Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»


Картотека игр на развитие мелкой моторики

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.

Карточка №9

«Поиск предметов в миске с крупой»

Задачи:

детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.

Материал:

Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов- игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).

Описание игры.

Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.

Карточка №10

«Завязывание и развязывание бантиков»

Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого – овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.

Материал:

Деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.

Как работать с материалом

.

Развязывание

. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.

Завязывание.

Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем

Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» Образовательная программа

Руководитель: Пурзикова Елена Владимировна, воспитатель. 2015-2016 гг

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Детская деятельность детей по интересам «Говорящие пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Детская деятельность детей по интересам проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение всего учебного года. Форма работы: с подгруппами.

Прогнозируемые результаты.

  1. Умение детей работать с бумагой;
  2. Использование в театральных играх образные игрушки;
  3. Развивать умение держать карандаш (ручки станут более гибкими, послушными);
  4. Умение дошкольников самостоятельно и творчески работать;
  5. Овладение необходимыми знаниями и навыками в совместной с воспитателями деятельности.

Целевое назначение программы:

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), понимание речи, гармоничное развитие детей.

Задачи:

Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Образовательные:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук
  • совершенствование движений рук
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
  • воспитывать и развивать художественный вкус
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса.

Педагогические принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему)
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Методы и формы:

  1. Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.
  2. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.
  3. Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность..

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Обеспечение программы.

Кадровое: педагог, имеющий высшее образование.

Материально – техническое:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

  • резиновые игрушки
  • бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки
  • различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.
  • цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши
  • фигурки пальчикого театра и др.
  • картотека пальчиковых игр
  • картотека художественного слова (стихи, загадки)
  • фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Методическая литература:

  1. Абрамова Л.П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
  2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
  3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
  4. Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз. 1999.
  5. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев». — М.: «Генезис», 2008.
  6. РазенковаЮ. А., Одинокова Г.Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004
  7. «Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. — № 6. – с.22 – 28.
  9. Журнал «Обруч».
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]