание опыта работы по развитию творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, родителям обучающихся. Цель развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, семейной и профессиональной ориентации. Задачи: 1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Развивать навыки лепки, использовать разные приемы.
Ход занятия
Дети с ограниченными возможностями здоровья
– это дети, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии, и как следствие, отклонения в развитии и поведении. Этим детям необходимо внимательное, доброе отношение взрослых, и в первую очередь педагога. С такими детьми нужна систематическая последовательная работа и большое терпение. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой.
Лепка
это интересное и полезное занятие, которое любят все дети, это отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков. Ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Игры с пластилином позволяют интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).


В интересной игровой форме дети с ОВЗ обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Часто на занятиях по рисованию у детей есть возможность реализовать свой накопленный опыт, знания и умения. Например, дети должны дорисовать недостающие элементы рисунка (дорисуй портрет, дорисуй мышке усики, зайчику глазки и хвостик и т.д.).


Детям младшего школьного возраста очень нравится работать с пластилином. На уроках ручного труда и рисования я предлагаю детям следующие задания: Скатать шарики из пластилина и украсить посуду.


Дополнить изображение.


Способом размазывания нанести пластилин на рисунок.


Украсить крылья бабочки разноцветным узором.

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки» Цель: Развитие внимание и логического мышления у детей с ОВЗ. Задачи: Учить детей подбирать соответствующие «заплатки» по цвету и размеру. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику. Ход игры:Вариант №1:
(Индивидуальная работа) Ребенку выдаются карточки с отсутствующими частями картинки, и пластилин — так называемые «Заплатки». Ребенок должен подобрать цвет и сделать нужную заплатку
Вариант №2:
(коллективная игра) Нескольким детям выдаются по 1 карточке с отсутствующими частями. Дети должны кто быстрее подобрать свои «заплатки». Как показывает практика, это очень увлекательная игра!


Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. К данной технике наиболее часто мы возвращаемся при выполнении таких работ, как «Грибы», «Цветы», «Птицы», «Овощи — фрукты».


На уроках по ручному труду я использую лепку с целью показать нестандартные приемы работы с пластилином. Аппликация с помощью различных видов пластилина, изготовление объемных фигурок из шарикового пластилина — это простой, но необычный вид творчества. Эти занятия хорошо корригируют внимание, мелкую моторику; развивают фантазию, воображение; воспитывают усидчивость. Шариковый пластилин состоит из шариков и клеевых нитей, он не липнет к пальцам, приятен на ощупь, имеет очень яркие цвета и вызывает массу положительных эмоций у ребят. При изготовлении объемных фигур я знакомлю детей со свойствами этого пластилина: бывает крупнозернистый и мелкозернистый, застывающий и не застывающий. Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому учу детей сначала делать основу из бумаги (шарики, овалы), а затем облепливать пластилином. На втором занятии даю ребятам возможность изготовить фигурки животных по их замыслу или по картинкам-образцам. На занятиях одни дети любопытны, выполняют работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Другие безынициативны, выполняют самую легкую работу побыстрее. Но я добиваюсь, чтобы ребенок не делал бесформенных ляпух, заставляю переделывать, сравнивать с образцами. В процессе занятия слежу за тонусом детей. Если вижу, что они устали, делаю перерыв. В конце занятия вместе с детьми убираем рабочие места, следим за чистотой одежды, моем руки. Для проявления творческих способностей недостаточно дать ребенку кусок пластилина, необходим положительный пример. И тут я хочу сказать о ведущей роли учителя в этой работе, который должен сам уметь рисовать, лепить, давать возможность наблюдать за процессом изготовления изделий. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому.
Занятие строится из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой 2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Объяснение задания. 5. Непосредственная работа. Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками — развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. Большим стимулом для учащихся является школьная выставка творческих работ по декоративно — прикладному искусству, где помещаются лучшие работы.

Рекомендуем посмотреть:

Снежная баба своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Развивающая игра из фетра для детского сада своими руками Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста на тему «Колобок» Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

Похожие статьи:

Упражнения на подготовку руки к письму для старших дошкольников

Пластилиновый театр

Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.

А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка — не ваш конек). К счастью для многих родителей, особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.

Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: «Кошка! Иди тащить репку» — и одновременно вылепливаете фигурку кошки.

Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.

Познавательные игры

Если ваш ребенок — поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок — зернышки, а кошка — рыбу.

Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище-колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать — что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.

Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников — лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.

Еще одна волшебная игра — лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его «нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.

Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребенок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям — транспорт, еда, животные. Если малышу понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.

Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.

Пластилиновые фантазии

Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто «непонятное-чудное». И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.

Ребенку, начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя какую-то роль.

Пластилиновая кулинария

Прежде чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд — увлекательное занятие.

Кроха может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед — хороший повод дать малышу первое представление о дробях и делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количеств бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.

Изучаем цвета

Если малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих игр и занятий), постоянно называйте их: «Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик…»

Хороший пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу, проверьте, действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет). Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении.

Расскажите и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета, получится кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам разобрать пластилин по цветам.

Конспект ООД по лепке в старшей группе «Лепим сказочных героев»

Черепанова Наталья
Конспект ООД по лепке в старшей группе «Лепим сказочных героев»

Цель: закрепление знаний русских народных сказок.

Овладение приемами лепки объемных фигур из теста.

Совершенствование навыков совместной работы в коллективе.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;

Развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.

Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Материал к занятию:

пластилин, доски для лепки, стеки, влажные салфетки, сборник русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей:

«Чтение художественной литературы»

,

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]